Тамара Касьянова: Магазину проще вернуть товар с истекшим сроком реализации производителю, чем пытаться продать со скидкой пока он еще годен

Гости
Тамара Касьянова
первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров»

Оксана Галькевич: Переходим к обсуждению наших тем, уважаемые друзья, о которых мы рассказали в самом начале эфира. Итак, государство раздумывает узаконить торговлю продуктами с истекающим сроком годности. Несколько провокационно звучит. Точнее, навести некий порядок в этом вопросе. Потому что это и сейчас не запрещено. А что запрещено? Запрещено, естественно, продавать уже просроченный товар.

Константин Чуриков: Речь идет о предложении Минсельхоза. Оно состоит в том, чтобы разрешить торговым точкам продавать товары, срок которых уже близок к окончанию по более низким ценам. При этом увеличить штрафы за торговлю уже просрочкой, если действительно эта просрочка на прилавках.

Оксана Галькевич: Появится вдруг каким-то образом, да. Вот интересно, что сейчас мешает торговым точкам это делать. Вопросы есть, их много. Надеюсь, все нюансы нам поможет прояснить сейчас наш гость. В студии программы "Отражение" представляем Тамару Касьянову, первого вице-президента Российского клуба финансовых директоров. Здравствуйте, Тамара Александровна.

Тамара Касьянова: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Уважаемые зрители, вот вопрос к вам, пока мы тут только начинаем беседу. Вы часто сталкиваетесь с тем, что вам под видом свежего продовольственного товара подсовывают уже просроченный продукт? Часто ли такое у вас бывает? Какие у вас нарекания именно к продовольственным магазинам. Может быть, что-то еще предложите Минсельхозу. 8-800-222-00-14. Тамара Александровна, мне интересно: а что, для этого требуется ­какой-то специальный законопроект? Разве сейчас магазин, частное предприятие (ООО) не вправе со скидкой продавать товары? Или все это нужно согласовывать?

Тамара Касьянова: Нет. На самом деле любой магазин имеет право продавать, сам может устанавливать любые скидки на любые товары, промоакции мы часто видим и так далее.

Константин Чуриков: Мы же не в Советском Союзе.

Тамара Касьянова: Нет. Жестко регламентировано, кроме определенных видов продукции и товаров, которые должны по какой-то цене социальных продуктов. Любой магазин может это делать. Но, к сожалению, не все магазины этим пользуются. Им проще гораздо вернуть товар производителю, когда истекает срок реализации. И, соответственно, чтобы производитель нес убытки, а не магазин.

Оксана Галькевич: То есть вернуть… Либо, наверное, все-таки на свалку, нет?

Тамара Касьянова: Поскольку большая часть товаров в магазин приходит на реализацию с правом возврата (если говорить о крупных сетях, то это именно так), то, безусловно, они возвращают производителям, а производители уже отправляют на свалку.

Оксана Галькевич: А вот интересный момент. Смотрите, то есть получается, что торговые сети следят за сроком годности того или иного товара, чтобы, допустим, вовремя вернуть его производителю. Как же тогда эта продукция все-таки оказывается в продаже? Тут то они почему следят уже не так тщательно?

Тамара Касьянова: Тут есть две ситуации. Во-первых, если вспомнить давно ушедшие года, когда было очень много торговых техникумов, училищ вузов, и готовили профессиональных специалистов, сейчас, когда мы заходим в магазин, мы видим, что работают не профессионалы.

Константин Чуриков: Раньше был такой термин – работник торговли. А сейчас просто какой-то Вася, который вчера продавал телефоны, а сегодня он продает…

Оксана Галькевич: Товаровед. Это же была целая специальность такая.

Тамара Касьянова: Да. И, безусловно, было, наверное, более жесткое законодательство контроля, которое даже не предусматривало, что будут продаваться просроченные продукты. Сейчас, к сожалению, иногда такое происходит. Тут надо понять. Торговых точек достаточно много. Есть очень большие магазины. Безусловно, каждый день просматривать на прилавках всю продукцию… Некоторые относятся к этому достаточно халатно, и как результат остается иногда просроченная продукция на прилавке.

Константин Чуриков: Извините, я все равно не понимаю, зачем нужно это вмешательств Минсельхоза, если в принципе нынешняя ситуация, когда магазин может сам устанавливать скидки, сам быстрее реализовывать продукцию, он в принципе укладывается в обычную предпринимательскую логику. Мне хочется понять, почему этой предпринимательской логики нет. Ведь если у тебя что-то не идет, скидку дай людям – они быстрее купят и все.

Тамара Касьянова: А в том случае, если эта продукция собственная магазина, безусловно, они идут на то, чтобы предоставить скидки либо предпринять какие-то другие меры. К сожалению, бывает разукомплектация продукции, нарезка и упаковка под видом продукции магазина, что запрещено. Если учитывать ту ситуацию, когда продукты питания приходят на реализацию в магазины с возможностью возврата, то магазин не очень сильно заинтересован в продаже. Ему проще вернуть производителю. Производитель будет уже относить эти расходы на убытки.

Оксана Галькевич: Это понятно. Я все-таки не понимаю, почему, чтоб вернуть производителю, они тратят время, силы на то, чтобы проверить прилавки по сроку годности тот или иной товар, а вот чтобы убрать с прилавка ненужное, они почему-то… Ладно, хорошо. Давайте послушаем нашу телезрительницу из Петербурга. Людмила у нас на связи. Людмила, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я житель блокадного Ленинграда. В одном из магазинов "Дикси" Кировской района нашего города я увидела запечатанный кусок сыра. И он был с явной плесенью. И я эту упаковку вернула на кассу.

Константин Чуриков: Людмила, имеется в виду, что сыр по умолчанию не должен был быть с плесенью, потому что бывают…

Зритель: Конечно. Тем более перед таким днем – Днем военно-морского флота. А самое главное – я хочу сказать: стыд и позор нашим властям, что в городе, пережившем 900 дней блокады, хлеб и булка дорожают, тогда как в других городах гораздо дешевле, а иногда по некоторым праздникам бесплатно. Тем более учитывая пенсионеров, у которых маленькая пенсия. Спасибо.

Константин Чуриков: Людмила, спасибо вам. Вы так еще сказали. Прям сразу вспомнил московско-петербургский словарь. "Булка". У нас же говорят по-другому. Тем не менее, Тамара Александровна, я не могу не спросить вас: а что сейчас грозит вот этим владельцам, людям, которые подсовывают нашей зрительнице не тот сыр, не той свежести самим продавцам и юрлицам.

Тамара Касьянова: В настоящий момент существует административный штраф. На продавца – это до 10 000 рублей. И на предпринимателя, в данном случае – на предприятие, которое торгует такой продукцией – до 30 000 рублей. Это, безусловно, несущественные суммы как для человека… Для продавца, может быть, и существенно, а для предприятия, конечно же, нет. Но, с моей точки зрения, безусловно, штрафы должны быть более серьезными. Потому что не должно быть такого, чтобы на прилавках магазинов была просроченная продукция.

Константин Чуриков: Даже все, наверное, построено по принципу, я не знаю, в какой-то степени нечестного бизнеса. Не каждый отважится обратиться в суд, в какие-то надзорные органы. Это же надо иметь кипучую энергию, массу свободного времени. Мы не спросили нашу зрительницу, обращалась ли она куда-то. Наверняка нет. Просто отложила сыр, не стала покупать.

Оксана Галькевич: Что предлагает закон? Как он собирается исправлять ситуацию?

Тамара Касьянова: Окончательной редакции еще нет. Его еще обсуждают. Но в любом случае там предусмотрено, чтобы штрафы были значительно выше, чем те, которые есть сейчас. Это с одной стороны. С другой стороны, должна быть предусмотрена возможность продавать товары со скидкой, товары, у которых заканчивается срок реализации. Мы понимаем о том, что срок реализации – это не говорит о том, что товар после этого просрочен. Он попадает человеку домой в холодильник. И он еще какое-то время, исходя из его правил, он еще нормальный и неиспорченный.

И в данном случае будут какие-то регламенты, наверное, рекомендованы для предоставления этих скидок при реализации товаров.

Константин Чуриков: Давайте сейчас обратимся к базовой информации о том, сколько хранятся те или иные продукты, вернее, срок годности этих продуктов. Сейчас на экране будет видно. Считается, что свежее мясо и охлажденная рыба остаются свежими до 48 часов. Не больше 2 суток хранятся ветчина, бекон, творожные продукты и торты. Овощи и фрукты могут лежать от нескольких месяцев до года. Это картошка, лук, апельсин. Конечно, в зависимости.

А вот максимальный срок хранения баклажанов – 15 суток. Насколько действительно все это верно и насколько это нормативно, то есть обязательно к выполнению для тех же самых магазинов?

Тамара Касьянова: Это установленные сроки. Но, безусловно, здесь надо учитывать, что они находятся в нормальных условиях хранения. Потому что если говорим о мясе, о рыбе, они должны все равно быть на прилавках холодильников. Потому что если они будут за пределами прилавков холодильников, то, безусловно, эта продукция даже 48 часов не выдержит.

Константин Чуриков: Не хочется поднимать эту тему, потому что мы иначе переформатируем наш разговор. Но вот рыба в магазинах на что похожа? Она же никакая не охлажденная. Это просто свежая размороженная рыба. В лучшем случае. Здесь в этом случае бесполезно обращаться куда-то и как это все задокументировать, запротоколировать, чтобы наказали?

Тамара Касьянова: Если говорить о замороженной рыбе, она хранится в морозильниках и в охлажденном. Если это свежая рыба, она хранится на льду. И если она не хранится в таких условиях… Либо она хранится в аквариумах, плавает. Но, к сожалению, иногда мы приходим в магазин и видим, что…

Константин Чуриков: Она мертвая там уже плавает.

Тамара Касьянова: Она уже плавает брюхом кверху.

Оксана Галькевич: У нас есть звоночек из Самарской области. Марат, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вопрос такой. Подскажите, пожалуйста. Вот мы являемся поставщиками в торговую сеть, свою продукцию поставляем. Вопрос такой. Торговая сеть возвращает нам, допустим, по истечению срока годности наш товар. Но никаких… Вопрос такой: нельзя ли сделать 50% хотя бы ответственности на торговую сеть? И какие-то меры предпринять.

Константин Чуриков: Все логично. Потому что вы произвели продукт. Соответственно, есть люди, которые его должны продать. Это уже их дело. Они делают вид, что они ни причем. Они тут рядом стояли.

Оксана Галькевич: Логика ясна, действительно. А то сейчас получается однобокая ситуация.

Тамара Касьянова: Да, безусловно. Но мы все видим, что есть некое противостояние сетей и торговых сетей, и производителей. И, безусловно, в этой ситуации торговые сети могут диктовать большие условия. И производители в этой ситуации страдают. Ведь та ситуация, когда торговые сети, торговые магазины могут устанавливать и продавать продукт с истекающими сроками годности, со скидкой, с тем чтобы производитель не потерпел убытков, потому что в конце концов магазину проще просто вернуть истекший со сроком реализации товар, чем думать о том, чтобы устанавливать какие-то скидки с определенной степенью, и потом еще разбираться, объясняя, почему, по какой цене. Здесь тоже недостаточно прозрачно. Вот именно эти условия нужно прописать законодательно.

Оксана Галькевич: А вот смотрите, очень интересное сообщение из Свердловской области. Скидки – дело хорошее. Надо предлагать, надо как-то стимулировать. Как это будет выглядеть? Вот нам пишут: "В торговом магазине "Монетка" купили упаковку сосисок по акции. Дело было вечером. А, придя домой, обнаружил, что срок годности истекает уже завтра. Какой интересный ход".

Константин Чуриков: Надо срочно всей семьей килограмм сосисок съесть, умять за вечер.

Оксана Галькевич: Может быть, большая упаковка. Не суть. Все равно как-то хитро это, согласитесь. Вот в этом предложении Минсельхоза будут ли какие-то моменты учтены? Какие-то сроки, как эти акции, правила проведения этих акций. Или нет? А то действительно, знаете, когда накануне вам выставляют ценник со скидкой и говорят: "Акция, акция, хватай!", - это нечестно. Правда нечестно.

Тамара Касьянова: С моей точки зрения, наклейки на продукции, на товарах, которые продаются, должны быть не такими мелкими, когда никто не видит и дату производства, и производителя, и так далее. Безусловно, они должны быть определенного размера, чтобы легко могли люди прочитать. Там должно быть, безусловно, указан и предельный срок реализации, и дата его изготовления. И это должно быть напечатано не мелкими буквами, а достаточно крупными.

Оксана Галькевич: Как в европейских магазинах на товарах. Я просто вспоминаю. В Финляндии там на каждой упаковке такие желтенькие бирочки. Крупненько написана дата производства, срок годности, срок реализации. Вот прям видно. Она сверху наклеена.

Тамара Касьянова: Мы видим, как сейчас на сигаретах достаточно крупными буквами написано, что это опасно для здоровья.

Константин Чуриков: Давайте так же писать на многих товарах. Вот на рыбе можно вообще на каждой писать.

Тамара Касьянова: Я бы не сказала. Есть рыбы, которые не опасны для здоровья.

Константин Чуриков: Но это другие уже магазины, другой ценовой категории. И то не всегда.

Тамара Касьянова: И здесь еще есть вторая ситуация. Безусловно, на такую продукцию, на которой можно писать красными, желтыми буквами: "плюс три дня, плюс два дня до окончания срока реализации".

Константин Чуриков: Зрители пишут: "Раньше перед ОБХСС дрожали и гадостью не кормили". Что у нас с таким надзором? С одной стороны, действительно, есть запрос на то, чтобы никто не кошмарил бизнес, чтобы эти проверяющие структуры не приходили и не мешали людям работать. А в то же время, когда я сейчас читаю простыню сообщений, каждый второй или каждый первый жалуется на то, что его обманули, сыр не тот. Пишут, что переклеивают просто-напросто наклейки. Вот здесь как быть, кстати?

Тамара Касьянова: В этой связи я считаю, что законодательство должно быть достаточно жесткое, регламенты должны быть очень жесткие. Потому что мы понимаем о том, что здоровье нации, здоровье людей впрямую зависит от того, что мы едим. Если мы будем есть некачественные, просроченные продукты, испорченные продукты, потом на лечение людей денег уйдет гораздо больше. Поэтому очень важно пойти по всей цепочке от сельского хозяйства, производства и торговли, и ввести очень жесткое законодательство, очень жесткие регламенты, с тем чтобы не допускать той ситуации, и штрафы, безусловно, должны быть существенными, чтобы у людей даже не было бы никакого желания продавать испорченную продукцию.

Оксана Галькевич: Но это же, наверное, все-таки регулярность работы контролирующих органов, правда? Пусть они приходят не каждый день, пусть это будут не люди в масках, не облавы.

Константин Чуриков: Почему не люди в масках? Знаешь, сразу будут правильные продукты.

Оксана Галькевич: Кость, просто смысл в том, что периодически появляются какие-то люди, без формы, они приходят, что-то покупают. Так, обнаружили – зафиксировали, обнаружили – зафиксировали. Сколько-то там проверок… Я не знаю, можно лицензии лишиться в конце концов, потому что люди занимаются действительно опасным для здоровья делом – травят других. Неотвратимость, что называется, проверок и наказаний.

Тамара Касьянова: В этой связи и должно быть достаточно жесткое законодательство. Потому что штраф на предприятие 20-30 тысяч рублей за испорченную продукцию – это, конечно же, несущественно.

Константин Чуриков: В случае, если какой-то активный гражданин обратится в надзорные органы.

Оксана Галькевич: У нас есть активный гражданин из Ростова-на-Дону. Давайте с ним пообщаемся. Его зовут Александр. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, у меня такой вопрос. Сейчас летний период, очень жарко. Естественно, продукты, будем говорить, от температуры быстрее портятся. Покупаешь, предположим, сметану или какую-то продукцию, на ней пишут срок годности, такой-то срок, но при температурном режиме хранения. Если, предположим, в холодильниках больших крупных магазинов кто проверяет, как они хранятся. Если этот товар выставляется на полку магазина, то я так думаю, что температурный режим уже не сохраняет.

Константин Чуриков: Это такой открытый холодильник. Понятно, что это не те условия.

Зритель: Кто проверит эту температуру, которая указана заводом-изготовителем? Конкретно 15-17 градусов хранения. И оттого, что эта температура не соответствует, значит, срок годности должен намного уменьшаться. И кто это проконтролирует и конкретно скажет, что, ребята, извините, при таком хранении уже срок годности у вас давно прошел.

Константин Чуриков: Замечательный вопрос, Александр.

Тамара Касьянова: Здесь, как я говорю, та же самая ситуация. Это должен быть профессиональный персонал в магазинах, это должны быть нормально работающие прилавки, нормальные условия. Понятно, что существует аномальная жара. Мы помним, например, в Москве несколько лет назад было, и холодильники не справлялись. Но это разовые случаи.

Константин Чуриков: Тамара Александровна, я думаю, что Александр спрашивал о другом. Он спрашивал о том, что государство должно сделать. Понятно, что везде должны быть профессионалы. Но, тем не менее, тут дальше начнется клубок других проблем: там зарплаты маленькие у них, значит, они не могут позволить себе нанять профессионалов. С точки зрения именно государственной логики, что должно делаться, чтобы вот этого не было?

Тамара Касьянова: На самом деле должно быть жесткое законодательство, которое не позволяет магазинам продавать некачественную продукцию, просроченную продукцию?

Оксана Галькевич: Подождите, а сейчас оно у нас недостаточно жесткое? Штраф за 20-30 тысяч. Только в этом его нежесткость.

Тамара Касьянова: Но тут же есть еще разные ситуации. Бывает, некачественной продукцией люди могут отравиться. Это тоже очень важно. Например, молочная продукция.

Константин Чуриков: Запросто. В больницу попасть.

Оксана Галькевич: Смотрите, а там вот эти штрафы взимаются, 20-30 тысяч, которые выглядят, действительно, может быть, несущественными – они взимаются в каком случае? Если обнаружен разово или по объему? Допустим, 5 кг нашли. Каким образом это все? Понимаете, ведь можно же найти в одном магазине столько всего интересного, что эти 20 тысяч помножатся на десяток, превратятся в 200.

Тамара Касьянова: В данном случае здесь имеется в виду то, что штраф единоразово, вне зависимости от того, у тебя одна пачка, на которую обратили внимание, это максимальное…

Константин Чуриков: То есть одно наименование или несколько – все равно штраф будет один.

Тамара Касьянова: Это неважно, да.

Константин Чуриков: То есть, грубо говоря, это хоть каждый день выписывает по одному штрафу.

Оксана Галькевич: А нет ли еще таких норм в этом законе ныне действующем, что не чаще 1 раза в месяц штрафовать. Можно так приходить каждый день в подозрительный магазин, проверять и выписывать. Не про кошмарить бизнес я сейчас, я про другое.

Тамара Касьянова: Здесь вторая ситуация, что иногда, когда находятся такие магазины и если находятся такие недобросовестные проверяющие, то они будут просто туда приходить ежедневно и получать другим образом – не выписывая штрафы.

Оксана Галькевич: Ясно, хорошо.

Константин Чуриков: Много сообщений. Москва нам пишет: "В сети магазинов… в Московской области есть большая проблема, большая проблема, чем просроченные продукты – это крысы. К кому обращаться?".

Тамара Касьянова: Это более опасно. Есть человек, куда проще обратиться – это Общество защиты прав потребителей. И там уже дальше будут с этой темой разбираться.

Константин Чуриков: Я имею в виду, чтоб прямое действие было. Потому что крысы продолжают бегать. Предположим, человек не может. В другой магазин…

Оксана Галькевич: А по инстанциям еще не дошло.

Константин Чуриков: Да. Пенсионер или инвалид не может далеко ходить. Ему нужно, чтобы завтра уже все было нормально.

Тамара Касьянова: К сожалению, так быстро завтра не знаю.

Константин Чуриков: Это потому что в масках никто не приходит.

Оксана Галькевич: Нина из Свердловской области в эфире. Нина, здравствуйте.

Зритель: У нас магазин "Магнит" – я живу напротив и хожу каждый день туда. И как ни прихожу, делаю им замечание, писала в книгу жалоб – бесполезно. Куры лежат уже засохшие, желтые сверху, вообще неприглядный вид. Рыба засохшая, как щепа лежит.

Константин Чуриков: Не просто сушеная, а именно засохшая?

Зритель: Засохшая. Высохшая настолько, что она щепка лежит. Я говорю: "Вы что, вы себе такое возьмете? Почему вы выкладываете на продажу". Надо уже списать и убрать. Это бесполезно. Я хожу, постоянно говорю. Мне уже надоело говорить. Я не знаю, что делать с этими магазинами. Ничего не понимаю.

Константин Чуриков: То есть "Магнит" вас не притягивает?

Оксана Галькевич: Нина, вы не им говорите, а "Роспотребнадзору". Какие службы могут выслушать Нину гораздо внимательнее, чем "Магнит"? Скажите, пожалуйста.

Тамара Касьянова: Я думаю, что в ту же прокуратуру можно писать на такие факты. И там, я думаю, воздействуют более быстро на такие случаи.

Константин Чуриков: Тут важно вчитаться в слова, какой лексикой пользуется зритель. Мурманская область: "Дважды купила в одном и том же магазине пахнущие хлоркой окорока". Тоже, кстати, Мурманска. С другого телефона нам пишет. "В Мурманске прикрыли тепличное производство. Теперь копаемся в свежепривезенном огуречьем гнилье.

И вот еще, извините, это прям так желто звучит, какие-то желтые новости, но это вы нам пишете, это жизнь наша, друзья. Зрительница из Ивановской области пишет: "Вчера чуть не купила в магазине белорусских продуктов. Пельмени просрочены еще в апреле".

Оксана Галькевич: Но они были очень глубокой заморозки.

Константин Чуриков: Но они были белорусские.

Оксана Галькевич: А вот, кстати, тоже из нашей жизни, это Карелия: "Это еще цветочки – просроченная продукция. У нас предприниматели на базаре продают замороженную просрочку. На самом деле действительно якобы какие-то мелкооптовые рыночки, еще что-то. Зачастую вот такой…

Константин Чуриков: Зрители нам пишут, что, учитывая особенность региональных зарплат, просрочка – спасение от голода. Это из Липецкой области. И напоминает Краснодарский край: "Спасибо. В воскресенье день торговли". Мы наперед, можно сказать, поздравить работников отрасли. Уж извините.

Оксана Галькевич: Стало гораздо лучше. Спасибо большое. В студии у нас сегодня была первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. Тамара Александровна, спасибо большое.

Константин Чуриков: Программа "Отражение" берет небольшую паузу, потом увидимся через две минуты. 

Необходимы изменения в Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"