Сергей Радько: Системы ТО - которая есть сейчас и которая планируется - имеют к безопасности движения очень отдаленное отношение. Если вообще имеют!

Гости
Сергей Радько
адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия»

Ольга Арсланова: В ближайшие полчаса предлагаем поговорить о техосмотре в России. Дело в том, что правила его получения совсем скоро могут измениться, хотят их ужесточить. По крайней мере Минэкономики подготовило масштабный план по реформированию ТО автомобилей. В ближайшее время в правительство будут внесены поправки к нескольким законам.

Что хотят сделать? Планируется ужесточить правила работы операторов ТО, чтобы те не могли продавать гражданам диагностические карты без проверки машины. Ну а водителей будет ждать штраф за непройденный техосмотр, предварительно 800 рублей. Сама же процедура прохождения ТО будет фиксироваться оператором на видео и фото, а госконтроль над операторами будет передан Ространснадзору. Вот такие изменения планируются.

Юрий Коваленко: Напомним: с 1 января 2012 года проверять машины доверили и частным компаниям-операторам, забрав контрольные функции у ГИБДД. Талон техосмотра и штрафы отменили, вместо этого ввели диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая ОСАГО. И вот о необходимости внесения изменений в закон о ТО автоинспекторы и страховщики говорят уже несколько лет.

Ольга Арсланова: По данным ГИБДД, число аварий из-за неисправных автомобилей за 10 месяцев этого года выросло более чем на 16%. Давайте посмотрим на эти данные. Союз операторов ТО "ТехЭксперт" сообщает, что только 20% автовладельцев предоставляют машину на осмотр.

Юрий Коваленко: Так ли это или не так, как с этим бороться…

Ольга Арсланова: …нужно ли с этим вообще бороться.

Юрий Коваленко: Во всяком случае инициативы такие масштабные, что просто очень с трудом верится, насколько это возможно реализовать в ближайшее время.

Давайте разбираться: у нас в гостях Сергей Радько, адвокат, эксперт партии "Автомобильная Россия". Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Сергей Радько: Добрый вечер.

Юрий Коваленко: Как вам эти инициативы?

Сергей Радько: Ну что касается очередной реформы, конечно, вряд ли она что-то хорошее даст. Все мы помним историю, когда у нас сначала этим техосмотром ведало ГИБДД несколько лет назад, и все мы знаем, что именно тогда техосмотр очень активно продавался, стоимость талончика была что-то около 100 долларов, и это не мешало по улицам разъезжать автомобилям, которые одним свои внешним видом внушали ужас. Потом техосмотр передали частным операторам, которых якобы контролирует РСА, но те, кто покупает и оформляет ОСАГО, знает, что стоит только обратиться к любому агенту или почти к любому агенту, он тут же вам предложит получить диагностическую карту, опять же, без прохождения ТО, то есть в принципе как раз те, кто его как бы контролируют…

Ольга Арсланова: Ничего не изменилось.

Сергей Радько: …сами предлагают обходить этот закон. Поэтому как будет заниматься этим новая структура, которая этим никогда не занималась – это большой вопрос.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а зачем вообще нужен техосмотр современных автомобилей? Просто честно, я как автомобилист искренне признаюсь: я покупаю ОСАГО, и мне тут же предлагают за деньги оформить диагностическую карту, никуда не ездить.

Сергей Радько: Это то, о чем я сказал.

Ольга Арсланова: И я абсолютно спокойно на это иду, честно, потому что за автомобилем я слежу, он в исправном состоянии, это моя личная безопасность, безопасность моей семьи. Я прохожу техобслуживание, все меняю, что сломалось, и я не понимаю, зачем мне куда-то приезжать, чтобы показать свою аптечку и свой огнетушитель.

Сергей Радько: С одной стороны, это безопасность не только вас, но и всех остальных, потому что ведь ДТП может произойти с участием не только одного автомобиля, но и другого.

Ольга Арсланова: Так.

Сергей Радько: Но с другой стороны, в правилах дорожного движения действительно есть пункт, который обязывает водителей перед началом движения проверить, а в пути обеспечить исправность транспортного средства, и не имеет никакого значения, то ли вы забираете новый автомобиль из салона, то ли этой машине 15 лет и вы на ней всю жизнь ездите, то ли у нее пробег 1 километр или пробег 100 тысяч километров – все равно вы обязаны перед каждой поездкой проверить ее техническое состояние.

Кроме того, автомобиль – это такой предмет, который в принципе всегда может отказать внезапно, и случаев поломки… автомобилистов гарантийных тоже нередки, поэтому в принципе техосмотр по своей сути всегда был и оставался фикцией, которая позволяла нам просто лишь предъявлять сотрудникам ГИБДД сначала талончик, потом страховщикам для оформления ОСАГО, не более того. То есть надо признать, что к техническому состоянию автомобиля сам факт прохождения техосмотра, тем более раз в 3 года, не имеет никакого отношения, потому что…

Юрий Коваленко: Но позвольте, сейчас же собираются ввести видеофиксацию, фотофиксацию.

Ольга Арсланова: Фотофиксацию чего? – как проверяют мою аптечку и мой огнетушитель?

Юрий Коваленко: Вот я и хотел спросить.

Сергей Радько: Нет, предлагается ввести процесс фотофиксации или видеофиксации самого процесса прохождения, для того чтобы можно было проверить, действительно ли данный автомобиль проходил на линии проверку и был ли он там, для того чтобы избежать, опять же, случаев продажи этих карт, которые, к сожалению, никуда не исчезли, а может быть, даже стали шире, потому что если раньше ГИБДД брало определенную сумму за то, что они рисковали, сейчас частные организации не особо рискуют, тем более что стоимость прохождения техосмотра автомобиля стоит около 720 рублей для легкового автомобиля.

Ольга Арсланова: Но сам факт, что эти данные можно в реестр совершенно спокойно внести – я имею в виду фиктивные некие данные, которые никто не проверял - не говорит ли это о том, что все участники понимают, что это фикция, то есть всем это и так понятно?

Сергей Радько: Естественно.

Ольга Арсланова: Вопрос.

Сергей Радько: Все понимают, что это фикция, что это просто для самоуспокоения, для того чтобы получить лишние денежки с нас или иметь возможность купить данный пресловутый полис. То есть по сути техосмотр является формальностью, которая к состоянию автомобиля и к безопасности имеет очень отдаленное отношение, в отличие от состояния дорог, светофоров, тротуаров и так далее.

Ольга Арсланова: Но если следовать вашей логике, теперь какая-то часть денежки понадобилась Ространснадзору, вероятно. То есть по сути мы перемещаем от ГИБДД к операторам, от операторов к Ространснадзору и далее по списку, давая всем возможность заработать, кроме водителей.

Сергей Радько: Возможно, что это и так, но я не могу предполагать, что кто-то решил на этом в очередной раз подзаработать. Но оттого, что изменятся формальные моменты в прохождении техосмотра, наверное, ничего не изменится в отношении автомобиля, потому что, как я уже сказал, автомобиль является сложным механизмом, который всегда может быть неисправен, и оттого, что вы прошли техосмотр сейчас, раз в 3 года, это не означает, что он не может сломаться завтра. Кроме того, сейчас, например, по нормам первые три года автомобиль не проходит техосмотр вообще, потом проходит его раз в 2 года. Получается, что за первые 5 лет эксплуатации новый автомобиль всего лишь один раз заезжает на официальный техосмотр. Сколько раз он за это пройдет ТО у дилера, все мы знаем, поэтому в этой связи еще раз можно сказать, что техосмотр в том виде, в котором он существует – это, в общем-то, обман самих себя.

Юрий Коваленко: В общем-то, нам телезрители тоже пишут: "Покупал, покупаю и буду покупать. В нашем мире все продается, а вот за машиной сам слежу и современно ее обслуживаю". То есть человек, в общем-то, верит сам себе и на основе этого может себе позволить купить. Но давайте… Просто наши корреспонденты решили провести эксперимент: записаться на техосмотр попробовала Маргарита Твердова.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: Мы продолжаем спросить наших зрителей, как они получали талон техосмотра. Может быть, кто-то действительно проходил по-настоящему, по-честному – расскажите, как это было. Может быть, вот эти 20%, на которые ссылаются эксперты, найдутся и в нашем эфире. Но в основном пишут, что покупают: "Техосмотр – фикция, раз в год машину можно и так мотать. Просто попытка отобрать деньги у народа", "Техосмотр никому не нужен, ни один водитель не поедет на неисправной технике. Пройдешь техосмотр – техника исправна, а через несколько дней сломается. Разве он нужен кому-нибудь, кроме меня самого?" Но при этом пишут об общественном транспорте. Для общественного транспорта, в частности, для маршруток какие-то свои правила прохождения ТО, или они точно так же покупают эту диагностическую карту, как и мы все?

Сергей Радько: Единственная разница в том, что… Есть, конечно, более строгие нормы по техническому регламенту для соответствия ему автобусов, троллейбусов, маршруток и так далее, но у них единственная разница, что у них более частое прохождение техосмотра, поскольку они действительно ездят очень часто, фактически круглые сутки, провозят большое количество людей, поэтому требования к ним есть. Но дело в том, что все, скажем так, единицы подвижного состава общественного транспорта находятся в таксопарках, в автопарках, в троллейбусных парках, они перед каждым выездом на смену, опять же, проходят проверку, осмотр специальный, инженер по безопасности расписывается, что он выпустил на линию исправное транспортное средство, и после возвращения оно тоже проверяется.

Поэтому опять же, там раз в полгода или год техосмотр нисколько не усиливает то состояние транспортного средства, которое проверяется каждый день перед выездом на линию или после возвращения оттуда. Поэтому опять же получается, что это по сути своей фикция, потому что техническое состояние автобуса, троллейбуса и любого автомобиля постоянно отслеживается его владельцам. Ведь среди нас не самоубийцы, мы все знаем, где в нашей машине что нужно заменить, поменять (зимнюю резину, тормозные колодки и так далее). То есть нет людей, которые купили эту карту и 5 лет ездят, не заглядывая под компот и не понимают…

Ольга Арсланова: Тем более что за резину сейчас отдельно могут оштрафовать, за что-нибудь негорящее, за какой-нибудь фонарь тоже.

Сергей Радько: За отсутствие знака "Шипы" и так далее.

Юрий Коваленко: Но позвольте, следуя вашей логике, если вы говорите о том, что человек, который выпускает общественный транспорт на дороги общего пользования, отвечает, можно сказать, за техническое состояние, почему в таком случае техосмотр при оплате его водителем те службы, которые обеспечивают техосмотр, не отвечают за то, что у автомобиля что-то отвалится? Почему такая политика двойных стандартов?

Сергей Радько: Дело в том, что при прохождении техосмотра нам выдают карту, которая подтверждает исправность автомобиля на момент его осмотра. Вот сегодня он исправен.

Ольга Арсланова: А ровно через секунду…

Сергей Радько: Но завтра он может попасть в ямку, у него вылетает шаровая опора, у него лопается колесо из-за наезда на препятствие, и в этом случае уже за его состояние никто не отвечает, потому что это непредсказуемо. И тот факт, что машина была исправна в момент проверки, означает только то, что она была исправна именно в этот момент; то, что она будет через месяц исправна, через год, через два, никто гарантировать не может.

Юрий Коваленко: Я ни разу не видел о том, чтобы кто-то детально обсмотрел, даже обсмотрел, даже не проверил стойкость конструкции этого автомобиля, то есть осматривается достаточно примитивно.

Сергей Радько: Да.

Юрий Коваленко: То есть это в принципе какого-то успокоения не дает.

Сергей Радько: Осматриваются лишь формальные признаки: чтобы колеса крутились, чтобы фары горели, работали подфарники, поворотники, звуковой сигнал, то есть то, что как бы внешне вроде бы означает, что машина исправна.

Юрий Коваленко: "Внешне вроде бы означает" – поразительная формулировка.

Ольга Арсланова: Вроде бы означает, вроде бы исправно.

Сергей Радько: Все приборы работают, машина вроде работает, вроде едет, вроде тормозит. Но самый…

Ольга Арсланова: То есть мы как бы без него не догадаемся?

Сергей Радько: Самое подробное проверяется, пожалуй, то, что нужно – проверяются на стенде тормозные усилия и эффективность тормозов, это очень важно. Но помимо этого в машине этого много других систем, которые тоже нужно проверять и при беглом осмотре, который даже при нормальном прохождении техосмотра занимает от силы минут 15-20, проверить это невозможно.

Юрий Коваленко: Говорят инспекторы ДПС о том, что если бы техосмотр проводился по всем правилам, то есть так, как это должно было бы быть, скажем, по канонам, то ни один автомобиль старше 5 лет не прошел бы этого техосмотра – это правда?

Сергей Радько: Подозреваю, что, может быть, даже и автомобили меньшего возраста его не прошли, потому что все-таки иногда автомашины эксплуатируются в очень жестких условиях, износ большой, многие детали подвески изнашиваются, резина изнашивается, может быть, сход-развал меняется. То есть если проверять подробно автомобиль, может быть, некоторые автомобили (может быть, отечественного производства) сразу при выходе с конвейера, когда они должны быть полностью исправными, могут даже не пройти техосмотр.

Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей – у нас Игорь из Московской области на связи. Здравствуйте, Игорь. Игорь, автомобилист ли вы?

Зритель: Здравствуйте. Слышите меня, да? Я поддерживаю нашего эксперта полностью. Мой в принципе вопрос, уже на него ответили наши телезрители – введите гарантийное обязательство на техосмотр, и я думаю, что все это сразу затихнет. Ни ГИБДД, которое раньше проводило техосмотр, ни частники, которые сейчас делают, никакой гарантии на свой техосмотр не дадут. И поэтому действительно говорит эксперт – это фикция по отъему денег: выезжаю я за ворота, у меня ломается, претензии к службе техосмотра я предъявить не могу. А пассажирскому транспорту можно оставить, конечно, обязательно, они выезжают каждый день на линию, отвечать за жизнь. А отмороженные частники и есть отмороженные, они без техосмотра ездят. А мы…

Честно говорю, я прохожу техосмотр, но это фикция, что проверяют колодки тормозные и все. А свет, свет я и сам вижу. Кстати, ГИБДДшники на дороге имеют право остановить автомобиль, у которого неисправно световое оборудование, если у него "глушак" отвалился, если у него выхлоп, масло летит. В принципе на дороге они могут определить неисправную машину. Так что его надо отменять. Кстати, техосмотр ведь нам обещал, по-моему, Дмитрий Анатольевич отменить, но как-то все затихло. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам. Давайте еще послушаем Валерия из Самары. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вот несколько лет назад ставился вопрос о предоставлении возможности центрам по продаже машин проводить технический осмотр одновременно с ТО, который проводится ежегодно. По-моему, это очень целесообразно: где проводят ТО, там же ежегодно и проводить техосмотр. Спасибо, до свидания.

Юрий Коваленко: Да, действительно, как же правильно-то сделать, так чтобы и тем угодить, и тем угодить, и деньги не уходили за техосмотр?

Ольга Арсланова: Может быть, есть какие-то уже отработанные схемы в других странах?

Сергей Радько: Насколько я знаю, некоторые дилеры действительно предлагают выдачу картой диагностической после его техобслуживания. Это в принципе правильно, потому что тот дилер, к которому мы постоянно ездим, лучше нас знает историю обслуживания машины, рекомендации по ремонту, и когда что-то нужно поменять… То есть в принципе это вполне логично, но наряду с этими дилерами есть и частные лавочки, частные конторы, которые проводят техосмотр автомобиля поверхностно, естественно, они ни за что не отвечают, потому что при том осмотре, который есть, как уже было правильно отмечено, заметить какие-то неисправности, какие-то сложности и предугадать, что машина сломается, невозможно.

Если же говорить о том, что они должны нести ответственность за то, что они осмотрели автомобиль и что-то не увидели, то тогда они будут вынуждены машину подробнейшим образом проверять, это будет стоить намного дороже, намного больше времени, соответственно, намного больше будет желающих купить данный талончик или карту несколько дешевле, но опять же без прохождения длительного техосмотра, без очередей, без больших расходов на это. то есть это опять же путь в никуда.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим о мерах наказания. То есть 800 рублей штраф, я так понимаю, при отсутствии талона. Предположим, раз в год тебя остановят, так же ты и заплатишь. И при этом за внесение недостоверных данных в реестр уголовная ответственность. Я так понимаю, что операторам будут невыгодно просто работать по старой схеме, ведь серьезное наказание.

Сергей Радько: Но если сегодня внесение в базу данных ложных сведений о том, что машина исправна, ненаказуемо…

Ольга Арсланова: Вообще никак?

Сергей Радько: …то, безусловно, получается, что и внесение в базу данных тоже подтверждает утверждение о том, что это фикция, потому что любой желающий или не любой, а тот, кто имеет отношение к этой организации, может внести сведения об исправной машине, хотя реально он ее в глаза не видел и понятия о ее состоянии не имеет. Поэтому если действительно он своей подписью и фамилией подтверждает, что машина исправна, он должен нести ответственность за то, что он пишет: должна быть видеозапись этого процесса, должна быть ответственность за то, что машина внесена в базу без реального проведения осмотра.

Ольга Арсланова: То есть у нас будет угроза уголовной ответственности, фото- и видеофиксация, а значит, прохождение техосмотра…

Сергей Радько: …подорожают услуги.

Ольга Арсланова: Примерно на сколько, как вы думаете?

Сергей Радько: Я думаю, что подорожают они примерно раза в 1.5-2, но скорее всего гораздо больше, потому что расходы на ограничение доступа к этой базе, расходы на ведение фото- и видеофиксации, на хранение этих данных, потому что хранить нужно как минимум несколько лет. Соответственно, расходы лягут в конечном итоге на плечи всех потребителей, то есть нас. Соответственно, подорожает сам процесс техосмотра, и опять же тут же появится много желающих купить эту заветную карту без прохождения этого процесса и быстрее. Соответственно, талон будет стоить не 1.5 тысячи, как сейчас карта, а может быть, 2, может быть, 3 тысячи неофициально.

Юрий Коваленко: Но ведь по логике вещей все те деньги, которые идут с техосмотра, наверняка идут в какое-то полезное дело. Наверняка строится какой-то город с серверами, хранилищами данных, куда будут поступать фото- и видеофиксация; повышение квалификации сотрудников, улучшение материальной базы, на которой будет ТО происходить.

Ольга Арсланова: Значит, кто-то должен будет это осматривать.

Юрий Коваленко: Я верю в лучшее просто, я оптимист. Или куда они вообще идут?

Сергей Радько: Пока не принято решение о том, что должна вестись фото- и видеофиксация, хранение информации, мы пока не знаем, куда эти деньги идут. Возможно, они идут на содержание тех чиновников, которые это контролируют, организовывают, потому что те же станции техосмотра необходимо содержать, необходимо иметь оборудование, необходимо иметь зарплату, хоть какую-то прибыль, аренду помещения и так далее. Поэтому полагаю, что пока сейчас все это идет на содержание всех этих структур и сотрудников. Если же процесс будет усложнен, то это безусловно вызовет его подорожание, и соответственно мы опять же вернемся к тому, что тут же на рынке появятся предложения, может быть, уже в большем объеме именно чисто поддельных карт.

Юрий Коваленко: А почему не возложить ответственность непосредственно на водителя? То есть водитель имеет определенную собственность, эта собственность должна быть… Как минимум она по правилам дорожного движения – скажем так, это устройство, обладающее повышенной опасностью.

Ольга Арсланова: Ну вот ОСАГО уже является моей ответственностью.

Юрий Коваленко: Да.

Ольга Арсланова: Еще что-то заплатить?

Юрий Коваленко: Каким образом? Почему человек должен платить раз, два, три за, в общем-то, одно и то же?

Сергей Радько: Кстати, очень хороший вопрос, потому что действительно у нас есть ОСАГО. Если мы нарушили правила дорожного движения, в том числе не обеспечили исправность автомобиля и впоследствии этого произошло ДТП (хотя это очень сложно доказать, но теоретически если это доказано), то в принципе ОСАГО покрывает. Но ведь главная цель – это не возмещение ущерба, а предотвращение ДТП. Поэтому, конечно, нужно направлять усилия на то, чтобы эти машины по дорогам не ездили. Но пока надежного механизма нет, поэтому все упирается в том, что опять же это все будет продаваться, только несколько дороже; возможно, просто деньги пойдут в другой карман, а мы как платили, так и будем за это дальше платить.

Ольга Арсланова: Звонок из Московской области – Александр на связи, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер, здравствуйте. Все то, что вы сейчас говорите, конечно, хорошо. Но я считаю, что вот этот техосмотр – это полнейшая сейчас фикция. Я долгое время проживал в Республике Эстония, и там чтобы пройти техосмотр, мне даже на новой машине в свое время заставляли красить диски, если поцарапанные. И там было немножко по-другому это все сделано. Как сейчас происходит здесь, непонятно вообще. То есть это происходит, получается, так, что аварийность у нас в стране и все прочее из-за этой ерунда получается. То есть машины неисправные выезжают – купил, поехал, колесо отвалилось. Мало того, что ты сам себя убил, а другие?

Ольга Арсланова: Да, спасибо. А вообще хочется очень поговорить об этой статистике, которую мы упоминали в начале. То есть нам же говорят, что аварийность повысилась именно из-за неисправности автомобилей. Во-первых, как это можно установить? То есть автомобиль попал в яму на плохой дороге, стал неисправным, из-за этого произошло ДТП. Виноват кто? – кто дорогу не починил или кто автомобиль не проверил?

Сергей Радько: Дело в том, что здесь есть несколько факторов. Если машина попала в яму и получила повреждения, то это безусловно ДТП, которое скорее всего произошло по вине дорожной службы, потому что она не обеспечила соответствие ямки ГОСТу (на ямки тоже есть ГОСТ, как это ни странно).

Ольга Арсланова: Такое ДТП все равно в эту статистику может попасть? Автомобиль стал неисправным…

Сергей Радько: Кто и как статистику ведет, неизвестно. Потому что если, например, происходит дорожно-транспортное происшествие, машина сильно повреждена – как установить, что это произошло именно из-за неисправности? Ну, например, если на ней стоят изношенные шины или разный рисунок протектора, скорее всего, ГИБДД так и напишет, что из-за того, что была плохая резина. Однако вовсе не факт, что это было из-за плохой резины – это может быть из-за плохой дороги, это может быть из-за плохой реакции водителя, это может быть из-за разболтанного рулевого управления.

Опять же, как я уже сказал, после повреждения автомобиля очень трудно сказать, что машина была неисправна, особенно если она разбита очень сильно. Если она разбита несильно, то тогда можно провести исследование, но, как правило, никто этим не занимается. Как правило, ГИБДД пишет, что причиной происшествия стало несоблюдение скорости, проезд на красный свет, нарушение дистанции и так далее, то есть то, что произошло вследствие неисправности, крайне редко пишется, и поэтому говорить о том, что это увеличилось или уменьшилось – это все игра с цифрами статистики.

Юрий Коваленко: В общем, подытоживая все, у нас осталось буквально несколько секунд. Если честно, у нас возможно, скажем так, реальное ТО, которое будет работать, или это все, опять же, перекладывание с больной головы на здоровую?

Сергей Радько: Я думаю, что реальное ТО лежит на всех нас, забота об этом, потому что мы все заинтересованы в том, чтобы безопасно передвигаться, чтобы были живы-здоровы все мы и все наши близкие, родственники и все остальные. Поэтому, наверное, все-таки это нужно возлагать на водителя. Возможно, нужно вводить наказание за управление неисправным автомобилем, но та система ТО, которая сейчас есть и которая планируется, я думаю, к безопасности движения имеет отношение очень отдаленное, если вообще какое-то имеет.

Юрий Коваленко: Ну то есть да, если хочешь пытаться изменить мир, начни изменять мир с самого себя.  

Ольга Арсланова: Со своего автомобиля желательно.

Юрий Коваленко: Да, и со своего автомобиля.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Юрий Коваленко: Большое спасибо. У нас в гостях был Сергей Радько, адвокат, эксперт партии "Автомобильная Россия".