Александр Мурашкин: Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями вряд ли приведут к снижению цен. Появятся другие посредники – расчетные центры

Гости
Александр Мурашкин
юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ

Ольга Арсланова: А сейчас обо всем по порядку. К управляющим компаниям возникли вопросы. Минстрой подготовил законопроект, в котором предлагается передать оплату коммунальных услуг от управляющих компаний ресурсоснабжающим компаниям. Тем самым будет, как предполагается, ликвидировано лишнее ненужное никому звено.

Петр Кузнецов: Что происходит сейчас? Сейчас долги за жилищно-коммунальные услуги достигли триллиона рублей. В них повинны главным образом недобросовестные управляющие компании. Сами жильцы вскрыть мошеннические схемы не в состоянии, и для этого требуется доступ ко всей документации управляющих компаний, включая финансовую и бухгалтерскую.

Ольга Арсланова: Правда, эксперты не исключают, что за устранение посредников из финансовых потоков в ЖКХ все-таки населению придется заплатить. Во всех подводных камнях будем разбираться прямо сейчас. Запускаем голосование наших зрителей: "Довольны ли вы своей управляющей компанией?". Ответить можно "да" или "нет". Совсем скоро подведем итоги.

У нас в студии Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ. Здравствуйте, Александр Викторович.

Александр Мурашкин: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: С чего вообще начался этот разговор, почему возникла идея управляющую компанию из этого устоявшегося круга вывести?

Петр Кузнецов: В общем, она появилась не сегодня и не в этом году.

Ольга Арсланова: В общем, да. Правда, не на законодательном уровне, но вопрос поднимался о возможности заключения жителями прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Теперь это вышло уже на уровень закона, когда хотят это сделать обязательно. Отчасти, наверное, это правильно. Все зависит от того, как это будет реализовано на практике.

Александр Мурашкин: Как вы правильно заметили, вряд ли это приведет к снижению цен на коммунальные ресурсы, потому что устраняя одних посредников, которые за сбор средств и перечисление их ресурсоснабжающим организациям ничего не получали, на этом не зарабатывали, за исключением мошенников, возникают новые посредники. Законопроектом закона предусмотрено создание неких расчетных центров. Всем понятно, что эти расчетные центры бесплатно работать не будут. Там же работают люди, им нужно платить зарплату.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, подробнее для наших зрителей. Может быть, кто-то платит и не задумывается, как эта цепочка устроена. Что происходит сейчас? Мы получаем платёжку, и там указана определенная сумма за те услуги, которые были оказаны. Мы вносим эти деньги, и что дальше – не всегда понимаем.

Александр Мурашкин: Они попадают управляющей компании, которая рассчитывается с поставщиками в том числе коммунальных ресурсов, с которыми заключены прямые договора. В Москве это "Мосэнергосбыт", "Мосводоканал", "Мосэнерго" за общедомовую электроэнергию. Предполагается сделать, чтобы эти деньги попадали не управляющим компаниям, а напрямую поставщикам ресурсов.

Ольга Арсланова: Вы сказали, что управляющие компании не заинтересованы материально. Они тогда на что работают? В чем их прибыль?

Александр Мурашкин: Управляющая компания помимо этих транзитных платежей, которые через нее проходят, еще оказывает услуги по содержанию и техническому обслуживанию общедомового имущества. Вот это их заработок.

Ольга Арсланова: То есть это строка за содержание двора, текущий ремонт – это то, что получает управляющая компания?

Александр Мурашкин: Да. И для честных управляющих компаний, на самом деле, это благо, потому что сейчас они для неких коммерческих организаций, для поставщиков ресурсов выполняют бесплатную работу: собирают денежные средства, борются с должниками, хотя для них эти деньги – это не их деньги. Но тут возникает вопрос: как теперь будут поставщики коммунальных ресурсов собирать эти деньги? Им тоже нужно в своей структуре создавать какие-то отделы, которые будут…

Петр Кузнецов: Посредника, который хотя бы будет заниматься бумажными делами?

Ольга Арсланова: Невозможно же с каждым жильцом отдельно контактировать, правильно?

Александр Мурашкин: Получается, что закон говорит именно об этом, что они теперь должны контактировать с каждым жильцом отдельно. И как это будет устроено, пока никто не знает.

Ольга Арсланова: Очень хочется понять. Сейчас, например, мы платим за услуги телефонной, связи, интернет и так далее. Ведь эти же деньги поступают напрямую той или иной компании, и никаких проблем с этим нет, это удобно.

Александр Мурашкин: Да. Больше того, хотел привести пример за электроэнергию. Мы платим не через управляющую компанию, а напрямую поставщику услуг.

Ольга Арсланова: У нас даже квиток отдельный в основном.

Александр Мурашкин: Да, отдельный квиток, отдельная квитанция. На то, чтобы этот механизм отладить, уйдет какое-то время, и, скорее всего, будут какие-то сбои. В любом случае, это не приведет к снижению цены.

То есть как сейчас формируется цена на коммунальные ресурсы – воду, тепло? Поставщики этих ресурсов, так как они монополисты, они представляют в соответствующий орган соответствующие предложения по тому, сколько должен стоить их коммунальный ресурс, исходя из понесенных затрат. Соответственно, их затраты на работу напрямую с клиентами увеличатся.

Петр Кузнецов: То есть не исключено, что в платежке появится какая-то новая графа?

Александр Мурашкин: Графа вряд ли. Они просто включат это в стоимость какого-то коммунального ресурса. То есть вода стоит 33 руб., а будет стоить 35 руб., допустим. Немного, но в масштабах поставщика ресурсов это достаточно большая цена.

Петр Кузнецов: Мы выяснили, что эта цепочка движения платежей прерывается на управляющих компаниях, потому что управляющим компаниям невыгодно собирать 100%-ные сборы, невыгодно исполнять.

Александр Мурашкин: Недобросовестным управляющим компаниям, которые аккумулируют эти деньги на своем расчетном счету, а потом в терминах уголовного права распоряжаются на свое усмотрение.

Петр Кузнецов: То есть доходят не все платежи?

Александр Мурашкин: Безусловно, такие случаи есть. Я не думаю, что они прямо настолько массово, что 3 млрд именно из-за этого должны поставщикам коммунального ресурса. У нас в основном население и многоквартирные дома сосредоточены в крупных городах, где в принципе с этим порядок. Даже если посмотреть по сюжетам – по вашим, например, – в основном такое происходит в каких-то мелких городах. Соответственно, там и суммы не очень большие, которые украдены. Более того, в Москве такая система фактически реализована. То есть собираются деньги через ЕРЦ, а дальше они в ЕРЦ перечисляются уже поставщикам услуг напрямую. Там есть небольшие изменения, которые предусматривает закон, поэтому это актуально для регионов, для каких-то небольших городов, где происходят мошеннические схемы.

Петр Кузнецов: И эти управляющие компании очень легко уходят от ответственности, просто банкротясь, например. Мне интересно: этот прямой договор между плательщиком и РСО, например, он выгоден управляющей компании? Что в таком случае будет делать управляющая компания?

Александр Мурашкин: Добросовестной управляющей компании, конечно, выгодно. С нее снимается головная боль по работе с недобросовестными жителями, которые не оплачивают, не полностью оплачивают. Теперь это становится головная боль ресурсоснабжающей организации. А управляющая компания занимается своим прямым делом – управляет общим имуществом: ремонтирует подъезды, дворы и все остальное, и не занимается не своим делом.

Ольга Арсланова: Если она честная, как вы сказали?

Александр Мурашкин: Если она честная, да. Если кто-то строит свой бизнес на том, чтобы собрать деньги и исчезнуть, то, конечно, это удар по их такому бизнесу.

Ольга Арсланова: О масштабах этого явления мы тоже поговорим. Сейчас давайте Светлану из Ижевска послушаем. Мы просим наших зрителей звонить, задавать вопросы, жаловаться, возможно, на свою управляющую компанию. И вы вместе с нами можете попытаться разобраться в той схеме, которую сейчас Минстрой предлагает. Светлана, здравствуйте.

- Здравствуйте. Дело в том, что у нас управляющая компания "Мегаполис" (город Ижевск). У нас дом находится по адресу Автозаводская, 11. Собственники сделали, что мы являемся членами ТСЖ. Все услуги нам дает управляющая компания, с которой заключен договор. Но дело в том, что, как председатель, он совершенно этим делом не занимается. Он отдал в руки управляющей компании печать, доверенность на производимые финансовые манипуляции, и, в конечном итоге, у нас, как выясняется, мы сделали перевыборы, с 2005 года управляющая компания утвердила председателем такого человека, который, можно сказать, безграмотный. Видимо, он этими делами не может заниматься, отдал все в руки управляющей компании. Управляющая компания получает определенные деньги. Фактически выборы у нас не состоялись, потому что через каждые два года должны председателя переизбирать. Но фиктивно у нас якобы перевыборы прошли – 100% голосов наших членов ТСЖ. И получается, что создали инициативную группу, как нам рекомендовала Жилищная инспекция, провели выборы. У нас теперь есть и правление, и назначен председатель. Но председатель говорит: "Я не буду вам ничего передавать".

Как выяснилось на сегодняшний день, на руках у него денег нет, управляющей компании платим платежи, но у нас долг по отоплению на сегодняшний день – 540…

Ольга Арсланова: Спасибо, Светлана. Я так понимаю, это претензия не совсем к управляющей компании.

Александр Мурашкин: Суть немного неясна. Неквалифицированный председатель? Есть правовые механизмы – изберите другого, более квалифицированного. На самом деле, председатель и не должен быть суперспециальном. Хорошо, когда он специалист, но на все дома председателей и специалистов в сфере ЖКХ не наберешься. Он просто должен, с моей точки зрения, радеть за свой дом. Всегда есть с кем посоветоваться. У нас сейчас создано очень много всяких государственных структур, та же Жилищная инспекция, в ее рамках создан аж целый экспертный центр, в который можно обратиться, и он даст разъяснения о правильности начисления, в том числе за коммунальные услуги, о правильности каких-то расчетов. Просто этим надо заниматься, и председатель должен быть активный человек, который этим занимается, а необязательно специалист. Есть кому помочь этому председателю. Поэтому все в руках жителей.

У нас самый серьезный бич – это низкая активность жителей. Собрать собрание, выбрать правление, управляющую компанию, очень сложно. В основном жители начинают проявлять активность, когда в доме что-то становится плохо. Если в доме все хорошо, то никому неинтересно сразу становится.

Петр Кузнецов: Еще вопрос нашим телезрителям. Мы выяснили, что прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, он, возможно, приведет к увеличению стоимости в платежках. Готовы ли вы на это, если, возможно, качество оказываемых услуг улучшится?

Ольга Арсланова: Да. Позвоните и расскажите. А у нас есть история из Татарстана, там десятки семей специально переехали из Казани в деревню для того, чтобы не платить большие тарифы управляющей компании, но коммунальщики их настигли и там, и пытаются навязать свои услуги. Борьба эта длится уже пять лет с тех пор, как семьи начали строиться в селе Тетеево в 15 км от Казани. Все коммуникации там были уже проложены, жители напрямую заключили договор со всеми поставщиками, исправно платили за газ и за свет. Но в 2014 году появилась некая управляющая компания, которая выставила свои счета не по сельским тарифам – от 6 до 10 тыс. руб. в месяц. Жители в итоге обратились в суд и выиграли. Управляющую компанию отстранили, но затишье это продолжалось недолго. В прошлом году появилась новая компания. Как утверждают жители, у нее нет ни лицензии, ни материально-технической базы, однако счета она все равно выставляет, а за отказ платить жителей стали отказывать.

(СЮЖЕТ.)

Жители Тетеево написали жалобы в 15 инстанций – от Роспотребнадзора до Администрации Президента, – они хотят, чтобы их передали муниципалитету. Однако пока это невозможно. Все проложенные коммуникации принадлежат фирме-застройщику коттеджного поселка, и он должен сам добровольно отказываться от них в пользу муниципалитета. Но он это делать отказывается.

На самом деле, история похожа на бизнес-класса элитные кварталы, построенные в Подмосковье, например. Люди жалуются, что управляющую компанию часто им навязывают, и там тарифы могут быть вообще любыми. Откуда они берутся – неясно.

Александр Мурашкин: Во-первых, там прозвучало, что "Нам управляющая компания вообще не нужна". Считаю это неправильным, потому что она не нужна, пока все хорошо: пока целы трубы, пока идет вода, подается газ". Но со временем все начинает постепенно приходить в негодность, и люди удивляются: "А что же теперь делать?". Для этого и нужна управляющая компания, которая эти коммуникации обслуживает в том числе. На самом деле, это самая большая беда всех коттеджных поселков, ведь эти коммуникации застройщик фактически не совсем законно себе оставляет. Ведь, создавая коттеджный поселок и всю инфраструктуру, он создает все это за деньги покупателей. Они платят не только за дом, но и за все коммуникации, которые прокладывает застройщик. У нас нет меценатов, которые за свой счет готовы проложить коммуникации в поселок. Поэтому тут, во-первых, если происходят какие-то деяния, предусмотренные Уголовным кодексом – порча имуществом или еще что-то, – то надо обращаться в правоохранительные органы, и пытаться вести судебную борьбу с застройщиком, требуя передать эти коммуникации либо в некое самообразование – товарищество собственников недвижимости, или создавать некоммерческие партнерство, а потом через него передавать муниципалитету, – но изымать это из собственности застройщика. С моей точки зрения, это в собственности застройщика незаконно, несмотря на то, что это может быть даже оформлено, потому что это создано за деньги жителей.

Ольга Арсланова: И вроде как это отсудить проблемы не представляет? Или это сложно?

Александр Мурашкин: Не так все просто, как казалось, хотя с житейской точки зрения все просто – мы за это заплатили, значит, это наши. Но есть разные хитрости, и посудиться придется. Но, в принципе, это возможно. А так, и в том числе в Подмосковье очень много поселков, когда люди не задумываются, покупая дом, платят за дом. А посмотреть в договоре, и прописать, что они деньги вкладывают не только в дом, но и в инфраструктуру, и в дороги… Бывает, доходит до смешного, что и дороги остаются в собственности застройщика, и они потом ограничивают и въезд, и все на свете. Случаи бывают разные.

Поэтому, конечно, с недобросовестными лицами бороться всегда сложно, но возможно.

Петр Кузнецов: Давайте послушаем Александра из Воронежской области. Здравствуйте, Александр.

- Здравствуйте. Живу в городе Борисоглебске Воронежской области, и у нас огромные проблемы были тоже с управляющими компаниями. Они собирают деньги, потом эти деньги куда-то исчезали. И уже много лет назад, наверное, по инициативе администрации каждый человек сам приходит, допустим, в ЦПОК, заключает документ на поставку за отопление и за горячую воду, также в горсеть, горгаз и все остальные конторы, и платит непосредственно на счета этих компаний. И таких проблем уже нет.

Конечно, тоже не все платят, но убытки, которые несут эти компании от того, что им не платят люди, гораздо-гораздо меньше, чем убытки от неуплаты управляющими компаниями.

Петр Кузнецов: Прямой договор – это, возможно, лишние деньги. Вы готовы платить лишние деньги за улучшение качества услуги?

Ольга Арсланова: Или у вас не получалось?

- Во-первых, нас никто не спрашивал. Нас просто перевели, и все.

Петр Кузнецов: Я о законе, который готовится.

Ольга Арсланова: Люди уже по этой схеме живут. У вас в итоге получилось как: дороже или дешевле?

- Не изменилось. Любые компании, допустим, горгаз, они имеют маленький абонентский отдел. Водоканал – маленький. Там всего несколько человек. И расходы на содержание абонентского отдела не такие большие. Если говорят, что это намного повысит – думаю, на 1-2% максимум. Конечно, можно раздуть штат и придумать все, что угодно, но реально больше, чем на 2%, не может повыситься цена.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Алтайский край нам тоже писал, что у них уже такая схема. Из некоторых регионов приходили такие СМС.

Я не говорил о серьезном повышении, а я говорил о том, что все-таки это включат в стоимость коммунального ресурса, потому что бесплатно это невозможно осуществить. Бесплатно только управляющая компания работает.

Петр Кузнецов: Давайте обратимся к результатам опроса граждан на улице. Мы спрашивали: "Устраивает ли вас работа управляющей компании?". Давайте посмотрим.

(ОПРОС.)

Ольга Арсланова: Александр, мы поняли, что уже сейчас можно, не дожидаясь решений, перейти самостоятельно на эту схему. Как человеку и жильцам вовремя понять, что управляющая компания неблагонадёжная? Что должно насторожить в первую очередь?

Александр Мурашкин: Качество обслуживания у управляющей компании – это первое, на что нужно обращать внимание. А дальше можно смотреть, насколько качественный коммунальный ресурс. Можно, в принципе, обратиться в ресурсоснабжающую организацию, узнать там, все ли платежи доходят. Для этого нужно проявить некую активность.

Но если резюмировать этот законопроект, то задумка хорошая. Все будет зависеть от ее реализации, подорожает, не подорожает, как быстро утрясутся все эти тонкости. А что касается управляющей компании, то мое мнение, что нашему государству нужно организовывать конкурентную среду, чтобы не просто административными мерами их пытаться как-то регулировать, а создавать конкуренцию среди управляющих компаний. Тогда будут оставаться лучшие, помогать жителям выбирать правильную хорошую управляющую компанию.

Петр Кузнецов: Давайте резюмируем наш разговор итогами голосования. Мы спрашивали: "Довольны ли вы своей управляющей компанией?". "Да" ответили 26%, "нет" – 74%.

Ольга Арсланова: Вот так!

Петр Кузнецов: Спасибо. Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ.

Ольга Арсланова: Спасибо.