Константин Затулин: Сейчас упрощенные процедуры получения гражданства РФ растягиваются на годы.То есть это условно упрощенное, как "условно досрочное"

Гости
Константин Затулин
Первый заместитель комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками

Константин Чуриков: Ну а в ближайшие полчаса говорим о законопроекте, который внесен в Государственную Думу. По нему предоставляется… предполагается предоставлять российское гражданство, скажем так, по праву почвы, то есть тем, кто родился на территории государства, независимо от национальности. Речь идет о потомках жителей бывшего СССР, подданных Российской империи, ну а также современной России.

Все подробности собственно получим у автора этого законопроекта. У нас в студии Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Константин Федорович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Затулин: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Вот упрощенная процедура получения гражданства уже в каком-то виде существует, да? Давайте еще раз с вашей помощью…

Константин Затулин: В самых разнообразных видах существует.

Константин Чуриков: Да, в каких она существует? И что принципиально нового даст этот законопроект?

Константин Затулин: Ну, прежде вы анонсировали это как закон, который устанавливает право почвы. Ну, я не знаю, почему так любят журналисты это "право почвы", которое стало гулять по всем сообщениям в Интернете.

Константин Чуриков: Я сделал такую оговорку: "скажем так".

Константин Затулин: Да. Оно действительно стало гулять, но мы не употребляем этого выражения в своей пояснительной записке.

Оксана Галькевич: Это цитата вашей коллеги просто по Государственной Думе.

Константин Затулин: Мне, например (я не знаю, у каждого свой вкус), нравится "право Родины", "право Отечества". Почему почва именно так всех взволновала? Не знаю. Ну, наверное, из-за "земельного голода".

А теперь то, что касается нашего законопроекта. Он касается всего лишь одного эпизода из закона "О гражданстве" действующего, где говорится о носителях русского языка. Вот этот термин "носитель русского языка" ввел в оборот президент Российской Федерации. В 2012 году Владимир Путин в своем Послании предыдущему составу Федерального Собрания заявил о том, что "нужно в упрощенном порядке предоставлять гражданство тем, кто, – внимательно, цитирую, – родился на территории Советского Союза или даже Российской империи, знает русский язык и намерен отказаться от своего нынешнего гражданства для того, чтобы жить в России". Вот так сказал президент.

А в 2014 году депутаты, в соответствии с его вот этим предложением, приняли поправки в закон "О гражданстве". Установили, что у нас есть такая категория теперь "носитель русского языка", но при этом ограничили. Каким образом ограничили условия, выставленные президентом? Навесили дополнительные. Не просто "на территории Российской империи и Советского Союза", но и "в пределах современной границы Российской Федерации".

Оксана Галькевич: То есть все, кто на Украине, в Белоруссии, в Средней Азии, ни в коем случае?

Константин Затулин: Не попадают под действие этого закона.

Константин Чуриков: У нас Шопен жил на территории бывшей Российской империи. Соответственно, потомки Шопена не могут претендовать? Ян Сибелиус.

Константин Затулин: Меня не так беспокоят потомки Шопена. Они, по-моему, и не стремятся. А вот потомки Даля, который автор Толкового словаря русского языка, который родился в Луганске, который, как известно, не является сегодня, к сожалению могу сказать, в границах современных и вряд ли, наверное, будет в ближайшее время. Или, допустим, Гоголь – такой есть носитель русского языка, который родился в Сорочинцах. Но поскольку он там родился, а не где-нибудь, скажем, в Петербурге или под Москвой, то его потомки тоже, в соответствии с этим дополнением к президенту, явно не могли бы на это рассчитывать, от них бы просто не приняли документы при собеседовании.

Теперь еще одно, несколько еще более важное условие. В закон "О правовом положении иностранных граждан" внесли добавление в связи с "носителем русского языка" и сказали, что для того, чтобы принять от них документы, они должны представить справку от иностранного государства, гражданами которого они были прежде или являются, что они отказались от этого гражданства. Во всех других случаях у нас требуется по закону "О гражданстве" от людей, которые хотят российского гражданства, чтобы они вышли из гражданства стран, в котором они сейчас находятся.

Я сейчас оставляю в стороне – справедливо или нет. Я не считаю, что это правильно, но в данном случае от всех требуют просто копию их отказного заявления. Вот я пишу заявление о том, что я выхожу из гражданства, скажем, Казахстана или Украины, или Франции – и все. А вот от носителей требуется, чтобы Франция, Украина или, я не знаю, Латвия с Эстонией удостоверили, что вы действительно вышли из этого гражданства. То есть не сам гражданин пишет от своего имени, а они должны нам справку дать. Так они абсолютно плюют на это наше предложение. Попробуйте от Украины добиться такой справки. Она ее не выдает. Уж не говоря о том, что, например, из гражданства Канады вообще нельзя выйти, там множественное гражданство. Хочешь – хоть десять гражданств у тебя будет, но выйти из канадского гражданства невозможно.

Константин Чуриков: То есть эти правила не учитывали особенностей жизни иностранных государств?

Константин Затулин: Не учитывали того, что мы не повелеваем чужими государствами и не можем им предписать, какие справки они нам должны выдавать. А некоторые, демонстративно к нам враждебные – ну, прежде всего сегодня это Украина, конечно, Латвия, Эстония – они просто их не выдают.

Результат? За все это время всего 3 тысячи человек получили гражданство как носители русского языка. Кто эти люди? 67% – граждане Таджикистана. Почему? Потому что у нас действует с единственной страной в СНГ – с Таджикистаном – соглашение о двойном гражданстве, и им не надо эту справку предоставлять. А все остальные не могли. Вот с Украины всего 24 человека получили после 2014 года. Миллион беженцев с Украины, и из них 24 человека получили. Это основание для того, чтобы нам поправить этот закон? Вот мы это и предложили.

Константин Чуриков: Давайте сейчас посмотрим сюжет. Анна Тарубарова выясняла, какие сложности возникают у наших соотечественников с получением российского гражданства.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Все довольно сложно с получением гражданства.

Оксана Галькевич: Такая путаница, да. Константин Федорович, вы знаете, когда мы обсуждаем вот эти темы, гражданство, мы сталкиваемся с многочисленными трагическими совершенно историями, люди намучились. Ну хорошо, сейчас есть такой законопроект. У вас нет ощущения, что это надо было делать, знаете, как говорят, уже вчера это должно было быть сделано?

Константин Затулин: У меня есть не ощущение, а убеждение.

Оксана Галькевич: За вот эти 25 лет как люди намучились, понимаете? Вот здесь звучит периодически "историческая родина". Нам тут пишут: "Тут важно не только знание языка, но и принадлежность к культуре и нации". Ведь этнический компонент в этом законе… Очень многие за это время уехали – кто в Германию, кто в Израиль, кто еще куда-то, – потому что не смогли здесь получить гражданство.

Константин Затулин: Давайте вот в чем разберемся. На самом деле у нас ошибка вышла, как мне кажется, с концепцией закона "О гражданстве", который был принят заново в 2002 году. Вот лично я не сомневаюсь. Хотя те люди, которые тогда писали этот закон, – они при должностях и званиях, и они, хочу заметить, препятствуют принятию этого законопроекта сегодня.

Оксана Галькевич: А соображения какие?

Константин Затулин: А?

Оксана Галькевич: Соображения их какие?

Константин Затулин: Соображения их следующие. Они разные. Вот если говорить, скажем, по либеральной оппозиции… Ну, она не у власти, но при этом как бы свою лепту вносит. Она говорит: "Это Путин придумал этот законопроект, он хочет увеличить число своих избирателей в 2018 году". Второй вариант: "Это вы придумали для того, чтобы вместе с гражданами присоединить новый Крым, Донбасс, вообще территории, Абхазию с Южной Осетией". Хотя условие этого закона – это переезд в Россию. Ни о каком присоединении территорий здесь речи быть не может по определению. А что говорят с другой стороны? С другой стороны говорят: "Вы собираетесь поменять население Российской Федерации, всю Среднюю Азию привезти в Россию и дать им гражданство".

И вот в связи с этим как раз спекуляция вокруг этой "почвы", о которой идет речь. Что такое "право почвы"? Вообще "право крови", "право почвы" – это термины XIX века. Действительно, в США, например, действует в откровенном виде право почвы. Если человек родился на территории США – неважно, чьи его родители, где они и чьими гражданами являются, – он имеет право на гражданство. У нас некоторые либеральные руководители в 90-е годы своих детей, дочерей отправляли рожать в США, чтобы на всякий случай их внуки получили гражданство Соединенных Штатов.

Константин Чуриков: Ну, это и нелиберальные. Разные, разные руководители.

Оксана Галькевич: Не только. Разные, нелиберальные тоже.

Константин Затулин: Разные. Ну, те, кто мог во всяком случае, явно не основная масса населения. Но мы-то ведь никакого права почвы не предоставляем. Мы говорим: "На том основании, что вы отсюда происходите, вы имеете право сдать экзамен. И только после того, как вы его сдадите, вот тогда будет ясно – имеете вы право или нет". Это касается русскоязычных. Есть другие категории.

Вот здесь упоминалось – в вашем ролике и в вашей информации – о человеке, который получил в соответствии с государственной программой добровольного переселения. Там другая процедура. Может быть, те же этапы отдельные, но свой комплект документов и так далее. Но там свои ограничения – например, квоты. Вы не можете, скажем, претендовать на то, чтобы жить в Москве, Петербурге, Краснодарском крае, Крыму и так далее. Выделены регионы, где можете, а где не можете. Есть свои ограничения и есть опять же свои квоты.

В общем, мы закомплексовали это законодательство о гражданстве. Те люди, которые его приняли в 2002 году в варианте "все, кто надо, в Россию уже приехал, нам надо отгородиться от всех остальных", не понимали, что такое масштаб трагедии распада Советского Союза, элемент великого переселения. Ведь не решены были к 2000 году все проблемы, связанные с переселением. Где-то люди быстро уехали в 90-е годы. И кстати, теперь многих из них совершенно справедливо, здесь рассказано… Но несправедливо то, что их отлавливают и говорят: "Вы на самом деле не граждане. Мы не нашли вас в базе, в базе данных". Отняли несколько сот тысяч паспортов в 2000-е годы якобы на том основании, что они неправильно оформлены – но не по суду.

По закону нужно в суд идти Федеральной службе и говорить: "Вы неправильно получили гражданство". Докажут, что неправильно – в этом случае можно изъять. Так нет, отнимали явочным порядком. Просто Федеральная миграционная служба (ее сейчас уже нет, ее отменили), она отнимала паспорта, отняла 170 тысяч паспортов. До сих пор отнимает, хотя на самом деле признано, что проблема не в людях, а в наших базах данных 90-х годов, которые оказались некомплектными.

Константин Чуриков: Много звонков.

Оксана Галькевич: Звонки, да.

Константин Чуриков: Давайте послушаем, что нам хочет сказать Алексей (это Самарская область). Алексей, здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. По поводу того, что… Вот тех, которые уезжают, предают нашу Родину, за пределы России, нужно их не возвращать назад, а оставлять там. Для чего они нам нужны сюда? У нас своих хватает проблем. И мы еще будем за них?.. Уехал? Значит – до свидания!

Константин Чуриков: То есть предан анафеме?

Оксана Галькевич: Так нет, подождите, Алексей, речь не о том, что кто-то уехал, а речь о том, что вот страна распалась в том виде, в котором она была, понимаете…

Константин Затулин: Государство от них уехало, а не из государства, в 1991 году.

Оксана Галькевич: А они остались там, за пределами, и сюда никак вернуться не могут.

Константин Затулин: Семиреченские казаки живут в Семиречье, в Средней Азии 200 лет. Это русские люди, которые в свое время, еще при царе, туда отправились. А люди, которые целину отправились осваивать? А те, кто на границе были как пограничники? Вот мой отец прослужил (покойный уже давно, к сожалению) на границе в Средней Азии, в Туркмении, при этом будучи ростовским, донским казаком, везде в Средней Азии и Закавказье. И таких было много. Дальние гарнизоны, подъем национальных окраин – многие там осели. Так что же, мы их должны обязательно бросить? Вы же знаете количество русских, одних только русских, живущих за рубежом? Ну, по разным подсчетам, это до 25 миллионов человек во всем мире, кроме России.

Оксана Галькевич: Андрей из Петербурга, еще один звонок. Давайте с ним тоже пообщаемся. Андрей?

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Скажите, пожалуйста… Я и сын – граждане Белоруссии. С 2014 года с сыном проживаем в Санкт-Петербурге. У меня заключен трудовой договор на предприятии, я здесь работаю. Хотели бы получить… Имеется вид на жительство и у меня, и у сына. Хотели бы получить гражданство Российской Федерации. Спасибо.

Константин Затулин: В этом случае вы должны обращаться и пользоваться на данный момент теми формами получения в упрощенном порядке, которые существуют. Это или программа добровольного переселения, или программа носителей русского языка. Хотя в отношении Белоруссии, вы знаете, тут есть послабления, что мы граждане Союзного Государства, и с точки зрения, скажем, трудоустройства у нас есть договоренности взаимные, признаются взаимные документы и прочее, и прочее. Но все равно из Белоруссии тоже к нам приезжают и хотят стать гражданами только Российской Федерации. Это тоже есть. Мы их в данном случае с большим трудом проводим через все эти процедуры. Вот когда говорят "упрощенное", надо при этом представлять, что это "упрощенное" растягивается на годы. Это "условно упрощенное", как "условно досрочное".

Оксана Галькевич: А, скажем так, на сколько лет или на сколько шагов эта процедура сократится в случае принятия этого закона?

Константин Затулин: Ну, формально говоря, если просто с точки зрения норм закона, сначала, если вы хотите стать носителем русского языка и вы уже живете в России, вы должны, во-первых, получить вид на жительство. На это отводится два месяца, если по нормам. А затем в течение трех месяцев имеете право после этого подать на гражданство. Но до этого – до получения вида на жительство – вы должны пройти на самом деле комиссию по определению, знаете ли вы русский язык или нет. Так комиссии не везде созданы, очередь годами длится. Никаких двух-трех месяцев нет на самом деле, все растягивается на годы – вот в чем проблема.

Константин Чуриков: Насколько серьезные требования у этой комиссии, вот сами материалы, задания?

Константин Затулин: Еще раз хочу вас вернуть к реальности. За все время существования этих комиссий 4 тысячи человек прошли. То есть в ряде регионов эти комиссии не созданы на самом деле.

Константин Чуриков: Это при том, что уже закон работает.

Константин Затулин: Хотя закон работает с 2014 года.

Константин Чуриков: Здорово!

Константин Затулин: По той простой причине, что головная организация была расформирована, Федеральная миграционная служба, и потребовался минимум год-полтора на то, чтобы реорганизоваться. Теперь это называется – Главное управление миграции МВД. И методики не отработаны. Но это та часть, которую должна выполнить исполнительная власть. Она обязана создать такую программу, по которой мы были бы уверены, что это не за взятку человек, еле владеющий русским языком или вообще не владеющий, получает право быть носителем, считаться, и таким образом ему открывается путь к гражданству, а это на самом деле человек, который знает русский, как родной.

Константин Чуриков: Константин Федорович, вот я смотрю на наш SMS-портал и примерно понимаю, что беспокоит многих наших зрителей. Беспокоит то, что и сейчас с работой многим несладко. Боятся люди, что будут проблемы с работой. Людей станет больше в стране – работу будет найти сложнее.

Константин Затулин: Тогда я хотел бы спросить… Знаете, я могу по-разному отвечать на этот вопрос. Я хотел бы спросить: а почему мы вообще поощряем женщин рожать, материнский капитал поддерживаем? Людей-то станет больше, все будут конкурировать. От того, что людей в стране больше, граждан России больше, стране от этого лучше, она богатеет? Или считается, что чем больше, тем меньше тот пирог, который нам достанется? Вот две логики. Я считаю, что каждый здоровый человек не только работает за себя, но и за государство – он вносит вклад в ВВП, в валовый внутренний продукт.

Константин Чуриков: И платит налоги.

Константин Затулин: И ресурс человеческий – как считают многие выдающиеся экономисты, это главный ресурс. Не нефть, газ и что-то другое, а люди, которые могут стать академиками, могут стать Шопенами, могут стать Далями и так далее. Мы говорим: "Нет, нам нужно поменьше людей. Не дай бог… Нам самим не хватает". Ну, откуда это у нас появилось? Это появилось у нас только потому, что мы не можем справиться с собственной экономикой. Люди тут ни при чем.

Константин Чуриков: Вот!

Константин Затулин: Правильная экономическая политика, а не количество людей – вот в чем дело.

Константин Чуриков: Просто, знаете, мы проводим периодически опросы о том, сколько денег люди получают. И мы видим такие суммы, что мы их понимаем, когда они задают такие вопросы.

Константин Затулин: Да, но люди эти не воруют из вашего кармана, они на самом деле создают для нас… Если было бы по-другому… Ну хорошо, давайте скажем так. Вот мы с вами ведем интервью в Москве. Вы какие деньги ни предлагайте москвичам – даже тем, которые без работы,– они почему-то мести на улицах не хотят. Они хотят водить троллейбусы или автобусы. На этот счет разрешается Москве приглашать людей с Украины и из Молдавии. Есть квоты, весь этот период действуют. Я был советником мэра Москвы и это знаю. Это свидетельствует о том, что между нашими идеями, что "нам вот застят приезжие", и на самом деле реальностью экономики большая разница.

Оксана Галькевич: "20 лет не можем получить паспорт, все на региональном рассмотрении", – Брянская область, сообщение. Виктор из Новосибирска, еще успеем с ним пообщаться. Виктор, здравствуйте.

Зритель: Алло.

Оксана Галькевич: Алло. Говорите, пожалуйста.

Константин Чуриков: Добрый вечер.

Зритель: Добрый день.

Константин Затулин: Добрый день.

Константин Чуриков: Виктор, говорите, задавайте вопрос.

Зритель: Хотелось бы узнать. Вот мы с женой приехали с Украины, из города Луганска, в 2014 году, получили гражданство. Сейчас приехала к нам дочь с маленьким мальчиком и с мужем, и как бы нет квот. То есть вы красиво рассказываете, конечно, разговора нет, но тем не менее ни работы… РВП, сказали, 15 мая. То есть до 15 мая как бы абсолютно реально ни заработать… Мы не просим подачек, но просто хотя бы дать заработать. Но никто же не дает! Вот вы как на этот вопрос ответите?

Константин Затулин: Давайте мы разберемся, потому что про "дать заработать" – это другая передача с другим участием. А что касается того, что ваша дочка, ваша дочь родная, вы граждане Российской Федерации, она к вам приехала. Вы имеете все основания, в случае если вы женились или супруг ваш, например, не гражданин, а вы гражданин, вы имеете право подавать на воссоединение семей. И здесь есть другая совершенно процедура, которая тоже в законе описана. Она на самом деле приоритетная, в том числе касающаяся вашей дочери. Она имеет все основания подавать на гражданство как дочь граждан Российской Федерации.

Оксана Галькевич: Как всегда, много нюансов в такой теме открывается. Спасибо, уважаемые друзья, все, кто принимал участие в обсуждении этой темы. Спасибо нашему гостю. В студии программы "ОТРажение" был сегодня Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

Константин Затулин: Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо. Программа "ОТРажение" продолжится через несколько минут. Оставайтесь с нами.