Денис Кусков: У каждого оператора доходы от внутрироссийского роуминга – 3-4%. Поэтому с его отменой связь вряд ли подорожает

Гости
Денис Кусков
генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily
Виталий Солонин
руководитель Департамента беспроводных технологий международной консалтинговой компании J'son & Partners Consulting

Виталий Млечин: В России отменяют национальный роуминг. Решение об этом Федеральная антимонопольная служба обещает принять сегодня. И пока простые россияне радуются, эксперты говорят, что сотовые операторы могут столкнуться с трудностями и повысить цены. Насколько реален такой сценарий, выясним прямо сейчас. На связи с нами по Skype Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий международной консалтинговой компании "Jason and partners consulting" из Москвы. Здравствуйте. Вы нас слышите и видите?

Виталий Солонин: Здравствуйте, добрый вечер.

Ольга Арсланова: Знаете, в этой новости, честно говоря, простого потребителя услуг сотовых компаний возмущает и удивляет фраза о том, что цены вырастут. Сейчас складывается впечатление, что сотовая связь в нашей стране одна из самых дорогих в мире. И у сотовых компаний и так сверхприбыли. Куда же еще?

Виталий Солонин: Я бы здесь на самом деле… Согласно многочисленным исследованиям, все-таки сотовая связь в России одна из самых дешевых в мире. Просто действительно некоторые СМИ говорят, что если резко будет отменен роуминг, то сотовые операторы могут компенсировать выпадающие доходы за счет именно домашних тарифов, то есть для тех абонентов, которые не выезжают за пределы своего региона и платят дешево. Если иметь в виду такой тип связи, то она действительно одна из самых дешевых в мире.

Виталий Млечин: Виталий, а давайте разберемся вообще для начала. Как так получилось: у нас страна одна, а внутрисетевой роуминг есть. Как так?

Виталий Солонин: Дело в том, что строительство сетей связи началось не сегодня. Оно возникло еще много лет назад. И были приняты определенные правила, в частности, правила по транзиту, по пропуску трафику, в том числе мобильного. Это сложные взаимоотношения между операторами. Сети строились не одновременно. То есть если сейчас мы видим, что большая тройка покрывает практически все регионы России, раньше ситуация была другой. То есть когда, например, вы приезжаете в регион, там работает только один оператор или два. Сейчас, как я уже говорил, остается только один оператор (Tele2) из федеральных операторов, который не покрывает все регионы. Соответственно, возникает такая проблема, как национальный роуминг. То есть это абонент, например, с сим-картой Tele2 приезжает в тот регион, где нет сети Tele2, и он вынужден будет платить именно за этот тип роуминга, за межсетевой или национальный роуминг, как его называют.

Ольга Арсланова: Очень многие жалуются на ситуацию в Крыму. Там что-то меняется и будет меняться?

Виталий Солонин: Крым – это действительно больная тема. Сложность в том, что ни один из российских… не присутствует. Поэтому здесь по умолчанию работает национальный роуминг. И практически все зависит от того, какие тарифы будут нашим российским операторам выставлять роуминговые партнеры. То есть если операторам удастся договориться о снижении тарифов (а, я думаю, все-таки произойдут положительные сдвиги под воздействием регулятора и по инициативе операторов), я думаю, что роуминговые тарифы будут снижены. Но, конечно, об окончательной отмене роуминга речь здесь вряд ли идет, по крайней мере в ближайшие месяцы.

Ольга Арсланова: Простите, а не идет ли речь о том, чтобы каким-то образом все-таки туда сотовым оператором дойти? Это, наверное, и им тоже было бы интересно?

Виталий Солонин: Вопрос здесь достаточно сложный. Он связан с политикой. Дело в том, что акции крупнейших компаний, в частности, МТС, Вымпелкома, котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, акции "Мегафона" - на Лондонской бирже. И вот эти вопросы с санкциями не позволяют сотовым операторам войти в эти регионы, то есть есть определенные сложности.

Виталий Млечин: А с технической точки зрения внутрисетевой роуминг внутри нашей страны (Крым оставим за скобками) это вообще оправдано? Правильно делают сотовые операторы, что выставляют повышенные цены за звонки в другой регион?

Виталий Солонин: Здесь вопрос сложный. Здесь нужно понимать точно, как проходит трафик и какие там происходят взаиморасчеты между операторами. И как раз Федеральная антимонопольная служба, я думаю, будет досконально разбираться в этих тонкостях, чтобы понимать, как операторы могут взаимодействовать друг с другом, как они могут влиять на межоператорские тарифы, интерконнект и так далее.

Виталий Млечин: Но если мы говорим все-таки о том, что клиент одного и того же оператора, то есть из своего региона приезжает в другой, но остается в сети того же оператора, сейчас он должен платить все равно повышенный тариф. А должен ли с технической точки зрения?

Виталий Солонин: Я думаю, что в ближайшие месяцы вопрос о полной отмене именно этого типа роуминга внутрисетевого все-таки будет решен. То есть скорее всего этот тип роуминга может быть отменен. Более того, некоторые операторы уже как бы не тарифицируют такие звонки в роуминге. К сожалению, это такие операторы, которые мы называем виртуальными, в частности, "Yota", там средний чек в среднем выше, чем в целом по рынку. Поэтому здесь не совсем такая, может быть, правильная аналогия.

Ольга Арсланова: Наши зрители все-таки просят вернуться к началу нашей беседы. Сомневаются в том, что у нас самая дешевая связь в мире. Кстати, расскажите поподробнее об этих исследованиях. Мы их посмотрим, изучим и тоже будем в курсе. Просто люди пишут о том, что "путешествуем и видим, что по соотношению с нашими зарплатами все-таки наша связь довольно дорогая".

Виталий Солонин: Я бы хотел подчеркнуть, что здесь в данном случае речь идет именно о тарифах для домашних абонентов, которые не выезжают. Как только вы покидаете свой регион, конечно, там возникают надбавки, то есть вы должны платить или за опции, или по роуминговым тарифам разговаривать.

Ольга Арсланова: А вот еще какой момент. Вот это решение о возможной отмене национального роуминга принимает Федеральная антимонопольная служба. Как это самими сотовыми операторами и Минкомсвязи обычно регулируется? Их просто ставят перед фактом? "Давайте отменяйте". Естественно, получают какую-то конфликтную ситуацию или какой-то внутренний протест в ответ. Или эти вещи совместно все-таки изначально обсуждаются, заранее прощупывается почва?

Виталий Солонин: Я думаю, конечно, эти вещи они решают совместно. То есть операторы отправляют друг другу… на то, чтобы снизить цены на интерконнект, на межоператорское взаимодействие. То есть силовыми методами этот вопрос не решается, на регуляторном уровне мы отменяем роуминговые тарифы, и все. Потому что… опыт, и видим, например, что в той же Европе всегда любят приводить в пример Европу, как там все хорошо организовано. На самом деле, когда были приняты силовые такие меры воздействия о снижении цен на интерконнект, некоторые операторы столкнулись с тем, что у них упали доходы и они стали менее инвестировать в сеть, то есть в итоге пострадали абоненты. То есть это вопрос такой гибкий. Нужно придерживаться рыночных требований, то есть соблюдать баланс между государственным вмешательством и рыночным механизмом. Это вопрос сложный. Поэтому здесь нет однозначных рецептов.

Виталий Млечин: Спасибо большое. Виталий Солонин был с нами на прямой связи, руководитель департамента беспроводных технологий международной консалтинговой компании "Jason and partners consulting". Давайте сейчас посмотрим небольшой опрос, который провели наши корреспонденты. Спрашивали у людей на улицах, есть ли у них претензии к сотовым операторам.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Вот такие претензии. Несколько сообщений с нашего СМС-портала: "Мало прячут вредность мобильной связи и ретрансляторов на крышах. Так еще и подорожание". "У людей по 2-3 телефона. Значит, их все устраивает. Чего плакаться?", - сообщение из Иваново. "Операторы по умолчанию на новый номер оформляют много платных подписок через 2 недели после использования. Это практикуют некоторые сотовые операторы". "Стоимость связи осталась доступной, почти без изменений для простых людей", - считает Сергей из Белгорода. А также у нас есть звонок. К нам дозвонилась Людмила из Ленобласти. Добрый вечер.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Здравствуйте. Интересно выступал представитель по сотовой связи. Удивляюсь, почему он говорит, что у нас самая дешевая связь. Мне часто приходится говорить с родственниками из Италии. И когда я заказываю, это очень дорого для меня. Потом они это все узнали, и теперь всегда они заказывают. Говорят: "Откуда у вас такие цифры?". Самая дорогая связь – это у нас.

Ольга Арсланова: Наш эксперт, если вы внимательно слушали нашу беседу, сказал, что базовые тарифы в своем родном регионе, если вы в своем городе звоните кому-то из своего же города, то, наверное, это будет недорого. Все остальное – дорого. Никто не спорит.

Зритель: Все очень дорого. Чуть-чуть надо снижать. Все иностранцы меньше платят, чем мы. Понимаете?

Виталий Млечин: Спасибо, Людмила. Все понятно.

Ольга Арсланова: "Не возвращают ошибочный платеж".

Виталий Млечин: Это странно, кстати. Я думаю, что можно кому-то пожаловаться. Ошибочный платеж вообще-то должны возвращать.

Ольга Арсланова: "При переезде в другой регион из-за роуминга пришлось менять номера "МТС" и "Мегафон"". Видимо, тоже потому что дорого. Разные нехорошие слова в адрес разных сотовых операторов мы зачитывать не будем. Обобщим: есть претензии.

Виталий Млечин: Да. С нами сейчас на связи Санкт-Петербург. Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства "Telecom Daily". Денис, здравствуйте. Вы нас слышите?

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Денис Кусков: Да, слышу прекрасно.

Ольга Арсланова: Денис, мы вам адресуем очень простой вопрос наших зрителей из Дагестана, которые спрашивают: "Отмена роуминга для нас – это в итоге хорошо или плохо?".

Денис Кусков: Я думаю, что хорошо, что все-таки Россия – это одна страна. Прошли уже, наверное, те года, когда операторы были разрозненными структурами, в каждом регионе были свои юридические лица. Сейчас операторы построили свои собственные сети. И мы живем в одной стране. Поэтому вводить понятие роуминга достаточно странно. Для нас роуминг – это все-таки тогда, когда мы куда-то выезжаем.

Виталий Млечин: Проблемы со связью.

Ольга Арсланова: Давайте как раз достижениями сотовой связи воспользуемся и поговорим по телефону. Это будет проще, я думаю. Мы вас не будем видеть, зато…

Виталий Млечин: Зато будем слышать.

Ольга Арсланова: Сейчас перенаберут, и мы продолжим. "Связь плохая, прокатитесь в поездах по России. Очень много мест, где нет покрытия вообще"

Виталий Млечин: Речь идет о движении, о поездах, об автомобилях.

Ольга Арсланова: Нет, имеется в виду, что сядьте на поезд, приезжайте куда-то в другое место, и вот там вы увидите, что плохо работают. На самом деле даже достаточно немного отъехать от Москвы куда-то в сторону Калужской области. И там очень много мест, где связь 2G – и та работает очень плохо. Это правда.

Виталий Млечин: Но потихонечку, надо сказать все-таки объективности ради, становится лучше. По крайней мере, все эти покрытия уж точно увеличиваются.

Ольга Арсланова: Сообщение с нашего сайта от нашего зрителя: "Навязывание услуг, переадресация, в настройках телефона никак не отключить". Как правило, все это можно отключить, но, я согласна с нашим зрителем – не всегда очевидно понятно, как это сделать. И пока ты дозвонишься, выяснишь, пока тебя проконсультируют, за это время успевают снять довольно много денег.

Виталий Млечин: Тут хороший совет на самом деле пользоваться личным кабинетом в интернете. Понятно, что не все это делают, но, тем не менее, это действительно очень удобно. Если вы до сих пор не завели себе личный кабинет, попробуйте это сделать, и вы убедитесь в том, что это удобно.

Ольга Арсланова: Может быть, быстро послушаем Александра из Москвы.

Виталий Млечин: Александр, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Конкретная претензия по МТС. В определенный день просто блокируется номер. Ответ: "Такой номер сети не зарегистрирован". Пытаемся выяснить, в чем дело. Претензия МТС – то, что якобы в течение определенного времени этот номер не использовал платные услуги, то есть как бы не был доходным для оператора. При этом личный кабинет блокируется, посмотреть историю невозможно. И при этом сам МТС подтверждает, что баланс положительный.

Ольга Арсланова: То есть вы уже связывались с компанией, и они пытаются вам как-то помочь в этой ситуации?

Зритель: Вы знаете, концы прячутся в воду, поскольку претензии направлялись в двух отделениях МТС, концы теряются, то есть невозможно понять, где сейчас находится претензия и какое решение по данной претензии.

Ольга Арсланова: Спасибо. Мы, возможно, нашего эксперта тоже спросим, что в такой ситуации делать.

Виталий Млечин: Денис, вы слышите нас сейчас?

Денис Кусков: Слышу. Прошу прощения за связь.

Ольга Арсланова: Да, но у нас же и тема сегодня такая – связь. Вот мы и тестируем, как что работает.

Виталий Млечин: Оказалось, что все-таки не безупречно, но, тем не менее, работает. Денис, очень важный вопрос. Многие сейчас предупреждают, что если отменят этот самый национальный роуминг, что было бы справедливо, как мне кажется, то вырастут цены, потому что операторам надо будет чем-то замещать вот эти самые выпадающие доходы. Так вот вопрос к вам: насколько велики эти самые выпадающие доходы и насколько серьезного повышения цен нам все-таки ждать?

Денис Кусков: Здесь ситуация такая, на мой взгляд. И по… операторов это все-таки не такие сверхъестественные расходы. У каждого оператора доходы от российского роуминга порядка 3-4%. И поэтому говорить, что… связь из-за этого, я бы, наверное, не сказал. Операторы и так уже последний год старались более незаметными путями увеличивать стоимость опций, те, которые были бесплатными, делать платными. Поэтому это не пересмотр тарифов в разы.

Виталий Млечин: Что касается изменений условий тарифа, вот введение каких-то дополнительных опций или изменение стоимости этих самых опций, что называется, в уведомительном порядке. То есть сначала изменили, потом в лучшем случае СМС-ку прислали – это вообще законно?

Денис Кусков: Нет, это незаконно. В соответствии с законом о связи… должны за 10 дней уведомить абонента о том, что происходит изменение его тарифного плана. Но проблема заключается в том, что они не обязаны уведомлять на сегодняшний момент СМС-кой. Они могут разместить в средствах массовой информации. А средство массовой информации для них – это их собственный сайт. Естественно, большинство людей туда не заглядывало. Особенно учитывая, что они размещают это очень далеко от глаз людей, и, к сожалению, это носит такой минусовой характер.

Виталий Млечин: Если можно, очень коротко. Если все-таки такое произошло, но узнал постфактум, можно как-то деньги вернуть?

Денис Кусков: В данном случае деньги, конечно, вернуть вряд ли удастся, потому что по сути, если оператор каким-либо образом все-таки уведомил, пусть даже таким незаметным, то он снимает с себя все обязательства. Если возникают какие-то трудности, то обращаться надо действительно в Роскомнадзор, а в случае чего обращаться в суд.

Ольга Арсланова: Спасибо большое. Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства "Telecom Daily". И он ответил, кстати, на вопрос наших зрителей. Это как с банками. Жаловаться в Центробанк, если проблемы – вот, пожалуйста, Роскомнадзор. Тема горячая, очень много жалоб на сотовые операторы. Я думаю, что мы обязательно еще поговорим об этом в следующий раз. Вернемся к этой теме.