Виктор Горбачев: С нашими темпами производства обеспечить страну отечественными самолетами мы сможем лет через сто

Гости
Виктор Горбачев
генеральный директор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре

Антон Алфимов: Итак, у российских авиакомпаний с государственным участием могут возникнуть некоторые проблемы в ближайшее время с закупками иностранных самолетов. Покупать такую технику можно будет только по согласованию с правительственной комиссией по импортозамещению (из названия понятно, чем она занимается). Такой законопроект подготовила Минэкономразвитие. Что из этого получится и получится ли вообще, будем выяснять прямо сейчас. В студии у нас Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Виктор Горбачев: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: И мы хотим сразу запустить голосование для наших зрителей сразу, чтобы понять, доверяют ли они российским самолетам. В целом мы говорим о самолетах, которые существуют сейчас или будут создаваться в дальнейшем, на что мы все, разумеется, очень надеемся. Доверяете ли вы российским самолетам? Пишите "ОТР", обязательно пробел и дальше одно слово – "Да" или "Нет". Подведем итоги ближе к концу этой получасовки.

Антон Алфимов: Ну и на тот же короткий номер нашего СМС-портала ждем ваши соображения по этому поводу. Виктор Иванович, первый вопрос довольно банальный: реально ли вообще исполнить эту законодательную инициативу?

Виктор Горбачев: Да было бы, конечно, чудесно, если бы было, чем заменять.

Антон Алфимов: Ну, Сухие у нас там какие-то летают. Наверное, Ил один остался.

Виктор Горбачев: Да. Есть. Но это же средняя магистральная машина, которая летает не больше чем на 2000 километров. А дальше-то что? Чем мы с вами будем до Хабаровска добираться, до Новосибирска, Иркутска? Я уж не говорю про Сахалин.

Ольга Арсланова: И про другие страны.

Антон Алфимов: Тогда, наверное, разрешат какой-нибудь Боинг. Ведь здесь речь не идет о запрете. Я так понимаю, что авиакомпания должна будет обосновать свой выбор – вдруг в правительстве посчитают, что, собственно, на этот маршрут можно было бы поставить какой-то из наших.

Ольга Арсланова: Вероятно, раз сейчас пользуются теми самолетами, которыми считают нужным, этот выбор уже обоснован – зачем его обосновывать еще как-то?

Антон Алфимов: Импортозамещение в стране идет.

Ольга Арсланова: Так уместно ли импортозамещение в такой сфере серьезной? Это не картошку где-то там вырастить.

Виктор Горбачев: Еще лучше. Ну хорошо, обяжут авиакомпании на определенных маршрутах использовать только российскую машину – то есть Суперджет. Сегодня просто больше ничего не делают.

Антон Алфимов: А Ил у нас какой-то остался?

Виктор Горбачев: Есть Ил-96, но он выпускался у нас в Ташкенте. Это единичные машины.

Антон Алфимов: Сколько их в стране-то у нас? По пальцам пересчитать?

Виктор Горбачев: Их-то? То, что у президента – вот и все.

Антон Алфимов: А.

Виктор Горбачев: Вот и все, на этом и завершили.

Ольга Арсланова: И разрабатывается, насколько мы понимаем, этот магистральный самолет МС-21, который тоже обещают…

Виктор Горбачев: Тоже обещают, да.

Ольга Арсланова: Сколько времени это может занять?

Виктор Горбачев: Ту-204 тоже обещают. Его, правда, выпускали, но потом как-то он и, так сказать, прекратился. И 114-ю обещают машину, но это все опять обещают. Обещают, обещают и обещают. Но самое-то интересное: ведь наши мощности на сегодняшний день – это максимально 3-4, ну 5 машин в год производство.

Ольга Арсланова: Это то, что есть сейчас?

Виктор Горбачев: Да, то, что сейчас. Так интересно, как мы это заменим-то? Ну, лет через 100, наверное, парк можно будет заменить. Если у нас под тысячу машин, значит, если мы хотим все заменить.

Антон Алфимов: Давайте разберемся, о каких авиакомпаниях идет речь? Компании с госучастием – кто это?

Виктор Горбачев: С госучастием у нас только 2 компании – "Аэрофлот" и "Россия".

Антон Алфимов: "Россия"? Ну у "России" рейсов раз-два.

Ольга Арсланова: Нет, там довольно много рейсов.

Виктор Горбачев: Нет, почему? Там же она разделилась, "Россия". Первая – которая обслуживает у нас администрацию, вторая – которая летает уже на коммерческой основе.

Ольга Арсланова: То есть правильно мы пониманием, что…

Виктор Горбачев: И "Аэрофлот".

Ольга Арсланова: …что компании с госучастием в определенном количестве и без него будут поставлены в разные экономические условия? К чему это приведет? Какая конкуренция?

Виктор Горбачев: Да никакие это не разные экономические условия. Иногда и зарубежный Эирбас или Боинг дешевле, чем Суперджет.

Ольга Арсланова: Так об этом и речь.

Виктор Горбачев: Вы еще другое поймите: ну что Суперджет? На 70-80% эта машина состоит из зарубежных комплектующих. Вот и все. Которые в один миг могут остановить – не будут поставлять, и производство остановится. Дальше-то что?

Ольга Арсланова: Вот об этом и речь. Если что-то вдруг такое произойдет – перестанут поставлять, перестанут поставлять – у нас должен быть свой запас? Мы же действительно должны простимулировать как-то это производство? Каким образом его еще можно простимулировать, если не создать такие несколько странные, но условия?

Виктор Горбачев: Так вот когда создавалась эта машина, она должна была идти на отечественных комплектующих, а не на зарубежных комплектующих.

Антон Алфимов: А в Москве есть такие комплектующие?

Виктор Горбачев: Они были. Но в конце концов мы же с вами выпускали… Помните, какой был ряд великолепный, начиная от Ан-2 (так сказать, местной воздушной линии)? Як-40, Ан-24, Як-42, Ту-134, 154, Ил-96. Ну полностью ряд был!

Антон Алфимов: Но согласитесь, что сейчас, наверное, нет больших проблем выпустить Ан-2. Другое дело, что он никому не нужен.

Виктор Горбачев: А зачем их выпускать, Ан-2, когда они сразу после войны начали выпускаться? Смысл-то какой?

Антон Алфимов: Смысл в том, что технологии немножко ушли от нас, а мы остались?

Виктор Горбачев: Ну что же мы на фанере-то будем летать и возить людей?

Ольга Арсланова: Получается, что придется пользоваться тем, что уже есть? То есть самолеты будут десятилетиями использоваться...

Виктор Горбачев: Их и сейчас-то чуть ли не под тысячу машин, Ан-2. Так они же все стоят. Во-первых, эта машина работает на бензине. Бензин Россия не выпускает, потому что это невыгодно нашим, так сказать, нефтеперерабатывающим компаниям. Это раз. Мы уж там этот бензин покупали, я не знаю, не то в Норвегии, не то еще где-то, понимаете, для того, чтобы заправлять наши машины. Теперь нам промышленность предлагает: давайте будем реанимировать Ан-2, будем ставить туда американский двигатель. Там этот американский двигатель стоит в 3 раза дороже, чем сам самолет. Ну кто будет летать? Думайте, братцы, ну так же нельзя. Минпром больше ничего не придумал, кроме этого, чтобы выдвинуть такую колоссальную идею. Или Минэкономразвития. Нет, это все чудесно: когда экономисты, когда, так сказать, философы нам предлагают что-то. Но вы хоть спросите у Росавиации: братцы, вам что нужно-то?

Ольга Арсланова: А кто и как будет обеспечивать это?

Виктор Горбачев: Да. Что вам нужно для полетов? Спросите у авиакомпаний. Спросите у аэропортов: а смогут ли они потом использовать, обслуживать эти машины? Ведь же никто никого ни о чем не спрашивает: покупают и вперед.

Ольга Арсланова: Антон, по-моему, изучает, на чем летают сейчас в "Аэрофлоте", да?

Антон Алфимов: Да-да, это авиапарк "Аэрофлота".

Виктор Горбачев: Ну да.

Ольга Арсланова: И что мы видим?

Антон Алфимов: Сухой суперджет-100 – у них сейчас в наличии 29 самолетов из 170 всего. Заказано 21. То есть Аэрофлот, я думаю, эту норму как раз…

Ольга Арсланова: Они уже что-то знали.

Виктор Горбачев: Но одновременно он заказывает еще и 40 Боингов и Эирбасов.

Антон Алфимов: А я Вам скажу: 37 Боинг-737, всех остальных существенно меньше. Интересно, а вот последний Боинг…

Виктор Горбачев: Что-то он не собирается переходить на импортозамещение.

Антон Алфимов: Но смотрите, зато заказано 50 самолетов Иркут-МС-21. Что это такое?

Ольга Арсланова: Это вот те, которые? Заказ есть – работа идет?

Виктор Горбачев: А где? Это же – выкатили в ангар, показали Дмитрию Анатольевичу, он сказал: "Чудесные машины".

Ольга Арсланова: Все так и было.

Виктор Горбачев: Но если бы они его еще посадили вовнутрь, выкатили на поле…

Антон Алфимов: Было бы не так эффектно.

Виктор Горбачев: Взлетел бы он, сел, покатали бы его. А то… Ну выкатили макет, ну посмотрели мы на него и обратно его закатили.

Антон Алфимов: А, то есть еще ни одного Иркута не выпущено?

Виктор Горбачев: Да ну Вы что? Не то что не выпущено. Во-первых, он еще и не испытан, не получил сертификат. Его еще не продули в трубе. Прежде чем он выйдет на линию, пройдет еще года 4-5, вы что.

Антон Алфимов: Ну, вот здесь пишут, что ожидается в конце 2018 года, то есть через 2 года. Возможно?

Виктор Горбачев: Ну…

Антон Алфимов: Хотя бы первая поставка.

Виктор Горбачев: Я не знаю. Это что-то уж очень залихватские предложения.

Ольга Арсланова: Смотрите, что пишут наши зрители. Во-первых, интересуются, неужели у нас самолеты есть – весь парк импортный. Это такое общее понимание, общее представление о том, на чем сейчас мы летаем. В основном, действительно, мы летаем…

Виктор Горбачев: Мы летаем – 90% всего объема перевозок осуществляется на иностранных машинах: Боингах и Эирбасах.

Ольга Арсланова: Но некоторые уже испробовали отечественные: "Летал на Сухой Суперджет по маршруту "Красноярск-Москва" – самолет очень хороший". "Делаем лучшие ракеты, самолеты тоже должны быть наши!" – пишут нам. И лейтмотивом вот такая мысль: "Российским пока не доверяем. Советским – да". Куда это все исчезло?

Виктор Горбачев: Суперджет, собственно, с советских времен еще начинался. Все его доделывают 25 лет, никак мы не можем его еще доделать. И сейчас промышленники нам обещают: мы будем постепенно переходить на импортозамещение, будем менять комплектующие, авионику и так далее.

Антон Алфимов: Но это импортозамещение ради импортозамещения? Экономическая целесообразность какая-то есть?

Виктор Горбачев: Экономическая целесообразность в том, что это наше. Это не помноженное на 76 или на 68.

Антон Алфимов: Если мы когда-нибудь догоним, нам будет это сильно дешевле?

Виктор Горбачев: Будет дешевле, конечно. Наше дешевле, чем мы множим на…

Антон Алфимов: Ну не всегда, знаете ли.

Виктор Горбачев: Ну, не всегда.

Антон Алфимов: У нас есть звонок – Лариса из Бурятии. Слушаем Вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Лариса, я из Бурятии. И вот что хотела сказать: а не выйдет ли с самолетами так же, как с "ГАЗелями" на дорогах?

Антон Алфимов: А чем Вас не устраивают "ГАЗели"?

Зритель: Заменили "Истаны" на "ГАЗели", все сыпется.

Антон Алфимов: Ага, понятно. Спасибо.

Ольга Арсланова: То есть интересует качество этих возможных самолетов.

Виктор Горбачев: Да нет, подобные вещи просто не грозят нам, потому что каждый полет все это проверяется, летная годность проверяется, все это делается. Здесь 100% можно гарантировать, что воздушное судно полностью обеспечивает безопасность полетов, так что.

Антон Алфимов: Вы сказали, что 90% всех авиаперелетов осуществляется на иностранных лайнерах. Здесь имеется в виду количество…

Виктор Горбачев: Количество перевезенных пассажиров.

Антон Алфимов: Понятно. Потому что я подумал сначала про километраж: либо от километража считать, либо от количества самих перевозок.

Виктор Горбачев: Нет-нет. Ну а что считать километраж? Давайте людей считать.

Антон Алфимов: Понятно. Еще один звонок – Григорий, Московская область. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Антон Алфимов: Слушаем Вас.

Зритель: Надо поддерживать наш авиапром, наших производителей. Не надо никаких иностранных двигателей нам – надо свои делать. И наших поддерживать, и наши сделают лучше всех.

Антон Алфимов: Скажите, когда Вы в последний раз летали?

Зритель: В прошлом году.

Антон Алфимов: Куда и на чем?

Зритель: Я летал в Крым.

Антон Алфимов: "Аэрофлотом", я так понимаю?

Зритель: да.

Антон Алфимов: А на каком самолете? Это Сухой был или иностранный какой-то лайнер?

Зритель: Нет, наш.

Антон Алфимов: Сухой, получается, да?

Зритель: Да-да.

Антон Алфимов: И Вас там все в общем устраивает по ощущениям как пассажира?

Зритель: Да. Все устраивает. Только иностранцев не было и не надо нам их здесь. Наши делают лучше всех, наши делают лучше всех всегда.

Ольга Арсланова: Понятно.

Антон Алфимов: Ну понятно, да.

Ольга Арсланова: Наши сделают лучше всех. Что мешало все эти годы этим заниматься?

Виктор Горбачев: Так вот надо спросить, наверное, у руководителя Объединенной авиастроительной корпорации товарища Погосяна, который тогда руководил. А что нам мешало за 25 лет что-то создать наше отечественное? Не знаю. Военные самолеты были чудесные, хорошие. Но вот за 25 лет создать один Суперджет, бросив все средства на него, и толком мы никак не можем с ним разобраться (обкатываем, облетываем и тому подобное). Ну что ж, теперь товарищ Погосян у нас ректор Московского авиационного института, теперь он у нас член Общественного совета Росавиации. Значит, то, что он в свое время, за 25 лет, загубил – теперь он там в Общественном совете. Вот надо у него и спросить, в Общественном совете: что ж, товарищ Погосян? Где же наши отечественные самолеты?

Ольга Арсланова: Ну, вероятно, не один он отвечал за это.

Виктор Горбачев: Ну, наверное, да. Но он руководил.

Антон Алфимов: Смотрите. Что сейчас происходит с Суперджетом? Вы говорите: 4-5 машин в год выпускают.

Виктор Горбачев: Да.

Антон Алфимов: Кто их забирает?

Виктор Горбачев: В основном это идет на "Аэрофлот". Потому что там что-то такое, я помню, предлагали не то Сибири, не то ЮТэйру; может быть, они и взяли. Но, видите, там тоже ставятся определенные условия: будете брать нашу отечественную технику, мы вам какие-то преференции дадим, когда вы будете брать Боинги и Эирбасы. Таможенные, налоговые – это довольно крупные вещи, которые ложатся потом на нас с вами, на авиабилеты.

Антон Алфимов: А за рубеж Сухие идут в настоящее время?

Виктор Горбачев: Кто-то покупает или нет или летают ли?

Антон Алфимов: Нет, покупают.

Виктор Горбачев: Ну, якобы да. Якобы да. Но что-то такое не очень слышно. Помню, после этих событий где-то в Сингапуре что-то произошло – авария была…

Антон Алфимов: В гору влетел?

Виктор Горбачев: Да, там собирались брать. Но отказались.

Антон Алфимов: Я просто к чему спрашиваю…

Виктор Горбачев: Что брать, когда их 4-5 машин-то делают?

Антон Алфимов: Да. Более того, мы уже говорили, что "Аэрофлот" уже заказал 21 машину на ближайшие годы. Соответственно, эти 4 годы Сухой будет работать исключительно на "Аэрофлот".

Виктор Горбачев: Да, только на "Аэрофлот". Куда ж продавать-то? Что же продавать, когда еще своих не обеспечили?

Антон Алфимов: То есть можем ли мы предположить в связи с этим, что этот законопроект, может, и будет принят, но не будет обеспечен этими машинами?

Виктор Горбачев: Вот это вот самое ужасное. Потому что мы принимаем законопроекты, не просчитывая экономику, что это ляжет на бизнес, а потом еще ляжет на нас с вами. Потому что массу выпускаем законопроектов, а потом начинаем уже по хвостам сидеть и мониторить, что это выходит нам.

Ольга Арсланова: Подождите. Вы говорите, что это на нас отразится. Что это будет? В чем это будет выражаться? – билеты подорожают?

Виктор Горбачев: Могут билеты подорожать. А почему же нет?

Ольга Арсланова: То есть нужно отбить вложенное в отечественные самолеты каким-то образом?

Виктор Горбачев: Безусловно. Конечно.

Ольга Арсланова: Так люди будут выбирать негосударственные авиакомпании, летать ими.

Виктор Горбачев: Так что у нас государственная компания? Что мы за них все время с вами цепляемся? Их две всего лишь, и то это полугосударственные. И то говорят о том, что нужно их приватизировать. Не сегодня-завтра Аэрофлот будет приватизирован.

Ольга Арсланова: То есть не исключено, что эти правила в итоге коснутся всех компаний?

Виктор Горбачев: Да. Ну а каких всех компаний? Они могут коснуться ну 3-4, ну 5 компаний основных, которые осуществляют международные… И то международные полеты мы не потянем на Суперджете, ведь мы даже до Анталии с вами не долетим, до Хургады с вами не долетим. Куда мы их будем направлять-то? Мы же можем их направить самое дальнее в Ростов – 2000 километров. В Сочи можем, в Краснодар направить. До Екатеринбурга он не дотянет.

Антон Алфимов: А вот Иркут, который мы упоминали? Я смотрю сейчас фотографии самолета – такой симпатичный – он идет для ближне-средних магистралей. Дальше, чем Сухой.

Виктор Горбачев: Да. Чудесно. Но если все пойдет хорошо (пройдут испытания, получат сертификат и все), то он у нас с вами появится где-то на линиях лет через 5-6.

Ольга Арсланова: Почитаем сообщения от наших зрителей. Жалуются: дорого, во-первых, летать в России – из Оренбурга в Москву, из Самара и Уфы и так далее гораздо дешевле. Просят вмешаться, но это не к нам. "В советское время было разделение на КБ, сухой топлив и так далее. Даже в советское время создавали конкуренцию; сейчас ее убили объединенной авиакорпорацией. Вы хотите сказать, что у нас будут лучшие самолеты?" Есть ли действительно нехватка конкуренции в этой сфере? И в ней ли дело?

Виктор Горбачев: И в этом дело, и не в этом дело. Да, существовала определенная направленность каждого КБ, специализация. Мы знали, что Ильюшин и Туполев занимаются пассажирскими; мы знали, что Сухой занимается военными самолетами. Но когда началось: "Давайте поддержим как-то наши военные КБ, и пусть они создают эти самолеты"… Ну, могут они и создать. Но смысл-то? Мы загубили с вами Туполева и Ильюшина. Они-то что? У них же вообще нет ничего, никаких заказов. Они вообще ничего не делают. А если и делают, то, так сказать, ни шатко ни валко. Когда еще выйдут эти машины? Ведь от начала до конца… Ведь у нас же, смотрите: практически 25 лет прошло, а мы еще продолжаем модернизировать Сухого. Ну еще будем его 30 лет модернизировать.

Антон Алфимов: Понятно. Звонок у нас есть. Ренат на линии – здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Можно говорить?

Ольга Арсланова: Да-да, слушаем.

Зритель: Спасибо. Тема, я считаю, поднята очень серьезная, очень нужная и очень своевременная. Вот я сам кончил 3 курса Казанского авиационного колледжа. И вот чисто мое мнение: наша авиаконструктора могут создать технику не хуже, а лучше иностранной. Просто нужно… У меня такое предложение: набрать лучших из всех КБ, потом взять КБ, конкурирующие между собой, и третий момент – нужно взять тех, кто считает делом чести и принципа сделать лучше, чем, допустим, те, которые не могут сделать. Вот особенно третий момент очень серьезен, то есть дело чести и принципа – сделать, доказать, что ты лучший, хотя ты, допустим, не находишься в научно-исследовательском институте или где-то. Четвертый момент – если сейчас создать, допустим, общественное конструкторское бюро с соответствующим финансированием, я бы сам возглавил бы. Главный авиаконструктор должен брать ответственность на себя. Если есть человек, который берет ответственность на себя, это… Главное – у него есть штат инженеров, расчетчиков и прочее. Надо именно иметь… Такое понятие в авиации есть, по-моему, "эвристика" – то есть общее понимание и принятие решения. А расчетчики, прочее у него в штате есть.

Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо.

Антон Алфимов: Спасибо, Ренат.

Ольга Арсланова: Как раз зрители спрашивают, достаточно ли сейчас кадров – и инженерных, и руководящих. Вот.

Виктор Горбачев: Вот первый кадр, да, который берет на себя ответственность. Еще бы один курс ему закончить, четвертый, и вперед.

Ольга Арсланова: Есть к чему стремится.

Антон Алфимов: Помимо кадров есть ли у нас хоть что-нибудь, чтобы построить дальнемагистральный самолет на сегодняшний день? Или мы можем воспроизвести президентский Ил и на этом закончить?

Виктор Горбачев: Кроме Ил-96 в загашнике у нас ничего нет, но это прекраснейшая машина.

Антон Алфимов: Я летал на нем один раз – он действительно огромный, как корабль.

Виктор Горбачев: Великолепная машина. И 86-я была хорошая, и 96-я великолепная машина. Но делал у нас ее Ташкент, заказов нет; на ташкентском заводе, как мне сказали, уже делают сковородки. Так что… Прежде чем что-то чего-то развивать и делать, надо начинать, конечно, с кадров. Потому что, к сожалению, за вот этот вот период люди поуходили. Надо все по новой собирать, надо по новой все обучать, надо менять весь станочный парк, надо… Ну масса вещей. Для этого существует Минпром, что мне его рассказывать вам? Я – эксплуатационник: вы мне дайте, я буду это дело эксплуатировать, я буду обслуживать это воздушное судно. А уж, ребята, что это такое – давайте думайте сами. Там аппаратище сидит страшнейшее.

Ольга Арсланова: Доверяют многие нашим самолетам: "Ил-62 классный самолет был".

Виктор Горбачев: Да шикарная машина была. Да наши все машины были великолепные.

Ольга Арсланова: "Постоянно летали "Магадан-Москва" – далеко", "В советские времена конструкторы вкладывали в конструкцию самолета двойной запас прочности – как дела обстоят сейчас?" - вопрос от Виктора.

Виктор Горбачев: Да нет. Закладывать двойной, тройной запас – все это только разговоры: это же не лифт там какой-то – обычно их там на 20 человек или на 50. А вот надежность воздушного судна обеспечивается полностью. Для этого и проводится сертификация, для этого и проводятся испытания. Смысла нет в какой-то тройной, четверной надежности заложенной. Все облегчают, какие-то композитные материалы, а тут мы будем, понимаешь ли, из чугунины что ли делать?

Антон Алфимов: Два подряд интересных сообщения пришли: "Скорее доверяю нашим летчикам, чем нашей технике". И следом: "Самолетам – да, пилотам – нет". Две противоречащие мысли.

Виктор Горбачев: Да нет, это неправильно и глупо. Пилоты – великолепные ребята, готовятся на высшем уровне, с высшим образованием, так что. Регулярно проходят на тренажерах проверки. В этом отношении нельзя говорить: наши пилоты не хуже, чем зарубежные, а может быть, даже лучше. Потому что те пилоты готовятся как операторы воздушного судна – сейчас нет этого, как говорится, штурвала.

Антон Алфимов: Может быть, это более востребовано.

Виктор Горбачев: Да. А, так сказать, сидят, управляют электроникой. Наши готовятся именно по такой вот программе.

Антон Алфимов: Спасибо. Спрашивали мы вас, доверяете ли вы российским самолетам. "Да" – ответили (для меня это удивительно) 55%, "Нет" – 45%.

Ольга Арсланова: Практически пополам.

Антон Алфимов: Практически пополам, но все-таки с небольшим креном – больше доверяют. У нас в гостях сегодня был Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Виктор Горбачев: Спасибо вам.

По новому проекту, подготовленному Минэкономразвития, российские компании с госучастием смогут покупать иностранные самолеты только по согласованию с Правительственной комиссией по импортозамещению