Виктор Горбачев: Думаю, что намучившись с "Трансаэро", государство не пойдет на полную ликвидацию "ВИМ Авиа"

Гости
Виктор Горбачев
генеральный директор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре

Ольга Арсланова: Мы продолжаем. Буквально в эти часы Росавиация проводит внеплановую проверку "ВИМ-Авиа". У компании, как вы, наверное, уже знаете, серьезные задержки рейсов. Мы следим в том числе за этой новостью в прямом эфире.

Петр Кузнецов: Базовый аэропорт "ВИМ-Авиа" – "Домодедово" – отказался дальше обслуживать компанию в долг. Сумма – 500 миллионов рублей: прежде всего речь идет о заправке топливом. Топливо предоставляется только до сегодняшнего дня, дальше авиакомпании потребуются внешние источники финансирования, так как собственных средств на текущую деятельность ей уже не хватает.

Ольга Арсланова: Минтранс уже начал готовиться к возможному краху авиакомпании. Сейчас на руках у населения, по предварительным подсчетам, примерно 100 тысяч билетов на рейсы этой авиакомпании. "ВИМ-Авиа" занимает 10-е место среди российских компаний по пассажиропотоку, 4-е среди летающих из "Домодедово"; перевозки в январе-августе выросли почти на треть до 1 миллиона 800 тысяч пассажиров, а в конце мая и начале июня "ВИМ-Авиа" задержала почти 200 рейсов и в итоге сократила чартерную программу, отказавшись от перевозки около 100 тысяч человек. Официально это объяснялось тем, что несколько самолетов задержались на техническом обслуживании, и у компании не хватало летного состава. Что происходит с компанией? Что грозит клиентам, да и всему рынку в дальнейшем, поговорим прямо сейчас.

Петр Кузнецов: Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации "Аэропорт", член Общественного совета при Российском транспортном надзоре, у нас в гостях – Виктор Иванович, приветствуем вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Наши зрители могут задавать вопросы – пожалуйста, звоните в прямой эфир и высказывайте свое мнение о работе наших российских авиакомпаний: что вам нравится, а что не нравится? – позвоните и расскажите.

Петр Кузнецов: 10-я по величине компания в России, у нее, насколько мы понимаем, парк дальнемагистральных самолетов, то есть какая-то социальная значимость. Как такое могло произойти с такой авиакомпанией?

Виктор Горбачев: Вы знаете, в чем дело? Нас ничему не научил печальный опыт "Трансаэро"…

Петр Кузнецов: Это похожий случай, да?

Виктор Горбачев: Ну абсолютно. "Трансаэро" была второй по величине компанией, эта десятая. Ну и что толку? В конце концов это не сегодня и не вчера родилось, у них-то все это пошло уже с прошлого года, с начала этого года – были срывы и чартерных программ, не только регулярных; задержки были. Но однако упорно продолжалась их дальнейшая деятельность. Кроме того, что меня просто удивляет, что, срывая программы (и внутренние, и международные), "ВИМ-Авиа" получает еще карт-бланш и летает не то в Майями, не то ей дают линию в Сан-Франциско или Лос-Анджелес – в общем, еще летает туда. Это с чего это вдруг?

Петр Кузнецов: Потому что у нее тот самый парк есть – наверное, поэтому.

Виктор Горбачев: У многих есть парк, но они не летают.

Ольга Арсланова: А как это вообще происходит? Расскажите нам об этой схеме. То есть существует некая авиакомпания, у которой есть проблемы или нет проблем? Как часто ее проверяют? Кто принимает решение о том, какие в дальнейшем маршруты ей доверять? Когда наконец-то проверяющие органы включаются и понимают, что да, здесь нужно серьезно разбираться? Как это все устроено? Немного затянули?

Петр Кузнецов: Да, потому что ощущение, что включились в последний момент – только сейчас какие-то проверки, несмотря на то, что вы говорили, что срывы чартерных рейсов и в прошлом году существовали, но тем не менее подключаются только на финальном этапе, когда уже практически все.

Виктор Горбачев: Здесь, видите, тоже какая программа идет? Памятуя как бы не распоряжения, а советы наших руководителей меньше "кошмарить" наш бизнес, нет теперь таких регулярных проверок. Какие-то раз в год, раз в 2 года проходят проверки авиакомпаний, если вдруг какие-то там намечаются проблемы. Но здесь что-то не обратили внимание на них. Почему? Непонятно. Я говорю: то же самое, что и с "Трансаэро". Ну что, не знали, что "Трансаэро" уже в течение 2-х лет сидит, так сказать, на допинге, дополнительно берут, берут и берут деньги? Все это было известно; в конце концов дошли до того, что уже они просто были неплатежеспособными, это раз, никто им не давал в долг, это два, и уже не обслуживали аэропорты, это три. Ну и что? У них за плечами были сотни тысяч проданных билетов. Ведь глубина продажи билетов идет до полугода. В конце концов, почему мы это допускаем? У нас с вами масса регуляторов. У нас есть Министерство транспорта, Росавиация, Ространснадзор; у нас есть антимонопольщики и в конце концов прокуратуру. Ну что? Чего держали-то мы?

Ольга Арсланова: Но мы все-таки видим, что частным компаниям довольно сложно работать у нас в стране – авиакомпаниям.

Виктор Горбачев: Да ничего не сложно работать. У нас этих авиакомпаний всего лишь 108-110. Какая проблема? В Штатах более тысячи авиакомпаний, и ничего, работают, справляются.

Ольга Арсланова: Вот, смотрите, их мало и их становится меньше с каждым годом, как мы видим. При этом гигант растет и становится все больше, все сильнее. Нет ли у нас действительно перекоса в сторону государственных компаний?

Виктор Горбачев: Да… Так нельзя назвать. Все-таки авиакомпании летают не одни, на линиях по 2-3 компании, так что какая-то определенная конкуренция есть. Нельзя сказать, что "Аэрофлот" или "Россия" перебили всех.

Ольга Арсланова: Вытеснили всех.

Виктор Горбачев: Да, это крупнейшие компании, это государственные компании, но это ничего не имеет в виду. У нас мощнейший "Сибирь", у нас мощный "ЮТэйр", и в конце концов летают, все нормально. Есть какие-то проблемы, у всех есть проблемы. Я вот не знаю, как сейчас. Если, например, то, что сейчас запросили каких-то гарантий у государства под кредиты, которые они хотят взять – ну, если государство пойдет, то как-то они еще продержатся. Потому что действительно уже аэропорт "Домодедово" вряд ли будет обслуживать, потому что все идет, как говорится, за счет аэропорта. Ведь уже есть печальный опыт того же "Трансаэро", который, как говорится, простил все долги свои всем и ушел. Ведь так и не оплачено было и "Домодедово", и ТЗК не оплачено было.

Петр Кузнецов: И купили за рубль, по-моему, да?

Виктор Горбачев: Да ничего не купили.

Петр Кузнецов: Раз… об этом заговорила – вот сейчас, в случае банкротства (скорее всего, к нему идет, правильно, вряд ли эту ситуацию что-то изменит)…

Виктор Горбачев: Это будет ужасно, если это будет банкротство. Ведь кроме того, что мы не обслужим пассажиров, это раз, что делать с теми специалистами, которые работают? Проблема же была: 10 тысяч специалистов остались в "Трансаэро". Здесь ну пусть будет чуть-чуть поменьше…

Петр Кузнецов: Поменьше, да.

Виктор Горбачев: Пусть будет 3 тысячи специалистов – куда девать летный состав? Куда девать технический состав? Административный ладно, они найдут себе работу, а это же узкая специализация. Ну куда пойдет летчик?

Петр Кузнецов: Те самые дальнемагистральные рейсы, значит, получается, гигант займет?

Виктор Горбачев: Необязательно, что это гигант возьмет.

Петр Кузнецов: То есть к какой-то глобальной перестройке рынка это не приведет? – альтернативы не будет на этом направлении?

Виктор Горбачев: Нет, нет. В конце концов "ВИМ-Авиа"… Ну нет своего парка, это ведь все арендованный парк. Ну отдадут они его и все. Это не то что "Трансаэро", которое накопило, и сейчас с десяток, понимаешь ли, Boeing747 в "Домодедово" стоят на газоне, и не знают, что с ними делать: и не порезать, и не продать – ничего, потому что собственность "Трансаэро".

Петр Кузнецов: Вот вы говорили о сотнях тысяч проданных билетов. Лето для авиакомпаний – это самое высокодоходное время, а тут получается, что к осени "ВИМ-Авиа" как раз и подходит с убытками. То есть им не хватило лета хотя бы частично что-то погасить?

Виктор Горбачев: То, что было по туристическим агентствам, они сами виноваты. Ведь тоже нельзя идти, так сказать, на поводу. Они ведь прекрасно понимали и знали всю эту структуру, они знали, какое положение в "ВИМ-Авиа". Однако когда получается новое направление – или Турция, или Египет, или еще что-нибудь – турагентства объявляют как бы тендер на авиакомпании. Ну и 3-5 авиакомпаний участвуют в этом процессе. Кто дает на работа подешевле, того и хватают – такие условия тендера, что дешевле. А дешевле не всегда получается лучше. Вот вам, пожалуйста, "ВИМ-Авиа": то, что они дали на работа дешевле, но сами не могли обеспечить. Здесь же все на авось идет: набирают-набирают объемы (а может быть, пролетим), но ничего не получается – то одна машина встала, на два дня задержалась на обслуживании, то еще что-то такое, то не вовремя отправили на обслуживание – это же все не новые воздушные суда, это уже летные, так сказать, поэтому что-то где-то задержалось. А что такое один день? – это уже два-три рейса сорвано. Что еще один день? – это опять два-три рейса сорвано. Это сорвали, это сорвали – вот он комок и набежал.

Ольга Арсланова: У нас Сергей из Москвы на связи – добрый вечер, Сергей. Мы вас слушаем.

Петр Кузнецов: Сергей, приветствуем вас.

Зритель: Добрый вечер.

Петр Кузнецов: Сергей, вы пользовались услугами компании "ВИМ-Авиа"?

Зритель: Пользовался и не раз.

Петр Кузнецов: Какой она вам запомнится?

Зритель: Вы знаете, запомнится не очень. В каком плане? Отношение бортпроводниц у этой авиакомпании было мягко говоря не очень к пассажирам – пренебрежительное, это раз. И еще можно задать вопрос вашему гостю? Скажите, пожалуйста… Собственно говоря, вопрос простой – если руководство авиакомпании знает, что у них такие проблемы, почему они продают наперед пассажирам, туристы авиабилеты?

Ольга Арсланова: Спасибо за вопрос. Есть предположение от наших зрителей, что это пирамида.

Виктор Горбачев: В принципе да. Потому что мы авансируем авиакомпанию, когда покупаем билеты не то что за день-два, а иногда и за полгода покупаем.

Петр Кузнецов: Ну вот, например, на декабрь у человека куплен билет. И что произойдет в случае банкротства?

Виктор Горбачев: Есть. Мы сами пошли на поводу авиакомпании. И государство, и наша Государственная Дума, и Совет Федерации, пардон, и Министерство транспорта пролоббировали вопросы по авиакомпаниям. Теперь они нам продают авиабилеты сдаваемые и несдаваемые, могут продать нам и двойные места; они нам продают и то, и се, зажимают нас с багажом и в конце концов хотят нас взвешивать с ноутбуками, фотоаппаратами…

Ольга Арсланова: И нас самих.

Виктор Горбачев: В конце концов может и до этого дойти. Скажут, что средний вес должен быть 70 килограмм, а кто выше – плати, пожалуйста, за перевес. И это может быть. Поэтому вся система в этом, ничего не сделаешь. Да, мы купили эти билеты, и если они сдаваемые, значит, надо сдавать, потому что ничего не получается, пошли задержки. И то можно сдать только в таком случае, если будет штампик. В агентстве этой авиакомпании, в представительстве, в аэропорту, где она базируется…

Петр Кузнецов: А бывает без штампа разве?

Виктор Горбачев: Могут у вас билет-то и не принять на возмещение. Есть невозмещаемые, несдаваемые билеты, но опять же, форс-мажор. Они же себя не объявляют банкротами, они говорят, что перевезут вас, но не знают, когда – может быть, в декабре, может быть, в январе.

Ольга Арсланова: Может быть, в декабре следующего года.

Виктор Горбачев: Да, если им помогут и все такое. Так что несдаваемые билеты вряд ли что-то получат.

Петр Кузнецов: А как человеку понять… Ну знаете, какая-то такая рекомендация, как с надежным и ненадежным банком, раз мы заговорили о пирамиде – человек как-то может понять, что авиакомпания ненадежная, что с ней, вероятно, может что-то случится? До последнего держат в секрете бедственное положение…

Виктор Горбачев: Те, которые, как говорится, городские, могут залезть на сайт Росавиации, которая буквально регулярно – раз в месяц или раз в квартал – вывешивает должников, кто задерживает рейсы, кто наиболее такие необязательные авиакомпании. Можно посмотреть здесь. Те, которые, как говорится, в глубинке, действительно, на какой сайт будут бабушки и дедушки залезать? Да, там проблема. Значит, там кто-то попался, а кто-то не попался. К сожалению…

Ольга Арсланова: То есть ответ: практически никак, понятно.

Валентин из Москвы, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: У вас вопрос, мы так понимаем, какой-то?

Зритель: У меня? В общем, мы заказали билеты еще в мае месяце до Симферополя у этой авиакомпании "ВИМ-Авиа" – 2 билета электронных. Вылет у нас был 27 июля. Мы нормально вылетели туда. Потом уже возвращались где-то в августе (я уже не помню, какого числа), у нас должен был быть вылет в 20 часов 50 минут, мы прилетели, как говорится, за 2 часа, все прошли. Потом подошли к стойке оформлять электронный… до Москвы билеты, и что вы думаете? Нам сказали, что наш самолет улетел в 12 часов 50 минут.

Ольга Арсланова: А вам об этом не сообщили.

Зритель: Нам ничего не сообщили. Ну как они могли нам сообщить? – мы были в Крыму. В общем, короче говоря, они нам сказали, что они сейчас решат этот вопрос. Они этот вопрос долго утрясали, утрясали. Я опять подхожу к этой девушке, которая представитель компании, и говорю: "Девушка, как нам быть с билетами?" Она говорит: "А что вы хотели? Покупайте опять за свой счет. У меня 200 рублей в кармане – я вам что, могу билеты купить?" Мы пошли к какому-то мужчине, ругались, разговаривали…

Ольга Арсланова: Чем закончились в итоге?

Зритель: Да, в итоге мы пошли и опять купили билеты до Москвы назад за свои деньги. Обращались в эту, как ее там… Телефоны у нас уже были по прилету в Москву: "Мы ничего не знаем, мы… коммерческие по продаже билетов, мы ничего не знаем".

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Я так понимаю, что речь идет в данном случае о переносе чартерного рейса – это бывает? Людей предупреждают заранее?

Виктор Горбачев: Нет, но то, что он раньше улетел – это как-то непонятно. Потому что если в билете написано, что в 20 часов вылет, а вылетел он в 12, такого не может быть, что-то такое тут перепутали. Значит, он может позже вылететь или могут люди опоздать на этот рейс…

Петр Кузнецов: Такое может происходить с компанией, которая уже на грани закрытия?

Виктор Горбачев: Что он раньше? Да нет, ребят, такого не может быть.

Петр Кузнецов: Может быть, там бардак полнейший происходит с расписаниями.

Виктор Горбачев: Во-первых, он в плане состоит, там, понимаешь ли, зафиксировано…

Петр Кузнецов: Там же задолженности перед сотрудниками.

Ольга Арсланова: Они такие: "Да мы сегодня раньше улетаем – знаете, надоело".

Виктор Горбачев: Нет-нет, что-то такое поднапутали.

Ольга Арсланова: Смотрите, у нас тут пишут: "Кто заинтересован в банкротстве лоукостеров? Билеты в Крым дорогие, в Турцию слетать дешевле. Кто должен следить за ценами?", "Все очень дорого, авиационное топливо дорогое, расчеты головоломные вплоть до нарушения безопасности полетов ради экономии топлива". Интересуются люди в ценообразовании. Как мы понимаем, как нам это компания преподносит: "У нас сейчас проблемы, потому что мы были вынуждены держать цены на определенном уровне и не повышать". Значит, теперь любая компания может оправдать повышение цены на билеты тем, что ситуация у нас такая на рынке гражданских авиаперевозок – видите, все дорожает, и билеты тоже.

Петр Кузнецов: Нас становится меньше…

Ольга Арсланова: Да. Как мы можем понять, что да, здесь цена оправдана, а здесь она завышена и из-за того, что компаний мало, она повышена, вероятно, всеми компаниями?

Виктор Горбачев: Система расчета стоимости авиабилета идет такая: или, так сказать, к летнему сезону они увеличиваются, или к каким-то определенным праздникам (новогодние, еще что-то)…

Ольга Арсланова: Это нормальный рост спроса.

Виктор Горбачев: Да, это спрос, тут ничего не сделаешь, это во всем мире такая практика – то же самое, как в субботу и воскресенье вот эти вот всякие перепады. В остальном они не должны повышать. В некоторых случаях идет снижение стоимости авиабилета, но авиакомпании стараются как бы нагнать упущенное за счет внутренних каких-то доплат. Здесь же может быть одно, теперь у них пошло так. Во-первых, несдаваемый билет: хочешь не хочешь, ты его уже никуда не денешь. Теперь, если ты захотел зарегистрироваться онлайн, по Интернету, ты должен… Раньше это было бесплатной услугой, а теперь это платная услуга. Если ты захотел сидеть в проходе, где идет дополнительный запасной выход, за это тоже нужно заплатить, оказывается. Теперь сдаваемый и несдаваемый багаж… И вот когда все это накручиваешь, посмотришь – билет как будто бы стал меньше, но когда все это дело получается с доплатами, он получается выше, чем он в номинале.

Петр Кузнецов: Виктор Иванович, финальный вопрос, пожалуй: если даже "ВИМ-Авиа" останется на плаву, ведь спрос-то будет меньше, доверия уже никакого нет, как они пассажиров-то наберут в таком положении? Пусть даже если поступит какая-то госгарантия.

Виктор Горбачев: Понимаете, на сегодняшний день есть, как говорится, устойчивый спрос на авиаперевозки несмотря ни на что. Во-первых, мы еще даже не подошли к тому объему, который у нас был в 1990-м году, так что за 26-27 лет у нас не получилось догнать тот период. Поэтому спрос на авиаперевозки есть. Ну что, люди не будут неделями ехать на паровозе? – хочешь не хочешь, все равно будут покупать авиабилеты.

Петр Кузнецов: Даже "ВИМ-Авиа".

Виктор Горбачев: Да. Поэтому "ВИМ-авиа", если она останется – значит, так и будет работать.

Петр Кузнецов: Ваш прогноз – останется или нет?

Виктор Горбачев: Я думаю, что да, потому что, намучившись с "Трансаэро", я думаю, что государство…

Петр Кузнецов: То есть будет госпомощь?

Виктор Горбачев: Да, государство все-таки, наверное, не пойдет на полную ликвидацию и банкротство этой авиакомпании. Потому что тогда будет просто катастрофа.

Петр Кузнецов: Будем надеяться.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо, Виктор Иванович. Отметим, что завтра в большой теме мы как раз будем говорить очень подробно, целый час в целом о состоянии гражданской авиации и все последние новости с "ВИМ-Авиа" обязательно обсудим. Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации "Аэропорт", член Общественного совета при Российском транспортном надзоре нам многое прояснил – спасибо.

 

 

 

 

О проблемах "ВИМ-Авиа"