Александр Балковский и Василий Ящук раскрывают секреты успеха российских блогеров

Гости
Татьяна Субботина
блогер (г. Санкт-Петербург)
Василий Ящук
основатель блогерского агентства Players (г. Москва)
Артем Нечаев
блогер (г. Москва)
Александр Балковский
продюсер, основатель агентства Z кинокомпании «Базелевс», эксперт по SMM, отец видеоблогера Саши Спилберг

Ольга Арсланова: Итак, мы продолжаем. Сейчас большая тема. Мы с Сергеем Лесковым уже слегка ее затронули. Будущее, которое уже сегодня наступило. Мы поговорим о блогерах. Новость, на которую мы обратили внимание: Facebook, Twitter, другие социальные сети могут попасть под действие законов Евросоюза, которые касаются распространения информации, вызывающей расовую ненависть, ксенофобию, другие виды нетерпимости. И вот чиновники Евросоюза уже обсудили возможный пересмотр правил блокировки такого контента и допустили возможность в таких случаях даже вмешательство государства в частный бизнес.

Эксперты отмечают, что в России социальные сети, блогеры не попадают под специальное регулирование, но, тем не менее, их деятельность регулируется несколькими законами.

Петр Кузнецов: Давайте узнаем, по каким законам живут блогеры, становится ли блогерство профессией, могут ли блогеры влиять на общественную жизнь. Даже в Госдуме, видите, выступают. И даже известные бизнесмены становятся блогерами. Вот об этом говорим в ближайший час. Но сначала познакомим нашу аудиторию с теми, кто называет себя блогерами, кто начинает ими становиться. У нас история вопроса, а потом к гостям.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Ну что же, к гостям в студии. Александр Балковский, основатель агентства "Z", кинокомпании "Базелевс", эксперт по SMM.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Александр Балковский: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте. Сейчас наша возрастная аудитория, которая только что привыкла к аббревиатуре SMS, теперь будет изучать, что такое SMM по ходу этого часа. И Василий Ящук, основатель и креативный директор агентства "Players". Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. Я так понимаю, что вы как раз те самые люди, которые во многом создают эти новые медиа и способствуют их дальнейшему развитию. Правильно?

Александр Балковский: Вы знаете, очень сложно создать медиа с нуля. Мы, скорее, понимаем, как работать с ними и какие люди эти медиа двигают вперед.

Ольга Арсланова: Тогда давайте поговорим о роли блогеров. Судя по всему, она, понятное дело, что давно уже довольно заметна. Но продолжает расти. И впервые, насколько я помню, в истории современной России на блогеров обратили внимание в Госдуме. Решили узнать, что же там в этой среде происходит и решили к ней приобщиться.

Александр Балковский: Не только в истории современной России, а вообще впервые в мире. То есть видеоблогер никогда не выступал на трибуне никакого парламента в мире. Не только Государственной Думы России. Это говорит о том, что государство проявляет интерес к этому сообществу. И этот новый тип коммуникации, совершенно революционный, вызывает интерес у старших поколений – у государства, у власти.

Петр Кузнецов: А чему блогер может научить депутата?

Александр Балковский: Общению с аудиторией. Потому что ни у одного депутата нету такой обширной аудитории, как у средней руки блогера.

Петр Кузнецов: С аудиторией в возрасте до…

Александр Балковский: С любой аудиторией.

Ольга Арсланова: В типе аудитории мы тоже будем разбираться и в том, какие блогеры вообще существуют. Потому что понятно, что и функции у них разные, роли разные. У нас тут просто СМС уже поступают на наш портал. Я зрителям напоминаю, что вы можете нам писать, звонить. Очень любопытно посмотреть на то, как телевизионная аудитория будет эту тему обсуждать.

Пишут: "Но это ведь те же самые средства массовой информации, то же самое телевидение, только в другом формате". Это ложное представление о явлении?

Василий Ящук: Это очень хорошее представление, потому что интернет долго не воспринимался как телевидение будущего или формат, который может собирать значительную аудиторию. Сейчас Youtube можно нескромно назвать полноценным телевидением для нового поколения. И это поколение зачастую старше 18 лет. Это не только дети, которые смотрят обзоры игрушек. И человек, который отправил СМС, вполне быстро сформировал правильное мнение о том, с чем мы работаем и куда мы двигаемся. И хотелось бы добавить как раз к словам Александра, что блогеры создают контент, и этот контент умеет влиять на умы миллионов людей. Миллионы людей готовы следить каждую неделю, чуть ли не каждый день за своими лидерами мнений, приходить к ним на мероприятия. И люди, которые готовы прийти на мероприятия, меряются уже не сотнями человек, а тысячами, десятками тысяч. Даже Александр организовал ряд таких мероприятий и непосредственно общался с этой аудиторией. И зачастую некоторые из них приходят с мамами, с папами, которые знакомятся с видеоблогосферой, другие совсем взрослые люди, которые хотят развиваться в этом направлении.

Петр Кузнецов: Есть ощущение, что популярных видеоблогеров знают в Москве плюс минус области. Для этого мы провели специальный опрос на улицах других городов. Спрашивали: "Знаете ли вы, кто такие блогеры? Можете ли назвать каких-то известных блогеров?". Давайте посмотрим на результат.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Смотрите, СМС приходят из разных городов разные. Вот люди интересуются: "Блогеры сегодня – это кто? Это некая новая профессия, или это бездельники, типичный продукт общества потребления?". Ведь на самом деле я очень много общалась с подростками. Когда спрашиваешь их "а какую профессию ты хочешь выбрать?", знаете, все как один: "Я хочу быть видеоблогером". Потому что в понимании очень многих это что-то, что не требует особых усилий, но при этом приносит тебе славу и деньги. Бездельники или профессионалы?

Александр Балковский: Конечно, профессионалы. Не хочу обидеть телевидение, но сколько сотрудников телевидения в стране? 100 000? 50 000? А блогеров несколько сотен. И они своей аудиторией молодежной, которая составляет очень большой процент населения страны, полностью заменяют вот эти сотни тысяч, огромные студии, стеклянные дома и так далее. Это новый тип коммуникаций. То есть если молодые люди смотрят этот контент, значит, они его хотят.

Петр Кузнецов: Вы понимаете, что вы сравниваете с людьми, которые все-таки прошли соответствующий вуз, получили соответствующее образование? А здесь человек в семилетнем возрасте, получается, приравнивается к сотруднику телевидения.

Александр Балковский: Я могу процитировать свою клиентку Сашу Спилберг. Ее спрашивают часто журналисты: "Саша, а вы где-нибудь учитесь?". Она отвечает, что в университет идут для того, чтобы получить работу, а у меня работа уже есть.

Ольга Арсланова: А что имеется в виду под клиенткой? То есть вы…

Александр Балковский: Я ее менеджер и еще нескольких десятков ютуберов.

Петр Кузнецов: Карачаево-Черкессия как раз интересуется: "Не вы ли готовили речь для нее в Госдуме?".

Александр Балковский: Замечательный вопрос. Я его ждал. Когда Саша получила приглашение из Госдумы, это пришло официальное приглашение на Сашину официальную почту. Она мне его показала. Мы советовались, идти или не идти. Я склонялся к тому, что, может быть, не идти. Она сказала: "Нет, я пойду". И мы составляли это вместе. То, что она хочет сказать, она писала тезисы. Но я просто помогал это облечь в какую-то форму. То есть это не мои слова, поверьте.

Ольга Арсланова: Вы сказали, тут какие-то слова возникают: "менеджер", "раскрутка", "клиент" и так далее. У многих же складывается какое ощущение? Что блогер – это кто-то, кто действительно заинтересовал миллионы людей, совершенно искренне, и они без какой бы то ни было рекламы и раскрутки к нему приходят, и вот так они общаются. При этом после выступления упоминаемого блогера в Госдуме появились статьи о том, что часто аудитория накручивается, количество подписчиков накручивается. И не факт, что это действительно интересно тем самым 10 млн человек, которые нам показываются. Как это…

Александр Балковский: А Вася ответит. Зачем я буду…

Ольга Арсланова: Как заинтересованное лицо, да?

Александр Балковский: Конечно.

Василий Ящук: Вы знаете группу "Грибы"?

Ольга Арсланова: Да, конечно.

Василий Ящук: А клип Ленинграда смотрели?

Ольга Арсланова: Конечно.

Василий Ящук: Это пример того, как интернет (или мы говорим о профессионалах, непрофессионалах) создает совершенно новых кумиров.

Ольга Арсланова: Но группа "Ленинград" существовала еще задолго до этой волны.

Василий Ящук: Безусловно. Но после того, как они начали выпускать свой видеоконтент, у них случилось какое-то перевоплощение, и гораздо большую аудиторию через интернет они стали охватывать. А самое главное – открылся большой простор для творчества. Я не представляю, и, я думаю, большинство каналов не представляли, как разместить часть их контента… Контент – это любой ролик. Профессиональная деформация случилась просто в рамках рекламной деятельности, которая появляется в интернете. Не представляю, как он мог бы появиться на телевидении. Точно так же интернет дал свободу общения и свободу потребления. И та же самая Саша Спилберг, если мы говорим про нее, или Стас Давыдов, или любой другой видеоблогер дал аудитории то, что она нигде не могла найти – человека, который говорит о ее проблемах языком этой аудитории; который поднимает темы, которые интересны ей, который развлекает эту аудиторию так, как он ее хочет развлекать.

Ольга Арсланова: Но, согласитесь, часто возникает такой своеобразный феномен. Ты открываешь этот блог. Ты понимаешь, что человек говорит какие-то абсолютные банальности. И качество этого контента вызывает большие вопросы.

И хочется спросить: кому это действительно интересно? То есть я говорю о том, что качество этой аудитории и ее запросы – тоже тема для дискуссии.

Александр Балковский: Конечно. Сейчас вообще фрагментация всего: фрагментация потребления любого типа контента, любых типов товаров. То есть кто-то носит кроссовки Adidas, кто-то тапки плетеные. И, соответственно, точно так же и с этим контентом. То есть когда взрослые люди говорят о том, что – вот, я посмотрела или я посмотрел, вот господин Соловьев уже два дня на тему Саши Спилберг пытается что-то изобразить, его главный аргумент: "Во-первых, я ее не знал. Во-вторых, я посмотрел – это ужасно". Но этот контент рассчитан не на господина Соловьева, а на тот фрагмент аудитории, на ту возрастную категорию, которой этот контент нравится, он ей нужен. Вот и все.

Петр Кузнецов: Смотрите, аудитория потом будет расти. Я имею в виду - будет…

Ольга Арсланова: Взрослеть.

Александр Балковский: Они пойдут вместе по жизни, конечно.

Петр Кузнецов: Но та же Саша Спилберг будет в зависимости от возраста подбирать контент, она будет тоже сама меняться. Или она просто будет ждать следующее поколение в этой возрастной категории?

Александр Балковский: У любого молодого артиста, певец это или видеоблогер, приходит определенный момент, когда он приходит в новую аудиторию. Помимо того, что растет его аудитория, она становится старше…

Петр Кузнецов: Раз вы об эстраде, можно на примере "Иванушек International". Люди взрослеют. Вряд ли у них появляются какие-то новые поклонники.

Александр Балковский: "Иванушки International" – это музыкальный контент. То есть они не смогли перейти в сферу, когда этот контент нужен всем. А вот, например, Джастин Бибер перескочил от 10-летних девочек к 20-летним.

Ольга Арсланова: У нас очень много звонков и СМС. Давайте со звонков начнем. Николай из Брянска. Ничего не путаю? Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У нас много говорят о блогерах, о раскрученных… Никто не говорит, как прожить на 8000 рублей или как купить что-то.

Ольга Арсланова: Очень хороший момент. Николай, можно вам последний вопрос: вы лично в интернете что делаете? Что там смотрите или создаете что-то?

Зритель: Я ничего не создаю. Я только просматриваю, что там написано, и все.

Ольга Арсланова: Вот. Спасибо. Бывают ли случаи, когда блогер способен повлиять на решение какой-то важной общественно-политической проблемы или на решение какого-то конфликта на своем регионом уровне? Когда действительно его деятельность приносит пользу в решении его личной проблемы или в решении проблем других людей. Потому что то, о чем говорит Николай – это действительно важно для миллионов людей в стране.

Василий Ящук: Вы знаете, это хороший вопрос с какой стороны? Блогеры на данный момент больше всего себя проявляют в благотворительности. Почему? Потому что благотворительность – это безопасно с позиции политических рисков. Как только ты прямо на Youtubeзаявляешь о каких-то политических вопросах, ты сразу становишься либо Навальным, примыкая к его лагерю, либо нет. Поэтому блогеры чаще всего сторонятся вопросов Украины, когда это было актуально для Youtubeи вообще для всего интернет- и медийного потребления.

Ольга Арсланова: Я просто говорю о более каких-то практических вещах. Возник какой-то конфликт, трудовой конфликт, конфликт с ущемлением прав человека. И в своем городе, в своем регионе, например, не может никак добиться справедливости. Вот ему может в таком случае помочь его блогерство или обращение к кому-то из интернета?

Василий Ящук: Безусловно. Интернет стал способом выдачи информации. Когда тебя что-то тревожит, ты приходишь в социальную сеть, особенно в Фейсбук, и пишешь, какой авиаперевозчик плохой. То же самое в интернете стали появляться рассказы о каких-то нежелательных, проблемных ситуациях в семье. Находились люди, которые готовы помочь в этом. Какие-то проблемы, связанные со здоровьем или с деньгами. И действительно находились те, кто узнавали об этой проблеме. То есть во многом нужно смотреть на интернет не только как на односторонние СМИ, дающие информацию с одного направления. Нет, это возможность каждому человеку высказаться. Безусловно, не всегда стать полноценным видеоблогером. Но высказаться, записать ролик, рассказать о том, что тебя тревожит. Особенно если это актуально для твоего города, я думаю, что это понятный канал для решения таких проблем.

Александр Балковский: Совсем скоро блогеры будут решать политические проблемы. Это вопрос 1-3 лет. Потому что аудитория растет, у нее появляются политические вопросы. Однозначно, что те блогеры, которые сегодня в основном производят развлекательный контент, кто-то из них займется и политическим контентом. Это логика.

Петр Кузнецов: Но в основном получается, что все-таки аудитория популярных блогеров не имеет права голосовать.

Александр Балковский: Нет, это не так.

Василий Ящук: Вы знаете, есть замечательный автор, как раз уже больше мой клиент. Его зовут Ян Топлес. Ян Топлес делает контент про науку. Это энтузиаст, который изучает все вопросы. Он рассказывает, как устроен космос, рассказывает, как устроена наша планета, как устроен организм человека. Его основной сплит аудитории – старше 18 лет. И когда на блогерских мероприятиях к нему подходят его фанаты, они очень легко выделяются: это взрослые ребята, которые пришли познакомиться и поздороваться со своим бро, со своим парнем.

Ольга Арсланова: А что именно их привлекает в таком способе передачи информации? Почему они не могут прочитать книгу, например, о науке? Чем отличается?

Василий Ящук: Потому что его ролик – это 4 минуты концентрированной информации, которая собрана (это уже сделанная работа за аудиторию), с харизмой и подачей ведущего, с хорошим качеством продакшна и визуализацией. И получается, что за единицу времени ты получаешь гораздо больше материала, чем если бы искал его сам. Поэтому я очень люблю Яна и уважаю его с этой стороны. Человек собирает полезную информацию и образовывает аудиторию. И делает это на миллионы просмотров. Вот вам пример взрослого контента, у которого большинство готовы голосовать.

Или Юрий Дудь, про которого я уверен, что вы знаете. Прекрасный пример того, как формат телика по большому счету пришел в интернет, снял с себя все рамки по нежелательным вопросам – и Юрий стал набирать огромное количество просмотров. О чем он говорит? Он не рассказывает про детские вопросы. Он поднимает серьезные вопросы, связанные даже с негативным опытом гостей. И это тоже смотрят взрослые люди. Поэтому все зависит от того, что вы хотите потреблять. И очень хочется, чтобы у зрителей, которые смотрят, звонят, пишут СМС, сложилось впечатление о Youtube не как месте, где можно потерять ребенка и где происходит только ужас и развращение населения. Нет, это то место, где можно найти качественный контент под свои потребности. Все зависит от того, кто что ищет. И родители обязательно должны разбираться в том, что смотрят их дети и что можно смотреть на Youtube. Иначе упустят это поколение.

Ольга Арсланова: Нам пишут: "Очень полезно. Смотрю блоги автомобилистов, советы автомобилистов". "Смотрю уроки по фотошопу, кулинарные передачи и так далее". "Блог – возможность распространения информации. Большинство привлекают простые вещи – мыльные оперы или футбол. Когда не было обратной связи, было хуже".

Петр Кузнецов: Новокузнецк на связи. И еще один Николай. Николай, что смотрите вы в интернете? Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Мне 32 года. Я женат. У меня двое детей, квартира, дача, гараж. И я смотрю Youtube буквально каждый день. То есть когда есть свободная минута, я смотрю. С помощью Youtube (он просто перевернул жизнь) все можно делать самому. Я в квартире поменял окна, остеклил балкон, ремонт делал, то есть строительство, обустройство гаража, погреба, по даче, ремонт фотоаппарата, монитор ремонтировал. То есть все сам. Просто такая возможность. Посмотрел, увидел – все наглядно, все доступно. Бери, делай. То есть я просто восхищаюсь. Машину ремонтируешь, хоть что. Неисчерпаемый источник информации.

Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо, Николай. Мы можем в каком-то процентном соотношении посчитать? Наверное, такой статистики нет. Хотя, может, у вас она есть. Каких блогеров больше? Это вот такие практически полезные блогеры, или это опинион-мейкеры такие, люди, которые формируют мнение.

Александр Балковский: Смотрите, сейчас на самом деле уникальное время, 2017 год. Потому что, заметьте, ваши коллеги толпой просто повалили на Youtube. У нас с Василием огромные мешки поп-корна, потому что мы смотрим, как и что они сейчас будут там делать. Кое-что правильно, кое-что неправильно. Но сейчас тот момент, когда начинается взрослый Youtube. Мы с Тимуром Бекмамбетовым сейчас готовим порядка 40 взрослых каналов, которые, поверьте, половину из них будет смотреть вся страна. Чем они отличаются? Они отличаются тем, что темы этих каналов абсолютно прагматичны, полезны и невозможны на телевизоре. Потому что просто формат Youtube позволяет освещать любую тему очень глубоко. И профессионалы уже пришли. И очень скоро они появятся. И вы будете смотреть много чего. Секреты выдавать не буду.

Ольга Арсланова: Наши зрители интересуются: "Что блогер ест? На чем он зарабатывает?". Не всем понятно, как происходит схема заработка блогера. Потому что для многих это действительно становится основным способом заработка.

Василий Ящук: Это действительно работа профессионалов. Потому что если ты занимаешься Youtube’ом профессионально и хочешь зарабатывать, я всегда говорю авторам, что это становится работой, и к ней нужно относиться как к работе: вставать вовремя, снимать видео, писать сценарий и так далее. Из чего складывается заработок автора? Это медийная реклама, которая крутится перед его видеороликами. Вы всегда с ней сталкивались, я уверен, видели. Такая классическая монетизация: инвентарь, который выкупается у Google в рамках Youtube. Плюс отдельно стоит отметить партнерство с брендами, которые готовы сотрудничать с блогерами, для того чтобы он рекламировал их продукт. Партнерство с брендами в России – основной источник заработка у автора.

Петр Кузнецов: Но бренды подтягиваются, когда уже есть соответствующее количество просмотров и подписчиков.

Василий Ящук: Да. Но, знаете, у меня есть один очень хороший пример. У нас есть автор, мой близкий друг Илья Казаков. У него 40 000 подписчиков. Это для Youtube совсем немного. К нему пришел его друг и сказал: "Я продаю рюкзаки. Можешь просто сделать обзор на мой рюкзак?". Он сделал обзор на рюкзак. Ролик набрал 7000 просмотров. И было продано 257 рюкзаков. Я считаю это отличным показателем. Это была не коммерческая история – просто сотрудничество. Это говорит о том, что зритель находит того видеоблогера, тот контент, который ему нужен. И как только была собрана целевая группа, она становится важной и интересной для бренда. И поэтому во многом взрослый контент, нишевый контент, точечный контент может быть интересен для рекламодателя даже на маленьких цифрах.

Ольга Арсланова: "О каких суммах идет речь? Сколько может заработать блогер?", - интересуются зрители.

Александр Балковский: Я не могу называть имен. Есть люди, которые полмиллиона долларов после налогов в год зарабатывают. Видеоблогеры. Такие люди есть. Их немного.

Ольга Арсланова: Зритель из Омской области отмечает: "Блогеры – часто умные люди, но производят продукт, простите, для дебилов. Не хватает глубины, если мы говорим о видеоблогерах". Не тех смотрят?

Александр Балковский: Это извечная тема: что лучше – Мерседес или БМВ? Что лучше – телевидение или видеоблогинг. То есть сколько людей, столько и мнений. Кто-то считает, что телевидение производит не вполне годный контент. Кто-то считает, что видеоблогеры производят не вполне годный контент. Но здесь фактология. То есть если их смотрят миллионы людей, и самое главное (я, кстати, отвечаю на вопрос по поводу накруток и всего прочего)… Рекламодатели, которые работают с блогерами, все очень хорошо видят. Потому что проанализировать, живой это канал или неживой, профессионалу очень просто. Какие у него накрутки и так далее. То есть крупнейшие мировые рекламодатели, прежде чем работать с блогерами, они все это анализируют. Соответственно, если блогер неживой и накрученный, то рекламы у него на канале никогда не будет.

Петр Кузнецов: Соответственно, если мы берем топовых блогеров, которые уже нормально зарабатывают, мы же должны понимать, что работает целая команда? То есть это не он один разрабатывает.

Александр Балковский: Ошибка.

Петр Кузнецов: Оператор, монтаж.

Александр Балковский: Миф. 9 из 10 топов – это люди, которые делают все сами и одни. Они сами пишут сценарий, они сами снимают, они сами монтируют, они сами продвигают. 9 из 10 человек.

Василий Ящук: Здесь у меня несколько другой взгляд. Я согласен, что большинство крупных авторов делают контент сами, но выходят профессиональные команды. Например, для того, чтобы собрать сложный сценарий про космос, нужно собрать команду людей, которые в этом разбираются. "Дружко Шоу", которое запустилось сейчас на Youtube, и, опять же, пример того, как телик со своим форматом пришел в интернет, но не стал себя сдерживать. Это пример слаженной работы большого количества людей. Или, например, формат Versus. Я думаю, кто-то из зрителей обязательно видели. Особенно молодой человек, который в вашей вставке рассказывал про Хованского. Это тоже команда людей, объединяющие вокруг себя рэп-индустрию и устраивающие такие мероприятия.

Весь контент сейчас делится на несколько категорий: это и энтузиасты, которые собирают свою аудиторию и строят свою популярность вокруг себя как личности, и те, кто завоевывает это форматом, качеством, новым типом контента, взрослым контентом. В это тоже можно верить и в этом нужно развиваться. Поэтому Youtubeстановится профессиональной средой, где есть все ниши. И главное – понимать, в какую нишу ты идешь.

Петр Кузнецов: Еще что важно понять? Блогеры наверняка следят за тем, в какое именно время вы выкладываете ролик. Или это неважно? День недели, время суток, время с 7 до 10. Или популярные уже не парятся над этим? Это, наверное, рекомендация для тех, кто только начинает, для тех, кто хочет собрать больше просмотров.

Александр Балковский: Телевизионные законы здесь вообще не работают. То есть у блогеров прайм-тайм не существует. И аудитория очень любит регулярность.

Петр Кузнецов: Регулярность может надоесть, тем более если мы говорим о блогере-одиночке.

Александр Балковский: Самые успешные блогеры-одиночки – это те люди, которые выкладывают контент регулярно, потому что аудитория привыкает.

Петр Кузнецов: А регулярно, чтоб понять – это каждый день?

Александр Балковский: Кто-то раз в неделю, кто-то 2 раза в неделю. Есть люди, которые каждый день выкладывают ролики.

Петр Кузнецов: Аудитория по-хорошему просто должна соскучиться, наверное, по своему герою?

Александр Балковский: Смотрите, есть следующие форматы. Есть персоны. И на этих персон смотрят, потому что им хотят подражать, потому что они нравятся аудитории. Вот у них определенный тип контента. Они очень много рассказывают о себе. Есть форматы, когда действительно работают команды. Вот типа как Вася сказал. Просто мы с разными типами клиентов работаем. У Васи это как раз те самые люди с командами. У меня только персоны. Я занимаюсь только персонами.

Василий Ящук: Здесь, наверное, должен поступить вопрос. Если нет, то странно. "Как стать видеоблогером?".

Ольга Арсланова: Мы к этому как раз хотим подойти. Знаете, сначала, пока мы не подошли к видеоблогерам, мы действительно сейчас в основном говорим о видеоформате. Это что, полностью сменилась парадигма, и сейчас интересны в основном видеоблогеры, а текстовой формат уходит куда-то там? Да, была эпоха ЖЖ какое-то время назад. Она, наверное, закончилась. Или они существуют параллельно и интересны в равной степени по-прежнему?

Василий Ящук: Мы забываем еще про фотоформат и Instagram, которые тоже вообще блогерская территория.

Ольга Арсланова: Вообще любой формат, кроме видео.

Василий Ящук: Безусловно, Instagram.

Петр Кузнецов:Instagramтоже в видео уходит сейчас постепенно.

Василий Ящук: Смотря какой автор, опять же.

Ольга Арсланова: Потому что, например, те же пишущие блогеры очень многими нашими зрителями воспринимаются как журналисты, только трудоустроены где-то… Самозанятые.

Василий Ящук: Вы знаете, я верю в текстовой формат. Он медленно стагнирует, вернее, даже не медленно. Он падает. Меньше людей потребляют текстовой формат. Но здесь, опять же, вопрос аудитории. Когда "Медуза" начала публиковать свои заметки и писать свои тексты, это стало абсолютно интересным для потребления и стало собирать вокруг себя определенный сегмент людей. Поэтому, безусловно, текстовых блогеров становится меньше. Безусловно. Их аудитория тоже становится меньше. Это как постоянные шутки... Проходил "НеФорум" не так давно. Я думаю, что кто-то из зрителей, может быть, знает. Это сбор блогеров разной среды. И там все ЖЖ-шники ходили очень злые и зло смотрели на видеоблогеров, потому что свою аудиторию они теряют.

Но часть людей остается. И на эту часть людей тоже нужно работать потому что зачастую их социальный уровень или их образование могут быть выше, чем если мы придем просто к популярному автору.

Петр Кузнецов: Подключим к нашей беседе блогера из Санкт-Петербурга – Татьяну Субботину. Сначала посмотрим, чем она занимается на досуге.

Ольга Арсланова: У нас небольшой видеоролик.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Татьяна, здравствуйте.

Татьяна Субботина: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Сколько у вас подписчиков на сегодняшний день?

Татьяна Субботина: 24000.

Петр Кузнецов: И они неожиданно выросли в какой-то момент, или они постепенно к вам подтягивались?

Татьяна Субботина: Нет, они выросли в определенный момент времени. После того, как я сняла вот этот ролик с купанием и нырянием под воду, буквально ровно через месяц начало расти количество подписчиков.

Петр Кузнецов: А до этого ролика что происходило?

Татьяна Субботина: А до этого у меня было всего 100 подписчиков.

Петр Кузнецов: А контент какой был?

Татьяна Субботина: Я снимала не на хромакей. Я снимала путешествия, прогулки – за границей, в России, снимала готовку. То есть я искала тему, чтобы разместить на Youtube, чтобы заинтересовать зрителей.

Ольга Арсланова: А почему вы вообще решили этим заниматься? С чего вдруг вы решили в интернете что-то делать?

Татьяна Субботина: Я решила этим заниматься, еще находясь в Таиланде. В 2014 году я полгода прожила в Таиланде. И там я снимала экзотическую природу, свои прогулки, путешествия и завела свой контент в Youtube, и размещала видеоролики, чтобы смотрели родные, знакомые. А потом, после того как я приехала в Россию, я уже в Youtube зарегистрированный пользователь, смотрю, что очень многие снимают, много имеют подписчиков и так далее. И я начала снимать куколок. Сначала я снимала этих куколок не на хромакей.

Ольга Арсланова: Просто интересно понять – зачем? То есть вам хотелось с кем-то поделиться или найти новых друзей? Или просто тщеславие какое-то? Зачем это вам?

Татьяна Субботина: Мне хотелось общения, мне хотелось услышать мнение людей. Я одинокая пенсионерка. Мне это интересно, мне это нравится. Это увлекательно. Во-первых, допустим, если ты снял фильм на хромакей, потом разместил его, смонтировал сам и получил результат, это очень увлекает.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: Одинокая пенсионерка ведь теперь с таким количеством подписчиков может зарабатывать. Вам поступали какие-то предложения? У вас есть уже какой-нибудь открытый Яндекс-кошелек, куда ваши зрители присылают хоть что-то?

Татьяна Субботина: У меня открыт Qiwi-кошелек и счет. Все обозначено. Но зрители не присылают, к сожалению.

Ольга Арсланова: То есть это просто увлечение? Понятно. Спасибо. Татьяна Субботина, блогер из Санкт-Петербурга. Вот видите, блогеры бывают разные.

Александр Балковский: Замечательно.

Ольга Арсланова: Тут люди просто интересуются: "Когда люди находят время? Человек, который занят трудом – учебой или своей семьей, когда ему смотреть на этих блогеров? У всех есть друзья в реальной жизни. Зачем обнажать свою жизнь, показывать себя многомиллионной аудитории?". Какой-то психодемографический,психоэмоциональный портрет блогера – это действительно человек тщеславный, который хочет привлечь внимание к себе?

Александр Балковский: Очень амбициозные они все. То есть все мои клиенты – это очень амбициозные люди.

Василий Ящук: Здесь нужно Youtube разделить все-таки на профессиональный и любительский. Так его назовем. Безусловно, все, кто выходят туда с целью развиваться, достигать своих целей, зарабатывать – это люди амбициозные и ставящие перед собой конкретные задачи. Но, я считаю Youtubeи видеоблогерство отличным способом лучше понять себя. Вот прекрасный пример с одинокой пенсионеркой. У меня есть в жизни примеры, когда 15-летние девочки выходили на Youtube, их бросил молодой человек, и они снимали юмористический ролик про то, что делать, если тебя бросил молодой человек. Набирали на этом 200-300 просмотров своих одноклассников. И таким образом делились своей болью в смешной форме. Это гораздо лучше, чем если бы они уходили в депрессию, или не дай бог их это заводило ук еще худшему результату.

Ольга Арсланова: Да. Но мы привыкли к тому, что еще в давние времена школьники вели дневники и потом друг другу что-то показывали. А бабушки сидели у подъезда, обсуждали. Теперь часть этой аудитории (и старшей, и младшей), видимо, находят другие площадки для себя.

Петр Кузнецов: Причем, Татьяна никому не интересна у подъезда, а в таком формате – пожалуйста, уже 24 000.

Василий Ящук: Вот видите, это все-таки такой инфоповод. И, безусловно, Татьяна большая молодец, что его придумала или создала. Сознательно она сделала, или это у нее такая интуиция сработала. Люди хотят общения, люди хотят, чтоб их услышали. Неважно, подросток это или это взрослый человек. Когда общения не хватает и есть, что сказать, люди могут выходить на Youtube, в интернет в любом формате, чтобы найти единомышленника.

Ольга Арсланова: Артем из Омска у нас на связи. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Мне 32 года. Даже не вопрос, а больше замечание. Вот единственное, почему так популярны стали блогеры. К сожалению, качество контента на ТВ значительно хуже и развлекательно, и познавательно. То есть нечего смотреть. То есть ты включаешь Первый канал – у тебя там с двенадцати до трех часов постоянный лай на какие-то политические темы, где ты даже не можешь одну или вторую сторону услышать. После того, как только начинается какое-либо обсуждение какого-либо вопроса, все сводится просто в лай.

Ольга Арсланова: То есть вы находите в интернете что-то, чего вам не хватает в традиционных медиа?

Зритель: Да. Возьмите тот же самый "Дневник Хача". Мне вообще до сих пор непонятно, почему какой-нибудь из каналов не выкупит права просто показывать. Это реально интересно смотреть, как ребята проводят будни, какие они делают… Помогают бездомным, к примеру. Или просто зашли в казино в Сочи, потратили 10-15 тысяч долларов. Такого нету.

Ольга Арсланова: Взбесили половину страны этим. Спасибо.

Петр Кузнецов: При этом удивляются, что не перекупает какой-то телеканал. Как будто даже у ютуберов и видеоблогеров нет задач выйти через свой блог на телеканал.

Александр Балковский: На IPO? Почему же нет? Есть такие задачи.

Петр Кузнецов: Аудитория Youtube даже шире, чем ту, которую он может получать на определенном канале. Тем более на канале он получит соответствующую редактуру.

Александр Балковский: Вот отличная тема. Ютуберы совершенно не стремятся на телевизор, за исключением каких-то культовых персонажей – Ивана Урганта или Андрея Малахова. Потому что они в своем кругу говорят: "Телевизор – это, конечно, классно, но там ни денег, ни славы".

Ольга Арсланова: О как! Интересно. Хотя раньше, казалось бы…

Александр Балковский: Потому что аудитории не пересекаются. Аудитория Youtube и аудитория телевизора совершенно в параллельных реальностях существуют.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем Наталью из Рязани и вернемся к вопросу, как стать успешным блогером. Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Добрый вечер. Благодарим за эту передачу. Я волнуюсь немножко. У меня сын занимаемся видеопоэзией. Влад Серебряный Маленьков. Может быть, вы поможете ему. Ему запрещают, ему препятствуют, блокируют, не дают возможности развиваться. Я как мать, может быть, не совсем объективно говорю.

Петр Кузнецов: Спасибо, Наталья. Вы как раз нас вывели. Сейчас будем помогать многим.

Ольга Арсланова: "Блогеры крутые. Мой друг-видеоблогер снимает отличные видео, хотя ему всего 10 лет".

Петр Кузнецов: Есть талант. Он известен в кругах в своем подъезде. Без помощи. Мы сейчас берем самую сложную схему. Естественно, без помощи эффективных менеджеров. С чего ему начинать? Есть, о чем говорить, есть свой сценарий, умеет снимать.

Александр Балковский: Продолжать. И если это действительно качественный контент, он обязательно найдет свою аудиторию.

Петр Кузнецов: То есть в надежде на перепост знаменитого какого-то блогера?

Александр Балковский: Нет, не обязательно блогера. В основном одна девочка сказала - "о, это круто", или один мужчина сказал: "Посмотри вот этого". То есть вот эти взрывные волны интереса именно так происходят, а не потому что кто-то из знаменитых видеоблогеров что-то там сказал.

Василий Ящук: Здесь есть очень важный момент. Помимо того, что продолжать, ему нужно учиться. Неважно, кому. Если мы говорим про видеоблогера с нуля, ему нужно понимать, что он может улучшить в своем контенте, как он может улучшить его с позиции картинки, с позиции содержания, на какую аудиторию он работает. Самый важный вопрос – кто его должен смотреть? Он снимает контент для своих сверстников, или он снимает для еще более младших друзей? Или он хочет снимать какое-то полноценное шоу для более взрослого населения? Как только он поймет, кто его аудитория, он должен задаться вопросом: "Зачем они должны его смотреть?".

Ольга Арсланова: Чем он может быть им интересен?

Василий Ящук: Что он хочет им рассказать? Свои личные ощущения от того, как он играет в Доту. Дорогие зрители, я надеюсь, вы знаете, что такое Дота.

Ольга Арсланова: Что такое Дота?

Василий Ящук: Это очень популярная игра на компьютерах, от которой сходят с ума десятки миллионов молодых людей. Если он отличает играет в Доту, пускай он расскажет про это. Он должен смотреть, какой существует контент вокруг него: что выпускают люди, что выпускают популярные люди. Он должен изучать Youtube, потому что Youtube работает по своим законам. И то же самое – чтобы ваш ролик или ролик с поэзией попался в выдаче другого человека (извиняюсь за терминологию), необходимо понимать, как Youtubeподает этот ролик. Он должен искать свою аудиторию в группах в социальных сетях, которые могут заинтересоваться этим. Он должен развиваться.

Как только блогер прекращает свое развитие, он на долгое время замерзает и потихоньку начинает стагнировать. Как любое творчество, это постоянное развитие, которое нужно продолжать.

Ольга Арсланова: То есть это все-таки скорее творчество, чем технология? И ценится в первую очередь индивидуальность? То есть человек должен быть интересен? Или это совершенно не обязательно?

Василий Ящук: Вы знаете, если я сниму себя на плохую камеру и буду рассказывать что-то скучное про Youtube, меня не посмотрит… Может, Александра я попрошу, скажу: "Александр, посмотри мой ролик, пожалуйста".

Александр Балковский: 100%. Даже 2 раза.

Василий Ящук: Даже 2 раза. Я наберу 3 просмотра. А если я задамся вопросом, кому я хочу донести свою информацию, как мне это правильно подать, чем моя информация уникальна, тогда моя личность, мое лицо, моя подача может усилить этот формат. Но если у меня нет, чего рассказать, как бы я ни кривлялся, вряд ли у меня получится чего-то добиться. Если только я не танцую. А я пока не танцую.

Ольга Арсланова: А что, это беспроигрышный вариант? Можно просто танцевать и набрать…

Петр Кузнецов: Какие форматы сейчас… Формат видеоконференции, формат лайв-игры. Вот я играю в компьютерную игру – посмотрите, как я играю.

Ольга Арсланова: Или я учу вас что-то делать. Потому что многие люди пишут, что научились каким-то вещам благодаря как раз интернету.

Александр Балковский: Точно так же, как на любом телеканале, есть различные типы передач. Самые популярные передачи – это которые связаны с Дианой Шурыгиной, какими-то батлами, скандалами. На Youtubeто же самое. То есть это набирает больше всего просмотров.

Следующая категория – это персоны, которые очень интересны. Это блогеры с темами. Они не закованы рамками одного шоу. Они могут говорить о чем угодно. Их будут слушать, потому что интересно мнение данной конкретной персоны. Эта персона интересна своей аудитории. Третий формат – это различные шоу, как у Макса 100500 на фоне пледа чудесные, замечательные. Он мой друг. Люблю его. И так далее. Есть геймеры. То есть это люди, которые транслируют свои умения играть в компьютерные игры. Это огромная индустрия. Это миллиарды просмотров. Это самые популярные ютуберы. Они просто играют в игры. Зрители на них смотрят. Вот и все.

Ольга Арсланова: Потрясающе просто. Интереснее же самому сыграть, чем смотреть на то, как играет незнакомый тебе человек.

Александр Балковский: Хочу вам сказать, что люди очень любят подглядывать чужую жизнь. Youtubeдает эту возможность во всех аспектах. Когда кто-то играет в компьютерную игру, это гораздо интереснее периодически посмотреть, как кто-то играет, чем играть самому.

Ольга Арсланова: Несколько сообщений: "Блогерство не понимаю. Что за дневниковый стриптиз? Сам завел дневник в 10 классе, читал его только сестренке, да и то выборочно". "Но есть блоги про рыбалку, машины, кино, политику. Каждый находит что-то по своим интересам". "Блогер – это продукт нашего времени. Их скоро будут тысячи. Почему так много негатива в отношении блогеров у аудитории? Почему их считают низкоинтеллектуальными людьми?", - интересуется зритель из Ивановской области. По поводу интеллектуального уровня и профессионализма. А много ли среди блогеров профессионалов в той или иной области, которые просто делятся своим мастерством?

Василий Ящук: Вы знаете, да. Не все собирают миллионы просмотров, но их много. Например, для меня является хорошим примером мужчина, который начал на доске решать примеры для 11-классников и разбирать, как их правильно решать. Он не собирал миллионы просмотров. Он собирал тысячи просмотров. Он просто рассказывал. Логарифмическое уравнение – вам в школе рассказывали про это. Легче вот так запомнить. И так далее. Учителя… У меня самого дочь. Я задумываюсь, куда она пойдет учиться и как она пойдет учиться. Учителя зачастую говорят, что теряют контакт с аудиторией. Но не хотят выходить в те медиа, как и родители, это тоже важный момент, которые дети потребляют. Учитель, который вышел в Youtube и для своего класса спросив предварительно "что вам непонятно?", снял ролик, объясняющий основные примеры, куда нужно двигаться и как это запомнить, выложив его в Youtube-формате, может быть, во-первых, лояльно воспринят своими учениками, а, во-вторых, будет образовывать их в привычной им среде.

Мы запускаем электронные дневники, даем планшеты всем преподавателям. Но разучились, на мой субъективный взгляд, общаться друг с другом и с детьми, которые растут и подрастают. Почему так популярны блогеры? Потому что они это умеют делать. Любой профессионал, который выйдет и сможет рассказывать – врач, не врач – найдет свою аудиторию. И главное – будет нести пользу в массы.

Ольга Арсланова: Давайте познакомимся еще с одним блогером. У нас разный возраст сегодня представлен. Вот его визитная карточка. Это Артем Нечаев, блогер из Москвы.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: А в жизни так можете?

Артем Нечаев: В смысле – спеть за другого человека?

Ольга Арсланова: Здравствуйте, рады вас видеть.

Артем Нечаев: Мы прославляем Дарта Вейдера сейчас с вами.

Ольга Арсланова: Тот же вопрос – сколько у вас подписчиков?

Артем Нечаев: 102 000, по-моему, сейчас.

Ольга Арсланова: Кто они в основном? Контент-анализ проводили?

Артем Нечаев: Молодые ребята от 18 до 24 лет, у которых прекрасный вкус.

Ольга Арсланова: Понятное дело. А вы можете из трех пунктов перечислить, что им интереснее всего. Это люди, которые любят что, интересуются чем?

Артем Нечаев: Именно мои подписчики?

Ольга Арсланова: Да. Вы же для них работаете.

Артем Нечаев: Ребята, которые любят поржать, которые любят футбол и которые любят меня.

Ольга Арсланова: Ага. Любят футбол, Петя.

Петр Кузнецов: И вы, получается, тот самый случай, когда из Youtube оказались на федеральном телеканале.

Артем Нечаев: Да, я именно тот самый случай. Артем Случай Нечаев – это я.

Ольга Арсланова: А зачем вам тогда телеканал, если у вас уже есть…

Артем Нечаев: Это только ради увеличения узнаваемости, для всяких мероприятий. Потому что даже сейчас работа на моем Youtube-канале, создание контента уже приносит гораздо больше дохода, чем работа на федеральном канале. Поэтому тут единственная надежда – это только чтобы больше светиться.

Василий Ящук: Вы знаете, есть один момент. Артем просто не договаривает. И не хотелось бы, чтобы о нем сложился образ весельчака просто. На самом деле он ведет не только…

Ольга Арсланова: А что плохого в образе весельчака?

Василий Ящук: Нас же смотрят взрослые люди. Хочется, чтобы сложился полноценный образ. Он продюсирует свое шоу на Youtube. Он снимает свое шоу на Матч-ТВ. И, Артем, ты же занимаешься тем, что помогаешь Юрию Дудю с организацией его интервью?

Артем Нечаев: Совершенно верно, Вася.

Василий Ящук: Который запускает различные форматы на Youtube. И когда мы говорим с вами про профессионализм, вот пример того, как ребята понимают, в каком формате нужно это подавать. И хотя у Артема всего 100 000 подписчиков, но он помогает с практически миллионным каналом.

Александр Балковский: Да, Дудь – это шикарный пример.

Ольга Арсланова: Скажите, Артем, для вас главное – заработок или все-таки эта энергия, это удовольствие, которое вы получаете? Или все вместе?

Артем Нечаев: Смотря про какой канал мы говорим. Конечно, баблишко – это супер. Но при этом важно заниматься тем, что тебе нравится. И поэтому способ самовыражения, если это еще приносит деньги, если ты смог свои увлечения превратить в работу, по-моему, это чудо расчудесное.

Ольга Арсланова: Спасибо. Блогер Артем Нечаев. Многие зрители интересуются: а закон? Что можно, а что нельзя? Ведь совершенно разное содержание.

Александр Балковский: Моя тема.

Ольга Арсланова: Правда. А если человек начнет материться, нарушать закон в средствах массовой информации, тут же все это решается быстро.

Петр Кузнецов: Помните, в какой-то момент от определенного количества подписчиков даже хотели приравнивать блог к СМИ.

Александр Балковский: Так приравняли.

Ольга Арсланова: То есть это уже законодательно…

Александр Балковский: Да. Но туда, насколько я знаю, кроме Кати Клэп, никто не записался в этот список.

Ольга Арсланова: То есть ты должен сам о себе заявить как о средстве массовой информации?

Александр Балковский: Да. А зачем?

Ольга Арсланова: Закон как-то может регулировать эту сферу, и должен ли?

Александр Балковский: Смотрите, вообще социальные сети – это территория беззакония. Она территория беззакония во всем мире. И в России в том числе. Потому что средство массовой информации (телеканал, газета и так далее) – это все регулируется законами человеческими и законами юридическими. Происходящее в соцсетях чаще всего не регулируется никакими законами.

Василий Ящук: Мы знаем пример с Соколовским. Я думаю, что вы тоже в курсе этих дел, когда, тем не менее, каким-то образом это пресекалось. И здесь, на мой взгляд, золотое правило очень простое: не провоцируй, когда ты знаешь, что можешь получить по шапке. Безусловно, социальные сети – это свобода для многих. Постепенно в них приходит более четкий контроль со стороны государства. Понимает ли государство, как работать сейчас с социальными сетями и с медиа? Не понимает.

Александр Балковский: Начинает интересоваться.

Василий Ящук: Начинает интересоваться. И вот эти все первые прецеденты, которые случаются – это пример того, как сразу несколько сфер попадают под интерес государства. Потому что очень много молодой аудитории находится именно здесь – в интернете. И фраза "мы из интернета" в 2017, какой бы она ни была старой, звучит очень убедительно.

Петр Кузнецов: Спасибо. Александр Балковский, основатель агентства "Z", кинокомпании "Базелевс", эксперт по SMM. И Василий Ящук, основатель, креативный директор агентства "Players".

Ольга Арсланова: Спасибо большое.

Александр Балковский: Спасибо вам.

Влияние блогосферы на нашу жизнь