Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Марат Бикбов: Не думаю, что ездить на автомобиле класса "В" по психопоказателям сложнее, чем на мотоцикле класса "А1"

18:05, 14 сентября 2016

Гости

Марат Бикбовюрист Коллегии правовой защиты автовладельцев

Александр Денисов: В Госдуму внесли законопроект, который разрешит управлять автомобилем с 16 лет, правда, с оговоркой - "в присутствии взрослых". Выдавать будут специальные права категории "Ю" (юношеские). Действовать они будут с 16 до 18 лет. Подобная система существует в Германии. Там по статистике меньше попадают в аварии как раз те, кто и начал ездить с 16 лет. Какую статистику ждать после этих нововведений в России, обсудим с юристом Маратом Бикбовым.

Марат Бикбов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. И сразу запускаем голосование для наших зрителей. Узнаем, что наши зрители об этом думают. Водительские права с 16 лет – за или против. Присылайте СМС на короткий номер. Пишите "ОТР", далее пробел и "за" или "против". Вообще интересная история. Какая-то парадоксальная. С одной стороны, мы понимаем, что у этих людей совсем нет опыта и они могут быть потенциально опасны. С другой стороны, таким образом они получают больше опыта, чем сейчас нынешний среднестатистический водитель.

Марат Бикбов: На самом деле это довольно сложный вопрос. И даже любопытно, какая будет статистика. Хотя я думаю, что статистика очень сильно не изменится. Вряд ли какие-то значительные будут изменения в уровне аварийности из-за этого. Смотря как это все будет осуществлено.

Давным-давно в советские годы (и я сам так учился ездить) вообще можно было ездить с опытным водителем и учиться таким образом. Просто вешаешь знак "У" на машину, и это допускалось, разрешалось. Была немножко другая интенсивность дорожного движения по сравнению с тем, что происходит сейчас.

Законопроект, к сожалению, достаточно короткий, и он больше похож на некую декларацию о намерениях. Если исходить из того, что там будет указана специальная категория "Ю", я так понимаю, подразумевается, что прежде чем вот так начать ездить, этот молодой человек или эта девушка должны будут эти права получить. То есть, видимо, тоже отучиться, сдать экзамен. Соответственно, инспектора ГИБДД проверят их пригодность к участию в дорожном движении. И после этого они получают эту категорию. И тогда действительно почему бы им не поездить, если они отучились, если они все сдали, если они показали, что они умеют ездить, да с ними еще будет опытный водитель, наверное, это будет только плюс.

Александр Денисов: Но учиться с 16 лет можно уже сейчас.

Марат Бикбов: С 17.

Александр Денисов: С 17?

Марат Бикбов: С 17.

Александр Денисов: С разрешения родителей.

Марат Бикбов: С 16 можно учиться либо на мопед, либо на так называемый легкий мотоцикл (до 120 см^3) и, соответственно, ограничение по мощности 11 КВт. А так сейчас можно учиться с 17 лет. А ездить можно начинать, несмотря на это, с 18. То есть законодательство предполагает, что человек обучится, сдаст экзамены.

Александр Денисов: Спустя год.

Марат Бикбов: Он может сдать, только права он получит после 18. Он все полностью сдает, с 18 получает права и начинает ездить. Это возможно. Опять-таки, по регламентам МВД, прежде чем этот человек до 18 лет начнет учиться и сдавать экзамены, он должен получить согласие законных представителей (родителей, опекунов, смотря кто за ним следит). И если этот законопроект действительно будет принят, я думаю, что там тоже появятся примерно те же самые правила где-то в подзаконных актах. Вообще к этой норме надо много подзаконных актов принимать.

Ольга Арсланова: Пока непонятно ничего.

Марат Бикбов: Ничего непонятно.

Ольга Арсланова: А самое непонятное – как это все будет коррелировать с нашей конституцией, по которой в 16 лет человек ограничен, ему вообще много чего нельзя.

Марат Бикбов: По нашей конституции как раз таки все хорошо. Никаких прямых запретов там нет. ГИБДД, насколько я читал правила, действительно вспомнили про то, что ограниченная дееспособность существует у граждан Российской Федерации с 14 до 18 лет. Но, во-первых, она все-таки существует, хоть и ограниченная. Она предполагает, что этот гражданин с 14 до 18 лет может свершать практически любые сделки, но, опять-таки, с согласия законных представителей. Если родители согласны, они могут разрешить своему ребенку ездить на автомобиле, купить автомобиль. Если допускает законодательство.

Ольга Арсланова: Они могут разрешить. Но давайте тогда в лоб вопрос: насколько человек в 16 лет что-то соображает, чтобы садиться за руль?

Марат Бикбов: Это зависит от человека, что он соображает.

Ольга Арсланова: Есть какие-то возрастные психоэмоциональные средние показатели. 16 лет – это не 18 лет. А каждый год очень важен.

Я не думаю, что ездить на автомобиле класса "В" по психопоказателям сложнее, чем на мотоцикле класса "А1" 

Марат Бикбов: Да. Но я не думаю, что ездить на автомобиле класса "B", а в принципе это предусматривается, по психопоказателям сложнее, чем ездить, например, на мотоцикле класса "A1" (125 см^3). Если там мопед еще можно как-то усомниться, наверное, машина сложнее, то вот мотоцикл 125 см^3 – это точно не легче. Но сейчас законодательство это допускает.

Ольга Арсланова: Меньше вреда для окружающих. Он легче, чем машина.

Марат Бикбов: Меньше вреда?

Александр Денисов: Насчет вреда можно поспорить. Езда между рядов.

Марат Бикбов: Зато больше вреда для того, кто на нем сидит. Если все это будет привязано к разрешению законных представителей как согласию, законный представитель, наверное, знает, что из себя представляет его подопечный, готов он к этому по своему психоэмоциональному, умственному, физическому и прочему развитию или не готов. Или он такой маленький, что он до педалей в машине не достает. Я думаю, что он все это будет учитывать. По крайней мере, в среднем так считается. Никто своему подопечному ничего плохого не желает. А если учесть, что законные представители отвечают по гражданскому кодексу еще и материально за своих подопечных от 14 до 18 лет. Потому что по общему правилу – да, в этом возрасте уже лицо несет полную ответственность за причиненный ущерб. Но только тем имуществом, которое у него есть. А если у него имущества не хватает, за это отвечают его родители.

И, наверное, родители, подумав об этом, скажут: "А зачем мне это надо? Сейчас мы с тобой тут чего-нибудь натворим или ты натворишь, а потом мне платить". И я уверен, что взрослый подумает о судьбе тех, за кем они призваны следить.

Александр Денисов: Кстати, сегодня же слушается дело в Гагаринском суде. Гонщиков на Гелендвагенах…

Марат Бикбов: Они довольно взрослые.

Ольга Арсланова: Да, они взрослые.

Марат Бикбов: И это им, кстати, не помогло, что они взрослые, совершенно.

Александр Денисов: Случаев не будет больше таких?

Ольга Арсланова: Они взрослые, но они довольно-таки юные. И золотая молодежь – не просто так это словосочетание употребляют в связи с этим процессом. Просто многие наши зрители опасаются, что если разрешить таким лихим водителям еще и с 16 лет гонять…

Марат Бикбов: Они же со взрослыми будут. Эта золотая молодежь должна была тогда со своим папой ехать.

Ольга Арсланова: А кто же их проверит, со взрослыми они или нет. Невозможно же всех проверить.

Марат Бикбов: Как? Это понятно, что невозможно.

Ольга Арсланова: Контроль скорее всего будет недостаточный…

Марат Бикбов: Но все-таки, если стоит инспектор… Но вообще все проконтролировать нельзя. Исполнение законов должно основываться не только на страхе быть наказанным. Все-таки правосознание исходит из того, что нормальный человек не нарушает, потому что он понимает, что нельзя нарушать. Но инспектор, который стоит и следит за дорожным движением, все-таки он увидит, насколько юн этот человек. Я даже боюсь, что некоторые неюные будут из-за этого страдать. Есть люди вполне себе старше 18, но выглядят они настолько молодо, что после того, как этот закон, если он будет принят и наказание будет, соответственно, тоже утверждено, эти люди будут пострадавшими, потому что их будут останавливать, думая, что им нет 18.

Александр Денисов: И спрашивать "где взрослые?".

Марат Бикбов: Да, или "покажи твои документы, можешь ты ездить или нет".

Ольга Арсланова: Я продолжаю страхи наших зрителей: "Кто сможет себе позволить в таком возрасте сесть за руль? Предполагается, что это также будут дети каких-нибудь богатых родителей, которым закон не писан, которые 5000 предполагаемого штрафа выложат и поедут дальше". Ведь даже об этой истории с золотой молодежью, согласитесь, там специфические обстоятельства. Не факт, что это все дошло бы до суда, если бы не…

Александр Денисов: Не трансляция в интернете.

Марат Бикбов: Я так и представил сейчас себе эту золотую молодежь, а справа сидит его папа, какой-нибудь вице-президент "Лукойла", например. И они гоняют по Москве и удирают от ГИБДД. Интересно было бы на это посмотреть.

Ольга Арсланова: Да нет. Там никого. Он едет один. Его останавливают, он платит 5000 и уезжает.

Марат Бикбов: Он же это делает что до 18 лет, что после 18. Вы же видите. Возраст – никак не помеха совершенно. Если человека плохо воспитывали, если в его сознание заложено то, что из-за большого количества денег он может делать все, что угодно, это вопрос абсолютно не в возрасте, это вопрос воспитания. Что до 18, что после 18. Если мы исходим из того, что в основном это будет выполняться и то, что действительно рядом будет опытный водитель.

Человек может иметь водительское удостоверение в течение 10 лет и все равно плохо ездить, иметь плохой опыт вождения, и соответственно научить плохому 

Другое дело, понимаете, я думаю, что там другая проблема. То, что в законопроекте заложен стаж этого опытного пассажира - 3 года. Но само по себе то, что у человека есть 3 года водительское удостоверение – это ни о чем не говорит. Даже 5 лет ни о чем не говорит, даже 10. Человек может, и имея водительское удостоверение в течение 10 лет, уметь также плохо ездить, иметь такой же плохой опыт и научить плохому. И все просто будет зависеть от того, кто будет ездить с этим человеком, насколько хорошо он его научит.

Ольга Арсланова: И вообще не очень понятно, как он может влиять на какую-то аварийную ситуацию на дороге. Там же педалей нет.

Марат Бикбов: Только подсказкой. Я исхожу из того, что этот юноша или девушка до этого все-таки учились в школе и сдали экзамен. Если это будет принято в том варианте, как это было в советские годы, когда можно ничего не сдавать, а просто ездить, то, наверное, все-таки с учетом интенсивности дорожного движения, я бы этого не советовал. Наверное, это чересчур. Хотя я сам именно так учился в свое время. И все было нормально. Но если мы исходим из того, что перед этим человек отучился и сдал экзамен, значит он в целом умеет ездить и умеет ездить, может быть, даже не хуже, чем те, кто в 18 лет все это сдают.

Но как раз учитывая эту психоэмоциональную составляющую, как опытный наставник, у которого психоэмоциональная составляющая более зрелая человека, он будет сидеть рядом и сдерживать его от неразумных поступков, от какого-то излишнего перестроения, может быть, от того, что водитель недостаточно внимательно посмотрел в зеркала или что-то еще не сделал. Чтобы не превышал скоростной режим, если контроль за ним потерян. И это будет хорошее подспорье.

Я согласен, вы сказали, по-моему, в Германии это существует.

Александр Денисов: В Германии, да. Но там без оговорки, что взрослый сидит. Там просто…

Марат Бикбов: Я уверен, что после 18 такой водитель будет более опытным, более подготовленным, чем если бы он сразу получал это удостоверение. И, может, даже (но это вопрос скорее к психологам) все-таки молодой человек или девушка в 16 лет как-то более склонны воспринимать советы старших и наставников, чем уже после 18, когда человек чувствует себя абсолютно самостоятельным и вообще не готов никого слушать.

Александр Денисов: То есть лучше учится?

Марат Бикбов: Да. Он человек в этом возрасте более учебопригоден, чем после 18.

Александр Денисов: Давайте послушаем звонок из Екатеринбурга. К нам дозвонилась телезрительница.

Ольга Арсланова: Татьяна у нас на связи. Здравствуйте.

Александр Денисов: Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Насколько я поняла то, что я слышала в телефоне, я отключила по просьбе звук, это было в прямом эфире то, что я сейчас слышала. Вы просто предвосхитили мое размышление. Абсолютно то же хотела сказать. Я работаю в страховании более 15 лет. И в силу своей профессии встречаюсь с молодыми ребятами, которых я знаю, которым 18 лет, очень много порядочных ответственных парней, которые ездят год за годом. И если особенно с 16 лет, они более обучаемы. И как раз в 16 лет это тот возраст, когда они еще смотрят на родителей. У них еще эта гордыня, которая в 18 и самоуверенность как раз… Мое предпочтение, чтоб не какой-то старший брат, который тоже поехали куда-то развлекаться, что-то выпил, и сидит рядом выпивший, а именно родители, которые потратят время, проведут время со своим ребенком, оторвутся от работы. Я прямо трижды голосую за разрешение вождения с 16 лет.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо. Пришло сообщение, объясняющее, зачем нужно ребенку садиться за руль: "Моему сыну 14. Муж умер год назад по болезни. Сын прекрасно водит и ВАЗ, и Мерседес". Вот необходимость действительно в семье.

Марат Бикбов: Это не совсем. Если человек, который написал, сам не водит, сын в 16 лет не поможет. Ему нужно будет еще кого-то рядом с собой сажать, того, кто умеет ездить. Я так понимаю, тот человек, который говорит, что это поможет, он сам ездить не умеет. Но все равно кто-то третий понадобится.

И, кстати, по звонку, который был до этого, может быть, действительно стоит законопроект доработать таким образом, что должен быть не просто опытный водитель, законный представитель. Пусть это будут только родители.

Ольга Арсланова: А если они не водят?

Марат Бикбов: Если они не водят, значит будет с 18 ездить.

Ольга Арсланова: Понятно. У нас есть и противники, насколько мне подсказали наши редакторы. Надежда позвонила из Архангельской области. Надежда, вам слово.

Зритель: Я, например, против. Потому что очень много безответственной молодежи. Пускай сдают права до 16, изучают автомобили, права, а с 18 – пожалуйста, приобретают право вождения.

Ольга Арсланова: То есть учиться можно раньше, а на дороги настоящие… Так они за 2 года уже все забудут.

Зритель: Да не забудут ничего. Можно где-то устроить автодромы какие-то, чтобы они там улучшали свои водительские…

Ольга Арсланова: Спасибо большое. Я так понимаю, что в Советском Союзе как раз такие автодромы были.

Марат Бикбов: Там много что было. Но там просто можно было вот так готовиться и сдавать экстерном на права. Был период, когда вообще в автошколах не было необходимости. И никто не говорил, что из-за этого повысилась аварийность. Такой статистики не было, по крайней мере, она не доводилась в то время.

Ольга Арсланова: Я уверена, сейчас многие наши зрители скажут, кстати, по-моему, даже была такая СМС-ка о том, что контроль в Советском Союзе был выше за водителями.

Марат Бикбов: Нет. Я на самом деле не думаю. Сейчас инспекторов, которые стоят возле дорог и останавливают все машины подряд, гораздо больше, чем это было в Советском Союзе.

Александр Денисов: А, кстати, вот это высказывание, что раньше в автошколах учили дольше и лучше, чем сейчас?

Марат Бикбов: Нет, сейчас дольше учат.

Александр Денисов: Год же учили в советское время.

Марат Бикбов: Нет, я говорю. Я застал тот период… Может быть, был период, когда был год. В тот период, который застал я, можно было вообще не учиться. Можно было сдавать экстерном. И автошколы, про которые я знаю, там, по-моему, 3 или 4 месяца. Не очень долго и не очень большая практика была по вождению. Я не застал тех времен, когда был год. Это было как-то более серьезно, чем сейчас. Сейчас наоборот все это делается все сложнее, сложнее, все дороже и дороже, и все больше и больше денег надо платить, чтобы все это получить.

Просто, может быть, позвонившая женщина не понимает, что нельзя сразу стать опытным водителем. Все равно будет период, когда человек, который сдал на права, неопытен, плохо умеет ездить, не может предвидеть опасных ситуаций. И даже если в автошколе будут учить 2 года, наверное, даже если 3, то все равно вряд ли этому научат. Этот опыт может прийти только непосредственно во время управления автомобилем.

Ольга Арсланова: Кстати, автоинструкторы очень часто жалуются как раз на очень взрослых водителей, которые приходят получать права в каком-то зрелом возрасте. Им сложнее учиться.

Марат Бикбов: Да. У этого человека какое-то свое сформировавшееся мировоззрение, свой взгляд на то, как… Он же все равно ездил в качестве пассажира, он видел, он кино смотрел про это. Поэтому у него что-то такое свое в голове уже есть. И, естественно, в таком возрасте человека переубедить и перевоспитать уже сложнее. Это понятно. Чем человек моложе, тем он, наверное, более гибок и более восприимчив ко всему новому, и более готов слушать какую-то новую информацию и соглашаться с ней. Поэтому нет. Я думаю на самом деле, что больше "за", чем "против". Я думаю, что не примут.

Ольга Арсланова: Давайте узнаем мнение россиян. Наши корреспонденты задавали вопрос "Стоит ли выдавать права в 16 лет?" жителям нескольких городов. Вот, что получилось.

- В 18 лет выдают права. Толку мало на дорогах. И так много аварий. Потому что работаем сутками, знаем, что это такое. Что много безобразия на дорогах творится. А с 16 лет, вы представляете, он только школу закончил и сразу за руль сел.

- Это раньше в наше время, во время нашей молодости дети были более домашними, будем мягко говорить, а на самом деле сейчас дети совсем другие. У меня внуку 16 лет, он водит машину. Хотя без прав, но он на даче. И это совсем другие дети.

- Во-первых, они должны сами заработать на транспортное средство. Я так считаю. А потому что когда родители покупают, то они не жалеют и нарушают правила движения. Поэтому я считаю, что рано.

- На мой взгляд, стоит при условии, что надо учиться полгода, как теперь сделали. Потому что это наука. Это искусство. Это надо уметь. Это надо не покупать. И это за 2 недели не пройти.

- В 16 лет они еще молодые. Они еще хотят быстро ездить, они хотят вилять, они хотят себя в чем-то показать. Хотя сами не знают, чего могут, что умеют.

- Паспорт стали давать, а права – это рано. Потому что движение у нас сейчас очень напряженное, во-первых, в городе. Очень серьезное. Мне кажется, в 16-летней голове еще не будет укладываться то, что надо делать. И они не смогут правильно оценить ситуацию на дорогах.

Корреспондент: Если они закончат автошколу, сдадут экзамены, им можно давать права?

- Им должно быть 18 по закону.

Корреспондент: А если примут закон, что в 16 может, вы считаете, не стоит?

- Нет.

- Я, например, не вожу машину и пока не хочу, потому что я не уверена, что я смогу правильно водить, соблюдать все правила. Это же большая ответственность за себя, за человека, который с тобой едет, за пешеходов. Поэтому это достаточно ответственное дело. И в 16 лет, мне кажется, человек еще не до конца осознает всю важность.

Ольга Арсланова: Очень важный вопрос задают наши зрители: "С какого возраста будет ответственность за преступление на дороге? И кто будет отвечать? Только водитель или его напарник?".

Норма о выдаче автоправ с 16 лет больше похожа на декларацию, чем на  готовое правило, которое можно применять 

Марат Бикбов: Это, кстати, тоже вопрос. Он должен быть урегулирован либо законодателем, либо судебной практикой. Сейчас как-то Верховный суд пошел в ту сторону, что если имеешь право управлять, значит ты законный владелец и ты отвечаешь в рамках гражданской правовой ответственности.

Если не вдаваться глубоко в подробности, в Гражданском кодексе есть норма, которая говорит о том, что за вред, причиненный источником повышенной опасности, отвечает законный владелец этого источника. Подразумевается, что это владелец на каком-то праве. Это собственность, аренда, безвозмездное пользование или хотя бы доверенность.

Но судебная практика как-то все это расширила. И теперь если у тебя есть набор документов, который позволяет тебе этим автомобилем управлять, то вроде бы ты и отвечаешь. Законодательство, как я уже говорил, позволяет и обязывает гражданина с 14 до 18 лет самому отвечать за весь ущерб, который он причинил. Законные представители отвечают в том случае, если не хватило собственных средств. Надо понимать, что мало у кого т 14 до 18 лет есть достаточно много средств, чтобы отвечать за ущерб, причиненный, например, даже не "Майбаху", а "Мерседесу". Поэтому отвечать в конечном счете будут законные представители. С другой стороны, если законодатели это как-то расшифруют и примут какую-то норму, как, например, сейчас в правилах об учебной езде, то, что в автошколах происходит, там инструктор считается водителем, несмотря на то, что за рулем сидит ученик, но водителем считается инструктор. И, соответственно, раз он водитель, значит он отвечает за все, что с этим происходит.

То же самое можно сделать, опять-таки, внести такую же норму в отношении этого опытного водителя, который будет сидеть вместе с водителем, которому не исполнилось 18 лет. Но до этого надо законодательство дополнять, расширять, видоизменять и все это уточнять. Я поэтому говорю, что норма первоначально готова такая… Она больше похожа на декларацию, чем на какое-то готовое правило, которое можно применять.

Александр Денисов: Давайте звонок послушаем из Ленинградской области. Александр дозвонился.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Добрый вечер. Я бы хотел сказать, что я против этой идеи в 16 лет давать права, потому что считаю этих людей несознательными, то есть не отвечающими за свои действия.

Ольга Арсланова: А в 18 вдруг что-то с ними происходит?

Марат Бикбов: Вдруг появилось сознание.

Зритель: Нет. Я за рулем уже чуть больше 15 лет. И могу сказать, что в свои 18 я так же думал, что я хозяин дороги и могу быстро ездить, резко поворачивать. И привело это все к не очень хорошим последствиям.

Марат Бикбов: Я так не думал, например. Не знаю, почему вы так думали.

Зритель: Просто кажется, что есть опыт после пары месяцев вождения.

Марат Бикбов: Все равно водитель будет неопытным. С 18 он тоже будет неопытным. Или мы с 50 начнем выдавать права?

Зритель: Понимаете, в 16 лет это еще ребенок, которому интересно совсем другое.

Ольга Арсланова: Понятно. Мы не будем вас переубеждать. Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо. Это речь о так называемом синдроме профессионала, когда получил права, поехал, решил, что все умеет.

Марат Бикбов: Это все странно. Человеку 17 лет и 11 месяцев, а потом раз – 18, и он сразу сознательный. Он все понимает вдруг. Ему не хочется гонять. Люди вообще все разные. Нельзя подвести под средний какой-то…

Ольга Арсланова: У нас инструктор написал сообщение: "Считаю, что после 40 надо запретить выдавать". Видимо, какой-то неудачный опыт был.

Марат Бикбов: Так да.

Ольга Арсланова: Следующие сообщения нам приходят: "Только за. Сыну 15. Машину собирает сам. Чтобы умел и знал. Если примут – будем очень рады. Чтоб было законно. Будет меньше болтаться на улице".

Марат Бикбов: Это, кстати, тоже довод, между прочим. Мы об этом не говорили. Но это как раз тот возраст, когда действительно молодой человек или девушка могут увлечься чем-то не тем, чем-то, может быть, нехорошим, ненужным и вредным. А если появится увлечение в виде машины, я считаю, это хорошее увлечение.

Александр Денисов: Раньше же и в школах преподавали вождение в старших классах.

Марат Бикбов: Но не во всех.

Александр Денисов: В Москве преподавали.

Марат Бикбов: Может быть.

Александр Денисов: Причем, на грузовых, на "Волгах".

Марат Бикбов: Это вообще замечательно. Большую тяжелую машину, которая часто ломается – это так прекрасно самому починить, потом самому на ней поехать.

Ольга Арсланова: Вот еще делятся опытом: "Золотая молодежь и без этого разрешения ездила и будет ездить. Муж получал права в 16 при школе в Московской области. Отличный водитель. Практика вождения задержалась до 18. А что-то забывается у таких".

Предлагают уже условия: "Только со взрослыми в светлое время суток и на маленькой скорости".

Марат Бикбов: Как окружающие будут довольны, когда на маленькой скорости.

Ольга Арсланова: "Может, с яслей начнем? Будут Шумахеры". И, конечно, материальный вопрос интересует: "Откуда деньги? Сначала пусть заработает на машину честным трудом. Машину нужно обслуживать". То есть если ты не владеешь, как считают наши зрители, если ты не вкладываешь финансово, ты ее не обслуживаешь, ты не можешь к ней относиться ответственно.

Марат Бикбов: Если не на чем будет ездить, и проблемы не будет. Если нет машины в семье, если нет денег ее купить, то о чем вообще говорим? Такой человек, естественно, не будет учиться и не будет ездить. Откуда он возьмет машину? Не знаю. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь написал… Нам в основном пишут примеры положительные. Да, ездил, все хорошо, учился, вот тут он машины разбирает, с удовольствием занимается. Пусть кто-нибудь отрицательный пример пришлет. Что какой-нибудь юноша в 16 лет сел в машину, начал гонять, разбил ее, от этого был какой-то очень большой вред. Пусть какой-то пример конкретный будет отрицательный.

Ольга Арсланова: Может быть, кстати, у нас есть еще пара минут, вы можете успеть позвонить и о таком случае рассказать или написать нам СМС. Но сейчас пока общие слова: "В 16 лет ведут себя безответственно, быстро ездят, лихачат и не соблюдают правила дорожного движения". Кстати, есть какая-то статистика возрастная? Интересно было бы узнать, кто чаще действительно нарушает.

Марат Бикбов: Кому интересно узнать статистику, честно говоря, кто чаще нарушает.

Ольга Арсланова: Кто самый опасный водитель?

Марат Бикбов: Я могу только предположить, что все-таки страховые компании, когда они повышающий коэффициент ввели по ОСАГО для молодых водителей, я думаю, что они правы. Наверное, в целом там действительно аварийность выше. Но это фактор объективный. Потому что действительно в этом возрасте водители неопытные. Чем водитель менее опытен, чем больше вероятность ошибки. От этого никуда не денешься. Сразу опытный водитель возникнуть не может никак. Это невозможно в принципе. И поэтому – да, наверное, молодые чаще попадают в дтп. Но мы же, напоминаю, там будет рядом опытный человек, который подскажет. И я думаю, что он не позволит ему каким-то образом лихачить, нарушать.

А если этот водитель до 18 лет сядет без этого опытного, это будет нарушение, его будут штрафовать. Но такое нарушение и сейчас может допустить вполне молодой гражданин в возрасте 16 лет. Он может незаконно без всякого опыта вождения, без всякой сдачи на права сесть за руль папиной машины и поехать гонять на ней, ничего не зная и не умея. Это будет лучше разве? Это будет хуже. Может быть, лучше пусть он пойдет поучится. Ему родители скажут: "Хорошо".

Александр Денисов: Там сейчас такие экзамены тяжелые. Если сдаст, то ради бога.

Марат Бикбов: Если сдаст, то хотя бы что-то будет уметь.

Ольга Арсланова: А запрос вообще общественный есть на такую инициативу? Люди хотят?

Марат Бикбов: Судя по тому, что люди писали, я так понимаю, что хотят. Но к нам в коллегию пока не приходили и не спрашивали. Я думаю, что все это будет за пределом большой статистики все равно. Не так много людей захочет учиться.

Ольга Арсланова: А смогут еще меньше.

Марат Бикбов: Смогут еще меньше. Финансово позволят, соответственно, еще меньше. Но те, кто отучатся, к 18 годам будут ездить лучше, чем если бы они в 18 лет получили водительское удостоверение.

Ольга Арсланова: Спасибо. Мы подводим итоги нашего голосования. Водительские права с 16 лет. Нравится эта идея меньшинству. Всего 25% наших зрителей проголосовали "за". "Против" – 75%. А своей точкой зрения с нами делился Марат Бикбов, юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев. Спасибо, что пришли.

Марат Бикбов: Пожалуйста. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • Павел Поспелов заведующий кафедрой проектирования дорог МАДИ
  • Павел Брызгалов директор по стратегическому развитию ФСК "Лидер"
  • Юрий Эхин эксперт по жилищной политике, член Союза архитекторов России
  • ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • ГОСТИ

  • Александр Мерзлов президент "Ассоциации самых красивых деревень России", доктор экономических наук
  • Михаил Смирнов главный редактор портала "Алкоголь.Ру"
  • Евгений Бучацкий психиатр-нарколог
  • Вадим Дробиз директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя
  • ГОСТИ

  • Александр Элинсон генеральный директор НИПК "Электрон", член Президиума Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
  • ГОСТИ

  • Марина Тараненко детский писатель
  • Екатерина Гуричева главный редактор издательства "РОСМЭН"
  • ГОСТИ

  • Тамара Касьянова генеральный директор компании "2К Аудит", первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров
  • Дмитрий Востриков директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз"
  • ГОСТИ

  • Елена Воронина вице-председатель общественной организации "Многодетные семьи Ярославской области"
  • Светлана Лягушева председатель общественной палаты Ярославской области по социально-демографической политике, охране материнства и детства
  • Сергей Ивченко директор департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля
  • ГОСТИ

  • Леонид Ольшанский вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат
  • ГОСТИ

  • Леонид Перлов учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"
  • ГОСТИ

  • Любовь Храпылина профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНГХиГС
  • Александр Сафонов проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор
  • Показать еще
    Показать еще
    Минздрав предложил ввести экологический налог на сигареты Концепция была внесена на рассмотрение в правительство РФ
    вчера
    вчера

    Даже население "Дома-2" не будет голосовать за Ксению Собчак, если она станет баллотироваться в президенты

    Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России

    ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • 22 акушера и главврач помогали петербурженке родить четверню В роддоме №17 Санкт-Петербурга четверня родилась впервые за 50 лет
    вчера
    Герб Владимира История создания геральдического символа древнего города
    вчера
    Три укромных уголка Европы Австрийский Зальцбург, португальская Алгарви, французская Корсика
    вчера
    Цифровой формат: Россияне предпочитают помогать конкретным людям, а не фондам
    вчера

    Музыкальное образование в школе рассчитано на уровень художественной самодеятельности, а от детей надо большего требовать и добиваться

    Роман Бажилин ректор Тамбовского государственного музыкального педагогического института им. Рахманинова
    Забайкальский пенсионер попросил у Владимира Путина могилу и гроб Пенсионер написал президенту, после того как приставы сняли деньги с его карты
    вчера
    Фонд защиты прав дольщиков возглавил Александр Плутник Он руководил Агентством ипотечного кредитования
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments