Михаил Федоров: В Москве вдвое больше автомобилей, чем в Петербурге жителей

Гости
Михаил Федоров
историк, москвовед

Константин Чуриков: Наша постоянная рубрика "история вопроса", не можем обойти вниманием такой вопрос, как перенос столицы из Петрограда в Москву. Дело было чуть больше чем сто лет назад, 12 марта 17 года, столичные функции в российском государстве были переданы Москве, причем решение изменило ход истории, принималось оно в сложных, чрезвычайных обстоятельствах, обо всем подробнее прямо сейчас нам расскажет Михаил Федоров – историк-москвовед. Михаил Борисович, здравствуйте.

Михаил Федоров: Добрый день, вот вы правильно сказали, что чуть побольше, но я хочу высказать всем нам крамольную мысль, что Москва никогда своих столичных функций так и не теряла, многие считают, что на два века столица переехала на берега Невы, но давайте вот о чем вспомним в историческом контексте: в 1712 году царь Петр первый переехал на берега Невы, за царем переехал сенат, бывшая боярская дума, переехали коллегии, посольства постепенно, но в центральных архивах ни в Санкт-Петербурге ни в Центральном государственном историческом архиве ни в Центральной государственном архиве древних актов, вы не найдете ни одного документа о переносе столицы. Ни указа не было, ни манифеста, ничего. Более того, любой русский царь, а с 1723 года император, говоря современным языком, был нелегитимным или незаконным, если он не приезжал в первопрестольную на венчание на царство. Там, где находится высшие органы государственной власти и государственного управления. Более того, Москва - сердце нашей великой Родины. Давайте вспомним выражение Наполеона Бонапарта: "Если я возьму Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Москву, я поражу ее в сердце". Так же переписка Екатерины с французскими просветителями, которые называли Петербург ногтем, а Москву сердцем огромной страны.

Константин Чуриков: Можно и по-другому рассуждать Петербург – наша культурная столица, красивейший город, тем не менее, столица здесь, зарплаты в Петербурге меньше московских.

Ольга Арсланова: А многие считают Питер сейчас глубокой провинцией.

Михаил Федоров: Я бы сказал так: у нас с 1712 года две столицы, только они меняются местами.

Константин Чуриков: Михаил Борисович, расскажите, как большевики под воздействием каких обстоятельств приняли решение: едем в Москву?

Михаил Федоров: Вы знаете, положение действительно было очень серьёзное, после обретения Финляндией независимости, она входила в состав Российской империи и в декабре 1917 года получила независимость, и граница Финляндии проходилась где-то в 35 км от Санкт-Петербурга, Прибалтика была оккупирована немецкими войсками, германскими, продолжалась Первая мировая война и в таких тяжёлых условиях центр страны должен был иметь необходимые условия безопасности. Советское правительство во главе с Владимиром Ильичом Лениным переехала в Москву, это отдельный рассказ, во всяком случае дезинформировались…

Константин Чуриков: Говорили, что в Нижний едут.

Михаил Федоров: Да, Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич – управляющий делами Совнаркома, он всячески пытался обезопасить этот правительственный поезд, который шел из Петрограда в древнюю Первопрестольную, в сердце нашей родины – Московский Кремль.

Константин Чуриков: Но декларировалось, что этот перенос будет временным.

Михаил Федоров: Нет ничего более постоянного чем временное, знаете такую поговорку, дело в том, что молодая советская республика долго находилась в кольце фронтов. В дальнейшем войска подступали к Петрограду, потому граница Советского Союза и Финляндии была расширена только в результате северной советско-финской войны 1939-40 годов, более того, петроградский пролетариат и матросы революционные не были довольны первыми декретами советской власти. Это тоже надо учитывать, Москва была в этом смысле более спокойным городом. К тому же Москва находилась далеко от фронтов Первой мировой войны.       

Константин Чуриков: Приехали большевики в Москву, какие здания они заняли, где стали княжить, где жить, как это все происходило?

Михаил Федоров: Интересный вопрос, дело в том, что во время ноябрьских боев 1917 года за установление советской власти в Москве, Кремль был разрушен, частично, фрагментарно. Пострадала Никольская башня, московские храмы, малый кремлевский дворец, надо было привести в порядок территорию. Поэтому члены советского правительства народные комиссары, члены ВЦИК СНК жили в гостиницах, но это были великолепные здания эпохи Модерн, гостиница Националь, на углу нынешней Тверской улицы и Манежной площади, гостиница Метрополь. Потом, когда советское правительство через небольшой промежуток времени оказалось в Кремле, Ленин был очень недоволен тем, что очень медленно идет процесс восстановления зданий Кремля – интерьеров, внешних фасадов, поэтому было проведено несколько коммунистических субботников с целью как можно быстрее обустроить место пребывания первого советского правительства в сердце нашей великой Родины в стенах московского Кремля.

Ольга Арсланова: И остоличить столицу, которая наверняка все-таки за два века немного утратила дух главного города?

Михаил Федоров: Вы знаете, Ольга, Кремль — это настолько сакральное место что люди, которые пребывают туда, они уже больше не хотят покидать стены седого московского Кремля, там такая энергетика, что навряд ли кто-то захочет уехать обратно из Кремля. Это священное место нашего народа, это действительно сердце, центр Москвы и всей нашей огромной державы.

Ольга Арсланова: Дальше в течение ХХ века неоднократно возникали дискуссии о том, что можно подумать о переносе столицы. Как правило, ни к чему это не приводило, в Свердловск предлагали, не так давно в очередной раз заговорили, что Москве это пошло бы на пользу.

Михаил Федоров: У нас есть один из политиков, не будут называть фамилию, который говорит, что надо каждые 12 лет переносить столицу из одного города в другой, тем самым мы добьемся такого развития.

Константин Чуриков: Вопрос следующий: есть ли какие-то в истории других стран уже удачные примеры переноса столицы, которая уже укоренилась, все привыкли вдруг перенос и это работает?

Михаил Федоров: Ну конечно есть, давайте возьмем ближайший пример: после объединения Германии из Бона столица переехала в Берлин, но ряд правительственных учреждений остался в Боне.  Давайте возьмём пример огромной страны - латиноамериканский континент Бразилия Рио-де-Жанейро долгие годы был столицей Бразилии, потом был построен специальный город на берегах реки Амазонки, теперь он так и называется Бразилия. Были примеры что две столицы, одна экономическая, давайте возьмём Нидерланды, Амстердам и Гаага, что у нас сейчас разве не две столицы? Высший орган судебной власти у нас находится в Санкт-Петербурге, Петербург объективно считается культурной столицей нашей великой Родины, потому что по количеству музеев Петербург опережает Москву. Не по количеству населения, автомобильного транспорта, Санкт Петербург далеко не потянет до Москвы. В Москве больше вдвое автомобильного транспорта чем жителей в Санкт-Петербурге. Даже так можно сказать, ну и по своим территориям Москва – огромнейший мегаполис. Одна из крупнейших агломераций мира. Стремиться к тому чтобы все больше Москва расширялась и по территории, и по населению, наверное, надо сделать разумное ограничение, потому что наша страна – не только Москва, но в Москве бьется сердце нашего великого народа.

Константин Чуриков: Сейчас на проводе Владивосток, можно сказать другая часть.

Михаил Федоров: Город русский далекий, но наш!

Олег: Добрый вечер, решил высказать мнение большинства дальневосточников, по поводу столицы в городе Москве. Это отвратительно по той простой причине, что у нас государство имеет огромную протяженность – восемь часовых поясов, все сосредоточено в Москве. Есть мнение всех практически дальневосточников о том, что столица должна быть в центре государства российского.

Константин Чуриков: Вы хотите сказать в Красноярске?

Олег: Зачем, Новосибирск – прекрасный город, инфраструктура, планировка.

Ольга Арсланова: А вы представляете, что с этим городом произойдёт, когда он станет столицей?

Олег: Не хочу ругаться в эфире такой нехорошей вещью, как стала Москва, всплывает на периферии известный продукт и стекает.

Ольга Арсланова: Получается, что любой город будет разделять эту судьбу. Смотрите что нам пишут: "Надо перенести в Екатеринбург, или Новосибирск с налоговыми льготами разумеется, вот Москву и разгрузите". Свердловская область: "Ходят слухи, что Госдуму перенесут за Урал, так ли это"?

Михаил Федоров: Можно фантазировать как угодно, даже с экономической точки зрения, если посмотреть, что будет с переносом столицы, это колоссальные капитальные вложения, я даже про это не говорю, а с точки зрения истории – историзм где? Где наши корни, где лежит прах наших предков, где связанные кремлевские соборы. Где покоятся великие князья московские, московские цари, династии Рюриковичей, первые Романовы, понимаете?

Ольга Арсланова: С ХV века уже?

Михаил Федоров: Да, Владивосток очень уважаю, любим мы эти города, надо их развивать, укреплять, финансировать, со всем согласен, но с точки зрения истории, мы не должны быть Иванами, непомнящими своего родства.

Константин Чуриков: Михаил Борисович, как на облике нашей столицы Москвы сказался этот переезд? Органы власти здесь, финансовые потоки, решения принимаются здесь, как это сказалось?

Михаил Федоров: Сморите, Москва до 1918 года что из себя представляла в границах камер коллежского вала город находился по сенатскому указу 1741 года, представьте Бутырский вал, Грузинский вал, Серпуховской, Даниловский вал, Крестьянская застава, примерно такой была Москва, плюс еще рабочие окраины. Центр был достаточно благоустроен, территория по садовому кольцу.

Константин Чуриков: Оно, кстати, тоже было такое большое просторное?

Михаил Федоров: Москва достаточно была современным городом, эпоха модерн, творили гениальные Федор Шехтель, Кекушев, Клейн, Москва была красавицей тротуары были мощеные булыжником, ходили трамваи, девять вокзалов это все 1918 года! Конечно гигантские преобразования начинаются в эпоху социалистического строительства, тогда на смену эпохи модерн приходит эпоха конструктивизма, творили гениальные архитекторы, даже Ле Корбюзье в Москву приезжал, Иван Фомин, братья Веснины, появились рабочие посёлки: Дубровка, Усачевка, затем на смену конструктивизма пришёл стиль, который принято называть сталинский классицизм или сталинский модерн. Этот стиль отличается богатым украшением внешнего фасада на которой представлена геральдика той или иной исторической эпохи. В послевоенный период у нас появились символы великого Советского союза сеть сталинских сестер-высоток, появилась великолепная выставка достижений народного хозяйства СССР, а также памятник Рабочему и колхознице. Понимаете, Москва расцветала, хорошела и не за счет окраин, а за счет того, что люди, жители Москвы, а Москва пополнялась кем, кто приезжал в Москву, Москва впитывала в себя жителей близлежащих сел, деревень и посадов, которые плавно входили в черту Москвы. Сейчас границы Москвы простираются до Калужской области. Это не значит, что Москва должна прирастать всеми другими областями.

Константин Чуриков: Иначе мы заасфальтируем всю страну.

Михаил Федоров: Конечно же, нужно действовать разумно, но я хочу сказать, мое субъективное мнение: конечно это священная земля, здесь корни нашего народа, здесь прах наших предков, все остальные территории тоже должны развиваться, но Москва была есть и будет столицей нашего великого народа.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем зрителя, Ростов на Дону у нас на связи, приветствуем Игоря.

Игорь: Здравствуйте, я за.

Ольга Арсланова: А в Ростове не хотите? Представляете, просыпаетесь вы завтра, указ в Ростов-на-Дону столицу переносим с налогами, льготами.?

Игорь: Не надо это, тогда это будет не Ростов.

Ольга Арсланова: Алексей, здравствуйте.

Алексей: У меня такое мнение: в Казахстане Назарбаев перенес столицу в Астану, город развился, Казахстан вообще отлично развивается, гораздо лучше, чем Россия, а Москва уже зациклилась, закоррумпировалась вся, надо убирать всю власть.

Константин Чуриков: Вы хотите другие регионы "закоррумпировать"?

Алексей: Москва тысячу лет коррумпируется.

Ольга Арсланова: Кстати вы рассказывали о городах, в которые переносили столицы, а с бывшими столицами что происходило? Неужели Москва перестанет быть сердцем?

Михаил Федоров: Нет не перестанет, но это престол, трон, это там, где находятся высшие органы государственной власти и государственного управления. Управлять нашей страной из Новосибирска конечно тоже можно, из Владивостока и других городов, но тем уважаемым телезрителям, которые сегодня высказывают негативное отношение к Москве, я советую еще раз сюда приехать, а если они не были, приехать в первый раз и окунуться в прелесть московских проспектов, бульваров, улиц, переулков и они прекрасно поймут, что помимо коррумпированности, которая присутствует я уверен во всех городах и весях нашей великой Родины, везде, где-то больше-где-то меньше, особый дух Москвы. Это столица, которая строилась веками именно как столичный город, со своими символами, со своим кремлем, Спасская башня, памятник Минину и Пожарскому, Храм Покрова что на рву Василия Блаженного, понимаете, Большой театр, памятник Пушкина, всего этого нет в других городах, они значительно позже возникли. Пример Астаны, Бразилии, каждая страна имеет свои характерные особенности, у нас, я считаю, все пропитано духом властьи именно в Москве.

Константин Чуриков: Сидел бы в этой студии петербуржец, историк, специалист по истории своего города, он бы, наверное, тоже сказал – Казанский собор, Исаакий, Зимний дворец и нашлось бы много доводов.

Михаил Федоров: С глубоким уважением отношусь к петербуржцам, патриотам, историкам, которые тоже любят свой город, но он был основан чуть больше 300 лет назад, сами понимаете, не такой сакральный город как Москва.

Ольга Арсланова: Самый древний город России какой?

Михаил Федоров: Я думаю, что господин Великий Новгород, центр новгородской феодальной республики самая древняя столица, я про Ладогу не буду говорить сейчас, тем более про Дербент, это тоже наш город РФ, тоже древние города, не буду говорить про крымские города, которые помнят древних греков, но Москва – центр именно образования централизованного русского государства. Если вспомнить великого нашего исторического деятеля князя московского Ивана третьего, после сражения на реке Шелонь 1471 год, он сказал какие прекрасные слова: "Вечевому колоколу в городе больше не быти, вече впредь не собирати, государство все нам держати". Тем самым положив начало образованию централизованного русского государства, потомком которого является Российская федерация. Центр собирания русских земель – это Москва.

Константин Чуриков: Наши зрители разрешили вечный спор между Москвой и Петербургом, Тверская область предлагает Бологое – вот столица.  И так, итоги нашего опроса, хорошо, что столица в Москве? Да - ответили 28%, нет - ответили 72% наших зрителей.

Ольга Арсланова: 70% из них видимо москвичи, которые просто устали от пробок и населенности, спасибо вам большое! Это шутка конечно же была, в Москве все равно своя атмосфера.

Михаил Федоров: Надо изучать московедение, изучать наш прекрасный город.

Константин Чуриков: К сожалению, не все имеют возможность приехать в Москву.

Михаил Федоров: Приезжайте хотя бы на пару дней, вы убедитесь, что Москва действительно центр и сердце нашей великой Родины.