Максимальный срок отключения воды – 21 день. Что делать, если дольше? Советы эксперта Татьяны Овчаренко

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Рубрика «ЖКХ по-нашему». 21 век - в России отключают горячую воду. На две недели наступает время чайников и тазиков. Но к 2020 году нам обещают сократить этот срок до недели. Почему нельзя без отключений?

Ольга Арсланова: У нас уже здесь дискуссия просто началась в студии…

Петр Кузнецов: Платежки, платежки, считаем, кому что пришло.

Ольга Арсланова: …почему столько мы вынуждены платить за услуги ЖКХ и так далее, потому что у нас сейчас рубрика «ЖКХ по-нашему», одна из наших самых любимых рубрик. Тем более есть что обсудить: в России начинается сезон плановых отключений горячей воды. Сейчас этот срок в среднем составляет до 2-х недель, в Москве 10 дней. При этом, как мы знаем, в Европе и в Америке такая проблема отсутствует, потому что там нет центрального горячего водоснабжения.

Петр Кузнецов: В Европе в многоэтажных домах стоят либо бойлеры, либо общие котлы в подвалах, при этом домовое отопление включает домоуправление. Системы централизованного горячего водоснабжения наиболее широко распространены в странах бывшего СССР, в Восточной Европе и в Скандинавии.

Ольга Арсланова: Наиболее продолжительное плановое отключение горячей воды в Молдавии: горячую воду отключают на месяц, с июля по август, то есть не только мы в XXI веке от этого страдаем. А вот в Чехии почти как у нас, воду могут отключить на 2 недели. В Латвии отключают воду на срок от нескольких часов до 2-4 дней, в Эстонии на день-два, в Финляндии горячую воду отключают только при аварии.

Давайте выяснять, наступит ли когда-нибудь день без отключений? Когда это может произойти? Почему это происходит? В каком состоянии у нас трубы? Что у нас с водоснабжением сегодня? Устарела ли эта система? В общем, обо всем этом будем говорить прямо сейчас с руководителем «Школы активного горожанина», экспертом в сфере ЖКХ Татьяной Овчаренко. Здравствуйте, Татьяна.

Петр Кузнецов: Добрый вечер.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Наши зрители как всегда призываются звонить в прямой эфир – звоните и задавайте Татьяне вопросы.

Скажите, пожалуйста, нам обещают к 2020 году вдвое сократить срок отключений, то есть там говорят, что до недели вроде бы доведут. А что, нельзя чуть-чуть напрячься и совсем как-то избавиться от этого пережитка прошлого?

Татьяна Овчаренко: Нет, вообще нет. Самое смешное, что в нормативе написано, что не более 240 часов при том, когда мы налаживаем, готовим к зимнему сезону, 240, то есть 10 суток. Это все нормативы местные, значит, на сколько отключаем, это местная власть. И получается, это очень зависит от того, какая система. В новых домах могут вообще не отключать несколько лет, но так как само по себе оборудование все равно требует наладки, то отключать будут только по технологическим срокам. А вот в старых домах, в которых у нас централизованное, особенно горячая, у нас же она вся централизованная, так и будет.

Петр Кузнецов: А если какая-нибудь автономная котельная, есть шансы, что не будут отключать?

Татьяна Овчаренко: Да, это зависит от оборудования. Вот вы говорили про Европу или ту же Молдавию – там месяц никто без горячей воды не сидит, потому что они покупают бойлеры, нагревательные приборы, которые сажаются прямо на трубу прямо перед краном, и оно греет то количество, температура другая. Это электрическое, они до 60 градусов горячую воду не греют, им это в голову не приходит.

Ольга Арсланова: Скажите, ну а не выгоднее было бы сейчас ради экономии все-таки перевести на примерно такую же систему и нашу страну?

Татьяна Овчаренко: Ну вот…

Петр Кузнецов: Или это уже двойной тариф?

Ольга Арсланова: Или сейчас…

Петр Кузнецов: Или тазик, или двойной тариф?

Татьяна Овчаренко: Ну да, вообще системы эти надо менять, это то же самое, что с отоплением, вместо вертикальной разводки горизонтальную, она позволяет регулировать, так и тут. Не знаю, в Америке вообще с XIX века система, они живут на водонапорных баках, которые встроены внутрь домов. У них самотеком: если они что-то и нагревают, допустим, потому что там тоже есть кооперативы, всякие кондоминиумы, то самотеком, они не тратят на электричество вообще, а мы гоняем, у нас бесконечное циркулирование, естественно, затраты электроэнергии кроме стоимости.

Петр Кузнецов: Можно в двух словах – что делают во время вот этих вот профилактических работ в эти 10 дней, у кого-то 14? Что происходит? Трубы полностью не меняют, это понятно.

Татьяна Овчаренко: Ну, во-первых, есть счастливые дома, где есть резервная обводка, тогда горячая вода все еще идет.

Петр Кузнецов: Дублирующая система.

Татьяна Овчаренко: Да. А так вообще большая такая труба подходит к дому, потом счетчик, вообще стоит такая водомерная система, вот ее перепроверяют. В принципе поверка счетчиков происходит, но отнюдь не каждый год, вот это вот я убеждена в этом. Проверяют…

Ольга Арсланова: Но говорят, что каждый год.

Татьяна Овчаренко: Да? Ужас какой. И давление, у нас большая проблема – это давление в 9-, 16- и 22-этажных домах. Потому что нет давления, значит, у вас 6 килограммов на сантиметр квадратный должно быть деление, а каждые 10 метров на килограмм падает, в итоге на 9 этаже у вас… Вы звоните, говорите: «Что за струйка?» А вам сантехник говорит: «Так давления же нет», – на этом заканчивается все объяснение. А старые трубы, когда пристаешь всерьез, они говорят, что если поднять по нормативу до 4 килограммов на сантиметр, то рванет, трубы не выдержат.

Петр Кузнецов: Ну многие наши пенсионерки, я думаю, обрадуются, когда услышат, когда им говорят, что давления нет.

Валентина из Омска, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Вот контролирует ли правительство ресурсоснабжающие организации в части периодической замены труб, которые находятся под землей? Воды текут периодически, или фонтаны бьют, или по дороге льются реки, а потом мы благополучно все это оплачиваем.

И второй вопрос такой. Вот, например, согласно 354-му постановлению, у тех, у кого не установлены счетчики учета воды, тем начисляется оплата коэффициентов. Куда идут эти деньги по коэффициенту? А может быть, изменить эту систему? Может быть, эти ОДН, чтобы оплачивали те, у кого нет счетчиков горячей и холодной воды?

Ольга Арсланова: Какое интересное предложение. Спасибо.

Татьяна Овчаренко: Да, относительно вашего второго предложения…

Ольга Арсланова: Чего это вдруг, да?

Татьяна Овчаренко: Да, почему те, у кого нет счетчиков, должны оплачивать общедомовые расходы воды, не очень…

Ольга Арсланова: …если они на весь дом.

Татьяна Овчаренко: Да, они же на весь дом. Другое дело, их объем, который рисуют людям, вот это требует серьезного контроля, но это требует контроля прежде всего от самих плательщиков. А вот насчет норматива замены магистральных трубопроводов: должна вам сказать, что есть такие нормативы, но вообще этим должны заниматься подающие организации, то есть ресурсники, это их интерес. Но пока мы оплачиваем эти прорывы, то нет особо… Это особенно в Питере заметно, нет никакой заинтересованности в принципе.

Ольга Арсланова: А расскажите про оплату. Она должна быть вдвое меньше на этот период, правильно?

Татьяна Овчаренко: Нет, если у вас есть счетчики, вы вообще не платите.

Петр Кузнецов: Если мы берем 2 недели.

Татьяна Овчаренко: Во-вторых, вы можете перекрыть подачу горячей воды к вам прямо в квартиру.

Ольга Арсланова: Так.

Татьяна Овчаренко: Это если у вас есть кран нужный.

Ольга Арсланова: А если у вас нет?

Татьяна Овчаренко: В-третьих, вы можете поставить что-то еще, я уже забыла, кроме перекрытия крана… Потому что часто люди по привычке…

Петр Кузнецов: А она считывается как горячая, а идет холодная? Поэтому лучше перекрыть.

Татьяна Овчаренко: Да, хотя идет холодная. Тогда надо требовать от управляющей организации… Дело в том, что в наводе в дом, до водомера стоит заглушка: они запросто могут перекрыть заглушку горячей воды, у них же идет в это время работа, и тогда эта ошибка не будет на нас никоим образом отражаться. Но «управляйки» никогда об этом не говорят, и никто этого не знает.

Петр Кузнецов: Ну конечно.

А вот еще о выгоде – Ленинградская область: «Чем больше гоняют по кругу, тем больше капает в карманы «руководил». Город сильно экономит во время отключения горячей воды?

Татьяна Овчаренко: Не знаю, вряд ли. Затраты на поддержание работоспособности системы подготовки вообще нормированы, там есть только коэффициенты и все. Поэтому как он там особо экономит? Обычно это связано с тем, что степень износа сетей либо завышается страшно, запросто, про 75% я уже не могу слышать, либо занижается. И третий вариант: якобы проведен капитальный ремонт, то есть плети, то есть расстояние от чего-то, заменены, но не настоящими новыми трубами, а б/у. Выписаны деньги, это настоящее хищение, это вообще уголовщина, но имеет место.

Ольга Арсланова: Кстати об очень странных историях – вот смотрите, сообщение из Томска: «Отключение воды до 1.5 месяцев? Прошлым летом при звонке в местные теплосети с вопросом, когда же будет вода и куда обращаться, ответили: «Можете обратиться к господу богу».

Татьяна Овчаренко: Ну это простейшая вещь. Значит, местные власти каждый год издают распоряжение о длительности проведения профилактических работ: в Москве 10 суток, где-то 14, максимальный срок – 21 день. Все остальное – это грубейшее нарушение по 354-му постановлению, закон о защите прав потребителей, неустойка, 3% в день от стоимости тарифа на эту воду, то есть 90% за месяц, и пусть себе 1.5 месяца не дают. Ну и плюс моральный вред, еще что-то можно, если…

Петр Кузнецов: Ну да, неудобства, конечно…

Татьяна Овчаренко: Штраф, да. Если не дай бог придут начисления в это время…

Петр Кузнецов: …познали все на себе.

Татьяна Овчаренко: …то 50% в пользу потерпевших штрафа, то есть можно отучить за один раз.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: Сроки отключения как-то связаны… Сейчас, секундочку.

Ольга Арсланова: Звонки будут обязательно.

Петр Кузнецов: Алтай у нас есть, Светлана, подождите секундочку. Сроки отключения как-то связаны с долгами жителей? Не платят, в фонде нет денег на обслуживание труб?

Татьяна Овчаренко: Учитывая, что у нас 93.7% населения платит изо всех сил, в отсутствие фондов я не верю.

Петр Кузнецов: Ага.

Татьяна Овчаренко: Есть районы на Северном Кавказе, где 66% оплата, там можно говорить о том, что может им не хватить. Но деньги представляют собой общий котел, и вы, будучи руководителем, сами распоряжаетесь тем, куда бежать и что затыкать. Поэтому особо я в это не верю, но в сельских поселениях, где высокая изношенность, возможно такое, что денег просто народ не заплатил, денег нет. Но я лично один раз в Пермском крае с этим столкнулась в одном поселении. Вы меня извините, конечно, это гигантский край, сотни поселений, так что маловероятно.

Ольга Арсланова: Понятно.

Послушаем Алтай, Светлана. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Погрешность просто. Алтай, здравствуйте, Светлана, спасибо, что дождались.

Ольга Арсланова: Вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте. Спасибо, что ответили на мой звонок.

Петр Кузнецов: И на вопрос сейчас ответим.

Зритель: Да. У нас в Барнауле отключают на месяц в мае месяце и на 2 недели в сентябре месяце. Вот если послушать эксперта, получается, это незаконно, но это постоянно, уже много лет так делается. Сейчас, например, у нас аварийная ситуация, 3 дня нет горячей воды, и говорят, что неизвестно когда будет, но это уже не входит в этот период отключения, когда вот скоро отключат повсеместно у нас в Барнауле.

Вопрос у меня такой. У нас в квитанциях написано «Горячее водоснабжение (вода)» и «Горячее водоснабжение (подогрев)» – это законно или нет? Получается, что мы платим за горячую воду и в то же время за ее подогрев отдельно. Это то же самое, например, если бы я пошла в парикмахерскую сделать прическу, а мне сказали: «За аренду ножниц, пожалуйста, заплатите отдельно». Вот это мое мнение, а как эксперт скажет?

Петр Кузнецов: Хорошее сравнение.

Ольга Арсланова: Да, спасибо, сейчас разберемся.

Татьяна Овчаренко: Эксперт вам скажет: господин Медведев 3 года назад расписал нам подогрев холодной воды и превращение ее в горячую в две строки. А то, что у вас безграмотные управленцы пишут безграмотно, штрафуйте их по строке «Содержание и ремонт», раздел «Управление», спокойно можете их… Просто потребовать перерасчета и наложить штраф, потому что на самом деле должно быть написано «Холодная вода для изготовления горячей» и «Подогрев».

Ольга Арсланова: «Широка страна моя родная», вот где чего только ни бывает, про отключение нам пишут из разных регионов. «В Краснодаре отключают дважды в год, в мае и в августе, в самую жару, когда цветет амброзия. В совокупности с вонью в городе от канализации это беспредел». Воркута: «Почему в Воркуте отключают горячую воду и отопление летом на 2 месяца?» – спрашивают. «В Уфе отключают на 7 дней, но делают это 3 раза за лето».

Петр Кузнецов: А у меня есть рекорд все-таки: «Кировская область, уже 5 лет на все лето без горячей воды».

Татьяна Овчаренко: Ну еще раз повторяю: откройте сайт администрации и посмотрите, есть распоряжение морочить вам голову и мешать жить на 3 месяца или нет, и после этого будем разговаривать. А так что я вам могу сказать?

Петр Кузнецов: А вы уже 5 лет, получается, так?

Татьяна Овчаренко: Да, вы терпите, чего, действительно…

Петр Кузнецов: Ростовская область: «Нельзя ли отключать в июне? В мае все в городе, школа, работа и так далее…»

Ольга Арсланова: Да, и холодно.

Петр Кузнецов: «…а тот, у кого нет своего котла, – как им быть? Нелегко же нагревать кастрюли каждый день». Да, и опять-таки май маю рознь.

Ольга Арсланова: Все-таки летом уже и холодная вода теплее сама по себе.

Татьяна Овчаренко: Могу дать два варианта ответа.

Петр Кузнецов: Да.

Татьяна Овчаренко: Как работник ЖКХ: когда были керосинки, ничего, белье стирали, грели, не страдали, правильно?

Ольга Арсланова: Ну слушайте, мы же стремимся к улучшению жизни.

Татьяна Овчаренко: Вот это их любимая логика, это ответ…

Петр Кузнецов: А, мы уж испугались, что это была цитата…

Ольга Арсланова: Мы уж испугались, что это вы нам.

Татьяна Овчаренко: Нет, это вот так они отвечают, еще примус вспоминают.

Ольга Арсланова: Ну то есть нельзя быть такими изнеженными, потерпите.

Татьяна Овчаренко: Да. А второй вариант – еще раз вам повторяю: есть приборы, они очень недорого стоят. Купите, вам их смонтируют, будете греть непосредственно пока у вас нет горячей воды и все. Ну будет за электричество чуть больше.

Ольга Арсланова: Понятно.

Давайте еще звонок примем, у нас на связи Ярославская область и Ольга. Здравствуйте, Ольга.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Слушаем вас.

Зритель: Значит, я звоню из Ярославской области, город Переславль-Залесский. У нас есть Чкаловский микрорайон в городе, так вот обслуживают частные котельные. Уже 5 лет подряд на все лето отключают горячую воду, в этом году мы уже месяц без горячей воды сидим.

Ольга Арсланова: Ага.

Зритель: Обращались и в прокуратуру, за это время сменилось 3 мэра у нас в Переславле, толку чуть. Они никак не могут заключить договор с этой котельной, там непонятно, в общем, в чем дело, понять нельзя. Всякие проводятся собрания с жителями, но нам от этого не легче. Теперь наша администрация вроде как обещает нам построить новую котельную, когда это все будет, неизвестно, в общем, безобразие полное, найти мы не можем. Вот 120 километров от Москвы, найти правды мы не можем.

Татьяна Овчаренко: А я не поняла, в чем правда? Может быть, вы купите бойлеры и отключитесь от них?

Зритель: Просто котельная утверждает, что администрация не перечисляет им деньги за эту воду, какие-то там долги. Мы все платим и сидим без воды.

Татьяна Овчаренко: Так проверьте, почему ваши деньги им не перечисляются. Заключите с ними…

Зритель: Мы проверяли, обращались в прокуратуру…

Татьяна Овчаренко: Нет, «обращались» – это все разговоры, это разговоры все.

Зритель: Вы знаете, это, конечно, «разговоры» – хорошо так разговаривать, а когда нам говорят, что горячая вода – это вообще роскошь, обойдетесь, понимаете? Вот так.

Татьяна Овчаренко: Это верно, потому что так считает весь мир. Могу вам сказать, что прокуратура тут ни при чем, к сожалению, они давно от сферы ЖКХ отказались, этими вопросами не занимаются. У нас единственный царь и бог – это жилинспекция (статья 20-я Жилищного кодекса). А что касается судьбы ваших денег, это вопрос в Министерство внутренних дел, потому что… Либо заключайте напрямую с котельной договор и перечисляйте на их расчетный счет деньги за горячую воду и отопление, других вариантов нет, тем более что закон разрешает такие договора.

Петр Кузнецов: У нас есть результаты интересного опроса на улицах разных городов. У разных людей спрашивали, как они выходят из положения, когда отключают горячую воду.

Татьяна Овчаренко: Я кастрюлькой грею.

Ольга Арсланова: Да? Давайте посмотрим.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Отлично, романтика, друзья-родственники проверяются: не пустил помыться – понятно, галочку поставил.

Татьяна Овчаренко: Да, вот так проверяется дружба и любовь.

Петр Кузнецов: Спасибо. К сожалению, время.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Татьяна Овчаренко и рубрика «ЖКХ по-нашему».

Рубрика «ЖКХ по-нашему»