Татьяна Овчаренко: Не надо писать в прокуратуру о нарушениях и преступлениях в ЖКХ. Она этим уже несколько лет не занимается!

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Рубрика «ЖКХ по-нашему». Говорим про ошибки в платежах за воду, когда нам приписывают лишние кубометры, как в Цимлянском районе Ростовской области или в Улан-Удэ, где целый год присылали платежи умершему жителю.

Анастасия Сорокина: Переходим к нашей постоянной рубрике «ЖКХ по-нашему». Лето – это время, когда традиционно отключают горячую воду. Как это, когда воды нет, а счет есть? В Ростовской области пенсионеры вынуждены отстаивать свои права в суде. Водоканал «повесил» на них долг, который они не признают: коммунальная организация не приняла показания прибора учета, посчитав, что он установлен не по правилам.

Как вести себя в спорной ситуации – сегодня мы обсуждаем с руководителем «Школы активного горожанина», экспертом в сфере ЖКХ Татьяной Овчаренко. Татьяна Иосифовна, здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Александр Денисов: Татьяна Иосифовна, добрый вечер. Вот как раз давайте посмотрим сюжет для начала – Дмитрий Андриянов из Ростовской области. В какой ситуации оказались пенсионеры? И почему они судятся с водоканалом?

СЮЖЕТ

Александр Денисов: Татьяна Иосифовна, пришло сообщение, мы с Настей увидели: «Такое ЖКХ – не по-нашему», – Вячеслав из Владимирской области.

Татьяна Овчаренко: Да это бандиты просто! Ну смешно и дико это слышать. Есть решение местной антимонопольной службы. Это называется, вообще говоря, злоупотребление своим монопольным положением. И за это надо, в принципе, не просто штрафовать, а надо вопрос ставить серьезнее. Как можно оставить? Закон запрещает оставлять без воды инвалидов. И вообще это угрожает их жизни. Я вот за что южных прокуроров люблю? Это за удивительное dolce far niente. Вот они ничего не делают у нас. Там прокурор, в Цимлянске, что ли, нет? Или как?

Это поразительная история! Я прослушала – и ушам своим не верю. Какие колодцы, ребята? Вы вообще про что? Грунтовые воды, там водохранилище бесконечное. Ну, это естественно совершенно. Так еще за откачку граждане платят у нас? За наглость? За то, что они там смеют жить? Какое к ним имеет отношение повышение уровня грунтовых вод в колодце, вы мне можете сказать? Ну никакого вообще! Это природное явление. Неправильно разложены сети. Не выполнен дренаж. Это что – их проблемы, этих 82-летних товарищей? Они, что ли, ночью ведрами подливают? Это безумие совсем! Я поражаюсь, поражаюсь!

Но я вам скажу, что я посмотрела все-таки: это новое государственное унитарное предприятие. Задача унитарного предприятия – жать прибыль. И граждане в Цимлянске, вы думаете, что если государственное, так оно вас жалеть, что ли, будет? Закон откройте. Это коммерческий подход, это коммерческое предприятие само по себе. Две тысячи домохозяйств… Я не знаю, как можно.

Уже устройте там что-нибудь, какие-нибудь протесты всерьез. И прекратите платить! Вы же платите бандитам. Что значит – они к вам приезжают и отключат? Ну, это поразительное просто явление! Нужно привлечь уже правоохранительные органы к этому. Это все незаконно.

Александр Денисов: Я не понял этой логики. А что значит «счетчик не там»? А какая разница? Если он будет стоять во дворе, то что?

Татьяна Овчаренко: Вы не понимаете. «Ваша шуба должна висеть у меня».

Александр Денисов: Не понимаю.

Татьяна Овчаренко: Вот такая логика, конечно, на этом уровне. «Машка прошла в красивой шубе. Давай, пусть у меня висит». Ну нет конечно!

Александр Денисов: Он же работает. Он же показывает, что во дворе…

Татьяна Овчаренко: Значит, вопрос хищений. И вообще это все принято за уши. Если там действительно… А они поливают свои помидоры с огурцами, это безусловно. Значит, это ваша проблема, поставщики тепла и воды. Значит, чаще ходите, другие устройства или… Не знаю. Меня это не интересует. На этом основании счетчик переносить…

Александр Денисов: Это все равно, что меня попросят из своей квартиры счетчик перетащить куда-то во двор.

Татьяна Овчаренко: Да, во двор.

Александр Денисов: Ну, это же абсурд!

Татьяна Овчаренко: Но вообще начали первыми у нас энергетики, они же у нас в сельской местности повырывали у всех электросчетчики и повесили на столбах, опечатали, а потом стали приносить вот такие счета. И это сошло им с рук. Ну, такие вещи очень легко перенимаются. В принципе, этим всем товарищам должны сделать перерасчет, уволить руководство. И вообще вопрос стоит об административной ответственности, если не серьезнее. Так что это дико. Это дикая история, дикая!

Анастасия Сорокина: Давайте узнаем, что в Кемеровской области происходит, дозвонился до нас Вадим. Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер! Алло.

Анастасия Сорокина: Да, мы вас слушаем.

Зритель: Добрый вечер. Рад, что до вас дозвонился. Это, по-моему, самая лучшая передача на нашем телевидении, единственная, по которой можно услышать правду.

У нас частный сектор, и большая проблема с напором холодной воды. Магистральный трубопровод очень изношен. Обращались и к нашему губернатору новому, к Цивилеву. Он переправил все опять в местную администрацию, а там по старому премьерскому сценарию: «Денег нет, но вы держитесь». Как бы у меня вопрос. Частный сектор – какое должно быть атмосферное давление. Инженер коммунальных сетей, водоканала сказал, что 0,2 атмосферы. Такого быть, по-моему, не может. В районе атмосферы должно быть.

Александр Денисов: Спасибо.

Татьяна Овчаренко: Ну, какое давление должно быть в сети – я вам не скажу, честно говоря, с кондачка. А мало они делают, потому что боятся, что ваши сети порвутся. А денег на ваши сети нет, потому что у нас такая система местного самоуправления, когда все деньги поступают в Москву, а оттуда ваши частные домовладения плохо видны. Понимаете, какая особенность? Ну, вот как-то не видно. Поэтому и проблем ваших не видно.

Система простая: 10% идет на область, и 10% от этих 10% идет в район. А сколько доходит до вашего поселка – это исчезающе малая величина. Поэтому что касается давления – значит, платите меньше. Давление – это нормативный показатель. Если давление ниже установленного норматива, то пересчет делайте в соответствии с 354-м постановлением и предупреждайте их письменно, что оплачивать будете вот так, и никак иначе.

Александр Денисов: А как провести экспертизу?

Татьяна Овчаренко: Заплатить надо – вот в чем ужас.

Александр Денисов: Заплатить?

Татьяна Овчаренко: Ну, им честно инженер сказал, что у них 0,2 чего-то. Я смутно помню, в чем они измеряются сейчас, очень давно училась. И конечно, да, я на слово верю. Старые сети, боятся. Потому что если они сделают больше напор, то окончательно ничего не будет, все порвется!

Анастасия Сорокина: Из Омска есть еще звонок от Анны. Здравствуйте, Анна.

Зритель: Здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Да, говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я разговариваю с кем-то?

Александр Денисов: С нами разговариваете.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я вам звоню из города Омска. Мы проживаем в многоквартирном доме. У нас есть приборы учета на отопление – как общедомовые, так и в каждой квартире имеется собственный прибор учета, который опломбирован и зарегистрирован. Но тепловая компания не хочет производить нам оплату по счетчикам, ссылаясь на постановление региональное, не Российской Федерации, а на постановление нашего Омского региона. Скажите, пожалуйста, как нам поступать? Платить ли нам по счетчикам или же платить нам по среднему?

Александр Денисов: По среднему? По нормативу, да?

Зритель: По нормативу, да.

Александр Денисов: В том случае норматив действует, когда счетчиков нет.

Татьяна Овчаренко: В таком случае норматив не действует.

Александр Денисов: Не действует?

Татьяна Овчаренко: Это безумная идея! Город Омск знаменит своими коммунальными хохмами (простите за жаргон). Поэтому прежде всего начните борьбу с этим удивительным постановлением. Имеете право, простите, его оспаривать. Потребуйте основания – и тогда можно будет всерьез разговаривать. Пока платите по показаниям своих счетчиков, а дальше уже посмотрите. Плюс, конечно, оплата общедомовых нужд – ну, лестничная клетка. К этому добавляется еще немножко.

Александр Денисов: Из Хабаровского края зритель советует: «Не платите мошенникам – будете правы, все долги спишут».

Татьяна Овчаренко: Правильно. Да вообще с долгами у нас же теперь… Два сенатора у нас вдруг упали с печки и обнаружили, что есть понятие исковой давности. Это радует. Это называется «юридические знания – в массы». И законопроект внесли о том, что через три года надо списывать долги по ЖКХ. Я была рада. Это, правда, написано с 2005 года, вообще это давно известно. Ну, видите, вот до Совета Федерации дошло. Так что – да. В принципе, там есть система, специальные правила, по которым через пять лет они вообще… Три года безнадежными считаются в бухучете, но уже взысканию не подлежат. А через пять лет полностью должны быть сняты с бухучета. Но они этого не делают, потому что люди этого не знают, в общем-то. Понимаете?

Александр Денисов: Все-таки это же какие нервы нужно иметь, выдержать натиск коллекторов и прочее.

Татьяна Овчаренко: Нет, коллекторы только после решения суда. Вот Татьяне Иосифовне пришел судебный приказ – 15 137 рублей, оказывается, я с сыном должна. Безумные деньги! Понимаете? У меня в доме мой сосед должен 302 тысячи, но судебный приказ пришел ко мне на 15 тысяч.

Александр Денисов: Ну, с ним все давно понятно.

Татьяна Овчаренко: Почему? У него две машины, загородный дом. У нас основные должники – люди, которые умеют считать свои деньги. Вот я напишу возражение – и мне снимут эти 15 тысяч. Понимаете? Вряд ли они из-за 15 тысяч пойдут в районный суд, потому что услуги юриста по этому процессу будут стоить где-то 80 тысяч рублей. И я потом задам вопрос резонный: а вы как посмели наши деньги потратить в такой пропорции обратной?

То есть, в общем, конечно, надо не платить, а надо ждать судебного разбирательства в любом случае. И далеко не всегда взыскивают эти деньги. А если и взыскивают, то тоже это рассрочки. Там масса способов, как мягко «сойти с дистанции», назовем это так.

Александр Денисов: Как вы красиво все умеете объяснить, Татьяна Иосифовна!

Анастасия Сорокина: Давайте еще один звонок примем. Из Томска дозвонился Николай.

Александр Денисов: Николай, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Значит, у меня история такая. Мне управляющая компания «Каштачная» (в Томске у нас есть такая) начисляли на холодную воду деньги, на отопление и за жилищно-коммунальные услуги. Сколько раз я ходил, мне там начисляли большие суммы. А когда пришел разбираться первый раз, то мне сказали: «У нас завис компьютер. Мы разберемся и снимем». В конце концов, ничего не делали. В конце концов, водоканал на меня подал в суд в 2014 году. И решение суда было – все эти деньги снять, до нуля вывести. Но до сих пор они начисляют эту сумму и не убирают.

В 2017 году по отоплению то же самое. Ходил, ходил – в конце концов, в судебном порядке решили, что тоже до нуля вывели, все нормально. Но продолжают за отопление начислять ту же самую сумму, не убирают эти долги. Это больше 25 тысяч. Так и за жилищно-коммунальные услуги – по сегодняшний день, по-моему, 11 тысяч. Поэтому меня лишили моей инвалидности, доплаты – 1 700.

Я написал прокурору, потому что говорят: «К прокурору обращайтесь». Вот я в течение уже десяти лет прокурору все пишу – и толку никакого! Они пересылают в этот же водоканал, в это же… по отоплению и в управляющую компанию «Каштачная». А сейчас, когда пошел, оказалось, что у нас уже нет управляющей компании «Каштачная», а уже другая. И то же самое.

Татьяна Овчаренко: Так, понятно, понятно, все понятно.

Александр Денисов: Спасибо, Николай.

Татьяна Овчаренко: Пожалуйста. Господа, есть и другие желающие, поэтому покороче. Вы зачем пишете прокурору, с которого по закону сняты всякие заботы о правонарушениях и преступлениях в ЖКХ, можно узнать? Вам прокурор забыл это сообщить? Или вы плохо читаете то, что он вам написал? Он потому и переправляет – это не его ведомство. Они сбросили с себя, и счастью нет предела! Знаете, уже сколько лет это длится? А народ привык, что есть только прокурор, и туда пишут.

То, что с вас сняли субсидию за то, что долго… Ну, вам придется, пользуясь этими судебными решениями, в свою очередь судиться с «управляйкой». Теперь вы говорите, что у вас новая «управляйка». А на каком основании? Что, она правопреемница предшествующей? У нас ликвидация одного юридического лица – вместе с ним ликвидируются и все перед ним обязательства. Что произошло? Вы разберитесь, кто нашему слесарю двоюродный кузнец. Потому что так, как вы рассказываете… Невозможно дать вам совет. Вдруг вы узнали, что… А что значит – вдруг вы узнали, что у вас другая управляющая организация? Когда вдруг узнают, что у тебя новый барин, удивляться не надо тому, что он с тебя новые семь шкур дерет. Следи, следи за своим домашним хозяйством! Вот и все, что я могу посоветовать.

Александр Денисов: Алексей из Белгородской области дозвонился.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте, Алексей.

Зритель: Здравствуйте. Значит, я внимательно смотрю всегда эту передачу. Чем мне нравится Овчаренко? Что она объясняет умно, но только на местах не прислушиваются. Со счетчиками в Белгородской области эта чехарда тоже. Устанавливают счетчик в колодце. Тебе 90 лет, 100 лет, а тебе говорят: «Это твои проблемы, как ты будешь показания снимать».

Но пошли еще дальше. Я хотел бы услышать, это безумие, или как можно это назвать? Вот у меня, допустим, приусадебный участок, 15 соток. На нем стоит дом, хозяйственные постройки. И они ввели за май, июнь, июль и август полив, если нет счетчика или он установлен не по техническим условиям. И берут за полив не земельного участка, где ты поливаешь овощи, помидорки, огурцы, а берут, что ты и дом поливаешь, и хозяйственные постройки, двор, асфальтированный или земляной. И выходит, что мне пришло за май 1 509 рублей. Обращался я в водоканал. К губернатору вообще бесполезно обращаться, он не реагирует никак. Глава района никак не реагирует. Что это – безумие или законность?

Александр Денисов: Спасибо, Алексей.

Татьяна Овчаренко: Они вам считают по общей площади земельного участка. А есть ли у вас там что-то или нет – их это совершенно не интересует. Вам придется устанавливать этот факт наличия построек, то есть что вы там ничего не поливаете, ну, крыши не поливаете сверху. Боюсь, что вам придется это судебным путем устанавливать.

А при чем тут губернатор? Я вот не поняла. Какое дело губернатору до ваших огурцов с тыквами? Граждане, ну зачем вы пишете людям, которые… Водоканалы у нас сами по себе существуют, у них свои собственные правила. Есть губернатор, нет губернатора – вода каждый день идет. И деньги каждый день идут. При чем тут эти совершенно пустые жалобы? Пожалуйста, начинайте с главного. Вот есть земельный участок. Найдите, на каком основании. Потребуйте от них письменно указания на правовые основания, то есть на основании каких постановлений они таким образом считают. Вот тогда можно будет говорить о том, они совсем с ума сошли или немножко мошенники, или вы неправы. А так ничего другого вам пока сказать не могу. Выясните их основания.

Александр Денисов: Татьяна Иосифовна, совсем коротко. Томская область: «С 1 июля в нашем городе повысят тариф на холодную воду на 15%. Законно ли это?»

Татьяна Овчаренко: Да. А у нас же с 1 июля повышаются.

Александр Денисов: Именно на 15%?

Татьяна Овчаренко: Насчет 15%. Граждане, то, что вам заявляют, что повысят на 4,5%, условно, – это даже не в среднем, это такой показатель максимального превышения в целом по области или по региону.

Александр Денисов: Спасибо, Татьяна Иосифовна.

Татьяна Овчаренко: Так что 15 минус 10 – и получилось 5%.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Татьяна Иосифовна. Это была рубрика «ЖКХ по-нашему». Татьяна Иосифовна Овчаренко – руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ.

Рубрика «ЖКХ по-нашему»