Александр Фридлянд: Региональная авиация - самый удручающий сегмент отрасли с точки зрения выживания бизнеса

Гости
Александр Фридлянд
директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»

Авиаперелеты станут дешевле? Правительство РФ обнуляет НДС для всех внутренних авиарейсов, которые минуют Москву. Станут ли перелеты между российскими городами доступнее?

Александр Денисов: Не будем улыбаться.

Анастасия Сорокина: Будем серьезными.

Александр Денисов: Да, отныне.

Анастасия Сорокина: «Ваш рейс без НДС»: правительство обнуляет налог на все внутренние рейсы, за исключением одного – на Москву.

Александр Денисов: Региональную льготу планируют сделать бессрочной, чтобы билеты стали доступнее, а мы с вами летали по дешевке. Как сообщил Дмитрий Медведев, льготный НДС будет способствовать развитию региональных компаний, а также подстегнет продажу отечественных самолетостроителей, ведь именно на их технику и планируют перевести небольшие компании, которые занимаются перевозками в регионах.

Анастасия Сорокина: Да. Сейчас льготная ставка действует только для тех маршрутов, которые связаны с Крымом, Севастополем, Калининградской областью и Дальним Востоком. Рассчитана она на период до 2025 года. Премьер-министр уточнил, что для Москвы действует ставка НДС в 10% до 2021 года. Теперь, по словам Медведева, льгота становится бессрочной и будет распространяться на все внутренние рейсы из Москвы.

Дмитрий Медведев: Такой шаг позволяет решить сразу несколько задач. Важнейшая – сделать доступными перелеты между городами, это действительно ключевая тема, имея в виду масштабы нашей страны, укрепить региональные авиакомпании, что тоже важно, и сформировать спрос на новых специалистов. И конечно, закупать новые самолеты, в том числе наши перспективные самолеты, такие как МС-21.

Александр Денисов: Да. Вот сейчас НДС на внутренних рейсах составляет 10%, для рейса в Симферополь, Севастополь, Калининградскую область и на Дальний Восток до 2025 года действует нулевая ставка. При этом полеты из России за рубеж НДС не облагаются.

Анастасия Сорокина: Как эти меры будут влиять на нас с вами? Станем ли мы больше летать, появятся ли у нас такие возможности? Мы будем обсуждать это сегодня в студии с нашим гостем, Александром Абрамовичем Фридляндом, директором Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации». Здравствуйте.

Александр Фридлянд: Добрый день.

Александр Денисов: Александр Абрамович, а почему Москву обошли стороной? – всюду льготный будет, нулевой, а на Москву? Это же сколько рейсов у нас на Москву из регионов? Что-то несправедливо как-то.

Александр Фридлянд: Значит, сегодня из каждых четырех пассажиров, которые вылетают, допустим, сегодня в российских аэропортах три летят в Москву или из Москвы.

Александр Денисов: Из четырех три?

Александр Фридлянд: Три из четырех, поэтому и обошли, потому что их 3/4, это дешевле для бюджета обойти 3/4, чем 1/4.

Анастасия Сорокина: У нас не так давно был губернатор Курганской области, там в аэропорту вообще один рейс только, из Кургана в Москву – все, больше никаких других перспектив нет. Какие меры действительно сейчас могут повлиять на развитие, что ли, внутреннего… У нас сейчас так много говорят про внутренний туризм, про возможность внутри страны передвигаться, но тем не менее вот эта мера – это только начальное какое-то предложение? Что-то еще в перспективе у нас будет меняться?

Александр Фридлянд: Ну вот когда мы говорим про НДС, надо понимать, что сама по себе вот эта мера сегодняшняя, которая объявлена, учитывая то относительно небольшое количество пассажиров, которых она коснется… На самом деле она коснется еще меньше, чем 1/4 пассажиров, потому что часть из этих пассажиров уже охвачена нулевой ставкой, поскольку это связано с Дальневосточным федеральным округом, Крымом и Калининградом. Вот эта вот льгота для этих трех категорий – это примерно для бюджета 10 миллиардов рублей. Ту льготу, которую сейчас объявляют для полетов остальных, минуя Москву, – это тоже примерно те же самые 10 миллиардов рублей. Поэтому ну что такое 10 миллиардов рублей, а финансовый оборот авиакомпаний наших российских – это где-то примерно 1 триллион 300: 10 миллиардов на фоне 1 триллиона 300 – это небольшая инъекция, но позитивная.

Александр Денисов: На МС-21 хватит этих денег региональным компаниям?

Александр Фридлянд: Значит, МС-21 по своим характеристикам предназначен для интенсивных пассажиропотоков, отсюда можно сказать, что он летать будет в основном через Москву, потому что именно здесь есть интенсивные пассажиропотоки. Поэтому я думаю, что это МС-21 коснется в очень незначительной мере. Это коснется полетов региональной авиации, здесь это важную роль будет играть. Конечно, МС-21 это коснется, где между Хабаровском, допустим, кто-то полетит и Пекином, к примеру, где-то так. Нет, Хабаровск – Пекин международный, между Хабаровском и Магаданом, например, вот так. Но эти полеты на сегодня очень небольшие по объему. Значит, коснется, если появится давно обещанный региональный самолет Ил-114, вот его в полной мере коснется. Это как раз он для этого сегмента. Если будет широко внедряться давно разрекламированная, но мало применяемая новая версия Ан-2…

Александр Денисов: Для малой авиации?

Александр Фридлянд: Да, Ан-2, 12-кресельная машина, но сегодня она летает как 9-кресельная в соответствии с определенными решениями промышленности и Росавиации. Это Ан-2, модернизированный под американский двигатель, который работает на керосине, потому что у нас проблемы с авиационным бензином, а вот керосина у нас достаточно. Вот его тоже коснется, если он широко будет применяться. Ил-410, 19-кресельная машина, ее коснется. Частично «Суперджет», но в меньшей степени, потому что он 100-местный.

Анастасия Сорокина: Александр Абрамович, давайте сейчас посмотрим сюжет наших корреспондентов, которые были в Хабаровске, Владивостоке и Магадане и задавали один такой простой вопрос: «Устраивают ли вас цены на авиаперелеты в России?» Вот что они услышали в ответ.

ОПРОС

Анастасия Сорокина: Вот такие мнения.

Александр Денисов: Александр Абрамович, ну вот раз мы сошлись во мнении, что это вообще не коснется практически никаких авиарейсов, что это…

Александр Фридлянд: Нет, почему никаких?

Александр Денисов: Ну небольшого количества, да.

Александр Фридлянд: Четверть пассажиров летает по этим рейсам.

Александр Денисов: И то вы сказали, что они охвачены уже, Дальний Восток летает, Крым, Калининград…

Александр Фридлянд: Часть, частично охвачены.

Александр Денисов: Да. Так вот у нас сейчас закончился сезон зимников, тот же Дальний Восток, Сибирь, люди покупают за несколько месяцев билеты, они дорогущие на малую авиацию, самолетов не хватает. Вот тут нам как жизнь налаживать? Льготным НДС? – мы полетим на нем там, в Сибири и на Дальнем Востоке?

Александр Фридлянд: Давайте разделим на несколько частей ваш вопрос.

Александр Денисов: Давайте.

Александр Фридлянд: Вопрос первый, часть первая – сегодняшняя картина. Здесь мы видели с вами объективный срез: одни говорят о том, что приемлемая цена, это те, кому надо летать, они прилично зарабатывают, плюс те, кто знают, что надо заранее купить.

Александр Денисов: Заранее купить.

Александр Фридлянд: Есть еще третья категория, как-то об этом не говорится: есть программа субсидирования так называемых дальневосточных полетов. Она касается граждан пенсионного возраста и до 23 лет. Здесь тоже где-то значительно меньше 20 тысяч в один конец. Другое дело, что это ограниченная сумма, в масштабах нашей страны, может быть, она не такая уж маленькая, порядка 3 с чем-то миллиардов, но ограниченная с позиции количества людей, которые хотели бы ею воспользоваться. То есть можно приобрести относительно недорогой билет, но нужен определенный элемент везения и заранее сложным образом это искать. Когда вам срочно надо лететь, перед вашими глазами будет дорогой билет.

Александр Денисов: И глаза будут большие, да.

Александр Фридлянд: Да, и глаза будут очень большие, для большинства сумма будет неподъемная. Что будет после введения вот этих 10%, на ком это скажется?

Александр Денисов: Нулевом даже НДС.

Александр Фридлянд: Ну да, нулевой. Но кстати, здесь очень важный момент: сохранение до 2021 года 10%-й ставки НДС на Москву, это на самом деле очень важно. А с точки зрения последствий влияния на спрос пассажирский и по массе денег, которая достанется либо потеряют, это гораздо более важное решение, потому что 3/4 летит на Москву, и если бы, как это требовал Минфин, подняли сейчас до 20%, это бы удорожало на 10% перевозки для 3/4 населения, это на самом деле важно. Но обратите внимание на цифры, которые назывались, это до 2021 года.

Александр Денисов: Так вот возвращаясь к Дальнему Востоку, Сибири, к малой авиации – там летать не на чем, рейсы эти редкие, дорогие.

Анастасия Сорокина: Дорогие. Вот из Волгоградской области сообщение: «В СССР билет на самолет стоил дешевле, чем поездка на такси, и маршруты были даже между малыми городами». Как-то развитие вот этого сообщения предусматривается в ближайшем будущем?

Александр Фридлянд: Это вопрос инициативы региональных властей. На федеральном уровне эту проблему не решишь.

Александр Денисов: А на региональном с их бюджетами?

Александр Фридлянд: А на региональном, значит, речь идет о комплексе мер, которые могут решить на уровне региона. Ведь что такое полет на вот этих Ан-2? Они намного дешевле, это не «Суперджет» и не МС-21. Значит, регионы могут помочь приобрести эту технику региональным компаниям. Сами региональные компании практически не могут это приобрести, они находятся в достаточно удручающем финансовом положении, этот сегмент региональной авиации в отрасли самый бедствующий с точки зрения выживания бизнеса. Значит, местные власти могут помочь приобрести эту технику, федеральные власти тоже могут помочь производителю, чтобы удешевить эту технику. Но они должны где-то приземляться, значит, должно быть организовано содержание этих небольших аэродромов и посадочных площадок.

Александр Денисов: А с этим тоже вопрос?

Александр Фридлянд: А этим на сегодня никто не занимается, кроме отдельных глав городов, муниципалитетов на небольшой части территории России. Ну вот единственный я знаю Приморский край, там на уровне губернатора решен вопрос содержания этих посадочных полос для маленькой техники. Если муниципалитеты и региональные власти займутся восстановлением этих посадочных полос и маленьких аэродромов и плюс другие, кого мы называли, займутся приобретением вот этих хотя бы Ан-2, то появится шанс для малой авиации.

Анастасия Сорокина: У нас появился звонок из Томской области, до нас дозвонился Василий. Василий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Очень рад, что до вас дозвонился, до вас дозвониться… Наверное, до президента легче дозвониться.

Александр Денисов: Вы пробовали, да?

Зритель: Я по поводу того, что я проживаю в Томской области, Каргасокский район, Новый Васюган. У нас кроме зимника добраться до городов очень сложно. И вот у нас местные авиалинии, летает Ан-28. И вот с Нового Васюгана до Томска чтобы добраться, надо заплатить 9 тысяч, а до Каргасока, это еще ближе, 7 тысяч билет стоит. А у нас живут пенсионеры. И вот как вот так вот? До Москвы, допустим, 20 тысяч, а тут расстояние ближе, чем до Москвы, 9 тысяч рублей стоит местная авиалиния?

Александр Денисов: Спасибо, Василий. Почему такие дорогие цены?

Александр Фридлянд: Можно я прокомментирую? Значит, смотрите, все федеральные программы субсидирования направлены на обеспечение перевозок между субъектами Российской Федерации. Они не выделяются на перевозки внутри субъектов. Мы здесь говорим о Каргасокском районе. Я прекрасно знаю этот регион, это крупнейшие в мире по площади Васюганские болота, это огромная территория вокруг Оби…

Александр Денисов: Вы прямо так с восхищением сказали.

Александр Фридлянд: Крупнейшие в мире, это такой регион, без авиации там не может быть сообщения. Там есть дорога вдоль Оби, которая идет до Каргасока, но в районе Каргасокском, а дальше я не знаю, на чем они там дальше добираются. Этим могут заняться в рамках сегодняшнего законодательства исключительно только региональные власти. Этот перелет, этот маршрут должны субсидировать региональные власти, то есть он запрос свой должен обращать не к президенту и не сюда, а к тому губернатору и кто у него отвечает за транспорт, департамент транспорта. У них есть средства, для того чтобы субсидировать; они, по-видимому, на этот рейс либо не могут, либо не решили вопрос о субсидировании именно этих полетов, о которых он говорит.

Александр Денисов: Мы с вами говорили про льготные билеты на Дальнем Востоке. Пришло сообщение из Камчатского края: «На один день открыли продажу льготных билетов, на следующий день закрыли», – вот видите, чем это оборачивается, нет никаких льготных билетов.

Александр Фридлянд: Нет, они есть, но один день. На один день, потом наступит следующий сезон, они опять их откроют.

Александр Денисов: Через год ждем следующего.

Анастасия Сорокина: Кто успел, тот и…

Александр Фридлянд: Кто успел.

Анастасия Сорокина: Пишут такие критические замечания, что наша тема не очень-то интересна населению, потому что у них просто нет денег на авиасообщение. Вообще это нормально, когда для большинства людей вот такой доступный способ в XXI веке, как авиасообщение, по сути является каким-то волшебным и сказочным? Даже не мечтают о том, чтобы отправиться в какое-то путешествие на самолете.

Александр Фридлянд: Ну мы с вами не влияем на зарплату населения.

Анастасия Сорокина: Ну просто вы как человек, который занимается этим мониторингом, анализируете…

Александр Фридлянд: Считается, что у нас летает где-то порядка 5% населения, может быть, плюс-минус 1%, остальные практически не летают. Вот такова у нас страна, такова дифференциация населения. В то же время…

Александр Денисов: И вот эти 5% оплачивают, набивают карманы авиакомпаний?

Александр Фридлянд: Ну я бы не сказал, что наши компании такие уж богатые, но они…

Александр Денисов: Но не бедные.

Александр Фридлянд: Некоторые с трудом выживают, даже такие громкие и известные, не буду называть, чтобы не было черного пиара, тоже с трудом сводят концы с концами.

Анастасия Сорокина: Давайте примем звонок из Владивостока, дозвонилась Татьяна. Татьяна, здравствуйте, вы в прямом эфире.

Зритель: Здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Говорите, пожалуйста.

Зритель: Будьте любезны, подскажите, пожалуйста. Мы проживем в городе Владивостоке. У меня мама… Здравствуйте. Очень рада вас приветствовать, лучшая наша программа. У меня мама является пенсионером…

Анастасия Сорокина: Татьяна, выключите, пожалуйста, звук у телевизора, а то вы слышите по второму кругу.

Зритель: Все, выключили. Еще раз здравствуйте. Мы являемся жителями города Владивостока, мама у меня является пенсионером, и ребенок несовершеннолетний, 14 лет. Мы собираемся поехать отдыхать. Все билеты… на отдых нам выходят на 180 тысяч. Мы летим Владивосток – Москва, из Москвы мы едем поездом, допустим, в Санкт-Петербург, но это неважно, там летим в Казань и назад возвращаемся в Москву. Вот или туркомпания, например, либо касса «Аэрофлота» нам рассчитывают билеты в районе 150-180 тысяч.

Мама моя за свою жизнь никогда никуда не летала и нигде не была, и для того чтобы отправиться в такое путешествие, ей нужно пойти в банк, взять кредит и потом за этот кредит долго и упорно расплачиваться. Это очень дорого для дальневосточников, это суммы неподъемные. Она у меня педагог, а говорят сейчас… Допустим, у нас прийти в кассы и попробовать выбить какой-то билет субсидированный просто нереально, люди эти кассы просто бойкотируют, занимают очередь по ночам, для того чтобы получить какую-то скидку на несовершеннолетнего либо на пенсионера. Спасибо вам большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо.

Анастасия Сорокина: Как можно прокомментировать ситуацию, которую сейчас описали?

Александр Денисов: 180 тысяч на всю семью.

Александр Фридлянд: Сколько человек?

Анастасия Сорокина: На троих: мама, ребенок…

Александр Фридлянд: 60 тысяч на весь этот маршрут? Ну дорого, что делать. У нас большая дифференциация доходов, в связи с ней…

Александр Денисов: Вот сообщение пришло, Амурская область: «Летал в Омск из Благовещенска, 18 тысяч, если купить за месяц, если за неделю, то 30 тысяч в одну сторону», – что же за цены такие дикие?

Александр Фридлянд: Вы знаете, наши российские авиакомпании летают на таких же Airbus и Boeing в основном, что и «Lufthansa», «British Airways», «Delta Air Lines» и так далее. То есть у них техника такая же, зарплата пилотов тоже сопоставимая, потому что если им платить меньше, они уйдут летать на таких же Boeing в какую-нибудь корейскую, узбекскую или еще какую-то авиакомпанию. То есть расходы наших авиакомпаний сопоставимы с расходами мировых авиакомпаний, а зарплата населения разная, отсюда и проблемы.

Александр Денисов: Ну вот 30 тысяч при нулевом НДС – как изменятся цены, как думаете?

Александр Фридлянд: Ну НДС – это 10%, значит, от 30 тысяч 10%...

Александр Денисов: То есть 27 будет?

Александр Фридлянд: 27.

Александр Денисов: Полетят люди за такие деньги?

Александр Фридлянд: Это не кардинально, 10% – это не кардинально. Это кардинально будет для авиакомпаний, потому что им продать билеты по одной цене, по более дешевой цене легче, они смогут набрать больше пассажиров, их рейс станет более экономичным, они смогут приобрести какую-то еще технику, если промышленность их предложит. Это даст определенное развитие, не кардинальное, но постепенное развитие, если оно будет на региональной основе идти, оно постепенно будет улучшать ситуацию.

Александр Денисов: А вот любопытно, почему на зарубежные перелеты был нулевой НДС?

Александр Фридлянд: Почему был? Всегда он был.

Александр Денисов: Всегда был.

Александр Фридлянд: А потому что летают иностранные авиакомпании, у них в их стране нет НДС для таких полетов, и чтобы не ставить наши авиакомпании в дискриминируемое положение, они же на рынке конкурируют с иностранцами, поэтому на них НДС не начисляется.

Александр Денисов: Любопытно.

Анастасия Сорокина: Вот цифры, конечно, поражают. Из Магаданской области: «Билет в один конец стоит 100 тысяч рублей, при этом зарплата у меня 20 тысяч». Понятно, что действительно есть вопросы, как себе обеспечить какой-то перелет, когда он необходим. Опять-таки многие возвращаются…

Александр Фридлянд: Поэтому и летают у нас только 5%.

Анастасия Сорокина: Многие говорят по поводу времени, когда в СССР было очень удобно и дешево перемещаться при помощи авиасообщения. Что же так принципиально поменялось, что вот эта картина так отличается?

Александр Фридлянд: Я вам так скажу. Во-первых, здесь много мифов на эту тему. Если говорить в целом о системе, соотношении между зарплатой и тарифами, она кардинально не отличалась от того, что сейчас. Я сам четко помню: в молодые годы, будучи студентом, летал в Одессу – 25 рублей туда, 25 рублей обратно, а зарплата тогда была сразу после окончания ВУЗа 110 рублей, то есть это половина месячной зарплаты. И сейчас вот называли люди, которым удалось купить билет за 20 тысяч, а средняя зарплата 40 тысяч, сейчас тоже половина месячной зарплаты. Но тогда не было дифференциации этих билетов, была четкая шкала, половина месячной зарплаты ты заплатил и полетел. А сейчас получается, что ты заплатишь в зависимости от того, заранее купил, не заранее купил…

Анастасия Сорокина: Александр Абрамович, у нас совсем мало времени остается. Спасибо вам, что были у нас в гостях. Александр Абрамович Фридлянд, директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации.