Главная мера поддержки народных промыслов - это развитие инфраструктуры сбыта

Гости
Геннадий Дрожжин
председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России»

Иван Князев: А мы вновь приветствуем вас в студии «ОТРажения». Еще одна тема нашего сегодняшнего эфира – Министерство промышленности и торговли готовит законопроект, который закрепит за предприятиями народных промыслов авторские права на художественные решения.

Тамара Шорникова: По словам руководителей таких предприятий, сейчас они могут защитить в суде лишь товарный знак. А отстоять уникальность своих орнаментов и запретить их копирование не могут. Поэтому, например, фабрика «Хохломская роспись» проиграла судебный процесс дизайнеру Денису Семачеву, который использовал в своих коллекциях рисунки с соответствующими народными мотивами.

Иван Князев: Что изменит новый закон? Поможет ли он в борьбе с контрафактом? В каких законах и мерах поддержки сегодня нуждаются художники? Будем разбираться прямо сейчас. Поприветствуем нашего сегодняшнего гостя по этой теме. Это Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России». Геннадий Александрович, здравствуйте.

Геннадий Дрожжин: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Здравствуйте. Хотелось бы услышать ваше мнение. Вот такой законопроект поможет, защитит ли художников?

Геннадий Дрожжин: Прежде всего мне хотелось бы вас поблагодарить, что вы обратились к теме сохранения нашего национального культурного достояния, которое не только наше национальное, но это часть мирового культурного наследия. Промыслам у нас 100-500 лет. Поэтому спасибо вам за это. Что бы хотелось сказать? К сожалению, промыслы сейчас не в лучшем состоянии. Но я могу сказать, что я побывал сейчас в Дагестане. Ассоциации 25 лет. И мы очень плотно, тесно работаем в течение этого времени над сохранением промыслов. К сожалению, это не совсем удается. И то, что нам только удалось – это, может быть, знаете как? Как-то сократить их исчезновение. И сейчас во много раз сократились объемы производства, численность мастеров. Что нас особенно беспокоит.

И, конечно, та поддержка, которая сейчас идет как на федеральном, так и на региональном уровне, она, к сожалению, явно недостаточна. Об этом и Владимир Владимирович Путин отмечал, и Валентина Ивановна Матвиенко отмечала. И наша задача – принять такие меры, которые бы позволили хотя бы если уж не развивать, то хотя бы сохранить…

Иван Князев: А что это за меры? Вы сказали: «Поддержки не хватает».

Тамара Шорникова: Давай на конкретном примере сейчас посмотрим. Один короткий пример. И после поговорим о мерах. Так будет предметнее наш разговор. Наш корреспондент съездила на фабрику, где делают федоскинские шкатулки. Мало найдется людей, которые не знают, не слышали про такой уникальный народный промысел. Производятся они на единственной фабрике в Подмосковье и пользуются сумасшедшей популярностью у покупателей. Однако фабрика на грани банкротства. Львиную часть покупателей перехватывают мошенники. Смотрим сюжет.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Геннадий Александрович, такая типичная история для многих производств, которое на самом деле уникально. И мы видим, что сотрудники не получали зарплату и что их, наверное, становится все меньше и меньше с каждым годом, этих мастеров. Теряется преемственность поколений в этом мастерстве, или нет?

Геннадий Дрожжин: Вы знаете, мне очень обидно смотреть на этот репортаж, потому что в силу определенных причин я строил Федоскинскую фабрику. 25 лет назад на фабрике работало более 300 человек. И что бы мне хотелось отметить? Что лаковая миниатюра – это вершина мирового художественного мастерства, высший пилотаж, лаковая миниатюра. Но такое же сейчас положение и в Мстере, и в Палехе, и в Холуе. Да я бы сейчас не назвал ни один регион в России, где бы относительно нормально работали наши промыслы. Понимаете?

Тамара Шорникова: Вы знаете, я снимала репортажи. Снимали хотьковскую резьбу.

Геннадий Дрожжин: Что говорить, если у нас огромное количество предприятий до 15 человек?

Тамара Шорникова: Так вот, на всех предприятиях вспоминают действительно золотые советские годы, когда огромная часть продукции шла, например, в ГУМ как центр привлечения туристов и так далее.

Геннадий Дрожжин: За границу.

Тамара Шорникова: Огромная часть уходила за границу. Как сейчас продают свой товар производители? Есть ли какие-то контракты с магазинами? Есть ли какая-то помощь от государства в продвижении национальных брендов?

Геннадий Дрожжин: Вы затронули самый главный вопрос – сбыт продукции. Я вам хочу сказать. Мы сейчас работаем над проектом «Великая отечественная война в произведениях мастеров народных промыслов России». И мы сейчас нашли два документа. Один от 1943 года, а второй – от февраля 1945 года. Война идет. И там два постановления Совета народных комиссаров о поддержке, о развитии народных промыслов.

Иван Князев: А как они тогда это поддерживали? Что они делали? То, чего сейчас нет.

Геннадий Дрожжин: У нас сейчас два уровня – федеральный и региональный.

Иван Князев: Вы начали интересно. Школы создавали? То есть обучали детей?

Геннадий Дрожжин: Обучали детей. Различные экономические преференции были. Сейчас тоже на бумаге это есть. У нас порядка десяти по федеральным программам можно. И региональные программы. Просто это не дает искомого необходимого результата. Поэтому я еще раз вам говорю. Огромное вам спасибо, что вы подняли эту тему.

Тамара Шорникова: Какие меры поддержки сегодня необходимы для таких предприятий?

Геннадий Дрожжин: Прежде всего нам надо идти, как вы сказали – это развитие инфраструктур сбыта. Скажите, пожалуйста, сколько в Москве сейчас у нас торговых помещений, точек или магазинов, салонов? Сколько? Практически ничего нету. А ведь у нас общий контингент, московский регион – 20 с лишком миллионов человек. Я вам приведу одну цифру. У нас в декабре каждый год проходит так называемая «Ладья» - это выставка, ярмарка. В этом году вообще 25 000 квадратных метров в Экспо-центре. Мне кажется, ни одна страна в мире не может похвастаться таким огромным художественным потенциалом.

Иван Князев: Может, побольше нужно таких ярмарок делать?

Геннадий Дрожжин: За 4.5 дня почти 100 000 человек посещают. Каждый приходит и говорит: «Скажите, пожалуйста, а где это можно купить?» Я молчу. Я не знаю, где это можно купить в нашей столице. Мы просим Сергея Семеновича как-то рассмотреть этот вопрос. Почему? Потому что самое главное – это все-таки… Мы же живем с вами в век рынка. 25 лет уже живем.

Иван Князев: Коль уж так получилось, что мы живем в стране, где действительно рыночные законы действуют, наверное, сейчас любой наш телезритель все-таки спросит: «Да. Очень красиво. Все хорошо. Но 20 000 стоит. Конечно, я очень захочу купить себе какую-нибудь красивую вещицу. Но китайцы привезут дешевле». Хотелось бы узнать: а можно ли как-то у нас сделать? Может быть, цену снизить или, может быть… Вынуждены мы жить в бизнес-схеме. Как-то сделать так, чтобы магазины эти все-таки и прибыль приносили. Тогда, глядишь, со всех сторон помощь…

Геннадий Дрожжин: Все-таки это ручной труд. Вы знаете, как за границей ценится ручной труд. Действительно, он не для всех доступен. Но можно сделать ту же работу, как за границей.

Иван Князев: Я прошу прощения. Я сейчас не об этом. Я не прошу платить копеечную зарплату и снижать себестоимость тех же произведений народного промысла и произведений искусства. Но покупают же яйца Фаберже. Они тоже ведь дорого знают. И все о них знают. И их мало действительно. Но о них все знают. Может быть, как-то в этом направлении двигаться?

Геннадий Дрожжин: Вы имеете в виду?

Иван Князев: Популяризация.

Геннадий Дрожжин: В силу своих причин мы делаем две выставки. Мы ездим по регионам. У нас проект идет почти 29 лет. Это молодые дарования России. Раньше было под 1000 человек. Сейчас где-то 500 человек. Мы делаем в городах. Но этого мало. Понимаете, все говорят: «Что вам надо?» Я хочу сказать: нам надо простого внимания, потому что те деньги, те субсидии, что нам выделяются – они ни в какое сравнение не идут. Это не миллиарды, не триллионы. А просто копейки. Просто внимание. В каждом субъекте, чтобы посмотреть, хоть один субъект разобрал… у себя губернаторы, мэры посмотрели: а как живут промыслы? Хотя подарки от субъектов всегда в первом плане.

Иван Князев: Хорошо.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. К нам дозвонилась Надежда из Московской области. Здравствуйте, Надежда.

Иван Князев: Здравствуйте, Надежда.

Зритель: Здравствуйте, дорогие и уважаемые ведущие. Очень люблю вашу передачу. Я хотела бы сказать. Я проживаю прямо рядом с производственным объединением «Гжель». Вот выхожу я, 5 минут – и мое производственное объединение. Это Гжель, где она начиналась, ее истоки. Был такой человек – Виктор Михайлович Логинов, который начинал, поднимал Гжель. Но его, к сожалению, сейчас нет. Я не была художником, я, конечно, не работала. Но я входила в это объединение «Гжель». У нас были гжельские костюмы. Мы отмечали праздники, 650 Гжеля. Гжель знали за границей. Есть даже такая песня, мы пели: «Покорила наша Гжель Вену, Гамбург и Марсель». Понимаете, прошло время. Не было такого. Мы все тут родились, мы живем рядом. Но сейчас говорят, что это производство уже скоро будут продавать. Это очень обидно. Мне хотелось бы, чтобы государство взяло это под контроль. Вы знаете, нельзя такое производство продать, просто нельзя. Мы живем здесь, мы гордимся. Мы даже не знаем, кто тут директор. Какая-то кучка людей работает, а зарплату по полгода не выплачивают. Поэтому хотелось бы, чтобы это производство осталось, потому что отсюда выходили истоки. Логинов поднял эту Гжель. Мы гордились и гордимся ею. Все равно нас здесь много талантливых людей, которые могли бы работать здесь. Вы понимаете, просто как-то зажали. И говорят, что ее хотят продать. Очень обидно. Хотелось бы, чтобы этого не происходило.

Иван Князев: Будем надеяться, что этого не случится. Геннадий, я еще раз прошу прощения. Может, вам экономиста хорошего нанять? Выстроить бизнес…

Геннадий Дрожжин: Нет. Мы даем свои предложения. К сожалению, они не все принимаются.

Иван Князев: То есть предложения есть, но их не слышат?

Геннадий Дрожжин: Конечно, есть. Есть реальная возможность. Вот сейчас с Гжелью. Нам удалось поправку в федеральный закон сделать, по которому при смене собственника запрещается перепрофилирование предприятий. Но все равно люди находят… И, конечно, то, что продается – это процесс, торговля. Но то, что запрещается перепрофилирование… Если ты делаешь там лаковую миниатюру, значит только лаковую миниатюру. Мы пытаемся. Мы каждый год делаем различные поправки. Нужен госзаказ. Вы же понимаете…

Первое – это, конечно, прежде всего торговля, развитие инфраструктуры сбыта. Заказ должен быть. И должна быть реальная поддержка в субъектах Российской Федерации. Потому что по закону у нас есть федеральный, есть региональный.

Тамара Шорникова: Есть СМС с конкретными мерами (человек даже пронумеровал), которые помогли бы, по его мнению, вывести народные промыслы на новый уровень, воскресить какие-то предприятия.

«Меры поддержки национальных промыслов понятны и известны, - пишет телезритель из Ростовской области. – Правительство 1. Издает законы по маркировке патентованных товаров 2. Создавать рабочие группы и лаборатории по выявлению подделки 3. Строго наказывать выявленных поддельщиков и торгующих поддельным товаром 4. Повысить пошлины или вообще запретить контрафакт из-за границы, чтобы это было невыгодно». Контрафакт запретить сложно. На то он и контрафакт. Что касается отслеживания ситуации на рынке, выявления подделок, эта работа ведется сейчас?

Геннадий Дрожжин: Эта работа ведется. Мы с Федеральной таможенной службой разговаривали. И у нас есть существенные предложения. Но они, к сожалению, не находят поддержки на федеральных уровнях власти. Вы знаете, контрафакт контрафактом. Контрафакт – это только часть объемов производства. Прежде всего это, конечно, это заграница. Почему? Потому что те же лаковые миниатюры можно сделать вы знаете, в какой стране, буквально за копейки и выдавать это за свое.

Иван Князев: Это и есть контрафакт.

Геннадий Дрожжин: Но это не все предприятия. Это не все. Главное – это сделать техническое перевооружение, обучение. У нас были училища, которым по 150 лет. Еще до революции были училища. Сейчас они потихонечку тоже приходят… Ребята молодые, девчонки уходят на совершенно другие работы. Не остаются. Потому что сказали у вас - 20 000 зарплата. Она намного меньше. Она намного меньше.

Иван Князев: А у нас вообще много этих народных промыслов? Я признаюсь, к своему стыду, только готовясь к передаче, прочитал, какие они действительно бывают уникальные. Сейчас мы про шкатулки увидели. Гжель и Хохлому все знают. Вообще…

Геннадий Дрожжин: Что вы!

Иван Князев: Сколько их? И они вообще где-то перечислены?

Геннадий Дрожжин: Есть.

Иван Князев: По списку можно?

Геннадий Дрожжин: Конечно. Есть у нас федеральный список, по которому поддержка идет на федеральном уровне. Есть у нас региональный уровень, на котором поддержка идет. Я думаю, это около 100 предприятий. Я вас приглашаю, пользуясь случаем, на «Ладью». Обязательно вас встретим, посмотрите. Еще раз вам говорю. Просто в мире такого очень мало.

Тамара Шорникова: В нашем разговоре рефреном повторяется мысль о том, что предложили, но не получили должного ответа от правительства, от регионального или от федерального. Сейчас судьба народных промыслов – это исключительно желание и возможность правительства помочь им? И если этой помощи не будет, то эти производства просто обречены? Или все-таки есть механизм, при котором эти предприятия могут самостоятельно зарабатывать, самостоятельно быть успешными? Возможно, бизнес может как-то подключиться?

Геннадий Дрожжин: Мы пытались. Ассоциации 30 лет в следующем году должно быть. И все эти 30 лет мы пытались. Смотрите, вот Владимир Владимирович давал неоднократное поручение. Валентина Ивановна Матвиенко давала. К сожалению, все считают, что отрасль промыслов, если она раньше несла две основополагающих функции. Это социальная. У нас больше 100 000 народу работало. В одном Дагестане работало 30 000. И культурная – сохранение национального достояния. То одну функцию мы уже потеряли. Социальную. То, что там меньше… там 15 000 человек осталось. А работало чуть ли не 150 000. Осталось только сохранение нашего национального достояния, чисто культурная.

У нас сейчас все документы так сделаны, что их к промышленному производству… рост, темп и все остальное. Мы сейчас с этим боремся.

Иван Князев: Напрямую бизнесмены говорили? Может быть, какое-нибудь социальное обременение… Тем же крупным предприятиям того или иного региона, где есть этот народный промысел. Как-то с ними работа ведется?

Геннадий Дрожжин: Иван, мы работаем со всеми субъектами Российской Федерации. Мы пишем им, что надо сделать. Но, видно, просто люди… Нужно чисто внимание. Потому что у нас есть такие монстры. Я имею в виду субъекты. А там одно предприятие. Они не могут ему помочь. Просто отсутствие внимания. Ни поддержка, ни помощь, ни финансы. Чисто внимание.

Тамара Шорникова: Общественное телевидение России помогает вниманием. Спасибо вам за разговор. Геннадий Александрович Дрожжин был у нас в студии, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России». Это были темы дневного отражения. Сейчас расскажем, о чем речь пойдет в вечернем выпуске.

Как не потерять важную часть культурного наследия России?