Аденома простаты: как её избежать и как облегчить жизнь при этом заболевании?

Гости
Павел Раснер
профессор, доктор медицинских наук, заведующий 4-м отделением урологии государственной клинической больницы №50 города Москвы

Мария Василевская: В эфире «Медосмотр» – это диагностика нашего здравоохранения, температура общественного мнения, наболевшие вопросы и полезные советы. Часто говорят, что жизнь после 40-50 лет сродни путешествию по минному полю: вроде бы всё хорошо, а потом неожиданно выскакивает какая-нибудь проблема со здоровьем, у мужчин к числу таких проблем относится аденома простаты. Почему возникает это заболевание, можно ли его избежать и что делать, чтобы максимально облегчить себе жизнь при аденоме? В этих вопросах нам поможет разобраться профессор, доктор медицинских наук, заведующий 4-м отделением урологии государственной клинической больницы № 50 города Москвы Павел Ильич Раснер. Здравствуйте, Павел Ильич!

Павел Раснер: Здравствуйте, Маша!

Мария Василевская: Давайте с Вами разберемся в причинах аденомы простаты: почему возникает это неприятное заболевание?

Павел Раснер: Много теорий существует, та теория, которой я более всего симпатизирую – это теория так называемого гормонального дисбаланса, гормональной перестройки. Мы привыкли к тому, что у женщины в определенном возрасте возникает гормональная перестройка.

Мария Василевская: Совершенно верно.

Павел Раснер: Все это хорошо знают, все к тому готовы, кто-то не готов, но это происходит всё равно, так вот у мужчины ровно так же, примерно в те же 50-55, у кого-то чуть раньше в 45, но чаще это всё-таки 55-60 лет, происходит гормональная перестройка, и она влияет на работу очень многих органов и систем. Если мы говорим про предстательную железу, то рост предстательной железы контролируется самым важным мужским половым гормоном – тестостероном. Так вот, изменение его уровня потенцирует, заставляет предстательную железу постепенно увеличиваться в размерах, это происходит абсолютно у всех мужчин, но до 30 лет она увеличивается, и мы этому радуемся, потому что происходит взросление, потом возмужание: предстательная железа приходит к своей нормальной форме.

Мария Василевская: Вот норма слева на картинке?

Павел Раснер: Да, норма слева, вверху – мочевой пузырь, а дальше под мочевым пузырем находится предстательная железа, так вот мочеиспускательный канал проходит сквозь предстательную железу, как сквозь середину яблочка. Когда предстательная железа небольшая, вот такая аккуратная – мочеиспускание прекрасное, мочевой пузырь прекрасно справляется со своей функцией. Когда предстательная железа начинает увеличиваться в размерах, просвет мочеиспускательного канала, как Вы видите, сужается и с мочевым пузырем тоже происходят изменения: его стенка увеличивается по толщине.

Мария Василевская: Почему?

Павел Раснер: Мочевой пузырь – это мышца, это 3 слоя мышц, которые вот таким образом, как клеточка переплетены, и когда происходит мочеиспускание, эти мышцы сокращаются, заставляя мочевой пузырь уменьшаться в объеме. Если мы имеем препятствие оттоку, мышце мочевого пузыря приходится наращивать и наращивать силу – толщина стеночки мочевого пузыря увеличивается. Когда мы говорим про аденому, мы говорим, что не только предстательная железа страдает, предстательная железа становится причиной страдания, а вот мочевой пузырь страдает вторично.

Мария Василевская: Давайте тогда с Вами подробнее поговорим о симптомах при аденоме простаты.

Павел Раснер: Совершенно верно, давайте скажем так: если предстательная железа увеличивается примерно у всех мужчин, то проявляет себя клинически слава богу не у всех, у многих, но не у всех, чаще всего это расстройство мочеиспускания.

Мария Василевская: Что испытывает человек?

Павел Раснер: Возникает позыв к мочеиспусканию, который невозможно игнорировать, приходит пациент и говорит: «Вы знаете, я не могу доехать до дачи, мне приходится 2-3 раза выйти из поезда, потому что у меня возникает позыв, я не могу дотерпеть, я не могу пойти в кино или в театр, потому что в середине представления вдруг может возникнуть позыв, и я буду вынужден выйти – мне это неприятно и стыдно». Каждый человек по сути может понять, что это такое: если вы абсолютно здоровый человек, попытайтесь какое-то время, когда у вас возник позыв, его не реализовывать, вы сможете потерпеть 10 минут, 15 минут, 20 минут, 20, час, через час у вас возникнет позыв, ы скажете: «Всё, дальше я терпеть не могу», – вот ровно такой позыв испытывает пациент в аденомой, только в мочевом пузыре совсем немножко.

Мария Василевская: Вы также сказали, что симптомов может и не быть, тогда, наверно, стоит время от времени просто проверять на ее здоровье…

Павел Раснер: Это были мои слова, я должен был сказать, что нужно постоянно думать об этом и раз в год, по крайней мере, начиная с 50-55 лет, мужчина должен потратить полчаса в год…

Мария Василевская: Немного.

Павел Раснер: Немного, не страшно, не больно, для того, чтобы он пришел к урологу и выяснил, что происходит с его предстательной железой, потому что предстательная железа, увеличенная в размере – это еще не та ситуация, которая требует лечения, не так часто, но бывают ситуации, когда приходят с простатой гигантской, объём простаты может быть в 3-4 раза больше нормы, а никакой симптоматики нет, пациента ничего не беспокоит, в этом случае мы можем занять выжидательную тактику или назначить ему какой-то профилактический препарат, но уж, по крайней мере, хирургическое вмешательство я точно предлагать не буду, хотя простата объективно большая.

Мария Василевская: Почему?

Павел Раснер: Мы пытаемся избавить пациента от проблемы, проблема – это симптомы.

Мария Василевская: А какой самый действенный метод лечения, какой самый современный?

Павел Раснер: У нас по большому счету это не очень творческий процесс, медицина бывает творческим процессом, но, когда мы выбираем тактику лечения сейчас, мы руководствуемся огромных количеством рекомендаций. У нас есть рекомендации Российского общества урологов, у нас есть рекомендации Европейского, Американского общества, международного общества урологов – обществ достаточно много, к слову сказать, почти все рекомендации или дублируют друг друга или с очень небольшими изменениями друг друга повторяют. Когда мы видим пациента, мы должны, в первую очередь, предложить определенное обследование, если обследование выполнено, у нас есть объективная картина, дальше у нас есть некие алгоритмы, некие схемы, в каком случае, что выбрать, и когда приходит пациент и говорит: «Вы знаете, я бы хотел прооперироваться, я хочу раз и навсегда закрыть эту тему, лучше я сейчас рискну и потом всю жизнь не буду об этом думать».

Мария Василевская: И Вы слушаете пациента?

Павел Раснер: Я слушаю пациента и объясняю ему, что я так делать не буду.

Мария Василевская: Отговариваете.

Павел Раснер: Конечно, операция – это ситуация, как знаете, семь раз отмерь, один раз отрежь: нужно десять раз подумать и один раз эту операцию сделать. Вот, когда она нужна, в этом случае у нас нет другого выбора – мы должны ее сделать.

Мария Василевская: Какие существуют нехирургические методы лечения аденомы?

Павел Раснер: Их, во-первых, больше, чем хирургических и это хорошо. 70-80 % пациентов, которые к нам обращаются с расстройством мочеиспускания, получаю медикаментозную терапию, и эти препараты могут отсрочить или предотвратить необходимость операции на долгие годы, обеспечив хорошее качество мочеиспускания, пациент буквально через 3-4 дня после начала подобного лечения существенное облегчение может отметить.

Мария Василевская: И операция не нужна?

Павел Раснер: И операция не нужна.

Мария Василевская: Давайте представим такую ситуацию: к Вам пришел пациент, у которого нет аденомы простаты, и он не хочет ее получить – что Вы ему посоветуете?

Павел Раснер: Таких пациентов становится всё больше и больше, потому что, коль скоро мы популяризируем эти знания, пациент начинает заранее задумываться, а что ему сделать для того, чтобы избежать этой проблемы. К несчастью, избежать ее достаточно сложно, потому что те гормональные часы, которые у нас в организме тикают, не остановить: подходит какой-то возраст, к слову сказать, этот возраст постепенно отодвигается и отодвигается…

Мария Василевская: Отличные новости.

Павел Раснер: Да, Всемирная организация здравоохранения пересмотрела понятие «старение», и мы сейчас про старого человека, говоря про человека старше 75 лет, до 75 лет – это не старый человек, это зрелый человек, а в 50 лет мы привыкли своих пациентов называть молодыми, не потому что мы сами стареем или взрослеем, а потому что это общая тенденция.

Мария Василевская: И что Вы советуете молодым пациентам?

Павел Раснер: Мы советуем вести здоровый образ жизни – это. на самом деле, может быть, немножко общая концепция, но когда мы говорим про тестостерон, как гормон, который регулирует многие процессы в мужском организме, в том числе и рост предстательной железы, что является залогом поддержания хорошего, правильного, нормального, высокого уровня тестостерона: правильно питаться, бывать на свежем воздухе, заниматься спортом, достаточно спать – это очень важно, потому что если мы исключаем один компонент, просто ежедневный недосып, к сожалению, это оказывается драматично и, естественно, правильное питание.

Мария Василевская: И заниматься сексом, наверное?

Павел Раснер: И заниматься сексом, не, наверное, а абсолютно точно.

Мария Василевская: Спасибо Вам за эту беседу, за Ваши советы, это был «Медосмотр» будьте здоровы!

На приёме у уролога Павла Раснера