Олег Осипов: Надеюсь, СКР обратит внимание на состояние участка, где произошла авария. Ведь треть трассы Ханты-Мансийск - Югра в аварийном состоянии

Гости
Олег Осипов
автоэксперт, редактор сайта osipov.pro

Антон Алфимов: Мы продолжаем – это программа "Отражение" на Общественном телевидении России, прямой эфир. Здесь Ольга Арсланова…

Ольга Арсланова: И Антон Алфимов.

Антон Алфимов: И наш автоэксперт Олег Осипов в рубрике "Автомобили".

Олег Осипов: Добрый день, здравствуйте всем.

Ольга Арсланова: Как всегда, начнем с новостей?

Олег Осипов: Начнем с новостей, да. Сначала не могу обойти вниманием, конечно, трагедию в Ханты-Мансийском автономном округе, где в ДТП погибли 12 человек, 10 из которых – дети. Теперь вот, буквально недавно Следственный комитет восстановил хронологию событий, выявил виновников и предъявил им обвинения. Напомню коротко: 4 декабря навстречу автобусу с детьми в своем ряду (подчеркивается в заключении) друг за другом двигались два грузовых тягача. Около 16 часов первый грузовик зацепился по касательной с автобусом – так говорится в официальном сообщении Следственного комитета Российской Федерации. Автобус развернуло от удара и вынесло навстречу второму большегрузу. И водителю автобуса Марату Зайнулину, и водителю тягача Раилю Саитханову предъявлено однотипное обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. По версии следствия, оба водителя расположили транспортные средства "не учитывая ширины проезжей части, габаритов транспортных средств, необходимых интервалов между ними", а водитель автобуса также "избрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий". Кроме того, обвинения предъявлены представителю индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки; уголовное дело возбуждено также в отношении директора спортивного центра "Сибиряк" Ирины Тарасовой за то, что она не заключила соответствующий договор фрахтования и не направила в подразделение ГИБДД уведомление об организованной перевозке группы детей. Вот я спрашиваю себя: и все, дело закрыто? И очень надеюсь, что Следственный комитет выявит и другие обстоятельства, которые привели к трагедии. В частности, обратите внимание не только на метеоусловия, но и на состояние того участка дороги, на котором произошла авария. Вообще от Ханты-Мансийска до Югры всего 220 километров, и чуть не половина этой дороги не соответствует нормативному состоянию, а примерно треть находится в аварийном состоянии. Возникает вопрос: а те, кто отвечает за надлежащее состояние трассы, не должны нести никакой ответственности? Мне кажется, вопрос вовсе не риторический в данном случае.

Но к другим новостям. В России по итогам первых 10 месяцев этого года средняя стоимость автомобиля выросла до 1 миллиона и 37 тысяч рублей. Об этом сообщает аналитическое агентство "Автостат". Это на 16% больше, чем в прошлом году. А вот средний ценник на иномарку в январе-октябре вырос до 1 миллиона 58 тысяч, то есть на 19%. В свою очередь стоимость российского автомобиля составила всего 587 тысяч рублей (хотя для кого "всего", а для кого и "много"). Кстати, в ноябре впервые за последние 2 года российский автомобильный рынок продемонстрировал рост – пускай незначительный, на 0.6% по сравнению с ноябрем 2015 г., но все это, если в абсолютных цифрах, все же на 727 новых легковых и легких коммерческих машин больше, хотя всего за 11 месяцев наш рынок в целом потерял 12%. Но есть еще декабрь, может быть, наверстаем. Что касается отдельных моделей и марок, то в первой пятерке по продажам в ноябре – Лада, Гранта и Веста, Киа Рио, Хендай Солярис и Крета. Ну и, наверное, все по этому поводу. Еще не могу не сказать о том, что порадовал на этой неделе автомобилистов глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он, в частности, заявил: "Российский потребитель в ближайшие не то что годы, а десятилетия не увидит никаких серьезных скачков цен на нефтепродукты и на бензин. Они будут по-прежнему двигаться ниже инфляции или с инфляцией, но не выше того". Мне бы лично очень хотелось в это верить. Однако смущает, например, недавняя информация от агентства "Росбалт", которая со ссылкой на подготовленные правительством РФ поправки в налоговый кодекс сообщала, что с начала 2017 г. цены на бензин, а заодно и на сигареты и вино могут взлететь на 20-30% из-за новых акцизов. Очень скоро мы увидим, чьи предсказания точнее.

Немного о погоде. В снегопад и метель водители рискуют лишиться водительских прав, удостоверений за пересечение, к примеру, сплошной осевой линии, запорошенной снегом, или не заметив какой-нибудь важный знак. По свидетельству "МК", сотрудники ДПС, зная о таких рисках, ради повышения показателей профилактики нарушений ПДД специально выходят на дежурство в плохую погоду. Так это или нет, но газета дает простой и с моей точки зрения дельный совет: чтобы доказать свою невиновность в суде, водителю нужно зафиксировать реальную обстановку в тот момент, когда ему выписывают протокол по лишенческой" статье КоАП. Для этого необходимо с помощью своего смартфона сфотографировать или снять на видео состояние дорожного полотна (для иллюстрации факта нечитаемости разметки), при этом съемку нужно вести так, чтобы была привязка к месту событий. В кадр должны попасть заметные и легко определяемые ориентиры – номера домов, общий вид улицы, приметные строения и прочее. Демонстрация этих фото- и видеоматериалов должна впоследствии убедить судью в невиновности водителя. Еще лучше, если в машине имеется видеорегистратор: в этом случае в полицейский протокол, когда его дадут на подпись, нужно обязательно вписать фразу, что имеется видеозапись, на которой зафиксирован момент правонарушения. Эту видеозапись, кстати сказать, лучше не отдавать полицейским, а продемонстрировать потом в суде. Обычно в подобных случаях водитель признается невиновным, резюмирует автор "Московского комсомольца", и я с ним в общем согласен.

Ну и напоследок забавный сюжет из Монреаля. Не только Москву застают врасплох снегопады, должен сказать. На днях в канадском городе можно было наблюдать вот такое странное ДТП. Судя по видеороликам, снятым с разного ракурса сотрудниками соседних улиц, в ДТП поучаствовали несколько легковых автомобилей, пара автобусов с пассажирами, полицейская и снегоуборочная машины. Все они не справились с управлением – у нас бы точно так определили. На обледенелом спуске беспомощно уткнулись друг в друга на перекресте. Сразу скажу, что серьезных травм в результате столкновения никто не получил. На вопрос, почему в этом крутом месте образовалась ледяная горка, которую не обработали солью, местные чиновники оперативно ответить не смогли. Чиновники, надо сказать, всюду чиновники. Вот обратите внимание: это, конечно, безумно забавно смотреть. Это еще не конец истории – сейчас автобус, а за ним еще последует замечательный… Вот он, тюкнулся, отлично, подвинул всех. Тот выскочил на встречную полосу. Но и это еще не все. Там каким-то чудом проскочила машинка. А вот теперь смотрите дальше. Полицейский тоже красавец, который вот натурально не справился с управлением.

Антон Алфимов: Ехал оформлять?

Олег Осипов: Видимо, да. Видимо, он решил подъехать и поехал себе непосредственно в автобус – сейчас врежется задом, разумеется. Не справился с управлением.

Ольга Арсланова: Что у них там происходит?

Олег Осипов: Но и это еще не все. Вот он, вот он, снегоуборщик. Сейчас он довершит картину. Тоже не справился с управлением – ну действительно ледяная горка. И, наконец, финальный аккорд: есть, приехал, сейчас покажут еще раз.

Ольга Арсланова: Встречу, к сожалению, нам не показали.

Олег Осипов: Этот ролик взорвал Ютуб. Но, слава богу, никто не пострадал, там обошлось без пострадавших. Уже хорошо.

Антон Алфимов: Ну кстати, Интернет-пользователи писали, что героический снегоуборщик, пока летел в полицейскую машину, все-таки посыпал до последнего.

Олег Осипов: До последнего дорогу солью. Нет чтобы сделать это раньше, как у нас говорят, во время снегопада, ночью. Вот он это сделал явно запоздало, за что и поплатился, судя по всему. Не знаю, будут ли там находить виновных. Но поскольку уж мы затронули заокеанскую тему, я хочу сказать несколько слов о новинке российского рынка, но из Соединенных Штатов, на которой я недавно откатал. Машинка очень любопытная, легендарная, на самом деле. Потому что речь идет о Кадиллаке. Мы все знаем, что Кадиллак – рок-н-ролльный автомобиль, КадиллакФлитвуд, или сейчас очень любят реперы Кадиллак Эскалейд, но в данном случае речь идет об обновленном КадиллакеCTS. На самом деле, обновления весьма существенные: автомобиль стал выглядеть не просто немножко по-другому (более солидно, на мой вкус), но и получил очень много технологических новаций. Надо сказать, что интерьер, конечно… Я бы назвал его безукоризненным, исключая то, что вы сидите не просто в коже, дереве и так далее, но и в Айпаде внутри. То есть нет ни одной клавиши и кнопки, которая бы не была сенсорной – все только сенсорное. Любая опция включается легким прикосновением пальца. Но именно прикосновением, то есть надо тюкнуть по экрану – это очень смешно, потому что если просто поднести руку, то ничего не произойдет. Но это правильно, иначе, так сказать, будет все включаться и выключаться просто когда вы жестикулируете.

Антон Алфимов: А менять, если вдруг что-нибудь лопнет, всю панель или отдельные кнопки?

Олег Осипов: Я думаю, что всю. Там просто так не обойдешься. Какие кнопки? – кнопок нет, есть просто сенсорные значки, пиктограммы, на которые надо нажимать.

Антон Алфимов: А, значит, экран под замену?

Олег Осипов: Да, совершенно верно. Но я думаю, что сейчас экраны служат долго, как в любом смартфоне, на самом деле.

Антон Алфимов: Ну знаете, я уже три стекла на своем поменял.

Олег Осипов: Ну если ронять. Автомобиль, как правило, не падает с высоты, его не уронишь. Но я еще хочу сказать, что важно, что под капотом новые двигатели, совершенно новые V6 мощностью 341 лошадиная сила с крутящим моментом 380. Кроме того, этот мотор новый имеет систему отключения двух цилиндров, когда они не нужны, то есть экономит топливо. Хотя, конечно, все равно прожорлив, безусловно: где-то 10-12-15 литров в городе, я думаю, он будет есть. Если в городе, то 15, если за городом, то до 10. Но есть еще один двигатель, которого очень ждали, в том числе на российском рынке поклонники марки – это новый рядный объемом 2 литра турбо-мотор, который развивает 240 лошадиных сил (кстати, не придется платить повышенный налог – свыше 250, как мы знаем, это обходится дорого). Причем в паре с заднеприводной трансмиссией это самый быстрый автомобиль – он разгоняется за 6.7 до 100 и набирает максимальные 230. Хотя с V6 он может разогнаться до 280, никакого ограничения на 250 нет у этого автомобиля. Автомобиль снабжен как задне-, так и полноприводной трансмиссией; я думаю, что у нас полноприводная будет воспринята хорошо. Ну и под конец, конечно, не могу не сказать о том, что мне несильно понравилось. Вообще мне несильно понравились… Вообще мне не очень нравятся эти новые системы искусственные, в данном случае речь идет о системе удержания в полосе движения. Во-первых, на российских дорогах попробуй различи эту полосу движения, особенно сейчас.

Антон Алфимов: Попробуй ее найти, да.

Олег Осипов: Да. Во-вторых, когда я ездил в условиях, когда полосы были видны, я чувствовал, как автомобиль неуверенно ведет себя на высоких скоростях. И дело в данном случае оказалось не в подвеске, а как раз вот в этой системе. Благо ее можно отключить, тюкнув по нужной пиктограмме: ее надо найти (а лучше заранее) и тюкнуть.

Антон Алфимов: То есть она отслеживает разметку, получается?

Олег Осипов: Она отслеживает разметку и пытается вас удержать. Если вы выруливаете за разметку, когда вам это необходимо, на самом деле, она сопротивляется, и автомобиль поэтому… Ощущение такое, будто автомобиль несколько неуверенно стоит на дороге, хотя это не так. Отключаешь систему – все нормально, едешь как человек. Ну и еще желательно, с моей точки зрения – я лично переводил систему, в том числе подвеску в режим "Спорт+", тогда становился автомобиль жестче, внятнее управляемость; в общем, это то, что, с моей точки зрения, нужно драйверу. А то, что автомобиль этот драйверский, вне всякого сомнения. И в заключение: прямой конкурент, конечно, BMV5, Мерседесу А-класса – стоит в сопоставимых комплектациях дешевле. Вот это вот надо… И, кстати говоря, у нее, по-моему, со "Сбербанком" какая-то интересная акция, но это уже за пределами нашей программы, это уже не автомобили.

Антон Алфимов: Ну что, вопросы?

Олег Осипов: Ну вопросы. Я думаю, что есть несколько у нас.

Антон Алфимов: Есть несколько. Вот пишет нам из Байкальского края: "Три передачи жду ответа, надеюсь сегодня услышать: где собирают Судзуки Гранд витара для российского рынка?"

Олег Осипов: Да там же, где и остальные Судзуки. В России производства нет, поэтому собирают на родине Судзуки – Японии.

Ольга Арсланова: Вопрос следующий: "Расскажите про новый автомобиль Форд Фиеста, помогите с выбором: Солярис Хендай, Поло Фольксваген, Форд Фиеста – что же практичнее?"– спрашивает Алексей.

Олег Осипов: Мне кажется, Фиеста очень интересный автомобильчик. Он достоин внимания, вне всякого сомнения. К сожалению моему великому, я на нем не покатался еще, мы собираемся взять. Но, мне кажется, что это наиболее предпочтительно из всех перечисленных: Фиеста – это действительно интересный выбор, самый лучший. Но, пожалуй, он будет все-таки немножко меньше Соляриса по внутреннему пространству. Тут надо посмотреть. На второе место я бы поставил Солярис, на третье место – Поло.

Антон Алфимов: Знаете, я пару лет ездил на Фиесте – правда, еще старой модификации – она внешне очень маленькая такая, а внутри мы бы с Вами там поместились прекрасно.

Олег Осипов:Можно расправить плечи вполне спокойно, это правда. Он снаружи производит…

Антон Алфимов: Удручающее впечатление, да?

Олег Осипов: Нет, новый симпатичнее намного. Да и старый, в общем, был милый достаточно автомобиль.

Антон Алфимов: "Шкода Октавия 2011 г., двигатель 1.6, коробка типтроник – стоит ли покупать?"

Олег Осипов: Ну смотря сколько прошла машина. Вы же покупаете б/у, я так полагаю, присматриваетесь к ней. Поэтому критически важно, чтобы это был какой-то вменяемый, реальный пробег. Ну живет этот двигатель с этой коробкой (не важно, типтроник, ДСГ чаще всего ставили) – ну 150, ну 200 тысяч. Дальше будут проблемы – может быть, уже есть после 100. В зависимости от того, как обслуживали машину. Но в принципе машина надежная, машина стоит своих денег, вне всякого сомнения.

Ольга Арсланова: Небольшой оффтоп, если позволите, Олег.

Олег Осипов: Конечно.

Ольга Арсланова: Вот критики наши пишут: "Чем же собираетесь вы и ваш автоэксперт вскорости дышать: машин так много, никто не хочет от них отказываться. А вопрос у меня следующий: Вы же слышали, да, новость о том, что в Москве расширяется зона платной парковки, и еще почти 50 районов в нее попадут. И, естественно, будет расти стоимость парковочного часа. Ваше отношение к этому?"

Олег Осипов:Ликсутов сказал еще вдобавок, что будет расширяться всегда – не 50, а где есть такая возможность, там и будет платная парковка.

Антон Алфимов: Когда закончится, расширят Москву и будут там расширять.

Олег Осипов: Москва, на самом деле, уже расширилась за счет новых территорий.

Антон Алфимов: Я думаю, мы очень быстро займем ее. Там и людей-то еще толком нет.

Олег Осипов: Думаю, что да. А потом, никто не мешает Подмосковью думать в этом направлении, тоже организовать платные парковки.

Антон Алфимов: Прекратите подавать плохие идеи.

Олег Осипов: Послушайте, я был бы не против, если бы все-таки парковочных мест становилось больше и гражданам было удобнее. Я готов платить, но мне по-прежнему не везде удается припарковаться, где я хочу, это во-первых. И потом, куда идут эти собранные деньги? Мне бы хотелось, чтобы они шли, скажем, на организацию новых парковочных мест, на облегчение нам, автомобилистам, жизни, то есть на строительство новых дорог. Но я так не вижу, чтобы особое строительство в Москве сейчас происходило. Всюду я читаю одно и то же: "идет на благоустройство придворовых территорий". Слушайте, они уже в золоте должны быть за 14 миллиардов, у меня такое ощущение. То есть вот это меня не устраивает. Меня не устраивает, что я не понимаю, на что тратятся эти деньги. И кроме того, все-таки 200 рублей в центре в час – это дороговато. Для меня, например, дороговато. Я не знаю, как для кого… Но представьте себе: 2 часа, 3 часа.

Антон Алфимов: Ну это на тот случай, если вам нужно доехать, забежать на 15 минут и ехать обратно.

Олег Осипов: 15 минут можно стоять бесплатно.

Ольга Арсланова: В таком случае проще доехать на метро.

Олег Осипов: По закону 15 минут бесплатно.

Антон Алфимов: У нас был чиновник из департамента, он говорил, что по закону 5 минут вы можете стоять бесплатно.

Олег Осипов: Уже 5, да?

Антон Алфимов: А 15 минут – это вам на то, чтобы принести деньги.

Ольга Арсланова: 15 минут – это на время оплаты, да.

Олег Осипов: Ах вот оно как.

Антон Алфимов: Да.

Ольга Арсланова: То есть лучше платить.

Олег Осипов: Черт возьми, спасибо вам, что сказали. Теперь я буду знать и буду об этом думать.

Антон Алфимов: Неожиданный довольно вопрос: "Расскажите о Роллс Ройс Блек Эйдж". Кто-то хочет покатать эту машину в Нижегородской области. Неожиданно.

Олег Осипов:Ну, о Блек Эдже. Я катался на Райте – самом маленьком Роллс Ройсе. Вообще любой Роллс Ройс – это, конечно, совершенно отдельная история. То есть мало сказать, что это самый дорогой автомобиль, который есть.

Антон Алфимов: На свете.

Олег Осипов: Нет, ну есть еще заказные какие-то машинки, знаете, Кенигсек и другие такого рода автомобили. Но из серийных Роллс Ройс, конечно…

Антон Алфимов: Я знаю, что длинные Роллс Ройсы под 14-15 миллионов где-то идут.

Олег Осипов: Нет. Длинные Роллс Ройсы идут под 22-25 миллионов.

Антон Алфимов: Ага. А маленькие?

Олег Осипов: А маленькие – до 20 можно что-то приобрести. Райт, в котором я ездил… Кстати сказать, поделюсь любопытным наблюдением: это единственный в мире автомобиль за последние несколько десятилетий, в который я сел и сразу не поехал. Потому что обычно ты садишься, моментально чувствуешь габариты и едешь, в общем. Это обычный навык. А здесь я посмотрел: где-то капот кончается очень далеко, а здесь бордюр. То есть надо понять. И я впервые поднял сидение. Это, конечно, автомобиль-песня. Например, в Райте потолок имитирует звездное небо. Я думал: подумаешь, дырки понаделали. Ничего подобного: каждый светодиодик вставлен вручную. То есть вот этим отличается Роллс Ройс. Под капотом честный V12 английский, с турбинами. То есть автомобиль достаточно мощный при всем том. Разумеется, классический задний привод. Но надо быть готовым к тому, что обслуживание стоит немыслимых денег с моей точки зрения. Но, с другой стороны, надежны узлы агрегата вне всякого сомнения. Кроме всего прочего, Роллс Ройс, к слову, разбил-таки 2 машины, которые положено разбить, для того чтобы установить, проверить, срабатывает ли кнопка "ЭРА-ГЛОНАСС". Вот это меня, конечно, позабавило.

Антон Алфимов: Может, это картонные были?

Олег Осипов: Российский рынок считается для Роллс Ройса весьма важным: они продают здесь порядка 100 машин в год. Так что две разбить можно.

Ольга Арсланова: Еще вопросы: "Нива Рысь" (это так, для контраста с Роллс Ройсом) – отзывы, расход топлива, проходимость, цена?"

Олег Осипов:"Нива" обладает хорошей проходимостью. Цены лучше уточнять у дилеров, потому что ценники сейчас переписываются. Вы можете попасть, кстати сказать, под скидки перед Новым годом: я думаю, что они всенепременно будут. Что касается проходимости, нормальная машина, но, конечно, шумная. Конечно, мы все знаем, Ниву выпускают уже столько, что мне даже стыдно о ней что-то говорить, потому что настолько известный автомобиль. Все болячки… Посмотрите, Интернет пестрит отзывами. Я не знаю конкретно о Рыси, ничего не могу сказать, но по Ниве все уже настолько известно, что говорить уже, честно говоря, даже не о чем.

Антон Алфимов: Из Татарстана пишут: "Меня давно волнует вопрос. Имею Москвич Каблук ИЖ-27-156-015, налог плачу как за грузовой транспорт. Правы ли налоговики? Езжу три месяца в году".

Олег Осипов:Ну что с ними сделаешь? Ну если квалифицировали автомобиль… Все зависит от того, что написано в техпаспорте транспортного средства, конечно, но какой это грузовик? Это легкий коммерческий автомобиль в худшем случае. Не знаю, тут надо заручиться заключением, пойти в ГИБДД, переделать ПТС, вот только один путь, наверное.

Антон Алфимов: А заключение где такое можно получить?

Олег Осипов: Или продать и купить новый какой-нибудь, я не знаю, Ларгус.

Ольга Арсланова: Чтобы не мучиться.

Олег Осипов: Да.

Ольга Арсланова:"Автомобиль для многодетной мамы – что выбрать?" Я так понимаю, габариты важны и, наверное, какая-то разумная цена.

Олег Осипов: Сложно сказать. Наверное, лучше всего для многодетной мамы подойдет либо минивэн какой-нибудь, компактвэн. К сожалению, ушел Опель – была Мерива, чуть побольше Зафира, это очень хорошие машины. Сейчас очень мало таких автомобилей на российском рынке, которые продавались бы официально – все остальные безумно дороги. Либо кроссовер. К кроссоверам стоит присмотреться, прежде всего к таким, как Форд Куга, если достаточно денег. Там сумма не называется, но, наверное… Либо подержанный посмотреть какой-то… Что-то типа Крайслер или Додж Караван, такие машины. Они вполне по вменяемой цене продаются и достаточно надежны.

Антон Алфимов: Звонко у нас есть – Казань на линии, здравствуйте. Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какой автомобиль надежнее и лучше по качеству сборки: Тойота RAF4 или Хонда CR-V, учитывая, что Тойоту RAF4 собирают в России. Спасибо.

Олег Осипов: Российской сборки опасаться совершенно не стоит, потому что стандарты Тойота выдерживает на любом заводе, где бы он ни находился: в России, в Японии, в Англии или в Америке, это не имеет никакого значения. Стандарты они соблюдают, это первое. Второе: по надежности, по долговечности машины вполне сопоставимы. Но, наверное, в каком-то смысле Хонда будет подолговечнее. Смотря с каким двигателем: с 2.5 машина весьма и весьма неплохая. Кроме того, у Хонды нет турбированных двигателей, поэтому они прослужат дольше атмосферники.

Антон Алфимов:Какой кроссовер до 2 миллионов лучше купить?"

Олег Осипов: А есть какие-то предпочтения?

Антон Алфимов: Нет.

Олег Осипов: Кроссоверов масса.

Антон Алфимов: Выбирайте сами.

Олег Осипов: До 2 миллионов – от того же Форда Куги, который я называл, до Мазда CX-5. Куча кроссоверов: Киа, Хонда. Все они в этом ценовом диапазоне.

Ольга Арсланова: Такой приличный диапазон, в общем.

Олег Осипов: Да, конечно. И корейцы, и немцы там есть, и французы. Все кто хочешь.

Ольга Арсланова: Пишет нам Эдуард с нашего сайта: "Расскажите, пожалуйста, вкратце о недостатках Шевроле Блейзер".

Олег Осипов: Ну смотря о каком поколении идет речь. Если о новом поколении, нам не очень понравились там сидения – с них скатываешься, они какие-то такие очень прямые, на дальних расстояниях не слишком удобные.

Антон Алфимов: Регулировать не пробовали?

Олег Осипов: Кроме того, автомобиль в новом поколении по сравнению с прежним потерял некоторые… Он очень раскачивается, мягкие подвески. Он какой-то такой чисто американский автомобиль, хотя собирается в Таиланде, если не ошибаюсь. Но в целом машина достаточно удобная, неприхотливая, ест 92-й бензин, если уж на то пошло. Вполне можно приобретать. Ну посидите, посмотрите, понравится ли вам внутри.

Антон Алфимов: Еще один звонок – Дальний Восток, Александр. Слушаем.

Зритель: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, приобрел в автосалоне Хендайix35, очень хорошая машина, все без проблем. Но в автосалоне не смогли мне внятно объяснить принцип действия полного привода, и вообще действует ли он, если двигаться автомобилем задним ходом. Потому что буквально позавчера попытался выехать из сугроба, очень плохо выезжает. Вообще принцип действия ix35 полного привода? Спасибо.

Олег Осипов: Пожалуйста. Это чисто кроссоверная система полного привода. Вообще надо отдельно как-нибудь поговорить о системах – они все разные. У ix35 это мнодисковая муфта в такой ванне из масла, и в зависимости от того, какие колеса пробуксовывают, крутящий момент передается на те, которые имеют сцепление с дорогой – так везде, во всех релизах написано. На деле это означает, что да, конечно, действует система полного привода при движении и задним ходом, и вперед, и как угодно, боком. Но надо учитывать, что все-таки это не внедорожник в полном смысле слова. Поэтому в снегу, когда вы выбираетесь, муфта может перегреваться. Это весьма печально сказывается на сроке ее службы. Желательно, так сказать, не напрягать ее, не перегревать, а все же, если машина не вылезает из сугроба, раскачать ее немножко, в конце концов, выйти с лопатой и очистить путь. То есть машина, разумеется, не приспособлена для езды по серьезному бездорожью.

Антон Алфимов: То есть нет такой секретной кнопки, которая включит колеса?

Олег Осипов: Нет секретной кнопки, никаких блокировок там не существует – чисто кроссоверная система, чтобы добраться от дома до дачи и обратно. Это не Ленд Крузер, условно говоря, не Рендж Ровер, который способен преодолевать серьезное бездорожье.

Ольга Арсланова: Возвращаясь к теме вэнов для мам: Алексей спрашивает, почему официально не пускают в Россию Тойоту Сиенна.

Антон Алфимов: Ну это вопрос к Тойоте. Черт его знает. Хорошая машина, на самом деле. Много таких машин: Мицубиси Делика была полноприводной. Тойота поставляет сейчас Тойоту Альфард; несколько я понимаю, она до сих пор представлена на российском рынке, но это безумно дорогой автомобиль. Конечно, это автомобиль уже бизнес-класса, там, собственно говоря, и внутри как в бизнес-классе. Но есть у Тойоты как бы замена, поэтому других они не предлагают. Сложно с недорогими минивэнами – это да, это действительно так. Фольксваген Тауран, может быть, в каком-то смысле подойдет. Вот сейчас Форд обещает вывести – уже вывел – Форд Транзит Коннект, вполне себе такая неприхотливая машинка. Был Форд C-Max очень неплохой, его можно посмотреть нестаренький. Весьма такие пристойненькие автомобили и по приемлемой цене. Кстати говоря, и в обслуживании Форд менее обременителен, чем основные конкуренты, потому что стабильные цены на всех сервисах России, и нормочас одинаково стоит везде, поэтому это важная штука.

Антон Алфимов: Почему Сиенна для мам?

Олег Осипов: Ну почему только для мам?

Ольга Арсланова: Просто это тоже вэн, я так понимаю.

Олег Осипов: Не только для мам. Это нормальный совершенно автомобиль.

Ольга Арсланова: У нас нет дискриминации. "Что вы думаете о будущем электрокаров в России?" – вопрос из Новосибирской области. Впервые, кстати, попала на переулок с Тверской, где очень много зарядок. Я не знала.

Олег Осипов: Вы понимаете, вот сейчас продажи электрокаров свелись к нулю, по сути. Вне зависимости от того, что создается некая инфраструктура, и в Москве в том числе появляются эти заправки. У нас если и покупают электрокары, то это нишевые автомобили, очень дорогие (мы знаем, о чем идет речь). А вот все остальные более или менее по приемлемой цене – их никто не берет, потому что… И тем более в Новосибирске зачем электрокар? Что вы будете с ним делать в мороз? Скорее гибриды могут пойти, и они идут, они пользуются определенным спросом. А чистые электрокары пока, к сожалению, не слишком приспособлены для нашего климата, я бы так сказал, уж не говоря о других проблемах – об отсутствии инфраструктуры должной, того, что вы далеко от зарядки уезжать не можете, что заряжаться надо долго, если это не специальная зарядная станция, где можно за 20 минут пополнить больше чем на половину батареи. В общем, масса неудобств, поэтому перспектив особых я для электротранспорта не вижу. Может быть, муниципальный транспорт? Да, вполне, с соответствующей инфраструктурой.

Антон Алфимов: Троллейбус – он же и есть электрокар.

Олег Осипов: Троллейбус – это все-таки зверь рогатый, который питается постоянно, постоянно подключен к электричеству.

Антон Алфимов: Звонок у нас тоже из Новосибирска – Анатолий. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вот у меня такой вопрос. У меня машина ДайХатсу Атрэй7 2001 г. выпуска. Я на ней проехал уже под 300 тысяч километров, заменял только расходники все (масло, фильтры). Вот мне сказали… Вопрос теперь такой: правда, что до 2001-2002 г. японцы выпускали миллионники?

Олег Осипов: Нет, вы понимаете, в чем дело… Да, считается рубежом, по оценке экспертов тех, с которыми мне удалось переговорить (инженеры, конструкторы и главные сервисмены) – они считают, что критический рубеж это 2004 г. Вот до 2004 г. выпускались еще автомобили, которые имели значительно больший ресурс, чем те, которые выпускались после 2004. Но это общая картина по больнице, которая не дает внятной аналитики по отдельным маркам и моделям. ДайХатцу в принципе очень неприхотливый, небольшой малолитражный автомобильчик. Там, насколько я понимаю, стоит у вас атмосферный двигатель. Ну и дай бог, обслуживайте вовремя, и пусть он ходит еще. Насчет миллиона не уверен, но какое-то время еще прослужит, разумеется, при надлежащем обслуживании.

Антон Алфимов:Из Приморья пишут: "У нас сейчас Рено Сандеро 2012 г., хотим взять или Рено Сандеро Степвей новый, или б/у японку. А, может быть, вы что-то посоветуете за эти деньги еще?"

Олег Осипов: Ну не знаю. Рено Сандеро Степвей – неплохая машинка, на самом деле. Но мне не нравится в новом Рено Сандеро Степвей, в отличие от второго поколения: они его немножко приподняли, то есть увеличили клиренс, а подвеску, с моей точки зрения как водителя, не довели. Поэтому вы поворачиваете, и реакция на поворот руля запоздалыми могут показаться. То есть к этому надо привыкнуть. Во всех остальных отношениях машина совершенно нормальная, достаточно надежная и неприхотливая. Тем более с 1.6, с атмосферником, там в ней ничего не случается. Единственное, что лучше с механикой, потому что автомат там уж больно древний, на него, к сожалению, много нареканий последнее время. Хотя он до сих пор ставится на некоторые модели. Что еще за эти деньги? Ну присмотритесь: у того же Рено есть Каптур, допустим. И очень неплох, опережая Рено Каптур сейчас идет Хендай Крета. Пожалуй, это главный конкурент.

Антон Алфимов: Кстати, про Крету тоже был вопрос – может быть, подробнее немножко о ней расскажете?

Олег Осипов: Крета – это автомобиль… Вы можете зайти на сайт "Osipov.pro", кстати – там есть огромный тест-драйв Хендай Крета в Ютубе, в том числе и Хендай Крета. Кроме всего прочего, он во всех отношениях немножко лучше, чем Каптур. Вот и все. По ходовым характеристикам. Но проигрывает Каптуру по убранству салона и по возможности индивидуализации автомобиля. То есть белый верх и черный низ заказать невозможно. В Каптуре можно: в ней можно кремовые кресла, обивку соответствующую и так далее. В Крете заказать нельзя, но зато это такой достаточно бюджетный, вполне себе, можно сказать, надежный кроссовер.

Ольга Арсланова: Спрашивают: "Купил Ниссан Террано – как она вам?"

Олег Осипов: Я считаю, что это просто название другое. Я не знаю, за что там переплачивают. Нормально машина. Вам нравится – и ездите на здоровье, следите за ней.

Антон Алфимов: Название другое – отличное от чего? От Мурано?

Олег Осипов: Нет-нет, Мурано – это совершенно другой автомобиль. Террано имеет аналоги в модельной линейке. Это, скажем, тот же Дастер. Разница-то какая?

Ольга Арсланова: В цене, вероятно. "Негативные моменты приобретения F150?"

Антон Алфимов:Мурано огромный, нет?

Олег Осипов: Нет, Террано, который был – это не тот, который сейчас. Это совершенно разные машины.

Ольга Арсланова: Что такое "F150"?

Олег Осипов:F150 – это Форд F150.

Ольга Арсланова: И какие негативные моменты Вы видите в нем?

Олег Осипов: Только прожорливость, а автомобиль-то нормальный. Это пикап, он не самый большой – есть и 250, и 350, и даже 500-й я видел, ездил на нем. F150 вполне себе надежная, рабочая лошадка в полном смысле слова, весьма популярна в Штатах. По продажам среди пикапов это номер один; конкурент ему ближайший – это…

Антон Алфимов: "У меня вечный грузовик-пятитонник, требуется ли на него обязательно ставить тахограф?" – Красноярский край.

Олег Осипов: Требуется по закону, я так понимаю. Уточните это.

Ольга Арсланова: "Почему ГИБДД внештатные ходовые огни и противотуманные фонари под словом, что это допоборудование? Что можно, а что нельзя?" – спрашивает Эдуард из Братска.

Олег Осипов: Потому что у нас есть техрегламент, который утверждается постановлением правительства. И в этом техрегламенте перечислено все. Вы можете зайти за сайт или попросить у ГИБДДшников, я не знаю, ознакомиться с этим делом, это необходимо. И там все четко сказано насчет ходовых огней, насчет светотехники, как и насчет кенгурятников и прочих переделок. Все это требует разрешительной документации дополнительной.

Антон Алфимов: Наверное, успеем звонок еще взять. Юрий у нас на линии – здравствуйте. Откуда Вы?

Зритель: Здравствуйте. Я из Ногинска. Скажите, пожалуйста, а для чего сейчас производители автомобилей отливают блоки алюминиевые, ведь они же плохие, не такие, как раньше были – чугунные? Спасибо большое.

Олег Осипов: Это интересный вопрос, на самом деле. Не такой простой. Потому что алюминий легче, то есть легче масса автомобиля, соответственно, меньше расход топлива (все борются за экономию топлива). Во-вторых, это дешевле отлить, вне всякого сомнения. В-третьих, ресурс автомобиля закладывается уже сейчас на стадии производства у большинства компаний, по-другому они поступать не могут, потому что существует конкуренция. Кроме того, современные двигатели – я об этом уже не раз говорил – по сути неремонтопригодны: их нельзя расточить, как чугунные те самые блоки, но зато они технологичные, они обеспечивают очень неплохой драйв, потребительские качества, приемлемый расход топлива и так далее, и так далее.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Антон Алфимов: Спасибо. Это был автоэксперт Олег Осипов в нашей рубрике "Автомобили". Спасибо.

Олег Осипов: Спасибо вам.