Вольгинский: здесь разрабатывают вакцину от африканской чумы свиней и построили свое "Сколково"

Вольгинский появился на карте Владимирской области в 70-х годах прошлого века. Как поселок для работников Покровского завода биопрепаратов и сотрудников ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии. Покровский завод-гигант в 90-х обанкротился. Его наследие - два десятка фармацевтических и биологических компаний, разбросанных вокруг Вольгинского. А вот НИИ в 90-е устоял и до сих пор ведет исследование смертельных вирусов животных.

Александр Малоголовкин, заведующий лаборатории молекулярной вирусологии: "Мы пытаемся понять, почему же вирусы вызывают болезнь, чем же они опасны для человека и каким образом можем мы с ними работать, чтобы перенастроить их на уже более позитивный лад".

Александр Малоголовкин - уроженец Вольгинского. Шесть лет назад закончил Московскую ветеринарную академию и почти сразу же уехал работать во Францию. Но вскоре вернулся в родной Вольгинский. Прокормить семью на родине молодому ученому оказалось проще, чем в Европе. Сейчас, в своей лаборатории Александр разрабатывает вакцину от африканской чумы свиней.

Александр Малоголовкин, заведующий лаборатории молекулярной вирусологии: "Вакцина когда будет? Ну, мы ожидаем, что все-таки... ну, не знаю, тяжело сказать. Но мы больше все-таки нацелены на изучение самой биологии вируса, почему же он опасен".

Опасна и сама работа в стенах НИИ. Здесь, в специальных хранилищах–"музеях" законсервированы штаммы смертельных вирусов. Правила для входа очень строгие - любая вещь или предмет, оказавшиеся в санитарной зоне института, считается зараженной, и стен института уже не покинет. Поэтому сотрудники не носят ни часов, ни украшений, и проходят санобработку по нескольку раз в день.

Александр Малоголовкин, заведующий лаборатории молекулярной вирусологии: "Должен полностью снять с себя одежду, пройти через санитарный душ и одеть уже лабораторную одежду".

Научный сотрудник в стенах государственного НИИ зарабатывает от 20 до 30 тысяч рублей. Гораздо лучшие условия для работы и жизни предлагают частные компании. "Вольгинское Сколково", как называют этот биотехнологический центр местные жители, строился с нуля, на болотах.

"Историческое название этой местности - Барский луг. То есть, на самом деле, раньше здесь паслись барские кони, крупный рогатый скот. И лошади здесь паслись вплоть до 2009 года", - рассказывает Максим Лыков, исполнительный директор МБЦ "Генериум".

Таких центров в России - не больше трех. В центре работает 170 человек, 90 из них - научные сотрудники. Здесь создают препараты для лечения онкологии, сердечно-сосудистых и наследственных заболеваний. Самые известные достижения - лекарство от гемофилии и препарат, заменивший устаревшую "реакцию манту".

Михаил Разумихин, начальник лаборатории пилотного масштабирования процессов очистки белков: "За последнее время столько проектов сквозь нас прошло!".

Выпускник МГУ Михаил Разумихин влюблен в химию с 9 класса. Его лаборатория в центре занимается очисткой уже готовых препаратов. Живет Михаил здесь же, на территории центра, вместе с семьей. Путь от работы до таунхауса в научном поселке занимает несколько минут.

Михаил Разумихин, начальник лаборатории пилотного масштабирования процессов очистки белков: "Кота надо ловить! Кота! Стоять! Как зовут? - Рулет! О, испугался!".

Дом под ключ Михаилу предоставила компания. Свой доход он держит в секрете, но очень им доволен, как и жильем.

Михаил Разумихин, начальник лаборатории пилотного масштабирования процессов очистки белков: "Тут, по-моему, 120 квадратных метров. Два этажа, две спальни, одна детская. Точнее, был кабинет, но переделали под детскую. Две ванны, гостиная...".

Компания привлекает молодых ученых со всего мира. Здесь очень много тех, кто успел поработать за границей и вернулся обратно, на лучшие условия.

Территория биологического центра стоит особняком от поселения. Здесь есть свой ресторан, спортклуб и в перспективе - детский сад со школой. Этими благами цивилизации может похвастаться и сам Вольгинский. Но на фоне корпоративных строений его жилые кварталы выглядят уныло и мрачно.

"Ну, блеск и нищета, наверное, связано с тем, что все-таки окружающие территории - это частного характера, а здесь - муниципального. Отсюда и такая разница", - говорит Ольга Арилина, глава муниципального образования "Вольгинский".

Если бы не помощь местных фарм-компаний, Вольгинский едва бы справился с текущими проблемами. Благотворители и крыши ремонтируют, и асфальт на дороги кладут, а главное - привлекают в эти края молодых специалистов, которые пополняют население.

"Прекрасные технари! Прекрасные экономисты! Ну, в общем, мозговитые ребятишки!", - добавляет Ольга Арилина, глава муниципального образования "Вольгинский".

Юлия Трапезникова - дипломированный юрист. Но вот найти работу по специальности в Вольгинском не смогла. В итоге открыла магазин одежды. Говорит, что покупатели заглядывают редко.

Юлия Трапезникова, предприниматель: "Ну, потому что проблемы у нас в стране. С ценами, со всем. Народу сейчас хватает только на поесть, наверное".

Чтобы не сидеть в магазине без дела, Юля делает дизайнерские букеты. Из цветов и мягких игрушек, шелка и кофейных зерен. На них уже есть спрос. Но по сезону.

Юлия Трапезникова, предприниматель: "Вот лета и жду, когда приедут дачники. Вот они любят это дело у нас".

Продажа поделок едва покрывает аренду помещения. Держать магазин в Вольгинском Юля считает делом нерентабельным, но другой возможности заработать у нее нет. Поэтому и мечтает перебраться в любой другой город.

Юлия Трапезникова, предприниматель: "Потому что ребенок подрастает. И хочется, чтобы она училась, и жить где-то рядом с ней. Я не хочу, чтобы она тут жила".

На территории Вольгинского фактически сформирован биологический кластер. Осталось закрепить его статус, и в бюджет поселения влились бы новые деньги. Пока же соседство с успешными фарм-компаниями по душе лишь тем жителям Вольгинского, кому они дают работу.

В местном санатории "Вольгинский" более 60 лет назад - тогда там работал пионерский лагерь - отдыхал Владимир Высоцкий. Музыканту тогда было 12 лет, он заехал туда по путевке на зимнюю смену.