Большая Речка: кто создал первый в стране памятник жертвам сталинского режима, а кто придумал сто тысяч новых поговорок

Мы продолжаем цикл репортажей "Малые города России". И сегодня отправимся в поселок Большая Речка Иркутской области. Как шутят его жители, здесь самая высокая концентрация талантов во всем регионе. Повод для гордости - маленький, но постоянно действующий литературный клуб. 

"Медведь еще лапу сосет, а он уже гребень несет - мех прочесать".

Это - одна из 130 тысяч авторских поговорок Виктора Михайлова. В толстой книге поместилась только половина его сочинений. Под творческим псевдонимом Дед Михайло писатель прославился далеко за пределами родной Большой Речки. Сочиняет он в основном пословицы, поговорки и сказки. Говорит, эти жанры лучше всего подходят для воспитательных целей.

Виктор Михайлов, писатель: "…И когда я читаю эти пословицы вслух, слышу – Деда, ты прямо в точку бьешь! А я, когда импровизирую, то ничего не слышу и не вижу. Просто из меня бегут, текут эти пословицы, импровизации".

Дед Михайло - не единственный писатель в Большой Речке. Здесь живут почти 30 поэтов и прозаиков. Сегодня в местном литературном клубе "Родничок" - очередной творческий вечер.

"Пусть поэтов "Родничка" течет священная молва. С газетой, книгой готов ты дружить, для Речки Большой духовною пищей быть".

Почетный гость на вечере - библиотекарь Валентина Девалтовская. Благодаря ей здесь и начался расцвет литературного творчества. Сначала Валентина приучила большереченцев читать книги - сейчас в местную библиотеку записан каждый пятый. А начинающим литераторам она помогала раскрыться - убеждала, что надо участвовать в конкурсах чтецов и публиковать свои сочинения.

Валентина Девалтовская, бывший библиотекарь: "Сначала наши стихи помещали в сборники районные, потом мы замахнулись на книги. Дед Михайло стал выпускать книги. Конечно, венцом считаем "Течет поэзии река" - столько души было вложено. Но у нас стихов еще на три-четыре книжки будет. Пишут люди с удовольствием".

Литературный всплеск самих жителей Большой Речки не удивляет. Здешние места располагают к поэзии: живописный берег Ангары, которая берет свое начало неподалеку - из озера Байкал.

Артем Власов, житель Большой Речки: "Набираться творчества приезжаю сюда из города, в Большую Речку. Природа, закаты красивые, лес, воздух - все это дает большую энергетику. Ну, и мысли какие-то для творчества".

На большинстве домов здесь - резные наличники, а во дворах - парковые композиции.

Любовь Давыдова, житель Большой Речки: "Думаю, ограда большая, надо ее чем-то занять. Это же гектар земли. Я не могу, чтобы пустовало!".

Чтобы порадовать своего мужа, моряка в отставке, Людмила Давыдова установила на участке рынду, сделала небольшой прудик, пустила туда пластмассовых журавлей и лебедей. Ее старания отметили не только соседи, но и администрация Большой Речки. Теперь двор Людмилы официально носит титул "лучший". Правда, в последнее время конкурировать с соседскими дворами становится все сложнее.

Людмила Сороквашина, председатель совета ветеранов: "Улучшается вид участков, творческая задумка растет. Очень большое разнообразие цветов, декоративных растений и форм декоративных участков".

Эти скульптуры - главная достопримечательность Большой Речки. Остатки памятника жертвам политических репрессий. Большинство скульптур забрали в музей. На растрескавшемся дереве барельефы политических деятелей - Сталина, Берии, Кагановича и безымянных политзаключенных, но лица сейчас разглядеть уже сложно. Автор композиции - большереченец Юрий Панов. Он первым в российском современном искусстве в 90-х годах создал памятник жертвам сталинского режима.

Большая Речка создавалась как поселение каторжников. После революции здесь был леспромхоз, звероферма и судоверфь. Потом поселок стал частью Прибайкальского национального парка, и все предприятия отсюда переехали. Большинство жителей сегодня зарабатывают изготовлением сувениров. Чтобы продать их, ездят в соседние поселки - неподалеку находится этнографический музей Тальцы и Листвянка.

Судоверфь в Большой Речке не функционирует уже почти полвека. Но кораблестроением, как и стихами, здесь увлекаются многие. Один умелец даже сконструировал фрегат петровской эпохи. Валерий Нефедьев построил уже четыре корабля. Последним - небольшой тримаран.

Валерий Нефедьев, кораблестроитель: "Тут дело в том, что корпус сделать проще. Главное - иметь опыт и ориентиры. Есть журнал "Катера и яхты", там несколько тримаранов показаны в чертежах. Я самые лучшие чертежи взял, а то, что забраковали на своих судах, я это исправил".

На своем паруснике Валерий уже обошел Байкал и почти каждый вечер бороздит воды Ангары, любуется пейзажами. Ради этих видов кораблестроитель и переехал в это живописное место несколько лет назад.

В последнее время в Большую Речку все чаще приезжают жить пенсионеры - чтобы встретить старость в красоте и творческих заботах, оставив этому миру частичку своей души в виде стихов, кораблей и причудливых домов на улицах Большой Речки.

В советское время в Большой Речке процветало производство пушнины. В 90-е такие хозяйства массово разваливались по всей стране. Так что своим единственным сохранившимся предприятием жители по праву гордятся. Изначально на звероферме разводили норок, а несколько лет назад там запустили инвестиционный проект и купили соболей. Этого хозяйство не могло себе позволить даже в годы советского расцвета.