Цифровая жизнь

Гости
Алексей Телков
технический директор сотового оператора «ТЕLЕ2»

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидение России, в эфире «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, в студии Павел Давыдов, здравствуйте! Сотовая связь должна появиться во всех населённых пунктах, где проживают более 100 человек – такие поправки в закон «О связи» опубликовало недавно Минкомсвязи. В этих местах сотовая связь получит статус социально значимой, универсальной услуги, то есть государство будет компенсировать оператору убытки из специального резерва, куда все российские компании связи отчисляют 1,2 % от своей выручки. В нашей стране сейчас более, чем в 32000 населенных пунктах до сих пор нет сотовой связи, на эту тему мы поговорим с Алексеем Телковым – техническим директором сотового оператора «Теле2». Алексей, здравствуйте!

Алексей Телков: Здравствуйте, Павел!

Павел Давыдов: Тему этой студии мы обозначили так: «Цифровая жизнь», но именно ее сегодня не хватает в большой стране и это в век современных технологий. На Ваш взгляд, а что мешает такому важному процессу, как обеспечить сотовую связь в небольших населенных пунктах?

Алексей Телков: Наверно, самый главный, простой и понятный критерий для всех – это деньги. У нас один из самых низких РПУ – это платеж за абонента за услуги связи в месяц и при этом самая большая страна, то есть построить сеть в такой стране в принципе мероприятие затратное, при этом высокая конкуренция на рынке не позволяет операторам, что называется, делать социальные вещи, но при этом в реальной жизни мы это делаем.

Павел Давыдов: Но механизмы же есть, о них я частично рассказал, что операторам сотовой связи будут покрывать убытки.

Алексей Телков: Это прекрасная вещь и это позволит еще быстрее дойти до тех населенных пунктов, где сегодня связи нет.

Павел Давыдов: Что же мешает тогда, если только к 2024 году, дай Бог, 80 % небольших населенных пунктов получит эту сотовую связь?

Алексей Телков: Сегодня у нас только принимаются поправки, появляется механизм, по которому операторы начнут получать деньги на реализацию этой программы, и в данном случае мы будет идти, строить по этой программе связь, где ее пока нет.

Павел Давыдов: Хорошо, тогда задам вопрос так: как Вы оцениваете перспективность поправок Минкомсвязи в закон «О связи» с точки зрения реализации этого проекта?

Алексей Телков: С точки зрения реализации это вполне реалистично.

Павел Давыдов: А вот теперь я Вам приведу конкретные цифры: в Минкомсвязи уверены, что каждая базовая станция, точечно покрывающая село или деревню, обойдется примерно в 1000000 рублей. И это только предварительная оценка, на самом деле, эксперты говорят, что сумма будет в несколько раз больше, а сами операторы сотовой связи от комментариев здесь отказываются, на ваш взгляд, почему?

Алексей Телков: Одна очень простая причина: 1 базовая станция на севере Якутии и 1 базовая станция в отдаленном районе Тверской области стоят по-разному, поэтому комментировать конкретные цифры достаточно сложно, это всегда конкретный кейс в конкретном месте. Если мы говорим о сегодняшнем дне, людям, кроме того, что иметь возможность позвонить, нужен быстрый мобильный интернет, и мы, как компания, ориентируемся даже больше на мобильный интернет, сегодня современный человек не может ни вызвать такси в городе, ни воспользоваться госуслугами, ни даже заказать пиццу без мобильного приложения, поэтому тут даже говорим чуть дальше: мы делаем мобильный интернет и связь, а не связь и мобильный интернет.

Павел Давыдов: То есть здесь мы разделять не можем, и то, о чем недавно говорил Владимир Путин: обеспеченность интернетом в небольших населенных пунктах и сотовой связью – это абсолютно идентичные истории?

Алексей Телков: Это в принципе идентичные истории.

Павел Давыдов: Для того, чтобы реализовать и один и второй проект нужны дополнительные технические мощности, или достаточно поставить вот эту вышку за 1000000 и связь будет в том числе и с использованием интернета?

Алексей Телков: Смотрите: вышку за 1000000 н могу прокомментировать, потому что…

Павел Давыдов: Я всё пытаюсь это сделать…

Алексей Телков: Нет, это не получится, цена будет зависеть от конкретного места, от конкретной локации, от конкретного исполнителя, кто будет это делать, но кроме вышки к ней еще нужен транспорт, и это делает как раз компания «Ростелеком», то есть: транспорт, вышка, базовая станция – у людей появляется связь в этом населенном пункте.

Павел Давыдов: Просто у меня сложилось впечатление, что большая четвёрка сотовых операторов не особо интересуется этим социальным проектом.

Алексей Телков: Это не так, как часть четвёрки, могу сказать, что у нас достаточно много населенных пунктов, где мы условно единственный оператор, мы строим под те же самые 100, 200, 300 человек, в принципе, я не могу сказать плохое о коллегах по цеху, у них такие же кейсы всегда есть, но это чаще единичные кейсы, потому что организации коммерческие, окупаемости, что называется, впрямую, что 100 жителей могут окупить затраты на эту базовую станцию – нет, поэтому тут без поддержки государства реализовывать такие проекты невозможно.

Павел Давыдов: Алексей, а сейчас я предлагаю отправиться в Вологодскую область и посмотреть сюжет, который так и называется: «Вне зоны доступа», рассказывает моя коллега – Екатерина Якунова. Давайте посмотрим.

Алексей Телков: Давайте.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Вот такой вот сюжет, в нем, кстати, мы увидели судьбу другого федерального проекта, который также должен был решить вопрос о доступности связи, речь идет об установки телефонов, но в результате мы видели, как таксофоны превратились просто в какие-то памятники. На Ваш взгляд, такой сценарий возможен, в том случае, если поставят сотовые вышки, а использовать не будут?

Алексей Телков: Смотрите, очень интересно, в этом сюжет даже есть ответ на этот вопрос: 5 лет назад по той же программе у людей появились телефоны в домах, поэтому, когда у человека или у его соседа есть телефон дома, ему намного логичней идти, позвонить к соседу в тепло, чем стоять на улице у таксофона. Наверное, в будущем, если там появляется сотовая связь по этой же программе, скорее всего такую же судьбу постигнет проводной телефон дома , потому что в современных городах уже, наверно, много людей в принципе не пользуются домашним телефоном.

Павел Давыдов: То есть Вы считаете, что таксофоном не пользуются только из-за того, что есть в 1-ом из 10-ти домов стационарный телефон?

Алексей Телков: Стационарный телефон, ну, в тепле, Вы видели условия: холодно, на улице стоишь, говоришь…

Павел Давыдов: Я слышал, что там вроде даже карточки невозможно купить, а это уже другой вопрос.

Алексей Телков: Я думаю, что это не основная проблема.

Павел Давыдов: Еще то, что я для себя интересного почерпнул из этого сюжета – жители говорят: «Устойчивость сотовой связи зависит от погоды». А это, мне кажется, даже уже анекдот такой…

Алексей Телков: Смотрите, про погоду: там эта связь прилетает из других населенных пунктов, по идее, это такая удача…

Павел Давыдов: То есть действительно погода влияет на этот процесс?

Алексей Телков: Погода влияет но, на самом деле, она перестанет влиять, как только базовая станция появится в этом населенном пункте и, говоря про программу, тут очень хорошая отсылка была, из этого сюжета видно явно, что людям не нужна связь просто точечная в этом селе, а им нужно еще в лесу, где они выходят чуть дальше от своего дома, на водоеме, куда едут рыбачить, поэтому каким-то маленьким объектом связи, который сделает точечное покрытие никогда не обойтись.

Павел Давыдов: Абсолютно правильно подметили: лесополоса, водоёмы – эти районы сделать доступными, с точки зрения сотовой связи, сейчас, я так понимаю, не особо возможно, нет таких технологий, по крайней мере, в нашей стране. Вот, каким, на Ваш взгляд, может быть выход из подобной ситуации?

Алексей Телков: Технологии есть, единственное, что любая технология имеет ограничения: базовая станция закроет 5 километров радиуса леса и это высокая матча…

Павел Давыдов: Да, а не 150…

Алексей Телков: Если это бор огромный прекрасный, как мы видели в сюжете, в середине этого леса ставить мачту нам никто не позволит, туда нельзя подтянуть электричество и это в принципе неразумно даже, поэтому обычные объекты связи: есть технология LTE-450, которая дает большее покрытие, по сравнению с другими технологиями, у нас она запущена в 6-ти регионах, вполне возможно, включение ее в эту программу позволит дать более обширное покрытие как раз водоемов, лесов, полей и каких-то совсем отдаленных локаций от базовой станции.

Павел Давыдов: А Вологодская область входит в число этих регионов?

Алексей Телков: Нет.

Павел Давыдов: К сожалению, может быть Вы как-то поможете жителям?..

Алексей Телков: Я уже из сюжета понял, что надо взять на карандаш, потому что, не знаю, как у коллег, у нас решение о том, что строим мы базовую станцию-не строим, принимает бездушная машина: на основании больших данных робот оценивает локации с точки зрения целесообразности запуска там базовых станций, на основании многих-многих данных о том, как перемещаются существующие абоненты, где живут люди, где находятся точки притяжения, здесь, видимо, надо вмешаться и…

Павел Давыдов: Да, смею предположить, что ваша бездушная машина точно не запустит сотовую связь в поселке Королёво Вологдской области, где мы сейчас побывали.

Алексей Телков: Потому что это 50 человек, это должна быть, в любом случае, какая-то специальная программа с участием государства, которая помогает оператору прийти в такие населенные пункты.

Павел Давыдов: И, вообще, эксперты говорят, что бизнесу подобные проекты не интересны, так как они не окупаются и для подобных программ необходимо искать эффективные механизмы государственно-частного партнерства, государственно-частного взаимодействия, а что мешает сегодня этому процессу, на ваш взгляд?

Алексей Телков: Ничего и, на самом деле, взаимодействие такое есть и у нас есть регионы-лидеры, например… чтобы не обидеть никого, назову только Воронежскую область, которая совсем явный лидер, где регион участвует и помогает операторам строить базовые станции, давая места для размещения, участвуя в ГЧП, в софинансировании строительства объектов связи, и таких регионов у нас много, то есть в принципе любой субъект, в котором есть деньги в бюджете на развитие связи, может это сделать и совместно с оператором делает. Если мы посмотрим на результаты, у нас большинство, на самом деле, и мелких населенных пунктов, в том числе, обеспечены связью. Наверно, задача сегодняшнего проекта и того, что обсуждается – это сделать 100 % этих населенных пунктов, от 100 до 500 жителей, обеспеченными сотовой связью, то есть это уже, наверно, последний шаг большого-большого пути, который проделали все мобильные операторы и мы, в том числе.

Павел Давыдов: Алексей, скажите пожалуйста, а чей передовой западный опыт мы могли бы применить в большой стране, если мы говорим о таком проекте, как доступность сотовой связи в небольших населенных пунктах?

Алексей Телков: Наш.

Павел Давыдов: Только наш?

Алексей Телков: На самом деле, Россия, если смотреть на операторов других стран – мы лидируем по покрытию, по качеству услуг.

Павел Давыдов: Даже так?

Алексей Телков: Притом, что страна большая, я говорю: у нас уникальные условия, которые сделала конкуренция на рынке: у нас очень хорошая связь, при этом она недорогая.

Павел Давыдов: Это в условиях санкций, когда нам недоступны некоторые технологии?

Алексей Телков: По-честному – доступны.

Павел Давыдов: Доступны все?

Алексей Телков: Сегодня, да, сегодня технологии доступны, и мы может использовать в принципе всё, что используют западные игроки.

Павел Давыдов: Обеспечить доступ к сотовой связи жителям отдалённых сёл и деревень, планируется до 2024 года. По вашим прогнозам, это реально за такой в принципе небольшой короткий срок?

Алексей Телков: Смотрите, это от сегодня сколько получается… 5 лет…

Павел Давыдов: Пятилетка.

Алексей Телков: Вполне реалистичный проект для пятилетки.

Павел Давыдов: Но нужны необходимые условия и давайте в завершение нашей беседы эти условия прямо по пунктам назовем, чтобы было понятно не только зрителям, но и чиновникам, которые нас смотрят на местах.

Алексей Телков: Это большой проект, это не чиновники на местах, чиновники на местах могут поддержать операторов выделением земельных участков. Как только программа запускается, появляется путь, по которому оператор получает деньги на строительство этой сети – оператор начинает строить. В принципе строить мы готовы, мы это умеем и…

Павел Давыдов: Главное, чтоб была эта государственная поддержка, о которой и говорили представители Минкомсвязи, вносящие в закон «О связи» необходимые поправки, правда?

Алексей Телков: Да.

Павел Давыдов: Алексей, большое Вам спасибо за участие в нашей программе! Для городских жителей сотовая связь и интернет – это давно уже неотъемлемая часть повседневной жизни, а для селян это – мечта. И тут очень хочется надеяться, что эта мечта воплотиться в эту самую цифровую жизнь, о которой мы говорили. Спасибо большое!

Алексей Телков: Будем стараться, спасибо!

Павел Давыдов: У нас в гостях был Алексей Телков – технический директор оператора сотовой связи «Теле2».

Выполнение нацпроекта «Цифровая экономика» в сфере сотовой связи на примере Вологодской области