Надежда Шмонина: Наши леса богаты дубами. В Канаш приезжали купцы - лесопромышленники и открывали производство

Гости
Надежда Шмонина
лектор-экскурсовод краеведческого музея г. Канаш Чувашской республики

Ангелина Грохольская: Чувашского города Канаш могло бы и не быть. На его месте существовала деревня Шихраны. И вот 15 июня 1891 года выходит распоряжение императора Александра II о строительстве железной дороги от Рязани до Казани. В тяжелейших условиях проходила работа, к ней привлекалось местное население. И уже во время строительства на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. Самым подходящим местом оказались Шихраны. 22 декабря 1893 года там проследовал первый поезд и с этого момента начинает своё официальное существование железнодорожная станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш. С нами на связи лектор-экскурсовод краеведческого музея города Канаш Надежда Шмонина.

Надежда Константиновна, здравствуйте!

Надежда Шмонина: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Была маленькая деревня, маленький посёлок. Кстати, сколько там домов было, если есть такие сведения?

Надежда Шмонина: Всего лишь было 4 дома, небольшой железнодорожный вокзал, который был построен 1892 году, водонапорная башня, дом для жандарма и для служебных нужд дом был.

Ангелина Грохольская: Это насколько же повезло, судьба. Как про людей говорят: оказаться в нужное время в нужном месте, так и посёлку Шихраны, мне кажется, повезло, в нужное время в нужном месте в буквальном смысле он оказался. И благодаря железной дороге ведь город появился?

Надежда Шмонина: Во-первых, сюда приезжают купцы, чтобы открыть свои промышленные склады, магазины, то есть идёт торговля. Купцы были довольно-таки известные: братья Таланцевы, купец такой был Курбатов, Ананьев.

Ангелина Грохольская: Что привлекло именно купцов – людей богатых, людей предприимчивых, которые выгоду свою понимали, что привлекло их в этом месте?

Надежда Шмонина: Вообще, конечно, привлекло то, что у нас здесь рядом находилось большое село Шихазаны, основанное ещё при Иване Грозном, когда он шёл освобождать Казанское ханство. Это тоже большую роль сыграло. Конечно, здесь у нас очень богаты наши леса дубом, и поэтому сюда приезжали купцы, именно открывали свою промышленность, лесопромышленники были и отправляли этот дуб не только на рынки России, но даже во Францию. Здесь был такой интересный купец Максим Михайлов, и он отправлял в Санкт-Петербург именно для кораблестроения.

Ангелина Грохольская: Это значит корабли знаменитые, Петром I построенные из дубов ваших?

Надежда Шмонина: Да.

Ангелина Грохольская: Даже маленькому городу есть чем гордиться.

Надежда Шмонина: Наш город знаменит тем, что он очень много сделал в годы Великой Отечественной войны. То есть в 1934 году начали строительство вагоноремонтного завода, и, когда началась Великая Отечественная война, наш город был эвакуирован на четыре вагоноремонтных завода. Это Дарницкий, Жмеринский, Шевченковский. Мощность заводов увеличивалась и здесь, в нашем городе, было выпущено 6 бронепоездов.

Ангелина Грохольская: Но сам-то город появился уже гораздо позже?

Надежда Шмонина: У нас тоже, получается, несколько дат. В 1920 году 24 июня была образована Чувашская автономная область. В связи с этим нашему посёлку Шихраны дают название Канаш, что в переводе с чувашского обозначает «совет». А следующая дата была 6 июня 1925 года. С этого момента считается уже наш город, то есть город Канаш, поскольку статус получили.

Ангелина Грохольская: Чем сегодня живёт Канаш?

Надежда Шмонина: Конечно, мы свой город очень любим, поскольку мы можем спокойно пройти до работы пешочком. Он, наверно, такой тихий, спокойный, можно жить и работать в нашем городе.

Ангелина Грохольская: Надежда, спасибо за это знакомство с вашим удивительным городом! Я была в Чувашии, но, честно признаюсь, до сегодняшнее дня о Канаше я не слышала вообще ни разу, поэтому спасибо вам за это открытие для наших зрителей и для меня лично. Теперь осталось только побывать.

Надежда Шмонина: Конечно, приезжайте!