Коляска - мой трон!

Гости
Денис Мишель Роза
директор общественной организации «Перспектива» и Фонда «Лучшие друзья»
Дарья Кузнецова
директор Фонда содействия интеграции инвалидов «Активная жизнь»

Илья Тарасов: Если герои нашего сюжета не убедили вас в том, что инвалидная коляска – это не просто средство передвижения, а настоящий трон, сидя на котором, можно не только играть в регби, но и делать мир вокруг себя лучше, то наши сегодняшние гости точно вас в этом переубедят.

Знакомьтесь, у нас в гостях активистки, энтузиастки и просто прекрасные женщины – это руководитель региональной общественной организации "Перспектива" Денис Роза, и руководитель интеграционного клуба для инвалидов "Преодоление" Дарья Кузнецова.

Илья Тарасов: Как преодолеть себя?

Дарья Кузнецова: Я думаю, что первое, с чего стоит начать, если мы говорим о человеке, который получил травму, то ему нужно адаптироваться к жизни, ему нужно сначала принять, осознать ситуацию, а дальше, конечно же, найти для себя какие-то новые способы самореализации. Я убеждена, что первый путь, с которого необходимо начинать – это какое-то самообразование. Потому что зачастую люди, которые попали в травму, сидят в инвалидном кресле, они испытывают определенные трудности с трудоустройством, с тем, чтобы применить себя в обществе, а это делать необходимо. Я думаю, что это тоже один из важных способов, как преодолеть себя, преодолеть страхи, возможно, какую-то неуверенность. Начинать, конечно же, учиться, получать новые навыки, показать обществу, что ты тоже достойный член всего этого коллектива, всего социума, можешь работать, можешь заниматься творчеством, спортом, приносить пользу, медали – все, что угодно. И, в общем-то, когда человек чувствует, что он реализован, что он нужен, что он, например, своим трудом что-то создает или кому-то помогает, то это, наверное, и есть какая-то часть преодоления проблемы, когда он настолько полностью вовлечен в общественную, социальную жизнь, что он не замечает, может быть, каких-то ограничений, они для него становятся не такими важными, не такими приоритетными. Я это говорю, исходя из собственного опыта, как это было со мной.

Денис Роза: Я скажу честно, мне не нравится этот термин "преодолеть себя". Почему? Потому что, мне кажется, это сразу дает полностью ответственность этому человеку, когда важно, чтобы и для него в этот момент были люди рядом, которые, я уверена, что были такие, которые помогали, которые советовали, говорили: "Даша, вы можете. Я активный, и вы можете быть таким активным". Или какие-то услуги, которые нужны для того, чтобы человек в другом состоянии снова поверил в себя.

Дарья Кузнецова: Я попала в коляску 10 лет назад. Скажу честно, тогда этой помощи было гораздо меньше. Чтобы ее найти, нужно было перерыть огромное количество форумов, интернета, когда и там тоже был такой недостаток, дефицит информации. Чем заниматься, было непонятно. Да, мне, конечно, очень помог центр "Преодоление", где к людям относятся с этой верой в то, что "Вы можете, несмотря ни на что", и зачастую задают сразу эту планку, и мы стараемся расшевелить ребят, и помочь им найти, и не сразу, может быть, призвание, а научить его, не замыкаясь в себе, пробовать различные направления: творческие, спортивные, образовательные. Просто выводить человека в общество, чтобы он понимал, что он нужен, о нем помнят. И также это работа и общества.

Елизавета Татарникова: Сегодня у нас уже 2017 год, и вроде бы мы уже говорим на одном языке с людьми с ограниченными возможностями. Тем не менее, тогда, когда вы начали это делать, что вы увидели, когда приехали в нашу страну и решили здесь создавать это сообщество?

Денис Роза: Конечно, я уже позже оказалось в этом, потому что я сначала здесь какое-то время жила, и только в 1994 году начала этим заниматься. Просто помню, что в то время я все думала, и пыталась вспомнить, где же видела человека с инвалидностью. Я помню людей на этих тележках – это были, скорее всего, ветераны войны (может быть, это было даже раньше). Но я помню, что все равно это было редкое явление – увидеть человека с инвалидностью, и не только на коляске, но и вообще. И потом, если я видела коляски, это были не активные и красивые коляски, на которых Даша и мои коллеги ездят.

Илья Тарасов: С деревянными колесами повозка.

Денис Роза: Может, не деревянные, но все равно такие большие, которые назывались "комнатные", уже сразу предполагая, что человек не выходит из комнаты. Например, человек с синдромом Дауна. Конечно, они были, но их можно было увидеть очень редко. И я думаю, отчасти потому, что некуда было ходить. Очень многие люди были в каких-то интернатах, жили в основном там, и ситуация была другая. Поэтому это очень важно.

Мы выбрали одной из наших главных задач – во-первых, вытащить именно молодых людей с инвалидностью, потому что мы вообще молодежь не видели никак. Во-вторых, людей, которым было сложно передвигаться (которые на коляске), чтобы они были в обществе. Одними из наших самых первых программ были уроки доброты в школах. Это был такой шаг. Мы обучили молодых людей с инвалидностью, и они стали ходить по школам. Школы были недоступны, и их таскали, естественно, по лестницам. Но для ребят это было двойной задачей: с одной стороны, они просвещали общество, с другой стороны, очень важно было выйти в общество, и для них это были первые шаги, такая первая работа (мы еще платили за это, они получали немного денег). Для многих это был первый опыт работы.

Как у них стала меняться жизнь после этого? И как дети менялись? Дети их встречали с огромным удовольствием.

Такие маленькие шаги, которые делает не только наша организация, но и другие общественные организации – на самом деле важны. Важно, чтобы это делали именно люди с инвалидностью. Надо было и их изменить тоже.

Елизавета Татарникова: Чем сегодня благодаря вам можно заняться, где себя можно попробовать?

Дарья Кузнецова: Вы спрашиваете о том, чем можно себя занять. Сейчас мне уже сложно ответить, чем нельзя себя занять у нас в центре. Интеграционная составляющая за последние 7 лет… Я работаю в "Преодолении" уже 7 лет, и чего только ни было. Наши основные направления – спорт, творчество, образование, – мы стараемся постоянно быть открытыми к новым преподавателям, новым проектам. На данный момент творческая составляющая – там более 40, ближе к 50 направлениям. То есть от фотоклуба, хора, занятий на всевозможных музыкальных инструментах, живопись, флористика, лепка, любое искусство, которое можно делать руками (прикладные виды искусства), участвовать в ярмарках, в интернете поставлять свои работы, тоже получать обратный заработок.

Елизавета Татарникова: Говорить можно много, но лучше один раз увидеть, и посмотреть на то, как же можно свой внутренний мир раскрыть, даже несмотря на то, что твои возможности ограничены.

Елизавета Татарникова: Все это очень здорово, но, тем не менее, это Москва. А что происходит в других городах? И должен ли человек ехать из другого города в Москву, чтобы чем-то себя занять, или там тоже есть какая-то инфраструктура и какое-то развитие творчества?

Дарья Кузнецова: Количество в городах России – это огромная проблема, потому что в первую очередь это отсутствие инфраструктуры. Понятно, что такие города-миллионники, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, они еще как-то двигаются в ногу со временем, стараются, за счет того, что это большой город, в нем быстрее решаются проблемы.

Когда мы говорим о маленьких городах, где зачастую про инвалидов до сих пор так, как рассказывала Денис – не помнят и не знают, где они, что они, и это до сих пор инопланетяне на колясках, которые вдруг, откуда ни возьмись, появляются в городе, и на них странно смотрят. Эту ситуацию нужно и возможно так же последовательном менять, как это происходило в Москве. Я в этом убеждена.

Илья Тарасов: Ты уже ездишь по городам России с лекциями?

Дарья Кузнецова: Более того, от слов к делу, у меня есть конкретные примеры. И прошлым летом мой проект "Окрыленные мечтой", для меня большое удовольствие и радость рассказать, что он так классно стартовал в Москве, в нем приняли участие выдающиеся девушки с инвалидностью, в том числе которые работают в "Перспективе". Красивые, с белоснежными крыльями, платьями – это все визуальный образ таких ангелов, которые крыльями своими показывают, что для них нет ограничений. Это не просто красивые девушки, а это девушки с историей успеха либо в спорте, либо в бизнесе. У нас есть девушки, которые работают в журнале Forbes, ведут программы на телевидении, и прочее. То есть они в этом проекте рассказывают свои истории.

И этот проект полетел дальше по городам. И летом я отправилась сначала в город Йошкар-Ола, где активистки, девушки на колясках смогли организовать все то, как мы планировали проект. Я консультировала их полностью через интернет, как все это делать. И в итоге мы по определенному такому же макету продолжили эту работу.

Реакция была потрясающая. Мы еще не провели выставку, она запланирована в июне в Йошкар-Оле, но даже на нашу съемку собрались местные телеканалы, радиостанции. Они были в шоке, что у нас есть такие красавицы, они с такими успехами. Мы стали их продвигать.

Далее часть моих приездов с "Окрыленными мечтой" – это некая серия мастер-классов, где рассказываю, как заниматься этой самой организационной общественной деятельностью, как создаются клубы.

Елизавета Татарникова: Там появлялись свои двигатели прогресса?

Дарья Кузнецова: Конечно. Если они уже смогли чего-то достичь… У нас не то, чтобы кастинг на "Окрыленных мечтой", но мы отбираем по определенным критериям людей, которые могут за собой вести, то есть это некоторые лидеры общественного мнения в своем городе. Мы помогаем им стать немножечко более узнаваемыми, а прокачиваем их на мастер-классе: как общаться с государственными органами, как общаться с волонтерскими организациями, чем привлекать СМИ и бизнес, и прочее. Такие наши внутренние отработанные секреты, которыми для меня большая радость делиться.

Илья Тарасов: Это как такой добрый вирус: здесь заразила, сейчас поеду туда, там всех позаражаю.

Дарья Кузнецова: Да. И в итоге спустя четыре месяца, например, в Йошкар-Оле девушки уже открыли интеграционный клуб, он называется "Знак равенства", где они следуют нашим же программам, и уже открыли у себя и курсы по прикладным видам искусства, и танцуют зумбу, и делают что-то руками. У них уже клуб по танцам на колясках. И в Ростове мы продолжили этот проект, и он показал точно такую же эффективность.

Денис Роза: Мы уже очень много лет делаем программы в регионах. Как раз то, что мы отработали здесь в Москве, начинаем распространять по регионам. Мы обычно ищем местные общественные организации, и делаем с ними проект. Например, наша программа по спорту – это как раз для детей с инвалидностью. Мы передаем этот опыт, обучаем местных педагогов. Мы их обучаем адаптивной физкультуре, потому что там как раз инклюзивный спорт, и обучаем их вовлекать детей с инвалидностью, чего они обычно очень боятся, так как у них нет навыков. Потом там немного финансирования, которое мы тоже им передаем. Мы это все курируем, и дальше развиваем. Мы также обучаем их делать спортивные фестивали, например, по паралимпийским видам спорта. И дети начинают понимать, что есть какая-то другая жизнь. Но главное, мы хотим, чтобы они стали более активными, и мы хотим, чтобы для них жизненная активность стала частью жизни, чтобы им это понравилось.

Елизавета Татарникова: С одной стороны, заразить активностью очень легко, потому что люди сами хотят вовлекаться в эту активность. С другой стороны, все равно есть какая-то проблема доступности. Этот контраст между тем, что мы уже готовы сегодня предложить людям с ограниченными возможностями, и тем, что они могут себе позволить.

Дарья Кузнецова: Инфраструктура – это одна из главных проблем на данный момент. Это зачастую недоступность общественного транспорта, и это невозможность выйти из дома у большинства людей самостоятельно без помощи постороннего человека. И это, конечно же, ужасная ситуация, потому что без вины люди остаются в заточении. И огромная часть нашего общества смотрит на это как на данность, как на то, что это нормально, что есть инвалид, он хочет выйти из дома, но он не может.

Илья Тарасов: И мы как обычно решили провести небольшую проверку, и посмотрели, как у нас обстоят дела в Москве и в Подмосковье.

Елизавета Татарникова: Какую, на ваш взгляд, оценку сегодня можно доступной среде 2017 поставить?

Илья Тарасов: Поставим из десяти по баллам.

Денис Роза: Понятно, система хромает, проблем много в системе, многие очень жалуются. Говорят, что не хватает средств. Это непонятно. Может быть, хватает.

Илья Тарасов: Да, в Москве не хватает средств.

Денис Роза: Но то, что Москва – огромный город, и общественный транспорт стал доступный… На самом деле, почти все троллейбусы доступны.

Илья Тарасов: Мы увидели.

Денис Роза: Но все равно и сейчас не везде есть съезды. Но стало лучше. Пять лет назад везде были резкие переходы (бордюры), сейчас такого почти нет (оборудовали заездом для колясок). Но все равно это не везде. Все равно есть снег…

Елизавета Татарникова: Все-таки оценочка какая?

Илья Тарасов: Прямо по баллам.

Денис Роза: Наверное, 5.

Елизавета Татарникова: 5 из 10?

Илья Тарасов: Для центра Москвы?

Елизавета Татарникова: Говорят, что в центре даже хуже.

Дарья Кузнецова: Сложно дать центру бо́льшую оценку. Я тоже скажу – 5-6 баллов из 10. Ситуация совершенно неидеальная. Но меня всегда радует, если я вижу перспективу развития.

Когда видишь какое-то изменение графика, и видишь, что он действительно идет на улучшение, то это вселяет оптимизм. Честно говоря, то, что ситуация меняется, лично для меня это один из главных энерджайзеров, помогающих мне в работе. Потому что когда в какой-то момент мы с коллегами стали замечать, что эта теория малых дел – вывести людей, организовать им одно, второе, которое сделано, – то есть более нескольких сотен, то оно вдруг закрутилось. Сами люди на колясках в себя поверили, и пошли дальше.

Илья Тарасов: Подводя итог этой истории, я вспомню, что мне сказал Игорь, герой нашего сюжета. Он говорит: "Если бы люди на колясках чаще выходили, то и среда была бы более доступная". Все зависит от тех, кто сидит дома. Почаще выезжайте.

Дарья Кузнецова: Нельзя быть отстраненным от этого процесса, иначе опять то, как делать доступную среду, будут решать люди, которые понятия не имеют, что это такое и для кого это. "Для нас без нас" – наверное, слышали эту фразу. Нам тоже нужно идти и предлагать, работать. Я часто слышу такое мнение, что "Вот они там где-то делают, нас не спросили". Все время говорю: "Ребята, не исключайте себя из этого процесса. Не считайте, что там где-то для вас сделают хорошо. Только мы знаем, как нужно делать. Надо участвовать в этом процессе.

Елизавета Татарникова: Мне кажется, самое главное – быть активными и делали навстречу друг другу, и я предлагаю сегодня нашим телезрителям сделать шаг навстречу общественной организации инвалидов "Перспектива", и помочь очень любимой всеми сотруднике организации Лизе Курбановой.

(СЮЖЕТ.)

Илья Тарасов: Вас не было в сюжете, вы руководитель Лизы. Давайте вы еще раз что-нибудь скажете нашим телезрителям, чтобы они точно уже жертвовали деньги.

Денис Роза: Лиза – очень активный человек, она живет активно. Как мне кажется, будучи сотрудником нашей организации, она делает большой вклад в общество. Она организует наши кинофестивали уже в течение многих лет. И замечательно, что она живет самостоятельно, активно. И она хочет продолжать так жить, она хочет продолжать делать то, что делает внутри нашей организации. Я считаю, что наш кинофестиваль – это подарок другим, и обществу, и людям без инвалидности, и людям с инвалидностью. Лиза это прекрасно делает. Она знает все фильмы, знает кинорежиссеров из разных стран. Она это делает с огромной любовью, делает свое любимое дело. Надо ей помогать, чтобы она могла дальше это делать, и жить, быть активной, чувствовать себя хорошо в этом. Быть частью нашей команды – это важно, но главное, чтобы она могла быть активной и самостоятельной.

Илья Тарасов: Лиза дарит всем очень хорошее кино. Поэтому давайте все вместе просто подарим Лизе хорошую жизнь.

Дарья Кузнецова: Не оставайтесь равнодушными. Возможно, именно ваше участие поможет ей, а через нее многим-многим-многим людям реализоваться и в кино, и в активной жизни. Поэтому не проходите мимо, обязательно попробуйте кому-то помочь.

Елизавета Татарникова: Остается только напомнить, что у нас в гостях были Дарья Кузнецова и Денис Роза. Творите добрые дела вместе с ними, а главное, делайте это с умом и удовольствием.

 Илья Тарасов: Это была программа "За дело!". Увидимся ровно через неделю. Пока.

Как реализовать себя людям с ограниченными возможностями