Благотворительность в кино

Илья Тарасов: Добрый день! Я Илья Тарасов, и вы смотрите программу "За дело!". Сегодня об острых социальных проблемах мы поговорим не на языке журналистики, а на языке кино, и представим вашему вниманию картины, которые вы точно не сможете посмотреть в широком прокате. Но начнем мы с фильма Галы Сухановой "Проверка".

Илья Тарасов: Добрый день! В эфире программа "За дело!", и у нас в гостях Анастасия Денисова, Володя Берхин и Гала Суханова.

- Владимир Берхин, президент благотворительного фонда "Предание".

Гала Суханова, сценарист, режиссер игрового кино.

Анастасия Денисова, режиссер документального и игрового кино.

Илья Тарасов: Мы только что посмотрели фильм Галы Сухановой "Проверка". Расскажи, пожалуйста, откуда вообще эта история родилась, как ты решила снять именно это?

Гала Суханова: Я вспомнила один репортаж, увидела эту девочку маленькую, к которой приехала соцопека. Там был просто видеорепортаж, как они приехали, поснимали. Там в кадре сидела мама пьяная. И девочка, там ей лет 8-9, мелкая совсем. Она просто так бегала по этой квартире, говорила: "Нет! У нас все… Так, мама, отойди. Здесь у меня посуда чистая". Совершенно сумасшедшая девчонка, сильная по духу. И как-то она мне так засела в душу, что думаю: "Надо написать этот сценарий". И вот через год, когда пришла курсовая, я написала этот сценарий.

Илья Тарасов: Вы два режиссёра, вы обе выпускницы ВГИК. У тебя работа социальной темы, и у тебя. Настя, расскажи, почему такая тема твоего кино, тоже социалка? Мы его еще не посмотрели, мы посмотрим чуть позже, но расскажи, почему все-таки социалка? Большинство людей снимают комедию, зритель хочет комедию, зритель хочет посмеяться. Думать сейчас становится модным снова, но все-таки комедия – это такое…

Анастасия Денисова: Я бы не сказала, что большинство снимает комедию. Мы видим, потому что до нас доходит эта комедия. А снимают разные фильмы, но социалка, как правило, не доходит. Думаю, Гала поддержит это мнение.

У меня не было цели снимать именно социальный какой-то фильм, именно ударить, заявить проблему конкретную. Изначально попал сценарий, и уже потом я окунулась в эту проблему, и мне захотелось о ней рассказать. То есть мне захотелось рассказать интересно, но чтобы это было еще и полезно. Поэтому уже потом появилось какое-то сотрудничество, дружба с фондом, и мы уже начали думать, как мы можем это реализовать.

Илья Тарасов: Расскажи, благотворительность и кино как-то могут существовать в каком-то симбиозе?

Владимир Берхин: Они могут вполне существовать в симбиозе, потому что благотворительность – это истории, это много-много-много человеческих историй, иногда грустных, иногда очень грустных, иногда счастливых, с красивым хэппи-эндом. Это истории борьбы, истории какого-то поиска. То есть благотворительность может поставлять для кино истории, а кино обладает очень важной для благотворительности сейчас способностью – это привлекать много людей, большое количество внимания, поскольку благотворительность питается и существует исключительно за счет того, чтобы ее замечали многие.

Илья Тарасов: Гала, а ты после того, как выпустилась из ВГИК, сняла работу, такие темы и дальше тебя преследовали? И вообще что тебе нравится снимать?

Гала Суханова: Мне многое что нравится снимать. На самом деле, мне нравятся разные жанры, норм социальная тема всегда очень глубокая, и она, естественно, привлекает внимание. И мне бы хотелось и дальше что-то в этом плане сделать. Вообще, я для себя придумала жанр, в котором бы я хотела работать – это жизнеутверждающая драма.

Илья Тарасов: А какое кино может работать в тандеме с благотворительностью? Какое оно должно быть?

Владимир Берхин: Если говорить просто о способе привлечь людей, способе собрать денег, то любое. Можно снять фильм как "Витюша", у которого драма, но сентиментальная, добрая. Но для историй про бездомных "Витюша" – это во многом оптимальный жанр, потому что про бездомных и так все уверены, что это почти не люди, такое массовое к ним отношение, которое там и транслируется со стороны нормальных людей по отношению к бездомным, что это почти не люди. И этот фильм показывает их людьми. Это примерно то самое, что должно быть донесено до какого-то широкого социума, который бездомных почти не видит.

Илья Тарасов: Насть, как вы построили работу? Как пришло в голову зачем-то привлекать к съемкам кино фонд? Во ВГИК не привлекают к съемкам в кино фонд. Человек просто идет, сам снимает. Зачем он был нужен, почему так получилось, и как была построена работа?

Анастасия Денисова: Можно сказать, что это появился такой эксперимент, потому что раньше лично я никогда так не делала с подачи продюсерской, то есть что можно вообще такое содружество установить. Подумали: "А это же здорово!". Как я и говорила, что интересно и полезно. Мы пробовали. Это как идти вслепую. Почему бы и нет? Нельзя было опереться на какой-то опыт, что это успешно, это надо делать. Мы сами это попробовали, провели эксперимент практически как ученые, и поняли, что, да, это хороший тандем, и в будущем, мне кажется, я буду продолжать дружбу с различными фондами, и с Володей, и с другими направлениями. В зависимости от сценария, мне кажется, это актуально.

Илья Тарасов: Сейчас я предлагаю посмотреть фильм Насти Денисовой "Витюша".

Кадр из фильма "Проверка". Режиссер:  Гала Суханова
О социальных проблемах на языке кинематографа