Ангелина Грохольская: Этим летом Татарстан вошёл в топ-10 самых популярных туристических направлений, и если раньше путешественники ехали больше в Казань, то сейчас вырос интерес и к другим городам республики – Елабуге, Чистополю, Болгару и другим. Мы ещё вернёмся в историю, а сейчас поговорим о современных татарах и составим маршрут для путешествия. С нами на связи экскурсовод, коллекционер, блогер Айдар Садыков. ПРОФАЙЛ Ангелина Грохольская: Айдар Садыков – книгочей и страстный филокартист. Именно коллекционирование старинных открыток подтолкнуло его к увлечению краеведением. Выпускник Казанского театрального училища Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Ещё он окончил курсы экскурсоводов при Поволжской академии спорта и туризма и стал мечтой каждого заезжего в Казань туриста. Экскурсовода Садыкова вдохновляют улицы, люди, дома родного края. О Казани он готов говорить без остановки. Айдар, здравствуйте! Айдар Садыков: Добрый день, здравствуйте или, как говорят у нас в Казани, исәнмесез, что означает «добрый день», «здравствуйте». Ангелина Грохольская: Кстати, много ли жителей республики говорят на родном языке, на аутентичном, на татарском? Айдар Садыков: Да, конечно, мы уже с младенчества говорим на татарском языке с нашими мамами, папами, бабушками, дедушками. И причём, знаете, так интересно, что на татарском языке говорят не только татары, но даже и русские, то есть, например, по-татарски «товарищ» будет «иптәш», поэтому даже, условно говоря, Олег Михайлович или дядя Ваня, или Андрей, когда тебя увидит, скажет: «О, салам, иптәш!». В русском языке очень много слов татарского происхождения: «әйдә-әйдә», айда-айда, значит «пойдём-пойдём». То есть мы, волжане, и по-русски, и по-татарски общаемся. Ангелина Грохольская: Вот мы неслучайно начали сегодня, и у нас такой красной нитью сквозь всю нашу программу идёт мысль о том, что русские и татары бок о бок давно идут. И как интересно: начинали с вражды, а потом стали соратниками, и сегодня мы не просто соседи, мы жители одной большой страны. Айдар Садыков: Что вы, что вы! Я вас могу уверить, татары – народ вообще миролюбивый. Вы сказали, что с вражды, но любая крепкая мужская дружба начинается с драки, может быть, минутной, а потом – друзья на всю жизнь. Да, были противостояния, да, были объективные причины – за территорию, за Волгу, Казань находится на Волге, но это историческая объективность, поэтому на сегодняшний день мы не обсуждаем, кто был прав, кто виноват. Вам большое спасибо, вы сказали, что Казань, Татарстан входит в десятку популярных туристических маршрутов. Извините, пожалуйста, но я хотел бы сказать, что, спасибо за добрые слова, но мы входим не в десятку, не в пятёрку, а, можно сказать, даже в тройку. По данным 2019 года Казань только посетило 3,5 миллиона туристов, при том, что в самой Казани живёт 1 миллион 200 тысяч жителей. Ангелина Грохольская: Да, я одна из туристов, которые этим летом была в Казани. Айдар Садыков: Ждём вас ещё! Ангелина Грохольская: Мы со своими гостями всегда составляем такие авторские маршруты. Вот есть нечто традиционное, когда открываешь путеводитель или какой-то популярный сайт, там – обязательно к посещению: то-то, то-то, то-то. Есть и в Казани такие места, но нам всегда хочется узнать про что-то немножечко такое, знаете, неизведанное, пройти где-то там, где ещё не ходили. Наверняка такие места есть и в Казани, и в Елабуге, и в других городах. Давайте мы сегодня с вами такой маршрут ваш авторский составим, куда нам нужно поехать, что нужно обязательно посетить, что, может быть, даже нас в голову не придёт сделать. Айдар Садыков: Да, действительно, вы правы. Когда мы говорим «Москва», мы представляем Красную площадь. Когда мы говорим, условно говоря, «Петербург», это Невский проспект. Когда мы говорим «Париж», это Эйфелева башня, Елисейские поля. А в Казани традиционный маршрут – это, естественно, Казанский кремль, я всё-таки скажу, хоть это и традиционный маршрут, всё-таки это входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вообще в России 29 объектов ЮНЕСКО, и 3 из них находятся у нас в Татарстане: это Казанский кремль, это музей-заповедник Волжской Булгарии и Свято-Успенский монастырь на острове-граде Свияжске. А если говорить про авторские маршруты, один из моих – это «Шарм дворянских усадеб», и мы начинаем прогулку от дома-музея Владимира Ильича Ульянова-Ленина, через его семью, через их быт, а жили они в доме Орловых, можно сказать, о быте дворян конца XIX века. И оттуда уже идёт пешеходная улица по Новокомиссариатской, ныне это улица Кобелева, где мы можем увидеть и дом старообрядца Оконишникова, и познакомиться с архитектурой Карла Мюфке, музей изобразительных искусств – это дом главнокомандующего Казанского военного округа, генерала советского, Музей Воротынского Евгения Абрамовича находится на этой улице, то есть мы совершаем прогулку по пешеходной улице по малым неизведанным улицам, где сохранились деревянные и каменные особняки конца XIX-начала XX века, то же самое женское епархиальное училище конца XIX, в котором сейчас находится одна из престижных школ города Казани и Татарстана. Ещё один, если позволите, авторский маршрут. Ангелина Грохольская: Давайте, да. Айдар Садыков: Я вас приглашаю, дело в том, что было приятно, когда вы сказали, что вы уже были в Казани, вы уже озеро Кабан наверняка видели, падающую башню Сююмбике. Авторский маршрут, туда записывается огромное количество, это тема такая: «memento mori» – «помни о смерти». Это экскурсия по Арскому некрополису, это экскурсия по кладбищу. Знаете… Ангелина Грохольская: К нам тут периодически колдуны и маги приходят – это тоже наша тема. Айдар Садыков: Нет. Ангелина Грохольская: Нет? Айдар Садыков: Нет-нет. Мы – светское государство, мы не признаём никаких этих суеверий, всё это несерьёзно. Ангелина Грохольская: Тогда зачем на кладбище? Расскажите. Айдар Садыков: Дело в том, что изучать историю любого города, любой страны, любого народа лучше по его некрополю. В Казани тоже есть такой интересный объект, где похоронены люди, которые прославили не только Казань, не только Татарстан, но и российскую науку, искусство на международном уровне. В частности, Николай Иванович Лобачевский многие годы был ректором Казанского императорского университета, он упокоился на территории Арского кладбища. Сталин, кстати, похоронен на нашем кладбище. Вы можете удивится: «Как Сталин?». Но тут его сын Василий Иосифович Джугашвили. Его младший сын, когда он попал в опалу в 60-м году, он был сослан в Казань, а Казань была закрытым городом, и здесь он провёл последние полтора-два года. И это место такого посещения, дань нашему прошлому, XX, веку без каких-то политических окрасок, без рассуждений, у каждого своё видение на прошлое XX века, но тем не менее это место знаковое, другое дело, то уже в более позднее время его тело перевезли в Москву, о похоронен на Троекуровском кладбище, но на Арском некрополе у нас сохранился кенотаф, кенотаф – это место обозначения, где он был предан земле. Ещё одно из наших великих земляков назову: это Михаил Петрович Девятаев – известный лётчик, который угнал самолёт из немецкого плена. Совсем недавно Тимур Бекмамбетов – известный режиссёр с мировым именем – снял фильм «Девятаев». Там можно ходить и изучать-изучать историю, начиная… Ангелина Грохольская: Изучать историю. Айдар Садыков: Со времён Екатерины II, да. Кстати, оно было образовано, можно перекличку сегодняшним днём сделать, чума была в середине XVIII века, и Екатерина II издала указ: всех усопших хоронить за чертой города – так и образовалось Арское кладбище. И вот интересно, что люди, когда заканчивают, оставляют отзывы, горят, что после посещения некрополя нет тягостного чувства, а, наоборот, хочется жить, творить, какой-то след оставить, и ты понимаешь, на какой ты живёшь земле, и какие прославленные люди жили в нашем крае. Ангелина Грохольская: Это точно абсолютно, но раз уж мы начали говорить про историю, то стоит сказать, что в истории нашей страны очень много белых пятен, что-то намерено скрывалось и исчезло в веках, многое замалчивалось, а иногда просто забывалось. Так получилось с битвой при Молодях, противостояние войск Девлет-Гирея и русских неминуемо привело бы к потери Москвы, исход битвы решили удачная военная стратегия и героизм. Александр Беззубцев расскажет подробнее, а к нашей беседе мы ещё вернёмся. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие». Сегодня мы путешествуем дорогами Золотой орды, у нас две параллельные линии – мы говорим об истории и современности. Татары – гостеприимный народ? Вот об этом у хочу сейчас поговорить с Айдаром Садыковым, который с нами на связи прямо из Татарстана. Айдар, как встречают традиционно в Казани? Айдар Садыков: С хлебом-солью, с чак-чаком и эчпочмаком. Во-первых, татары любят пить чай, поэтому, если вы придёте в любую татарскую семью, вас всегда в первую очередь напоят чаем, стоит вам обратиться, как что-то где-то найти в Казани, вам обязательно скажут: «Ой, хызым, хазым, – «хызым» – это значит «доченька», – вот прямо туда». «Ой, я замёрзла». «Чай будешь? Хызым, попей-попей». А когда тебе пирожок или булочку дадут с собой, вы скажите: «Да не надо». «Хызым, хызым, доченька, всякое может быть в дороге, возьми бутербродик, возьми пирожок». То есть татары всегда хотят своих гостей, родственников, друзей накормить. Кстати, интересный момент, у нас обычно считается по этикету, что за собой нельзя брать от гостей еду, которую они дают, в ресторане что-то собой брать, типа мы голодные что ли. У татар наоборот: если какая-то еда осталась – пироги , мы сеймьями собираемся, родственниками, общиной, наоборот, хозяева каждому гостю складывают пироги, эчпочмаки, чак-чак, конскую колбасу – казылык, и это, наоборот, считается проявлением уважения к хозяевам, когда вы ещё какую-то часть еды берёте с собой, күчтәнәч. «Күчтәнәч» – это означает «гостинец». А, говоря о гостеприимстве, у нас замечательный такой уже ставший национальным праздник Сабантуй, летом, это праздник плуга, и для девочек, и для мальчиков. Самые две увлекательные игры – это скачки на лошадях, потому что мы татары – кочевые племена, занимались коневодством, любим коней. И вторая забава на Сабантуе – это борьба куреш, куреш называется. Это, как борцы сумо, такие здоровые выходят татарчата-богатыри и начинают бороться. И, конечно же, гостеприимство обязательно проявляется в музыке, в песнях, в танцах. Одним словом, в Казани, в казанской семье скучать не придётся. Ангелина Грохольская: Мы больше про Казань поговорили, хотя многие считают, чтобы понять культуру народа, чтобы вот эту аутентичную атмосферу увидеть, услышать, проникнуться в неё, нужно приехать в какую-нибудь дальнюю-дальнюю деревушку, где живут бабушки, которые своими руками что-то делают. Есть такие места в Татарстане? Айдар Садыков: Есть-есть. Если позволите, я скажу вначале о более или менее крупных городах, то есть помимо Казани надо обязательно посетить Болгар, откуда, собственно говоря, мы, современные татары, и произошли. Мы, татары, к тем монголам, которые татарское нашествие совершили, к ним не имеем отношения, наоборот, монголы завоевали нашу Родину Волжскую Булгарию, основанную ещё в X веке, где в 922 году при хане Алмуше мусульмане приняли ислам, в 922 году наши предки приняли ислам. Киевская Русь была крещена в 988 году, то есть на 66 лет позже. Обязательно посетить Свияжск, даже не будучи человеком религиозным, там такое количество монастырей, соборов. На сегодняшнее время на этом острове проживает 250 человек, предоставляете, 250 человек – это одноподъездный дом, а в год приезжает 800 тысяч туристов! Это место, по которому можно изучать вообще историю. Свияжск основал Иван Грозный как город-крепость, от которого он начал завоевание Казани в 1952 году. У нас есть такой замечательный город, как Тетюши. У нас есть замечательный город Чистополь, где во время войны, во время эвакуации был здесь Союз писателей СССР, в частности, Борис Пастернак именно там находился, в Чистополе в Татарстане, и задумал написать роман «Доктор Живаго». У нас замечательный город Елабуга, где родился Иван Шишкин – замечательный художник, последние дни провела Марина Цветаева – известная поэтесса, где закончила свой жизненный путь кавалерист-девица Надежда Дурова. А, возвращаясь к вашей теме, есть такая у нас деревня Именьково – это поселение было образовано ещё в XI-XII веке нашей эры, и вот там сохранился уклад и современных татар, и булгар, то есть наших прародителей. Там до сих пор пасут коней и там развито фермерское хозяйство, и когда ты общаешься с местными жителями, такое ощущение, что ты общаешься с древним народом. Я вот сам татарин, но когда ты с ними общаешься, ты видишь: вот она – кровь наша, вот она – соль земли, вот они – наши предки из этой деревни Именьково. Ангелина Грохольская: Айдар, спасибо вам огромное за сегодняшний рассказ! Очень много интересного и нового для себя для себя открыла. Вот захотелось сейчас поехать в Татарстан и по Татарстану по путешествовать, но мы вас тоже хотим пригласить прямо сейчас в город Касимов. Между прочим, он хоть и находится в Рязанской области… Айдар Садыков: Знаем-знаем. Ангелина Грохольская: Но называют его, конечно, «столицей двух культур»: русская и татарская переплетены в традициях, архитектуре и кухне этого города. Между прочим, готовят и чак-чак, и шурпу, и плов, и бишбармак, но делают это по-своему, по-касимовски. В общем, все подробности мы сейчас узнаем из нашего видеоматериала. Айдар Садыков был с нами на связи, спасибо вам огромное, путешествуйте больше! Айдар Садыков: Рахмет, рахмет!