Этнолог Лада Ведунья: Отличить шамана от шарлатана визуально сложно, надо смотреть по тому, как он работает. Настоящий шаман проверяется делами

Этнолог Лада Ведунья: Отличить шамана от шарлатана визуально сложно, надо смотреть по тому, как он работает. Настоящий шаман проверяется делами | Программы | ОТР

шаманы, тайны, загадки, путешествия

2021-02-13T07:08:00+03:00
Этнолог Лада Ведунья: Отличить шамана от шарлатана визуально сложно, надо смотреть по тому, как он работает. Настоящий шаман проверяется делами
Село, где поселилось горе. Страшные тайны Горицкого монастыря Вологодской области
Любовный треугольник Булгакова. Что связывает известного писателя с липецкой Лебедянью?
Выходные в городе счастья. Как отыскать этот маршрут в Большой стране?
Выходные в городе счастья. Любовный треугольник Булгакова. Село, где поселилось горе
По чеховским местам. Зачем писатель отправился на остров отверженных?
Старинные часы. Кому и как удалось спасти реликвию Ульяновска?
Вымыслы и были обсуждаем с историком Германом Артамоновым и писателем-сказочником Михаилом Лепешкиным
Сказка - ложь. Вся правда о соловье – разбойнике и его громких делах на Орловщине
Сказка - ложь. Старинные часы. По чеховским местам. Вымыслы и были
Осталось чучело и зверь приютский. Что стало с брендом Тамбовской области?
Гости
Лада Ведунья
этнолог, журналист

Павел Давыдов: Вот так и прошли алтайские религиозные обряды сквозь века и сохранились до наших дней, но давайте попробуем разобраться, для чего они нужны сегодня? Привлечь в регион любителей тайн и загадок, или они по-прежнему несут в себе некий сакральный смысл? С нами на связи Лада Ведунья – этнолог, журналист. Лада, здравствуйте!

Лада Ведунья: Здравствуйте!

Павел Давыдов: А вот на ваш взгляд, религиозные обряды, которые мы видели в сюжете, нужны в современном мире, чтобы не забывать предков, как некая дань уважения к прошлому, или они и сегодня представляет собой некую силу, но на энергетическом уровне?

Лада Ведунья: На данный момент осталось не так много шаманов, но действительно эта сила ещё есть, это природная сила, мы все – дети природы, и есть люди, которые умеют трансформировать пространство при помощи обрядов и вызывания духов.

Павел Давыдов: Но вот в Средние века как раз много людей пострадали из-за того, что их обвиняли в колдовстве, а значит – некими связями с Дьяволом. Сегодня всё изменилось, но для многих шаманы, колдуны, экстрасенсы, маги – это фактически синонимы. Лада, а как бы объяснили отличия между людьми, которые обладают особыми способностями?

Лада Ведунья: На самом деле, если делать какое-то распределение между людьми, их можно разделить на 2 лагеря: люди, которые поступают во благо, их можно назвать относительно светлыми, и люди, которые поступают на зло, то есть делают какие-то нехорошие обряды. На Руси, к примеру, тех, кто делал плохо, называли колдунами и во всех религиях запрещены колдуны и колдовство. И есть светлые люди, которые поступают только во благо, в религиях обычно они становятся святыми и, соответственно, помогают людям, то есть по факту маги, конечно, не делятся на тёмных и светлых, но при этом каждый человек, каждый маг делает выбор, в какую сторону он будет выступать, то есть будет выступать во благо или во зло, и в принципе есть люди, которые видят духов и общаются с ними, это те же шаманы, медиумы, есть люди, которые работают через общение с природой и ритуальную магию, и есть люди, которые делают вид, что они работают.

Павел Давыдов: А вот, Лада, интересно, откуда всё это знаете, и сами вы видите духов?

Лада Ведунья: У меня в роду есть и шаманы и маги, у нас очень-очень древний магический род, поэтому я с научной точки зрения занялась изучением всех этих религиозных, мировоззренческих направлений и изучением магии как науки. И шаманка у меня бабушка по роду отца и все в роду, абсолютно все – маги, поэтому я знаю это не только как этнолог, не только как учёный, но и непосредственно как хранитель традиции.

Павел Давыдов: Лада, но тогда вы точно знаете, как отличить шарлатана от шамана.

Лада Ведунья: На самом деле отличить шарлатана от шамана достаточно сложно именно визуально, но при этом можно посмотреть по его делам, по тому, как он работает. Для того, чтобы стать шаманом, нужно, чтобы тебя выбрал дух, дух может не выбрать вообще на протяжении очень долгих поколений и это нормально. У меня бабушка – шаманка рода Дибо, это нанайские шаманы, и у нас в семье уже 4 поколения никого из шаманов нет, то есть ни мой отец, ни я, ни мои дети, ни моя внучка не являются шаманами, то есть дух выбирает того человека, с которым он будет работать, и, соответственно, такой человек умеет управлять погодой, искать предметы потерянные и так далее, то есть шаман проверяется делами.

Павел Давыдов: Слушайте, это, конечно, очень интересно. Лада, как мы видели, особое место в ритуалах шаманов занимает бубен. А что ещё помогает увидеть духов и позволяет с ними общаться?

Лада Ведунья: Бубен является проводником в другие миры, он помогает сонастроиться на определённый лад, бить я в него не буду, потому что это всё-таки сакральный инструмент, выдаёт определённые вибрации, и шаманы, выдавая определённую частоту, они дают частоту биения сердца младенца внутри матери, они сонастравивают внутренний мир человека и свой собственный на то, чтобы войти в состояние магического транса. Каждый бубен уникален, он делается под своего владельца, есть определённые правила изготовления бубна, данный бубен из оленя, он, если видите небритый, поэтому на нём нет рисунка, обычно шаманы наносят рисунки на бубны, бубны бывают из разных пород древесины, у них разные ручки, у меня здесь кожаная ручка, некоторые делают из рогов, как-то мне вот так пошло, что именно такой должен быть бубен.

Павел Давыдов: Лада, на вас очень интересная одежда, а что она собой представляет, расскажите.

Лада Ведунья: У меня древнерусский костюм, дело в том, что у меня по отцу – сочетание как раз шаманов и магов именно древнерусских, по матери – это древнерусские целители и этот костюм именно ближе к нашей русской культуре, подходящий к нашей культуре. Это очелья называется, то есть это обережное украшение, но, кстати, мы можем его видеть и в Якутии и у других народов, мы везде можем видеть это обережное украшение, потому что изначально была одна пракультура, один праязык и, соответственно, одно праверование и единая магическая традиция.

Павел Давыдов: Давайте вернёмся к моему основному вопросу: что кром бубна позволяет впадать в транс и, самое главное, общаться с предками?

Лада Ведунья: Вообще любые инструменты, которые используют шаманы и вообще маги, это инструменты, просто проводники, это так называемые «костыли», то есть то, с помощью чего человек легче входит в транс. Некоторые шаманы используют также лук, копья, варган и так далее, часто используются медитационные инструменты, например, в Азии используются поющие чаши и другие инструменты, в России используются колокольчики. Поющие чаши тоже являются медитационным инструментом, помогающим войти в трансовое состояние, но для настоящих шаманов и людей силы это в принципе второстепенно, они и без этого могут войти в необходимое состояние.

Павел Давыдов: Лада, скажите, пожалуйста, а в каких регионах нашей страны сохранились шаманы, кроме Алтая?

Лада Ведунья: На самом деле регионов у нас таких достаточно много, хотя на самом деле шаманов очень мало: на Алтае, в Туле, потом ненецкие шаманы, бурятские шаманы, бурятских шаманов, кстати, больше, в городах сохранились шаманы. Места в принципе влияют на то, где находятся шаманы.

Павел Давыдов: То есть можно предполагать, что именно энергия этих мест рождает людей с такими способностями?

Лада Ведунья: Люди со способностями рождаются там, где они необходимы в данный момент. Изначально шаманы появлялись в тех местах, где они нужны были для поддержания родовой силы, помощи общине и так далее, то есть люди, которые необходимы были в данном месте в данное время, точно так же у нас сейчас часто рождаются маги именно в городах по той самой причине, что больше скопление людей, которым необходима помощь, у нас находится в городах и пугаться, удивляться этому не стоит.

Павел Давыдов: Лада, а какую литературу, книги, источники порекомендуете почитать нашим зрителям, чтобы больше узнать о шаманах, их ритуалах и особенностях жизни?

Лада Ведунья: Из современных могу посоветовать Алексеева «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири», Новосибирск, 1984 год издания – эта литература описывает в принципе жизнь шамана достаточно широко. Из древних этнологических документов – это Крашенинников «Описание земли Камчатки», том второй, Санкт-Петербург, 1755 год, «Описание Иркутского и Тобольского наместничества», 1792. Линденау «Описание народов Сибири первой половины XVIII века», издание: Магадан, 1983 год.

Павел Давыдов: Изданий очень много, но вот какое вы бы сами выбрали для того, чтобы лучше погрузиться в эту атмосферу, атмосферу шаманизма?

Лада Ведунья: Я думаю, что Алексеев «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» – самое, скажем так, развёрнутое, а посмотреть шаманов глазами этнологов лучше всего – «Описание Иркутского и Тобольского наместничества», потому что это этнологические источники, переносящие нас в ту эпоху, когда шаманы были в достаточном количестве и проводили те ритуалы, которые тогда ещё хранили все традиции.

Павел Давыдов: Лада, как вы выяснили, вы тоже обладаете определённой энергетикой. Давайте попробуем заглянуть в завтрашний день, увидим ли мы там шаманом?

Лада Ведунья: Шаманы, я думаю, как таковые со временем видоизменяться в связи с тем, что мир меняется, и ритуалы постепенно станут немного другими, и, соответственно, шаманизм станет немного другим, но природная магия никуда не денется, она останется с нами навсегда.

Павел Давыдов: Лада, спасибо вам большое за эту интересную беседу, в завершение которой хочется предостеречь всех не экспериментировать с ритуалами, даже если вы в них не верите, помните: мир намного шире и многогранней, чем кажется на первый взгляд.

Лада Ведунья: Помните, что вы сами творите свою реальность и своими мыслями вы можете изменить мир сами.

Павел Давыдов: Именно так, друзья.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)