Фотограф дикой природы Виталий Горшков: Съёмка фотоловушкой лишает фотографа непосредственного участия в процессе

Гости
Виталий Горшков
фотограф дикой природы

Ангелина Грохольская: «Сократить расстояние, на которое современный человек отдалился от природы, обратить внимание на ещё сохранившуюся, естественную, нетронутую красоту мира вокруг нас – вот миссия фотографа дикой природы», – это слова Виталия Горшкова – фотографа, путешественника, который пришёл сегодня к нам в студию.

Виталий, здравствуйте!

Виталий Горшков: Добрый день!

Ангелина Грохольская: Можно я ещё регалии ваши? Организатор фототуров, председатель Калужского регионального отделения Союза фотографов дикой природы, лауреат и финалист многих-многих конкурсов. Виталий, кто ваши герои, ваши модели?

Виталий Горшков: Дикие животные, до которых удаётся добраться в нашем насыщенном хозяйстве – деятельности человека в мире.

Ангелина Грохольская: Я очень хочу сразу показать ваши фотографии, давайте мы посмотрим. И есть одна фотография, которая никого не оставит равнодушным, потому что сразу вопрос: как это снято: Как и где? Давайте – с вопроса «где?».

Виталий Горшков: Белые медведи у нас обитают в арктической зоне и здесь удалось побывать на восточном побережье Таймыра, я давно слышал и знал про это место, про то, что там достаточно близко от населённого пункта Хатанга есть моржовое лежбище, и местные жители говорили, что к этим моржам приходят белые медведи, которые на них охотятся. Провели прекрасно время и получили там серию замечательных кадров. Медведей с моржами не было, но потом получилась история, что в поисках пресной воды я отошёл от судна буквально метров на 200, наверно, но всё ж тундра, всё вокруг открыто, какие медведи? Тем более белого медведя видно издалека. Набирая воду на наи нужды, оборачиваюсь, а в 15 метрах стоит белый медведь и смотрит на меня. Ситуация была настолько неожиданная, я на него закричал, он бросился на меня, я побежал на него, но столкновение было, как с собакой, которую вы пнули, и она трусило убежала.

Ангелина Грохольская: Подождите, так кто убежал? Кто кого пнул? Кто куда убежал? Я остановилась на тот моменте, когда вы с ним столкнулись, у меня сейчас, знаете, уже фантазия работает.

Виталий Горшков: Белый медведь в природе не имеет врагов…

Ангелина Грохольская: Надо думать!

Виталий Горшков: И для него чувство страха, если добыча проблемная, он предпочитает с ней, в общем-то, не связываться. Удалось, в общем-то, отпугнуть.

Ангелина Грохольская: Так, но тогда не было с собой фотоаппарата, я так понимаю, да?

Виталий Горшков: Конечно, была в руках канистра.

Ангелина Грохольская: Это шикарная история! А вот этого как вы сфотографировали, которого вы видели на фотографии? Тот лежит, позирует вам. Это тот самый? Договорились с ним?

Виталий Горшков: Это уже съёмка была произведена с лодки, и здесь уже, учитывая прошлый вот этот опыт, конечно, в этой ситуации у нас было и чем отпугнуть, и присутствовал егерь заповедника вооружённый, потому что это дикий зверь фактически, и что у него там в голове в данный момент, неизвестно. И так история, конечно, послужила большим уроком и для всех, и, главным образом, для меня, поскольку я был там сосновым инициатором этого путешествия. Кстати, смех смехом, а медведя удалось отпугнуть только выстрелами между мной и медведем.

Ангелина Грохольская: Сейчас фотографы животных диких, дикой природы чаще используют фотоловушки: расставляют заранее камеры и, в общем, сами в засаде нигде не сидят, потому что, чтобы какой-то классный, суперредкий кадр сделать, нужно очень много времени. Так ли это? И как вы снимаете?

Виталий Горшков: Да, новые сюжеты как бы получаются, новые направления, но съёмка фотоловушкой лишает фотографа непосредственного участия в процессе. То есть, когда ты видишь в видоискатель камеры, как блик пляшет в глазу овце-быка, например, и ты нажимаешь на кнопку и понимаешь, что это тот самый момент, и ты уже внутренне чувствуешь, что вот этот кадр удался, поэтому я не думаю, что тема фотоловушек долго проживёт. Просто всегда в какие-то годы: появились дроны, квадрокоптеры с камерой, стали доступной остаточно игрушкой, и все их стали покупать, и уже сейчас фотограф дикой природы без дрона – вроде бы как и не фотограф, обязательно нужны какие-то общие планы снять сверху.

Ангелина Грохольская: Мы продолжим говорить об этом через несколько минут, узнаем, как правильно снимать животных в дикой природе, что можно, что нельзя, и куда отправиться в нашей большой стране, чтобы увидеть всю эту красоту, а сейчас прервёмся ненадолго. Не переключайтесь.

Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие». Наш корреспондент Мария Кочевая отправилась на фотоохоту. В Сайлюгемском национальном парке у неё должно было состояться свидании с невидимками. Путь оказался неблизким и даже опасным, но ради тех фантастических кадров, которые вы сейчас увидите, стоила рискнуть. А вот удалось ли Марии встретиться со своими визави, сейчас узнаем.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Фотограф дикой природы, путешественник Витали Горшков сегодня в нашей студии. Мы продолжаем говорить.

Считается, что хороший фотограф именно дикой природы должен быть биологом по профессии. Вы же – биолог. Это действительно помогает?

Виталий Горшков: Ещё как помогает! Вообще биологам я с детства мечтал стать и с детства читал книги про птиц, меня эта тема очень интересовала, и так получилось, что на момент, когда я стал заниматься фотографией, у меня был определённый багаж знаний, и я знал, кто в нашей местности водится, какие интересные виды и как их можно эффектно снять. Но потом ещё люди, которые далеки от этой темы, но им очень хочется снимать, вот из собственного опыта есть очень положительный такой момент в сотрудничестве с охотхозяйством. У нас на территории области есть охотхозяйство «Воря», там очень грамотно организованы все работы по привлечению зверя и плотность животных и птиц там очень высока. Когда я познакомился с охотоведом Сергеем Пульмановским, который руководит этим хозяйством, он сказал: «У меня на территории есть ток глухариный». Я имею опыт контакта с егерями, я вначале думаю: «Тут 100 километров от Москвы, какой глухариный ток!». Я говорю: «Может, ты путаешь, тетерева тем?». Тот засмеялся и говорит: «Приезжай». Поехал, действительно оказался глухариный ток в очень необычном для глухарей месте, то есть это не какое-то верховое болото это опушка смешанного леса. 3 года мы ездили на этот глухариный ток и методом различных проб отработали, в общем-то, такую методику. Кстати говоря, охоту на глухарей в хозяйстве не прекратили, понимая, что больше интерес и доход можно получить с фотографов, которые будут приезжать не стрелять птиц…

Ангелина Грохольская: А снимать.

Виталий Горшков: А снимать.

Ангелина Грохольская: Куда у нас ещё в Росси можно поехать? Может быть, даже вы не были, но хотелось бы сделать, если бы была возможность устроить фототур, вот в каком месте и кого можно поснимать?

Виталий Горшков: Фотографы дикой природы очень ценят возможность какой-то гарантированной съёмки диких животных, ведь тратятся очень большие средства на все эти поездки, отпуск тратится Вот ближайшие съёмки, которые мы организуем, это как раз заповедник «Калужские засеки», на юге Калужской области он находится, где вот эти 350 зубров, они как раз сейчас начинают выходить на подкормочные площадки…

Ангелина Грохольская: Вот они – красавцы!

Виталий Горшков: И даже заповедник, в общем-то, организует там массу экскурсий, туда ездят из Москвы, из других близлежащих городов на экскурсии и можно видеть, как из леса выходят дикие звери, их можно фотографировать.

Ангелина Грохольская: А вам самому куда бы хотелось отправиться и кого снять?

Виталий Горшков: Если говорить о нашей стране, очень мне нравится район Таймыра, поскольку я там фактически бываю каждый год и там, несмотря на пустынность этих территорий, плотность животных достаточно высока. И самые интересные дал меня виды – это как раз овцебыки, моржи, медведи и вся вот эта тундровая живность. Очень интересна Камчатка, но она, в общем-то, традиционна для фотографов целая очередь, я знаю, там существует на съёмку медведей на Камчатке.

Ангелина Грохольская: Потрясающе!

Виталий Горшков: В нашей стране также интересное место – Шантарские острова, где можно поснимать китом, которые подходят к одному из остров.

Ангелина Грохольская: Виталий, спасибо вам огромное за беседу! Я желаю, чтобы в вашей коллекции ещё огромное количество кадров и моделей появилось. Спасибо вам большое!

Виталий Горшков: И вам спасибо! До свидания.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (0)