Историк Дмитрий Юрков: У любого подземного спецобъекта всегда есть секреты, и секреты эти обычно связаны с тем, что мы просто не всё знаем

Гости
Дмитрий Юрков
научный руководитель музея современной фортификации, историк

Павел Давыдов: Вы смотрите «Большую страну. Территорию тайн». В начале программы мы напомнили о событиях в Крыму в 45-м году. К Ялтинской мирной конференции было также построено несколько бомбоубежищ. Напомню, что в годы войны и после окончания боевых действий в СССР возводились секретные подземелья. Бункер Сталина на Волге считается самым глубоким сооружением времён Второй мировой войны. Он окружён тайнами и загадками, там отмечается множество аномалий, но самое главное – это то, что дух генералиссимуса до сих пор присутствует там, а его самого в этом подземном сооружении никогда не было. О сказках из склепа и других загадочных бункерах – мой коллега Борис Куломзин.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Человек селился в пещерах с незапамятных времён, а в атомных век создал себе массу рукотворных подземелий, чтобы не просто жить, а выжить. Подземные бункеры можно назвать одними из самых уникальных сооружений в мире, но построить бункер – полдела, надо осуществить это скрытно. Задача непростая, учитывая масштабы и инженерную мысль. Построив его, секрет ещё нужно сохранить. Далеко не все бункеры известны, некоторые полостью заброшены и скрыты от глаз самой природой, а другие действуют и хранятся в ещё большей тайне.

Об этом мы поговорим с Дмитрием Юрковым – историком, научным руководителем музея современной фортификации. Дмитрий, здравствуйте!

Дмитрий Юрков: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Давайте начнём с бункера Сталина в тогдашнем Куйбышеве, ныне Самаре, о котором в том числе шла речь в сюжете. Как можно объяснить факт того, что Сталин там не был, а его дух ощущается до сих пор?

Дмитрий Юрков: Лично я там бывал много раз и, откровенно говоря, никакого духа не ощущал, думаю, всё-таки это особенности личного восприятия, и «бункер Сталина» в отношении этого объекта – это довольно условное название, потому что он строился не только для Сталина, он строился для всех верхушки советского правительства…

Павел Давыдов: Наш корреспондент об этом рассказал.

Дмитрий Юрков: Но никто из них там так и не укрывался.

Павел Давыдов: Вообще подземных секретных объектов в нашей стране до сих пор много и есть предположение, что рассекречена лишь малая часть из тех, которые строились в советские времена. Повторюсь – предположение. У вас есть книга «Советские секретные бункеры». А о каких объектах сейчас по-прежнему мало информации?

Дмитрий Юрков: Здесь всё очень просто: мы работаем с рассекреченными архивными материалами, и все эти материалы заканчиваются на 1960-х годах, то есть всё, что строилось за последние полвека остаётся под грифом «Секретно».

Павел Давыдов: Но, согласитесь, иногда хочется расковырять и открыть ящик Пандоры?

Дмитрий Юрков: Нам не хочется.

Павел Давыдов: Вы боитесь?

Дмитрий Юрков: Нет, дело не в страхе, просто не хотелось бы случайно какими-то действиями нанести ущерб государственной безопасности.

Павел Давыдов: Очень хороший и правильный ответ! А как вы собирали информацию для этой книги и с какими сложностями столкнулись перед публикацией?

Дмитрий Юрков: Исключительно архивные материалы – обычная работа историка-исследователя. Архивы федеральные, архивы ведомственные, архивы региональные, хозяйственные рутинные документы о строительстве и эксплуатации подземных спецобъектов – всё это было собрано, проанализировано, так появилась на свет эта книжка.

Павел Давыдов: Дмитрий, но вы так скромно об этом рассказываете. Вокруг книги, которая только выходит в эти дни в продажу, по крайней мере, уже столько ажиотажа в интернете. С чем же это тогда связано?

Дмитрий Юрков: Связано это с тем, что подобное делается впервые. Это примерно 20-я книга про секретные бункеры, которая выходит в нашей стране, и первая книга, которая написана не по мотивам личных фантазий, а по историческим архивным источникам.

Павел Давыдов: На Таганке в Москве стоит неприметный двухэтажный особняк, он скрывает бетонный купол толщиной 6 метров, закрывающий шахту глубиной 60 метров, там, на уровне кольцевой линии метро, находятся 4 тоннеля, соединённые переходами, это бывший командный пункт дальней авиации, сейчас там музей холодной войны. Честно признаюсь, мне было не по себе гулять по нему. Дмитрий, скажите, а в каком бункере вам было страшней всего находиться?

Дмитрий Юрков: Можно я вас поправлю немножко?

Павел Давыдов: Пожалуйста.

Дмитрий Юрков: Глубина шахты – 54 метра, и это бывший объект ГО-42 Министерства связи Советского Союза.

Павел Давыдов: Я был как турист, поэтому, что запомнил, то и рассказал. Спасибо за уточнение.

Дмитрий Юрков: Понятно.

Павел Давыдов: Но вернёмся к вопросу.

Дмитрий Юрков: Самое сильное ощущение у меня, наверно, если брать московские спецобъекты, от бункера 703 на Павелецкой, потому что он такой весь из себя мрачный, недореконструированный, с потоками артезианской воды, которая течёт из щелей из всех в обделке со странными звуками – очень мощное впечатлении производит.

Павел Давыдов: А какие тайны ходят вокруг этого объекта?

Дмитрий Юрков: Опять же как исследователь я не мыслю категориями тайн, мифов, секретов.

Павел Давыдов: Хорошо, какие секреты? Давайте поставлю вопрос так.

Дмитрий Юрков: Смотрите, у любого подземного спецобъекта всегда есть секреты, и секреты эти обычно связаны с тем, что мы просто не всё знаем, не со всех документов снят гриф секретности, и то, чего мы не знаем, то, о чём можно только догадываться, об этом странно говорить и фантазировать. То, что мы уже изучили, исследовали, мы знаем уже досконально и там никаких секретов не остаётся.

Павел Давыдов: Хорошо, Москва, Самара и, наверно, Петербург, а где ещё интересные бункеры, в каких регионах страны?

Дмитрий Юрков: Если мы будем говорить про подземные спецобъекты глубокого залегания, хорошо защищённые, то это крупные столицы бывших союзных республик – это Киев, Тбилиси, Баку, в первую очередь, и это многие приморские города, такие города, как Севастополь, Владивосток, Мурманск, где также были построены в большом количестве многие спецсооружения.

Павел Давыдов: Гора Ямантау, о которой в последнее время ходит масса фантастических слухов, самая высокая на Южном Урале, существует даже предположение, что это громадный подземный город-бункер. Российские военные никак это не комментируют, а, что интересно, к Ямантау поведена железная дорога, вершина горы тщательно охраняется. Что вам известно об этом объекте?

Дмитрий Юрков: Мы это не сможем обсуждать, потому что это связано с действующей секретностью, в рассекреченных документах никакой информации про это нет.

Павел Давыдов: Но тем не менее в соцсетях про это пишут очень многое. Всё-таки, наверно, домыслы, да?

Дмитрий Юрков: Может быть, домыслы, мы не знаем, мы стараемся не залезать в действующие объекты, в актуальное состояние действующих объектов, поэтому здесь я сказать ничего не смогу.

Павел Давыдов: Под землёй можно хранить даже то, что плавает. Одно из самых грандиозных сооружений времён холодной войны – укрытие подводных лодок в Балаклаве. А чем этот объект интересен?

Дмитрий Юрков: Этот объект интересен тем, что у него есть не только вход, но и, скажем так, вплыв, то есть это одно из трёх сооружений в нашей стране, которое рассчитано на вход туда подводных лодок и надводных кораблей, в этом, собственно, основной интерес, наверно, основная необычность балаклавского 825-го объекта.

Павел Давыдов: А он до сих пор действующий?

Дмитрий Юрков: Нет, оно музеефицирован ещё в 90-е-начале 2000-х годах и сейчас там просто музей, который может посетить любой желающий.

Павел Давыдов: Дмитрий, а вас тема бункеров заинтересовала ещё в детстве? И чем она вас так привлекла: загадками, тайнам или всё гораздо глубже?

Дмитрий Юрков: Всё довольно просто: мы, когда ходим по улицам городов, мы видим только здания, в лучшем случае метрополитены, а помимо этого есть ещё огромное количество пространства, которые делают городское пространство более объёмным, и всегда было интересно, что находится под асфальтом, у нас под ногами, что не видно – вот с этим, наверно, и связан мой интерес к изучению подобных сооружений.

Павел Давыдов: Да уж, подземелья всегда загадочны, будь то пещеры, карстовые разломы, жерла уснувших вулканов или рукотворные бункеры под гранитными плитами и тысячами тонн бетона. Дмитрий, спасибо вам большое, что сегодня всем нашим телезрителям напомнили о том что подземный мир скрывает очень много тайн!