Ангелина Грохольская: В истории много белых пятен, некоторые события до сих пор вызывают споры. Мы все понимаем, что иногда трактовка подгоняется под определённые моменты времени, но есть то, что неизменно, – это наше отношение к насилию. Можно ли решить конфликты без оружия и угроз? И как об этих событиях рассказывать нынешнему поколению, чтобы ничего не повторилось? Вот об этом мы сегодня решили поговорить и пригласили в качестве эксперта учителя истории, права и обществознания средней школы города Реутов Олесю Колесник. Олеся Николаевна, здравствуйте! Олеся Колесник: Здравствуйте, Ангелина! Ангелина Грохольская: Олеся Николаевна, вот значит ли то, что любая революция, любое вооружённое восстание, любое насилие, которое массовое, любой вооружённый конфликт – это разрушение и за собой повлечёт откат и в экономическом плане, я уж не говорю про человеческие жертвы, естественно, и про социальное? Олеся Колесник: Конечно-конечно. Когда мы говорим о том, что мы ломаем, естественно, мы встаём перед той ситуацией, когда нам придётся это заново выстраивать. Вообще нужно понимать историю происхождения революционных идей, начиная с начала XIX, когда наш русский солдат ходил в заграничные походы в наполеоновскую Францию, и мы подзаразились революционной идейностью, привезли её к себе домой и стали потихонечку развивать. Но здесь опять же нужно сказать, что, в отличие от Франции, которая пережила за свою историю 5 революций, Россия уступает и слава богу. Ангелина Грохольская: Кстати, о Франции: развитая страна, при этом главным праздником считается День взятия Бастилии. Кстати, он долгое время не отмечался, потому что это одно из самых кровавых событий в истории республики. Вот нет ли здесь некоего несоответствия? Олеся Колесник: Да, я с вами согласна. Вы знаете, на самом деле, тут опять же позиция сугубо субъективная: «взятие Бастилии» – ведь под этим лозунгом отмечается некоторая идея свободы. Что такое свобода? Свобода ведь – это не вседозволенность, как подменно понимают многие умы, свобода – это высокая степень ответственности. И вы правильно сказали, Франция сегодня – ведущая страна, одна из таковых, которая именно болезненным путём выстраивала многие процессы, ведь они сами переживали и не единожды трагедии, даже вот казнь Людовика XVI, религиозные кровопролитные события. Вы знаете, я бы немножко здесь отошла от Франции и ушла бы к Великобритании, ведь Великобритания пережила, в отличие от России и Франции, меньшее количество – это одна революция, и она была степеннее, это противостояние власти, парламента, короля. Нужно сказать, что они пришли быстрее всего к компромиссу. И что мы видим в итоге? Вот на это я бы обратила внимание, что Англия сегодня – призванный лидер. В конце XVIII-начале XIX века она заявляет о себе как о мастерская мира, она заявляет о себе как банкир мира. Сегодня она диктует многие тенденции. Я не говорю, что нужно смотреть именно на Англию, но быть может перенимать какой-то опыт цивилизованного решения и развития впоследствии – это будет более конструктивным вариантом развития общества. Традиционно всё-таки она не зря является гарантом стабильности. Подобное развитие можно заметить и в состоянии Японии, поскольку это та страна, которая на протяжении огромного количества времени сохраняет свой монархизм, у них династия, которая более 2000 лет существует, и это уникальное государство, которое из отсталой страны на сегодняшний день превратилось в ведущую державу. Ангелина Грохольская: Да, а в истории нашей странны были примеры, когда всё-таки бесконфликтно удавалось решить какую-то ситуацию? Олеся Колесник: Вы знаете, может быть, попытки стоит отмечать. Вот почему говорят о том, что Первая революция 1905 года потерпела крах? Но ведь там тоже момент вот этого парламентаризма, когда представители от народа участвовали в заседании Госдумы, – это многопартийность. Ангелина Грохольская: Мы вернёмся к этой теме, поговорим через несколько минут о том, как рассказывать об этих событиях школьникам, чтобы они не повторились. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Да, кровавых событий в нашей истории очень много. Вот как об этом рассказывать подрастающему поколению? Об этом прямо сейчас поговорим с нашим экспертом Олесей Колесник – учителем истории. Вы преподаёте историю. Вот как рассказывать, как подавать тот самый материал? Олеся Колесник: Конечно же, важны причинно-следственные связи, потому что только в этих условиях ребёнок сможет логично рассуждать и понимать: что, почему, зачем. Начинаем мы, конечно же, все революционные события с того момента, как только революционная мысль зародилась, мы рассматриваем причины каждой революции, у каждой смотрим самостоятельный повод, чтобы понимать, что явилось этой спичкой, разжигающей именно огонь, это пламя, которое сожжёт потом участников, и, конечно же, смотрим итоги. Подходя к кульминации революции, мы смотрим, к чему она привела. В истории нашего государства – это Гражданская война. Ангелина Грохольская: Какие вопросы задают и бывают какие-нибудь провокационные? Олеся Колесник: Конечно-конечно. Нужно отметить тот факт, что современное поколение – это мыслящее поколение, тем и интересно в этом плане с ними работать. Они, знаете, задают очень интересный вопрос: «А как вы думаете, если бы…». Вот альтернатива, притом, что у нас ЕГЭ сегодня предполагает оппозиционные взгляды, то есть за и против посмотреть. Очень тревожит ребят расстрел царской семьи, вот эта трагедия. Я сегодня говорила о династической преемственности в Японии, у нас же пусть немного было династий, были короткие некие династии, но династия Романовых, которая просуществовала огромный период времени, нужно признать, что это традиция нашего государства, и то, какую жестокую смерть они принимали, то есть, рассматривая какие-то детали, как убивали дочерей Николая II, по тому, как дамы ходили в корсетах, и когда стреляли, расстрел сам производился, то корсеты рикошетили, то есть они не умирали сразу, это была мучительная смерть, их потом ещё, скажем так, дорезали – вот одна из таких версий. Естественно, это не может не трогать детские умы, и они вот в этом шоке понимают, насколько всё-таки это трагедия. Ангелина Грохольская: И насколько это страшно, да. Олеся Николаевна, вроде бы история, такие учителя хороши, и всё мы все понимаем, взрослые и дети, но, когда что-то у нас происходит в стране, мы на улицах видим огромное количество подростков и молодых людей. Не кажется ли вам, что всё-таки в какой-то степени тема революции, тема восстаний, тема свободы опять же, про которую вы говорили, вот этих понятий немножко романтизирована, то есть не до конца понимают подростки, к чему это может привести? Олеся Колесник: Я согласна с вами, Ангелина. Дело в том, что действительно есть такое, как я уже сказала, подмена свободы и вседозволенности в сознании людей, и мы стали только на тот путь, когда мы развиваем гражданскую позицию, мы говорим о том, что быть свободным – значит быть в ответе, и сегодня много очень уделяется этому внимания на уроках обществознания, в частности, и истории, об этом важно говорить. Но подростки – это как раз тот контингент, где ещё неокрепшие умы, и, к сожалению, они подвластны некоторому провокационному давлению. И, наверное, именно за школой, в первую очередь за школой та важная цель, вытекающая отсюда и задача, чтобы более осознано подходить к своим поступкам, более рационально смотреть на то, что они за собой повлекут, и понимать, что любое действие приведет к противодействию, и устроит ли тебя исход? Ангелина Грохольская: Да, это очень важные слова. Олеся Николаевна, спасибо вам огромное за сегодняшнюю беседу, мне кажется, многим взрослым стоит прислушаться сейчас, не только педагогам, потому что не только от школы, но и от семьи тоже очень многое зависит, и, конечно, нам стоит помнить уроки истории. Спасибо вам большое! Олеся Колесник: Спасибо! Ангелина Грохольская: До свидания! Олеся Колесник: Всего доброго!