Павел Давыдов: 19 марта 1906 года вышел указ «О классификации военных судов Российского императорского флота». Именно этим документом были созданы подводные силы Российской империи в Балтийском море. Император Николай II включил в классификацию посыльные суда и подводные лодки, в тексте тогда были перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин. За 115-летнюю историю отечественные подлодки прошли несколько этапов развития: от крошечных потаённых судов до самых больших в мире стратегических ракетоносцев. С момента появления в составе военно-морского флота субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений. С нами на связи Юрий Ведерников – старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России имени Маринеско. Юрий Владимирович, здравствуйте! Юрий Ведерников: Здравствуйте, Павел! Павел Давыдов: История подводного флота России берёт своё начало ещё в XVIII веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертёж потаённого судна скрытого под водой. А вот скажите, Российская империя была первой страной в мире, у которой появилась своя подводная лодка? Юрий Ведерников: Нет, к сожалению, Российская империя была не первой страной, которая успешно испытала подводную лодку. Первая подводная лодка погрузилась за 100 лет до Ефима Никонова в 1620 году, голландец Корнелиус ван Дреббель сделал подводную лодку для английского короля. В последующие годы, скажем так, Россия развивала подводные силы, была в числе передовых держав, но не первых. Павел Давыдов: Но при этом уже в Первую мировую войну разные государства, в том числе и наша страна, активно использовали подлодки в сражениях, у нас тогда было 75 лодок разных конфигураций, а во Вторую мировую советский флот уже включал 212 субмарин. Вокруг них много тайн и легенд. А вот скажите, какая из них лично вам не даёт покоя? Юрий Ведерников: Как говорится, за скобками истории осталась такая значительная эпоха, как холодная война, и остался такой, на мой взгляд, существенный подвиг, как деятельность российских подводных лодок в 90-е годы. Буквально пара эпизодов. Эпизод первый: в 1995 году корейские военно-морские силы в Жёлтом море обнаружили обломки погибшей лодки, обследовали, по их мнению, это была советская подводная лодка, якобы погибшая в 53-м году. Ситуация заключается в том, что в 53-м году советских подводных сил в этом районе Жёлтого моря не было, японских подводных сил уже не было, американские подводные силы не действовали, китайских ещё не было, но исторический факт есть – подводная лодка затоплена, чья она, неизвестно. Это первая, скажем так, историческая интрига, над разрешением которой мы боремся. А второй реальный факт: я в своё время занимался историей подводных мореплаваний на Дальнем Востоке и прочитал, что на Тихоокеанском флоте за 90-е годы было выполнено порядка 30-40 боевых походов. Я собирал информацию по открытым источникам, поговорил с людьми знающими, и они мне посоветовали изучить ещё другие источники, но по их оценке было порядка 40-50 боевых походов. Это, представляете, в голодные лихие 90-е такое количество подвигов! Об этом практически никто не знает. Это такая тоже, ну не интрига, а интересный предмет для изучения. Павел Давыдов: А мы сейчас расскажем историю первенца советского подводного кораблестроения. Это спущенная на воду 90 лет назад со стапелей Балтийского завода дизель-электрическая торпедная подлодка Д-2 «Народоволец», она принесла 5 побед во время Великой Отечественной войны и сохранилась до наших дней. Моя коллега Наталья Липская узнала, в чём же главный секрет долголетия этой подлодки. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Подводный флот России – это уникальный род войск, служба в них рискованная и трудная. Офицеры и матросы месяцами находятся в субмаринах под толстым слоем водных просторов, не всплывая на поверхность, все они – настоящие герои, охраняющие рубежи нашей страны. С нами на связи из Санкт-Петербурга Юрий Ведерников – старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России имени Маринеско. 12 августа 2000 года произошла страшная катастрофа в истории российского подводного флота – в Баренцевом море затонула атомная субмарина К-141 «Курск», погибли 118 человек. По главной версии на крейсере взрывалась торпеда, однако недавно бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов высказал предположение, что «Курск» затонул после столкновения с подводной лодкой одной из стран НАТО. Юрий Владимирович, я знаю, что вы тоже изучали разные документы по этому вопросу. А как относитесь к такой версии? Юрий Ведерников: В принципе американские подводные лодки, английские подводные лодки осуществляют периодическое слежение за российскими берегами, тем более за районом проведения учений – это их работа. В своё время советские подводники поступали так же, поэтому гипотеза, версия столкновения достаточно реальная. Другое дело, как человеку, привыкшему работать с документами, мне бы хотелось получить какое-то документальное подтверждение – сообщение какой-либо из сторон, какие-то, скажем так, факты, свидетельствующие о событии, о столкновении и так далее. Павел Давыдов: Но знаете, что меня поражает как журналиста: 20 лет молчали, а потом спустя не один год решили об этом высказаться. Юрий Ведерников: Я бы с вами не согласился, гипотеза о столкновении рассматривалась ещё в 2000 году – один из вероятных сценариев события, получила оценку другая версия, и, возможно, эти версии столкновения с последующим взрывом взаимосвязаны между собой. В узко профессиональных кругах эта гипотеза обсуждалась, безусловно, другое дело, что за 20 лет оно потихонечку пошло на убыль. Вячеслав Алексеевич – это человек, который является, скажем так, современником и участником этих трагических событий, лицо, несущее ответственность, более того, человек 20 лет носил в душе этот груз. Я так понимаю, что он человек почтенного возраста, и в своё время он обещал довести, скажем так, до граждан России причины гибели «Курска». Его право, он имеет право высказаться. Павел Давыдов: Но очевидно, что истинную правду мы, наверное, уже не узнаем, больше 20 лет прошло с момента гибели этой субмарины. А после как много ещё трагедий было с российскими подлодками, трагедий, о которых мало кто сегодня вспоминает? Юрий Ведерников: Вы знаете, всего за 115-летнюю историю подводных сил России погибло 149 подводных лодок, вполне официально подтверждено. После «Курска» погибла такая подводная лодка, как К-159, которая находилась в базе отстоя и при буксировке к месту разделки она затонула, вместе с ней упокоились 9 человек. В последующие годы было ещё несколько аварийных случаев, но надо понимать, аварийные случаи – это частые аварии, не влекущие за собой крушение корабля. Было 6 крупных аварийных случаев, в итоге которых погибло 35 человек. Крупнейшие из них – это аварийное происшествие в 2008 году на подводной лодке К-152 Тихоокеанского флота, несанкционированная подача системы пожаротушения в отсек, погибло 20 человек, и в июле 2019 года пожар на подводной лодке АС-31, в результате которого погибло 14 человек. Павел Давыдов: Экипажи подводников – это действительно настоящие герои, сложнейшая служба и колоссальная ответственность. Кого конкретно из этих людей – героев – вы могли сегодня вспомнить, чья история, на ваш взгляд, что называется, затерялась в архивах? Юрий Ведерников: Вы знаете, я бы не согласился с этим выражением «затерялась в архивах», мне больше нравится выражение «судьба ждёт своего исследователя». Судьбы Героев Великой Отечественной войны достаточно изучены, а судьбы героев-подводников холодной войны, героев-подводников 90-х годов практически не изучены по ряду причин. Интересна судьба человека, который заслужил звание Героя Советского Союза, но не получил таковое, это Вадим Александрович Терёхин – командир подводник-тихоокеанец, командир подводник-североморец. Интересна судьба Сиденко – адмирала флота, активного участника 19 боевых служб, потом командующего Балтийским флотом, потом командующего Тихоокеанским флотом, и пик его карьеры – это командование Восточным стратегическим направлением в 2000-х годах. Павел Давыдов: А скажите, пожалуйста, где наши зрители могут ознакомиться с информацией о судьбе не только перечисленных вами героев, но и тех подводников, о которых сегодня мало кто говорит? Юрий Ведерников: О судьбе героев-подводников времён Великой Отечественной войны вы можете посмотреть на сайте Евгении Чирвы «Великая Отечественная под водой», очень документально отработанный материал, всё структурировано, всё наглядно, всё доступно. Павел Давыдов: Это Великая Отечественная, здесь, как вы правильно сказали, информация, что называется, на поверхности. А вот закрытые 90-е годы? Юрий Ведерников: К сожалению, нигде. Эта тематика по совокупности причин не разглашалась, потом мои товарищи-подводники – ребята неболтливые и скрытные в силу специфики своей деятельности, и обобщением этого материала я начинаю потихоньку заниматься, но, как говорится, мы в начале пути. Павел Давыдов: Что ж, а сейчас история самой большой дизельной советской подводной лодки Б-307 – гордость отечественного подводного флота и рукотворный памятник создавшим её горьковским конструкторам. Они не только навечно вписали свои имена в историю военно-морского флота, но и показали, насколько наша инженерная мысль в те годы обгоняла идеи зарубежных учёных. О жизни после отставки – мой коллега Борис Куломзин. СЮЖЕТ Павел Давыдов: В эфире программа «Большая страна. Территория тайн». Напомню, сегодня с нами на связи из Санкт-Петербурга Юрий Ведерников – старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России имени Маринеско. Юрий Владимирович, конструкторские бюро России не прекращают работы над созданием перспективных подводных кораблей новых поколений. Каких-то данных о будущих технических параметрах подлодок нет, и это понятно, они засекречены, поэтому просто поинтересуюсь у вас: скажите, а какие у нас перспективы, в чём преимущества нашего подводного флота? Юрий Ведерников: В современности на начало декабря 2021 года в состав подводных сил России входило порядка 73 подводных лодок, из них порядка 50% были старыми, устаревшими конструкциями. Где-то десятилетие назад началась программа обновления и в современности построено 5 новых ракетных атомных подводных лодок стратегического назначения, то есть ядерное сдерживание, порядка 5 многоцелевых атомных подводных лодок. Обратите внимание, полностью обновлён подводных флот Черноморского флота, то есть новые 6 корпусов пришли за последнее десятилетие, подводный флот Черноморского флота стал дееспособным, поэтому мы выходим постепенно из забвения, которое было в течение 90-х и начала нулевых годов. Павел Давыдов: Хорошо, а как стратегия нашего подводного флота изменилась с советских времён, ведь сегодня другое время и фактически другие вызовы? Юрий Ведерников: Вы знаете, свою службу на Тихоокеанском флоте я начал в начале 80-х годов, будучи матросом-призывником, и первое, что мне бросилось в глаза в учебном отряде, когда я туда зашёл, это плакат-транспарант в ленинской каюте, было написано просто: «Всё, что построено советским народом, должно быть надёжно защищено». То есть мне внятно объяснили, для чего я это делаю. Прошло порядка 30-40 лет после этого всего и принципиально что? Страна осталась, Родина осталась, поэтому стратегия проста: «Всё, что построено российским народом, должно быть надёжно защищено». Павел Давыдов: Какой замечательный ответ! Юрий Владимирович, как вы только что напомнили, в своё время служили на флоте, поэтому задам вопрос, связанный с молодым поколением: скажите, а что мотивирует сегодня молодёжь идти и нести службу на подводной лодке? Юрий Ведерников: Вы знаете, мотивация всегда была практически одинаковая, какой бы, скажем так, политический строй у нас ни господствовал, это, безусловно, интерес к службе, это интерес к новому, интерес к приключениям, формирующийся опыт товарищей. Я родился и вырос в сибирской деревне, и меня подвиг на это дело сосед, который служил на подводном флоте и рассказывал мне соответствующие байки. Романтика, к сожалению, с возрастом убывает и к 60 годам, к которым я приближаюсь, остаётся прагматика, но я, извините за прямоту, не жалею о прожитых годах. Если б была возможность, я бы повторил. Павел Давыдов: Замечательно! Юрий Владимирович, спасибо за эту интересную беседу и факты, которые вы сегодня нам рассказали!