Ангелина Грохольская: Сегодня мы поговорим с человеком, который обнаружил не один скелет в шкафу именитых жителей Коломны. Вадим Кириченко, краевед, главный специалист межархивного отдела информационных и коммуникационных проектов Российского государственного архива научно-технической документации, сейчас с нами на связи. Вадим Юрьевич, здравствуйте! Вадим Кириченко: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Коломна – город старинный, наверняка много тайн есть в вашем городе. Вадим Кириченко: Конечно, у нас город пропитан мифами, легендами. Вот вы сейчас упомянули именитых граждан Коломны, а действительно у нас в конце XIX века было несколько именитых граждан, среди которых представители семейства Мещаниновых. Это самая богатая семья города Коломны второй половины XVIII века. Самая большая усадьба и самая большая усадебная территория была как раз у них. Ангелина Грохольская: Что же связано с этой усадьбой? Вадим Кириченко: Наиболее значимый факт – это то, что в этой усадьбе при своём посещении в октябре 1775 года недолгое время, 2 часа, находилась императрица Екатерина II. Ангелина Грохольская: То, что сама императрица посетила эту усадьбу, конечно, говорит о высоком статусе её владельцев. Вадим Кириченко: Конечно. Ангелина Грохольская: Но, как мне кажется, чем выше статус, тем больше и семейных тайн. Вадим Кириченко: Непростой была семья Мещаниновых, в ней были как истинно православные, так и раскольники, старообрядцы. Родные братья, например, Иван Тимофеевич и Демид Тимофеевич: один жертвовал деньги на храм и был построен в Коломне в 1776 году храм Тихвинской иконы Божьей матери, который в перестроенном виде сохранился до сих пор, а другой до конца дней своих был записным раскольником, тем не менее, именно сын этого записного раскольника Иван Демидович должен считаться так называемым «Коломенским богом – самым состоятельным и самым влиятельным гражданином города Коломны второй половины XVIII века. Именно он принимал Екатерину II, а не Иван Тимофеевич, как это написано практически во всей литературе. После визита Екатерин II через 2 месяца Иван Демидович, как это удалось недавно установить, был награждён персонально указом сената шпагой за тот вклад, который он внёс, в том числе за организацию посещения Екатерины II Коломны. Ангелина Грохольская: Вадим Юрьевич, конечно, дела государственные – это важно, но мне как девочке всегда про любовь хочется что-нибудь узнать. Были ли в Коломне какие-нибудь истории, связанные с любовью неразделённо, например, или ещё что-нибудь такого плана? Вадим Кириченко: Я стал анализировать исповедные росписи. Чтобы было понятно, то, начиная с петровских времён, каждый гражданин обязан был приходить исповедоваться в храм, к которому он был прикреплён, то есть ты не мог выбирать в XVIII веке храм тот, который ты хотел, и тебя прикрепляли к определённому, и ты в него ходил. Чтобы перейти в другой храм, нужны были веские аргументы и иногда отказывали. Вот я обнаружил, что исповедальные росписи, в частности, по Коломне имели некий иерархический список, когда прихожан-купцов священники распределяли по значимости, причём твой статус коммерсанта и твои деньги не имели никакого ровным счётом значения, главное было – отношение к православной церкви. Ангелина Грохольская: Как интересно! Вадим Кириченко: И видно было в архивах, когда начинаешь работать, оттуда можно просто не выползать, потому что всё время что-то новое, какие-то истории любовные действительно происходят, он необязательно в Коломне, может быть и в других регионах, когда, например, любовные записки в архивах можно обнаружить, которые священник писал свой прихожанке, был он в неё влюблён безнадёжно. Ангелина Грохольская: Да вы что! Даже такое было? Расскажите, это интересно. Вадим Кириченко: Даже любовные записки эти сохраняются в архивах. Ангелина Грохольская: Что писали? Это безумно интересно, расскажите. Вадим Кириченко: Как обычно, мужчина пишет: «Жить не могу, обращайте на меня внимание, приходите, давайте где-то встретимся», – обычно такие вот истории любовные. Ангелина Грохольская: Мне интересно, как, допустим, любовная записка попала в архив? Вадим Кириченко: Очень просто: прихожанка не захотела отвечать взаимностью священнику и накатала на него телегу и приложила в качестве доказательства все эти любовные записки. Ангелина Грохольская: Вот они – коварные женщины! Вадим Кириченко: На самом деле наказания для священников были, особенно в XVIII веке, очень строгие. Ангелина Грохольская: Лишали сана? Вадим Кириченко: Запрещали служение. Вот пример такой: вышли после службы в пасхальную неделю с крестным ходом притч церкви из храма, и повздорили меж собой пономарь с дьяконом, один из них был выпивший, повздорили потому, что их жёны были родственницами, одному не понравилось, как другой сказал про его жену, и второй, который шёл сзади, исподтишка набросился на впереди идущего и стал его бить по голове, а ведь они идут с иконами. Ангелина Грохольская: Кошмар! Вадим Кириченко: Да, тот, который был спереди, старался сделать так, чтобы икона не попала на землю, потому что для него – это свято, это же кощунство, это же святотатство, если икона на землю упадёт, а второй просто отбросил её в сторону, который бил, и избивал, пока их не разнял проходивший мимо солдат Невского пехотного полка. Естественно, что зачинщику драки дали год работ в двух монастырях в кандалах, был, естественно, он лишён какой-либо возможности зарабатывать, ему ничего не платили, и семья через нескорое время обратилась к епископу Коломенскому с просьбой не допустить голодной смерти их семьи, потому что «жить не на что, существовать не на что просим хотя бы сократить срок отбывания наказания священника на полгода». Но это всё осталось без каких-либо последствий, снисхождения никакого не было. Взял тесёмочку маленькую из ризницы храма, всё – считаешься вором. То же самое – наказываешься на неопределённый срок, ты не имеешь права служить, и, соответственно, ты не получал низких денег. Записал в книгу, что были на исповеди крестьяне, а на само деле их не было, тебя поймали за это дело, то же самое – бессрочно тебя лишали возможности служения, и люди вынуждены были через какое-то время переходить в другое сословие. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, безумно интересно! Конечно, жалко, мало времени у нас очень, я представляю, сколько вы ещё нам могли рассказать, поэтому я надеюсь, что вы обязательно появитесь в нашей студии, и мы ещё поговорим и про любовь, и про клады, и про дела государственные. Вадим Кириченко: Постараюсь, обязательно, есть что рассказать.