Ангелина Грохольская: А сейчас мы подробнее поговорим о фестивале-конкурсе «Культура – это мы!». Учредитель проекта – Министерство культуры России, организатором выступил Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова. И с нами на связи его директор – председатель Российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии России по делам ЮНЕСКО Тамара Валентиновна Пуртова. Тамара Валентиновна, здравствуйте! Тамара Пуртова: Добрый день! ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Ангелина Грохольская: Всероссийский фестиваль конкурса любительских творческих коллективов стартовал в 2019 году и стал частью национального проекта «Культура». За 6 лет реализации проекта впервые в России 120 любительских коллективов станут получателями денежных грантов. Фестиваль-конкурс проходит в 2 номинациях: «Традиции» и «Культура – это мы!». Тамара Валентиновна, скажите, пожалуйста, если говорить о географии проекта, сколько регионов охватывает фестиваль? Тамара Пуртова: Вы знаете, мы, наверно, то редкое учреждение, которое работает со всей Россией, и, как правило, вся Россия в наших акциях и участвует. Представьте себе, что все 85 субъектов подают заявки на такое серьёзное соревнование, но оно, по сути, уникальное, это фактически первый раз, когда победители получают грантовую поддержку материальную и немалую. Ангелина Грохольская: Как идея появилась этого фестиваля? Тамара Пуртова: Конечно, к нашему предложению прислушалось министерство и Ольга Сергеевна Ярилова – заместитель министра, которая является администратором национального проекта, поддержала вот эту идею, чтобы любительские коллективы были участниками такого фестиваля и получали грантовую поддержку на дальнейшее своё творческое развитие. Прошлого года фестиваль посвящался нематериальному культурному наследию, народным традициям, так и зазывался – «Традиции» и собирался коллективы в основном фольклорные, а в этом году это была совершенно другая история, другая история, даже, может быть, мы были и сразу поняты, что нужно и эти жанры поддержать, но когда этот фестиваль прошёл, мы абсолютно точно убедились, что сделали правильно, потому что если посмотреть статистику, вы увидите, что у нас хореографические коллективы любительские, самодеятельный хореографические, стабильно держат пальму первенства по количеству, за ними идут хоровые коллективы, малые ансамбли – эти занимаются академическим хоровым пением, и за ними идут театральные коллективы, а потом уже – цирк и далее, далее, далее. И уже есть такое предложение о том, чтобы фестиваль, как и нацпроект «Культура», был продлён до 2030 года, и тогда у нас ещё больше расширится количество грантополучателей. Ангелина Грохольская: Да, это здорово! Это, мне кажется, хорошая новость для всех творческих коллективов во всех регионах нашей большой страны. А можно ещё для тех, кто, может быть, не знает, не решился в этом году подать заявку: кто может подать заявку, и каким образом это происходит? Тамара Пуртова: Положение опубликовано, оно определяет участие коллективов, имеющих звание «Народный» или «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации», а это звание нужно заслужить, надо доказать уровень своего исполнительского мастерства, художественный уровень репертуара, поэтому мы принимаем заявки только по рекомендациям региональных органов управления культуры, то есть департаментов управлений субъектов. В прошлом год удалось осуществить ту самую задумку, то есть вначале идёт отборочный этап виртуальный – мы смотрим и потом допускаем на второй этап. Этот второй этап по нашей задумке должен был бы проходить и проходил в прошлом году регионально – 5 зональных этапов: Дальний Восток отдельно, Сибирь отдельно, поскольку им далеко ехать и трудно это, а далее соединено Поволжье с Уралом, Северо-Запад с Центральным федеральным кругом и Южный с Северо-Кавказским федеральным округом. Вот такие 5 точек – это были определённые отобранные города, в которых и проходили такие… для себя их мы называли «Столицы народного творчества года». И третий этап уже давал ту самую грантовую поддержку, и в Москву прибежали коллективы-победители получать гранты и показывать своё искусство, получали свидетельства и так далее. И такая была задумка, что вот эти 5 столиц и умножить на 6 лет – будет 30 столиц, а может быть, заключительный будет не в Москве, а тоже в таких знаковых, как мы надеялись, городах, может, Санкт-Петербург или Сочи или Калининград, но вот, видите, мы все живём в этих тяжёлых условиях, все общаемся через «Зум» или через «Скайп» и пришлось то же самое сделать с фестивалем этого года, были, конечно, плюсы. Ангелина Грохольская: Да, и о плюсах нового формата фестиваля мы поговорим через несколько минут, а сейчас прервёмся. Мы снова в студии «Большой страны», давайте отправимся дальше. В нашей программе – танец с граблями и не только. Зачем металлургам и энергетикам батман и топотушки? Что влечёт из на сцену? О победителях фестиваля-конкурса «Культура – это мы!» – коллективе народного танца «Раздолье» Липецкого областного центра культуры, народного и кино расскажет моя коллега Елена Азарченко. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Мы продолжаем разговор с Тамарой Валентиновной Пуртовой – директором Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова. В этом году формат фестиваля изменился, мы об этом уже начали говорить, частично он ушёл в онлайн. Вот как это повлияло на структуру проекта и на отбор участников? Тамара Пуртова: Онлайн прошли отборочные этапы, первый отборочный этак и второй, который должен был состояться в разных городах, он прошёл онлайн очень строго – судьи сидели по 7 часов смотрели эти номера, и, в общем, на оценки это не повлияло, конечно, но мы абсолютно счастливы, что заключительный третий этап нам удалось провести живьём, живьём в Москве, и поскольку сорвались эти отборочные, мы мели возможность пригласить сюда, в Москву, не 20 грантополучателей, а 60 коллективов, которые были отобраны на первом этапе – это, конечно, для них было очень значимо, и мы постарались сделать это не просто концертом, а это была огромная насыщенная программа, которую мы зафиналили, конечно, концертом в театре «Русская песня» Надежды Георгиевны Бабкиной, а вообще даны были мастер-классы, огромное количество мастер-классов по жанрам, состоялись все те программные этапы, которые мы планировали и раньше, это были презентации объектов нематериального культурного наследия, это были анкетирования – «Почему я называлась?»… Ангелина Грохольская: Про гранты я хочу спросить: что получают победители? Что это за гранты, в каких суммах, и на что они могут их потратить? Тамара Пуртова: Грант утверждён – это 2 миллиона рублей, получает его не руководитель, а получает его действительно коллектив того учреждения культуры, при котором этот коллектив работает, и потратить они его могут как раз на те необходимые им виды поддержки: костюмы, фонограммы, постановку новой программы или нового спектакля, поездку гастрольную по своему региону, по России, только не за рубеж, пожалуйста. Ангелина Грохольская: Какие регионы были самые активные? Тамара Пуртова: Конечно, в Центральном федеральном более развито и больше конкуренции, но это ничего не значит, потому что есть совершенно уникальные коллективы. Когда мы включили «Цирк» как жанр в фестиваль «Культура – это мы!», у меня очень много вопросов было и к руководству и к коллегам из других ведомств: «А что у вас цирки есть? Что у вас есть цирки любительские?». Так вот, у нас любительские цирки на Дальнем Востоке такие, которые профессиональным дадут фору, что во Владивостоке, что в Благовещенске, что в Хабаровске, вот представьте себе! Но театры повсеместно, я бы не сказала, что где-то выделено, хореографическое искусство тоже повсеместно, духовые оркестры – здесь сложность есть, потому что необходимо покупать инструменты, они сейчас дорогие, это трудно, и мы вместе с Духовым обществом имени Валерия Халилова, учредителем которого наш фонд являлся, конечно, мы этому внимание уделяем огромное и поддерживать стараемся духовые оркестры, потому что как раз они на эти средства могут покупать себе инструменты, и дальше нам бы хотелось, чтобы этот вид творчества возрождался, расширялся и завоевал присущее ему достоянное место в нашей действительности. Ангелина Грохольская: Тамара Валентиновна, в следующем году что, как? Я так понимаю, что традиции будут в следующем году, да? Тамара Пуртова: Да-да, традиции и это всегда очень красиво, это всегда очень насыщено, содержательно, привлекательно, красочно необыкновенно, тоже огромная будет конкуренция, потому что последние годы мы уделяем этому большое внимание и в рамках Российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия, о котором вы упомянули, и в плане надежды на то, что наш президент Владимир Владимирович Путин подпишет указ о проведении Года народного искусства нематериального культурного наследия в 22-м году, и это будет ещё одним толчком, предикатом, подготовкой к этому замечательному году. Хочется, чтобы традиции вернулись к жизни. Ангелина Грохольская: Это очень-очень важно, спасибо вам огромное! Тамара Пуртова: Спасибо вам, потому что благодаря вам как раз коллективы и узнают, спасибо, всего доброго!