- Кёнигсберг-13. Где находился центр европейского мистицизма? - Село с историей… Юксеево - путь длинной в четыре века. - Свидетели средне-бронзовой эпохи. Памятники прошлого города-курорта Сочи. Ангелина Грохольская: Почему мистика была частью нацистской философии и есть ли у неё последователи сегодня? Об этом поговорим с Алексеем Фроловым – писателем, скандинавоведом. Алексей с нами на связи, здравствуйте! Алексей Фролов: Добрый день! Ангелина Грохольская: А действительно ли настолько мощной была связь нацистской философии и оккультных наук, как об этом говорится? Или, может быть, это всё-таки миф? Алексей Фролов: Обычно подразумевают под оккультным нацизмом некую изотерическую мировоззренческую концепцию, которой придерживались некоторые лидеры национал-социалистической партии Германии, НСДАП, в период её существования – с начала 20-х по, собственно, 1945 год. Базировались эти идеи на ариософии так называемой, её альтернативное название – романизм. Ариософию разработал Гвидо фон Лист – это рунолог, оккультист начала XX века. И суть этого учения заключалась в, собственно, национализме, расовом превосходстве индоевропейцев над другими народами, и нужно понимать, что корни оккультного нацизма идут именно отсюда, из ариософии, которой многие тогда увлекались в Германии. И, в частности, Вальтер Ноухаус, ветеран Первой мировой войны, человек, который состоял в массе различных тайных обществ, и Орден тамплиеров был достаточно популярен, но о них мы мало знаем, и едва ли что-о значимое в принципе они для нас представляют, но важно то, что Ноухаус в 1918 году в Мюнхене создал собственное общество, Туле он его назвал, те, кто интересуются оккультным нацизмом однозначно знают о нём. Вообще само слово «Туле» из картографии древнегреческой, так называли греки и римляне некий континент на Севере, и они предполагали, что оттуда пошли некоторые индоевропейские народы, но всё это были всего лишь гипотезы. И Важно здесь то, что основатели вот этого общества Туле немецкого – это были не авантюристы ни в коем случае, это были успешные люди, бизнесмены, юристы, инженеры, политики, даже был, например, Рудольф фон Зеботтендорф, он был сотрудником немецкой разведки вообще, и благодаря этому общество Туле имело мощную финансовую базу, и оно спонсировало НСДАП вообще, то есть это не секрет, что именно общество Туле стоит за возвышением Гитлера, причём, что интересно, у нас нет таких фактов, что сам Гитлер вообще состоял в этом обществе. И с течением времени правда НСДАП, гле-то в начале 20-х, разрывает связи с обществом Туле, в течение 5 лет примерно общество перестаёт существовать, но остаётся в члены партии и в дальнейшем в члены СС, верхушки правящей Третьего рейха, в частости, из них печально известный всем Генрих Гиммлер, который в 35-м году создал «Аненербе» – элитное общество, в которое допускались опять же только высшие чины и то лишь только за особые заслуги, которые, естественно, не только интересовались, а придерживались вот этой идеологии ареософии и идеи превосходства индоевропейцев над другими народами, и кроме Гвидо фон Листа, которого я уже упоминал, там ещё был Карл Вилигут, который также был членом СС, он состоял в австрийских ложах в своё время, в дальнейшем стал адъютантом Гиммлера, и именно эти люди, в частости, Вилигут и Гиммлер, они стоят за формирование этого понятия, «оккультный нацизм», как таковой. Они разработали вот эту солярную символику, то есть свастики и различные свастические символы, они ввели в оборот древнегерманские руны старшего Футарка, под их руководством до Великой Отечественной войны и во время Великой Отечественной войны «Аненербе» проводило колоссальные по масштабу палеонтологические, этнографические, археологические исследования, а что касается конкретно именно уже оккультных практик, то нам точно известно, что члены «Аненербе» действительно искали подтверждение паранормальных явлений и экстрасенсорных способностей. Например, мы знаем, что Грегор Шварц-Бостунич, член СС и член «Аненербе», естественно, он встречался с известным философом, мистиком Георгием Гурджиевым, русско-азербайджанское, наверно, происхождение у него, и они вместе практиковали некие ритуалы и изучение Гурджиева, в частности, трансы, медитации и так далее. Также было организовано несколько этнографических экспедиций в Карелию, где члены «Аненербе» искали саамов – это местный народ финноугорского происхождения, которые практиковали целительство, шаманизм, в частности, это единственный народ, сохранивший практику Сейда – практика предсказаний, которая была в раннее Средневековье, в частности, с IX по XI век широко распространена на Скандинавском полуострове. Ангелина Грохольская: Откуда всё-таки такая вера была именно во что-то мистическое, загадочное, хотя, казалось бы, с одной стороны, наука, вы сами говорите, что были экспедиции, люди занимались конкретными прикладными вещами, археология, палеонтология – всё замечательно, и тут же параллельно совсем какой-то, знаете, потусторонний мир и исключительная вера?.. Алексей Фролов: Идея была в том, чтобы подтвердить как раз вот это превосходство индоевропейского народа над другими. И плюс здесь ещё играет роль, например, тот же Генрих Гиммлер, у него был… как мы сейчас это называем, у каждого свои тараканы в голове, вот у него был такой «таракан» большой – он считал себя реинкарнацией Генриха I Птицелова – это первый король Германии из Саксонской династии, и он даже целенаправленную экспедицию организовал, нашёл там захоронения Птицелова, перевёз их в Кведлинбургский собор, и на заседаниях «Аненербе» он разработал, у нас не сохранилось описание, у нас сохранилось упоминание, что он разработал некие мистические ритуалы в память о Генрихе I, у нас данных нет, мы предполагаем, что каким-то образом он пытался, возможно, черпать знания какие-то, потому что, например, из дневника Карла Великого мы знаем, что он также проводил какие-то ритуалы, он входил в изменённое состояние восприятия, как шаманический транс условно, и вот у него в дневнике есть запись, для чего это нужно, я вот прямо цитирую: «Для пробуждения памяти крови», – вот так он писал, что он под этим подразумевал? У нас, к сожалению, нет больше никаких сведений, то есть вот отдельная цитата, у нас вообще практически ничего от «Аненербе» не сохранилось. Ангелина Грохольская: В 45-м году, когда были запрещены, и история «Аненербе» в том числе закончилась, можно сказать, что на этом всё? То есть уничтожены документы, уничтожены артефакты в основном, или это стало настолько закрытой темой, что всё равно где-то существуют, условно говоря, последователи или хранители этого культа, я не знаю, как это правильно назвать, философии, но мы просто о них не знаем, потому что нет открытых свидетельств? Алексей Фролов: Проблема была, конечно же, в том, что нацизм стал табу, вообще национализм как таковой стал табу, и, естественно, это создавало очевидным образом прямые препятствия для людей, которые интересовались в той или иной степени этой темой, тем не менее есть исследователи, например, Джон Штайнер, которые в послевоенные годы, тогда ещё, естественно, это было проще, чем сейчас, что-то они там успели собрать, какие-то вещи именно в эзотерическом контексте, чем занимались «Аненербе». К примеру, как раз благодаря Джону Штайнеру мы знаем, что высшие чины СС, члены «Аненербе» использовали, например, Йольский светильник, есть такой археологический артефакт 1888 года, вероятно, как-то он там имел отношение к Йолю – это древнегерманский праздник зимнего солнцестояния, середины зимы, и там есть такие интересные моменты, что обязательно каждый член «Аненербе» женатый должен был иметь такой светильник в доме, и предполагалось, это такой интересный момент, о котором тогда в принципе не говорили, сейчас об этом только чуть-чуть начинают говорить, дело в том, что есть такой вопрос: «Кем по вероисповеданию, с религиозной точки зрения кем все они были?». Очевидно, не христианами, и там был такой Штайнер, который, в частности, пишет такой интересный момент, что если женщина выходила замуж за члена «Аненербе», она обязана была отказаться, правда не описывается, каким образом, от своей оригинальной веры христианской. «Вот этот йольский светильник, – как пишет Штайнер, – используется для того, чтобы обеспечить ей защиты взамен той защиты, которую ей даровала церковь», – какую-то опять же эзотерически, в этом контексте. Например, Отто Ран, исследователь-любитель, Дэн Браун на основании его работ свой знаменитый бестселлер «Код да Винчи» написал, он огромный тоже пласт знаний поднял об альбигойцах – это катарская еретическая вера средневековая, замок Монсегюр он посещал, собственно, Дэн Браун всё практически оттуда взял. Ангелина Грохольская: Да, исследователи – это понятно, а есть ли последователи? Может быть, закрытость этой темы всё-таки и вызывает интерес, в том числе у молодёжи, например, потому что мы прекрасно знаем, что в 90-х-2000-х годах были движения молодёжной субкультуры? Я имею в виду, скинхеды, неонацисты, которые тоже наверняка каким-то образом интересовались, в том числе и оккультными науками и оккультным нацизмом. В 2014 году вышла компьютерная игра, не буду называть её сейчас, но в которой было очень много нацисткой символики, она была запрещена. Вот чем этот интерес подогревается? И, знаете, у меня ещё такой сразу вопрос: насколько это опасно? Алексей Фролов: Скинхеды являются, как сказать, идейными последователями. Насколько в их кругах эзотерические поднимались вот эти, оккультные темы, мне, если честно, неизвестно, и я подозреваю маловероятно, потому что опять же, если вспоминать тех же Туле и «Аненербе», это не были ребята по 16-20-25 лет, это были взрослые мужчины и женщины, состоявшиеся. Ангелина Грохольская: Образованные, да. Алексей Фролов: Которые точно понимали, чего они от жизни хотят, и им это было интересно, я не знаю даже, вряд ли в прикладном аспекте, им просто хотелось чего-то большего, что-то узнать интересное, другое, поэтому сейчас, если это существует, я вполне могу допустить, что существует не то что закрытое, а конкретно тайное общество, то есть тут нужно разграничивать закрытое и тайное общество, масоны, например, это закрытое общество, все о них знают, их даже членов знают, но внутрь никто не допускается без посвящения, а вот тайные конкретно общества вполне могут существовать, дети не могут создать тайное общество с каким-то эзотерическим подтекстом. Ангелина Грохольская: Это понятно, да, дети не могут создать, но те взрослые, которые всегда же во главе, дети сами не организуются, не сбиваются в какие-то стайки… Алексей Фролов: Да. Ангелина Грохольская: Всегда есть какой-то взрослый, который может этим манипулировать. Я просто как мама подростка, вот у меня прикладной вопрос: может ли существовать такое влияние сейчпас националистического или неонационалистического толка на подростков? Алексей Фролов: Да, националистическая тема, кстати, никуда не ушла, она существует, даже есть литература, называть я её, конечно, не буду… Ангелина Грохольская: Да. Алексей Фролов: Есть современная литература, я имею в виду книги 18-19-20 годы, которые поднимают эти темы националистические, и те, которые затрагивают вопросы национализма немецкого, а есть те, которые затрагивают вопросы национализма русского в том числе, то есть я имею в виду это русскоязычные книги, существуют такие, и есть сообщества – это мне однозначно известно, в принципе это не так сложно найти, это есть, это никакой не секрет, это никуда не ушло, просто это не так массово, как в те же 90-е было. Насколько это опасно? Взрослые люди какие-то могут, имеющие финансовые, в первую очередь, возможности, они могут целенаправленно подогревать интерес к каким-то темам, темам мистики, естественно, подростам, детям всё, что нестандартно, конечно, интересно, особенно на фоне многочисленных сериалов. Я вот не могу не вспомнить – про перевал Дятлова недавно вышел сериал, это как раз максимально в тему нашей сегодняшней темы, он как раз поднимает тему оккультного нацизма, там очень много об этом, там кольца Totenkopf есть, там чего только нет, просто это, конечно, несколько интерпретировано. То есть это всё существует, это всё есть, и люди определённые при желании могут, наверное, каких-то своих целей добиваться, но одно дело – создать чат в какой-нибудь социальной сети, где люди могут просто общаться, а другое дело, например, если проводить аналогию с «Аненербе», они собирали несколько сотен человек, чтобы проводить какие-то ритуалы, какие именно мы не знаем, но мы знаем, что этот факт был, в одном месте. Сейчас собрать в одном месте человек 100, чтобы спраздновать Йоль, зимнее солнцестояние, это составляет большого труда, то есть кто-то делает это, но это очень сложно. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое! Тема, конечно, огромная, и я так понимаю, что очень много тайн ещё нераскрытых, поэтому будем изучать вместе.