Ангелина Грохольская: Здравствуйте, в эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я – Ангелина Грохольская. В российских ВУЗах стало больше иностранных студентов, за знаниями к нам едут из Китая, Вьетнама, США и других стран дальнего и ближнего зарубежья, иногда для учебных заведений это единственный способ заполнить вакантные места, особенно в регионах, в поисках лучших преподавателей, образовательных программ и работы после окончания университета студенты уезжают из родных городов. О мобильности молодежи и том, как удержать кадры поговорим сегодня с нашими экспертами: в студии «Большой страны» Олег Лешуков – руководитель направления «Регионолистика высшего образования» института образования «Высшей школы экономики», Александр Логунов – заместитель генерального директора «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» и Елена Лимонова – директор по развитию кадрового агентства «Стафф-АП». Здравствуйте, уважаемые эксперты! Олег Лешуков: Добрый день! Александр Логунов: Добрый день! Елена Лимонова: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: А какая сейчас ситуация в регионах, наверное, Вы знаете некий срез: действительно в этом году не досчитались студентов некоторые ВУЗы? Олег Лешуков: Наше исследование показывает следующую картинку, мы проанализировали данные по образовательной миграции за последние 4-5 лет и ситуация следующая: порядка 70 % наших регионов, к сожалению, сейчас теряют абитуриентов, то есть выпускников школ, которые закончили среднюю школу в этом году – это печальный факт. Ангелина Грохольская: 70 % это очень много. Олег Лешуков: Это очень много, с положительным сальдо образовательной миграции у нас всего 20 регионов и если взять, действительно, лидеров, где устойчивый и положительный прирост – это порядка 10-11 регионов, это, естественно, Москва, Петербург, Томск, Новосибирск, Свердловская область, то есть большие крупные научно-образовательные центры и они стягивают на себя, действительно, очень большую когорту молодежи со всей страны. Ангелина Грохольская: А вот Дальний Восток, кстати, наверняка, Вы тоже изучаете ситуацию, чтобы не только из других регионов привлекать туда специалистов, но и воспитывать своих?.. Александр Логунов: Мы понимаем, что новая система сдачи ЕГЭ теперь несколько увеличила поток в Москву и в Питер, потому что раньше, чтоб с Дальнего Востока поступить в московский ВУЗ, нужно было родителям приезжать сюда, снимать квартиру, оплачивать все перелеты, готовиться на курсах, поступать, переживать, проходить собеседования – теперь дистанционно вы подаете в московские ВУЗы или ведущие ВУЗы документы… Ангелина Грохольская: Причем сразу в несколько. Александр Логунов: Да, и гарантировано, понимая, что вы поступили без разных финансовых, психологических потрясений и рисков, вы поступаете в эти ВУЗы, поэтому это несколько добавило, по оценкам наших классных руководителей, директоров школ, кто ведет мониторинг, в целом, около 20 % абитуриентов, одиннадцатиклассников едут в московские ВУЗы, при этом, мы понимаем, что еще одно свойство дальневосточников – их мобильность: с пелёнок они путешествуют в Корею, в Китай, в Японию, к бабушкам, дедушкам, которые находятся в Центральной части, им не страшно путешествовать, они очень мобильны, поэтому переезд в Москву или в Питер для них не является каким-то потрясением, и они переносят это легко, но мы понимаем, что абитуриенты выбирают ВУЗы сейчас по престижности, а не по тому, где они будут дальше работать и трудоустроены, поэтому наше агентство создает новые механизмы удержания абитуриентов, молодежи на Дальнем Востоке, вот, допустим: навигатор востребованных профессий… Ангелина Грохольская: Я Вас прерву сейчас давайте мы о том, что же делать, как удержать студентов в регионе поговорим после сюжета, который сейчас посмотрим: Бийск, Дмитрий Дробышев, мой коллега, расскажет о ситуации в этом городе и регионе. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Что скажете? Александр Логунов: Вот, совершенно верно, в сюжете было сказано, что создаются координационные советы по вопросу решения этой проблемы, туда входят ВУЗы… Елена Лимонова: И как надолго он будет?.. Александр Логунов: … и школа и ничего не было сказано о работодателях… Елена Лимонова: Да, нет связки с работодателями. Олег Лешуков: Я как раз сторонник того, что сама по себе образовательная миграция неплоха, в этом нет ничего плохого, вопрос в другом: как сохранить и привлечь человеческий капитал потом в регион на рабочие места в социальную сферу и так далее. Некоторые субъекты Федерации даже запускали 5-7 лет назад специальные программы, понимая, что у ни нет какого-то, может быть, направления подготовки, потому что оно дорогое, например, медики или строители – они целевым образом отправляли в ведущие ВУЗы, а потом привлекали обратно выпускников этих ВУЗов для того, чтобы они работали. Елена Лимонова: Слишком велика разница в уровне дохода в том социальном окружении, которое имеет студент, обучаясь, например, в Москве или в любом другом крупном городе Центрального региона и в своем родном, малой родине, где он может даже вернуться в какую-нибудь квартиру ведомственную, даже имея какое-то специальное пособие – не каждый захочет вернуться. Ангелина Грохольская: Я хочу опять Дальний Восток послушать, Вы вот начали о своих проектах говорить, может быть, сейчас Вы оппонируете нашим экспертам. Александр Логунов: Да, абитуриент выбирает ВУЗ прежде всего по критерию «престижность», мы сейчас рассматриваем такие инструменты, когда мы можем помочь студенту выбрать по критерию «работа-трудоустройство-гарантия»… Елена Лимонова: Востребованность в будущем, да? Александр Логунов: Востребованность, да, мы создали навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке по 9 ключевым отраслям Дальнего Востока, опросили 900 работодателей, у нас они теперь инвесторы… Елена Лимонова: Позвольте выясню, какая наиболее востребованная профессия, если это в рамках нашего эфира? Ангелина Грохольская: Да. Александр Логунов: Если, в целом, мы говорим о реализации инвестиционных проектов, это, конечно, 70 % СПО и 30 % высшее образование – такая потребность и такая структура, но внутри структуры высшего образования 90 % это инженеры, мы ежегодно проводим такие исследования, и наши инвесторы дают прогноз кадровой потребности на 5 лет вперед, и мы понимаем, кто будет востребован, мы информируем через профориентационные механизмы школьников, куда пойти учиться, на какую специальность, какая профессия будет востребована через несколько лет, плюс есть механизмы целевого обучения, допустим, у нас есть новые инвесторы, как судостроительный комплекс «Звезда» – они имеют квоту, допустим, 100 мест бюджетных и обучают в ВУЗах Томска, Москвы… Елена Лимонова: Под себя, да? Александр Логунов: … Нижнего Новгорода, Петербурга на кораблестроение, на машиностроение, на другие инженерные специальности, бесплатное обучение, но с гарантией отработки в территории ближайшего развития. Александр Логунов: На Дальнем Востоке очень много сейчас «монстров»: и «СИБУР» зашел, и «Газпром переработка», и «Русагро», и «Роснефть» и есть такие возможности привлекать молодежь… Ангелина Грохольская: Вы знаете, а я слышала про целевые наборы от родителей, не только от родителей, но и от компаний… не буду сейчас называть компании… что, на самом деле, очень трудно попасть в этот список, потому что всё делается по… ну, кто туда попадает? Дети уже действующих сотрудников, к примеру… Олег Лешуков: У Вас устаревшая информация… Ангелина Грохольская: Да? Несколько дней назад общались… Олег Лешуков: Полгода-год назад были приняты новые нормативные документы, которые как раз призваны регулировать ситуации с целевым обучением и там есть некоторые вещи, которые призваны повысить качество целевого обучения, там вменяются требования по обязательной отработке после окончания университета, то есть там фактически появляется трехсторонний договор: абитуриент, ВУЗ и работодатель – раньше это было тяжело всё сделать, вот сейчас нормативная база налаживается и можно ожидать, что в этой части будут подвижки и развитие… Ангелина Грохольская: По блату уже не получится, да?.. Олег Лешуков: Я думаю, что мы можем рассчитывать на позитивный прогноз в этой части. Ангелина Грохольская: Давайте сейчас послушаем Владимира Смирнова, он присоединяется к нашему разговору по скайпу, это проректор по стратегическим коммуникациям Костромского государственного университета. Владимир, здравствуйте! Владимир Смирнов: Добрый день! Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, есть ли у вашего ВУЗа такая проблема, что абитуриенты не поступают, уезжают в другие регионы и студентов не хватает? Владимир Смирнов: Да, проблема такая есть, но здесь, на мой взгляд, не прозвучал очень важный вопрос, важный момент, что ведь сегодня молодые люди уезжают зачастую не столько за будущими рабочими местами, не столько за престижным образованием, сколько за неким образом жизни, образ жизни в столице, в крупном мегаполисе, например, в Санкт-Петербурге, существенно отличатся от жизни в региональном центре типа Костромы… Ангелина Грохольская: Это тоже, наверно, нельзя исключать. Владимир Смирнов: Это движуха, это активность, это огромное количество событий, это культурная индустрия, это совершенно другая жизнь, и когда мы говорим, что это проблема, это проблема не для молодых людей, они не ощущают так проблему, они счастливы, радостны, они просто берут и уезжают. Ангелина Грохольская: Владимир, я знаю, что у Вас есть конкретные проекты, которые уже работают и работают именно на те цели, ради которых мы сегодня собрались, которые мы обсуждаем. Владимир Смирнов: Мы с одной организацией некоммерческой – московским агентством социальных инвестиций и инноваций делаем уже в течение, наверно, последних 3-х лет такой проект, который называется «Детский форсайт», суть его очень простая: нам кажется, что есть некая гипотеза, что если молодых людей всё-таки вовлекать в реальное преобразование городов и тех территорий, на которых они живут, то вероятность того, что они вернутся или даже, может быть, останутся здесь достаточно высокая, потому что, когда мы личностно начинаем к чему-то относиться, у нас возникает ощущение того, что надо это доводить до конца. У нас есть такая замечательная школа – гуманитарная гимназия, ребята, на мой взгляд, совершили подвиг, они переделали сами, своими руками, привлекли спонсоров, самое консервативное пространство любой образовательной организации – библиотеку, сделали там молодежное, интересное, креативное, активное пространство, где они собираются, куда они приглашают гостей, где проходят какие-то события интересные, вот сейчас к ним едет какой-то музыкант из Белгорода… Елена Лимонова: Отличный пример, какие активные ребята! Владимир Смирнов: И им это интересно, это здорово, наше телевидение почему-то начало это показывать, которое 200 лет ничего не показывало, не на телевидении будет сказано, то есть это то, что называется движуха молодежная, она как раз создает вот эти точки притяжения, когда ребята понимают что и в маленьком городе что-то можно делать, как-то можно интересно жить и так далее. Ангелина Грохольская: Хочу, что Вы, Олег, как-то прокомментировали. Олег Лешуков: Во-первых, я очень признателен, что сегодня в студии оказался представитель опорного университета, Владимир об этом не сказал, но это специальная большая программа Министерства науки и высшего образования по поддержке ВУЗов в регионах и вот как раз модель – это отдельная когорта университетов, это 33 ВУЗа и именно этим университетам вменяется задача развития, сохранения, удержания человеческого капитала в регионах. Если говорить о конкретных решениях и практиках, просто можно брать в программу развития наработки этих университетов, такие практики уже есть, просто нужно их брать, масштабировать, но для этого нужно договориться университету, нужно договориться губернатору, в том числе, потому что всё, что мы сейчас видим – это «головная боль» губернатора и бизнеса, который есть на этой территории. Ангелина Грохольская: Да, вот про работодателей, про университеты поговорили, про губернаторов только сейчас мы начали, первый раз про власти говорить: насколько важно участие региональных властей в этом вопросе? Есть ведь ВУЗы федерального подчинения… Олег Лешуков: У нас 90 % государственных ВУЗов – это федеральное подчинение. Ангелина Грохольская: Вот, и наши эксперты уже сказали, что есть востребованность в одних специальностях, ВУЗы федеральные не понимают, что происходит в регионе, вот этот коннект как выстроить? Елена Лимонова: Да, связки практически, честно говоря, нет, потому есть прекрасная академическая база во многих серьезных учебных заведениях, но есть рынок труда, есть реальный сектор, которому нужны, например, программисты, например, пиарщики, но не нужны, допустим, бухгалтеры, не нужны юристы в том объёме, в котором выпускает до сих пор ряд ВУЗов этих людей. Ангелина Грохольская: Причем, мне кажется, что сейчас рынок труда настолько быстро меняется, что даже на 5 лет нельзя прогноз какой-то делать. Елена Лимонова: Не стоит даже планировать такую долгую стратегию своего развития нужно понимать, что есть короткие периоды развития, это может быть 3-4 года обучения, но обязательно практика, обязательно понимание и обратная связь от рынка, от бизнеса: кто нужен? Ангелина Грохольская: Гибкость ВУЗов уже реальна сейчас, можете подстроиться под рынок труда или пока еще прогибаться под рынок труда ВУЗы не могут, не имеют права, не имеют возможности? Владимир Смирнов: Во-первых, новые, не побоюсь этого слова, ФГОСы как раз-таки способствуют тому, чтобы, действительно, университеты очень быстро перестраивались, плюс, конечно же, проектное обучение, плюс большое количество работодателей, которые приходят в университет, у нас… я тут с коллегами некоторыми не соглашусь по поводу того, что зарплаты ниже и так далее, не знаю, у нас маленький город, маленькая область – очень активно развивается IT-сфера, у нас сегодня ежегодная потребность IT-компаний – 150 человек, понятно, не очень много, но… Елена Лимонова: Достаточно. Владимир Смирнов: При условии, что мы выпускаем 70… Елена Лимонова: В 2 раза меньше. Владимир Смирнов: Да, и ребята выходят сразу на зарплату к 70000, проректор регионального ВУЗа получает меньше. Елена Лимонова: Да. Александр Логунов: Благодаря институтам развития, которые созданы на Дальнем Востоке и Министерству по развитию Дальнего Востока у нас есть теперь влияние на систему образования: когда к нам приходит инвестор с новым проектом, он говорит: «Мне требуются такие специальности». У нас есть возможность теперь корректировки контрольных цифр приема, то есть Минвостокразвития вписан в приказ Минобрнауки, где мы согласовываем всем регионом контрольные цифры приема на следующий год. Когда мы видим: приходит инвестор – ему требуются химические технологии для газодобывающей отрасли, мы как раз имеем возможность повышать КЦП, то есть бюджетные места. То же самое по новым специальностям: приходит абсолютно новая отрасль – алмазная огранка, никогда не было в Приморском крае, а теперь создан свободный порт Владивосток, приходят инвесторы из Индии, давайте гранит алмазы, которые добывает «Алроса» в Якутии, соответственно мы можем открывать новые специальности и Минпросвещения, Минобрнауки и региональные органы власти охотно идут на эти корректировки, потому что они понимают: конечный результат – это новые рабочие места, и они видят эту связку, работодатель-система образования. Ангелина Грохольская: Скоро окончание школы, начнется приемная кампания в ВУЗы: на что стоит обратить внимание будущим абитуриентам и их родителям? Дайте какой-нибудь практический совет. Елена Лимонова: Наличие среди преподавателей практиков, возможно, приглашенных, возможно, штатных, возможно, внештатных экспертов, которые приходят время от времени с мастер-классами; наличие прямых договоров о стажировке, о трудоустройстве, потому что это очень важный фактор, порой, может быть, даже важнее, чем количество программ, чем стоимость обучения в этом ВУЗе. Александр Логунов: Допустим, Дальневосточный федеральный университет был построен в 2011 году, и мы увидели, как формируется новый образ жизни, как сейчас сказали в скайп-подключении, ведь это были инвестиции в основной капитал, и теперь мы видим отдачу: ежегодно на 5 % уровень иногородних абитуриентов ДВФУ повышается, сейчас в последней приемной кампании 2018 года 68 субъектов Российской Федерации представлены в Дальневосточном федеральном университете, это очень большой охват, плюс, чем привлекателен Дальний Восток? У нас есть уникальные специальности, допустим: «Востоковедение», на Дальнем Востоке готовят лучше, чем по России, у нас Харбин, чистейший путунхуа – это диалект, на котором говорят в Китае… Ангелина Грохольская: У вас практиковаться можно. Елена Лимонова: Да, уникальная просто ситуация. Александр Логунов: Плюс Дальневосточные ВУЗы имеют очень хорошее взаимодействие с азиатскими ВУЗами и всё, что касается зарубежного регионоведения, международных отношений – это на Дальний Восток, плюс есть уникальные специальности по изучению мирового океана, ихтиология, вулкановедение и так далее, поэтому обращайте внимание на это… Елена Лимонова: Объективно очень сильные аргументы в пользу этого региона. Ангелина Грохольская: Уникальность, уникальные специальности, да? Александр Логунов: Уникальность и востребованность. Ангелина Грохольская: Востребованность, да. Олег, на что стоит обратить внимание при поступлении в ВУЗы? Олег Лешуков: На самом деле, очень тяжело дать какой-то единый совет, особенно в ситуации, когда… вот, кстати, опросы «Левады», я еще не сказал, говорят о том, что 80 % людей родителей склонны посоветовать своим детям, либо знакомым переезд в более крупный город или более развитый регион для получения высшего образования, то есть сама по себе эта цифра говорит уже о том, что какого-то единого совета быть не может, эту ситуацию нельзя переломить сразу, моментально и так далее, но, мне кажется, всё, что было сказано – это, конечно, востребовано, и я бы, на своем месте, исходил бы из того, чтобы посмотреть своими глазами на университет, посмотреть на ту среду, которая внутри него создана, это можно легко понять, просто побывав внутри. Александр Логунов: Можно еще обратить внимание на программы сетевого взаимодействия, вот Вы говорите о таком конфликте: Москва-регионы, но, допустим, мы на Дальнем Востоке создаем 12 структурных подразделений в ВУЗах Дальнего Востока ведущих ВУЗов страны: Высшая школа экономики будет создавать структурное подразделение в ДВФУ, МГИМО будет создавать структурное подразделение в ДВФ, МАИ по ракетостроению… в Хабаровске уже создан филиал… МАИ создает в Комсомольске-на-Амуре по самолетостроению, университет имени Губкина на Сахалине и в Хабаровске создает свои сетевые программы по добыче нефти, поэтому, поступая в Дальневосточные ВУЗы, смотрите если есть программа сетевого взаимодействия… Елена Лимонова: Для тех, кто выбирает карьеру долгую, это очень важны параметр, потому что нынешнее поколение – это не история про работу вдолгую, не про построение карьеры 10, 15, 20 лет, это поколение очень быстрых решений, импульсных решений, поэтому тоже надо иметь в голове эти вещи. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, Владимир, спасибо большое, «привет» от нас Костроме, спасибо нашим экспертам! Сегодня мы говорили о студенческой мобильности и подготовке кадров в региональных ВУЗах. Если у вас есть мнение по этому поводу, пишите нам, адрес электронной почты: bs@ptvr.ru. Ну, а сейчас к другой теме: некоторое время назад в одной из наших программ мы показали сюжет о детском образовательном центре города Устюжна, его создали инициативные педагоги, открыли там кружки, набрали учеников, администрация в аренду выделила здание, но без ремонта. Тогда сотрудники центра обратились к журналистам с просьбой помочь найти меценатов, и, вы заноете, они нашлись: после программы на счёт Дома творчества стали поступать средства от жителей страны, даже нашелся давний знакомый педагогов – архитектор из Санкт-Петербурга, который бесплатно сделал проект реконструкции здания, ну, а предприниматели, которые подарили стекла, доски еще и денег перечислили более 50000. В следующем учебном году центр откроется уже полностью обновленный, ему даже новое название придумали: «Народный дом». Устюжна – интересный городок! На сегодня всё, удачи и до встречи, наш адрес в интернете: www.otr-online.ru, мы доступы и в социальных сетях, и помните, несмотря на расстояния – мы рядом!