Николай Шувалов: Имя колоколу дает или народ, или заказчик

Гости
Николай Шувалов
владелец и литейник колокольно-литейного предприятия из города Тутаева, Ярославская область

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное Телевидение России. В Эфире «Большая страна». Программа о людях обществе и власти. Сегодня у нас в гостях владелец колокололитейного предприятия из Тутаева, Ярославской области, Николай Шувалов. Николай Александрович, здравствуйте!

Николай Шувалов: Здравствуйте, Павел!

Павел Давыдов: Рад вновь Вас видеть в нашей студии, встречались несколько лет назад. Но прежде, чем Вы расскажете телезрителям о том, что сегодня происходит в Вашей жизни, краткая информация о Вас.

«СЮЖЕТ»

Павел Давыдов: Тему нашей беседы мы определили так – «Колокольная симфония». Ведь благодаря Вам, Николай Александрович она сегодня слышна во многих городах и регионах большой страны, да чего там говорить, зарубежья в том числе. Раскройте секрет, насколько я знаю у каждого колокола свой, неповторимый голос, а от чего он зависит? От сплава, от высоты на колокольне, или, может быть, даже от настроения мастера?

Николай Шувалов: Вы правильно подметили, очень много таких нюансов, что влияют на звук колокола эти явления. Скажем, мы никогда не можем угадать атмосферное давление, не можем угадать влажность воздуха, не можем определить фазу луны. Вот как раз эти природные явления влияют на звук колокола.

Павел Давыдов: Да Вы что?!

Николай Шувалов: Не говоря о человеческом факторе! Придет человек, ведь делается все вручную, делает состав, скажем, глины. И вот немножко чего-то меньше сделает, чего-то больше, звук получается уже другой.

Павел Давыдов: Ну, вообще колокольный звон мало кого оставит равнодушным. Скажите, а какие чувства испытываете Вы, когда слышите это мелодичное звучание, звучание колоколов?

Николай Шувалов: Ну, поначалу у меня это тоже вызвало как бы восторг, какой-то небесный звук. Но теперь как-то я уже, видимо привык к этому звуку, и я уже слушаю немножко по-другому. Благозвучие есть в этом колоколе или нет? Благозвучие, как определять благозвучие? Вот говорят - хороший звук. Ну, в принципе, вроде так, но для меня это надо бы уже разложить, скажем, 10 нот в определенной последовательности. Ко мне приезжали ученые из Белорусского университета, мы, говорят, хотим услышать ультразвук. Ну, я думаю, опять ученые приехали, блаженные какие-то. Ну, думаю, человек не слышит ультразвук, зачем это надо? Я от них отвернулся, сами занимайтесь, обернулся, ушел. Потом проходу мимо и слышу, восторженные такие крики – «Вот же он есть! Вот, видишь, да, есть, есть ультразвук»! Мы, говорят, долго искали! И потом они мне объяснили влияние ультразвука на человеческий организм.

Павел Давыдов: Вообще считается, что веселый перезвон малых колокольчиков будоражит и радует, а низкое звучание больших умиротворяет! Это звучание большого колокола или все-таки маленького?

Николай Шувалов: Маленького, конечно маленького!

Павел Давыдов: А можно ли научить человека правильно слышать колокольный звон?

Николай Шувалов: За раз, конечно, нет, не научишь. А вот за несколько раз это можно.

Павел Давыдов: Вообще, многотонные колокола начинают петь даже от легкого прикосновения руки, так считается. А скажите, сегодня вот рецептура сплава сильно изменилась, от той, которая была несколько веков назад?

Николай Шувалов: В принципе немножко изменилась, ну я бы сказал, в лучшую, наверное, сторону. Потому, что металлы стали гораздо чище.

Павел Давыдов: То есть, технологии другие, да?

Николай Шувалов: Ну да. Это химическая очистка металлов, очищают и медь и олово. Самое трудное тут формула. Секрет металла, уже как бы давно раскрыт, это 20% олова и 80 – меди. Ну, какие-то еще примеси можно, и серебришко добавить, свинец, золото можно добавить, можно экспериментировать. Есть как бы такой творческий поиск для литейщика.

Павел Давыдов: Николай Александрович, хочу задать Вам сложный, но важный вопрос. Скажите, Вы можете назвать себя свободным человеком? И что вкладываете в это понятие?

Николай Шувалов: Ну, свободный, наверное, условно свободный. Условно. Все-таки работа, все-таки коллектив. Их не бросишь. Работу не бросишь, коллектив не бросишь. Получается, немножко привязан к своему делу.

Павел Давыдов: Николай Александрович, этот вопрос я задал не случайно. Дело в том, что мы сейчас посмотрим сюжет из Липецка, где живет удивительный человек, он всю свою жизнь посвятил выращиванию растений. Причем не обычных, а экзотических. Внимание на экран!

«СЮЖЕТ»

Павел Давыдов: Как же приятно видеть людей увлеченных, особенно свободных в выборе своей профессии. Николай Александрович, скажите, а если оглянуться на Вашу жизнь, чем пришлось пожертвовать, чтобы хобби превратилось в любимую работу?

Николай Шувалов: Если говорить про профессию, я по первой профессии – строитель. Вот, пришлось отказаться от этой инженерной профессии, строителя.

Павел Давыдов: Жалеете об этом?

Николай Шувалов: Нет, нет. Иногда думаешь, что там можно бы на стройке заработать побольше. Но понимаете, хотя строительство тоже как бы дает результат, видишь свои, результат своего труда, а тут уже по-другому. Немножко по-другому тут. И видишь результаты своего труда, и видишь, как народ радуется!

Павел Давыдов: Ну, вот смотрите, Сергей из Липецка разговаривает со своими цветами, со своими растениями и считает, что таким образом они лучше растут. А Вы со своими колоколами разговариваете?

Николай Шувалов: Боюсь, меня неправильно поймут, если я разговаривать начну с колоколами! Мы делаем немножко по-другому. Когда у нас большая отливка, скажем, большой колокол, мы обязательно приглашаем священника, служим молебен. Тут ведь не только от меня зависит, но и оттуда тоже!

Павел Давыдов: А давайте напомним нашим телезрителям, что Вас привело в эту профессию. С чего началось это увлечение?

Николай Шувалов: В начале 90-х годов Я работал с отцом Николаем в Воскресенском соборе. Ну, вот возникла идея, а давайте закажем колокол! У нас колокола есть, но они треснутые уже. Ну, обратились на моторный завод, где у нас литейка, а там нам вежливо - пришли церковники, понимаете, опиум для народа, мы этим делом заниматься не будем.

Павел Давыдов: Первый отказ, второй отказ и дальше?

Николай Шувалов: Ну, отказ, второй отказ. Ну, подумали, а что, вроде в старину люди без высшего образования лили колокола. Почему мы не сможем? Надо попробовать. И с этого времени, 6 лет, наверное, вот экспериментировали, учились, лили у себя.

Павел Давыдов: А по сути, так каждый может начать или все-таки каким-то умением нужно обладать? Хоть какие-то навыки в этом вопросе у Вас были?

Николай Шувалов: Познания были, скажем, ноль, наверное. На уровне нуля отталкивались. Ничего не зная! Но, понимаете, во-первых, были времена такие, была очень большая потребность. Во-вторых, медь, олово были в свободном доступе. Даже бесплатно. Медная проволока у нас валялась километрами. И даже секрет раскрою, была заброшенная линия высоковольтная от Рыбинской ГЭС до Ярославля. Медная проволока была с мою руку толщиной. И три проволоки. Ну, вот надо нам кусочек, отрезали и на переплавку!

Павел Давыдов: Ну, понятно, что Вы и экспериментировали в том числе, а где эксперименты, там – неудачи. Вот как Вы к ним относились в тот период? Не хотелось все бросить и уйти в основную профессию?

Николай Шувалов: Конечно, было тяжело. Но меня поддержал наш старец Павел Груздев.

Павел Давыдов: И братья Вас поддержали, насколько я знаю.

Николай Шувалов: И братья. Мы бы все бросили, все вместе. Ну, вроде как деньги, жить то надо на что-то. Я говорю- «Отец Павел, я устал, наверное, это дело брошу»! Он чуть не плача – «Коля, не бросай, не бросай! У тебя все получится»! «Ну, меня нигде не принимают, вот хочу помещение найти, из дому выгнали – чуть дом не спалили с этими экспериментами»! «Получится, все получится! Только трудитесь, все получится».

Павел Давыдов: Ну и получилось! Прошли годы, и сегодня Вы имеете собственное предприятие, которое обеспечивает колоколами не только Россию, но и страны зарубежья!

Николай Шувалов: Сейчас у нас 35 человек. Начинали мы втроем, три брата. Ну, наверное, можем вылить тонн 50, около, в год, в год.

Павел Давыдов: Ничего себе!

Николай Шувалов: В год. А потребность очень большая, очень большая потребность. Раньше, вот лет 10 назад, люди стояли в очереди. Год, два, по три года даже ждали, чтобы заказать наши колокола. У нас технология, понимаете, старинная, старинная. И мы возродили странную технологию, которая описана в книге Оловянишникова, нашего ярославского литейщика.

Павел Давыдов: Вообще мы очень много говорим в этой студии о возрождении старых ремесел. И всегда упираемся в одно - что в одном случае нет денег, а иногда не хватает элементарно идеи или вдохновителя. Вот оглядываясь на Вашу историю, Вы можете вывести эту формулу успеха? Что же нужно сделать, чтобы возрождалось старинное ремесло в сегодняшних реалиях?

Николай Шувалов: Во-первых, да, Вы правильно заметили – идея, и нужна поддержка. У нас была какая поддержка? Благословение, скажем так. Благословение старца. В результате через 6 лет стало получаться.

Павел Давыдов: Сегодня государство вам как-то помогает в этом вопросе? Вообще участвует в жизни предприятия?

Николай Шувалов: Как? Относится к нам как к обычному коммерческому предприятию. Можно взять субсидии на приобретение нового оборудования, новой техники. Это такая поддержка есть. Тем более, у нас город относится к таким малым городам, ну, моногород, скажем так. Тоже какая-то поддержка.

Павел Давыдов: Да, Ваше предприятие Тутаев и прославило на весь мир! Не скромничайте!

Николай Шувалов: Ну, это сильно сказано, конечно! Но знают, да. Тутаев знают. Но хотя у нас город назывался не Тутаев, а знали гораздо больше Романов-Борисоглебск. Но пока вот с возвращением исторического названия у нас такие проблемы.

Павел Давыдов: Николай Александрович, я знаю, что Вы каждому колоколу даете свое имя. А чем руководствуетесь при выборе?

Николай Шувалов: Во-первых, имя дает или народ, или при заказе вот уже заказчик дает имя.

Павел Давыдов: А общество как это делает? Проходит какое-то голосование?

Николай Шувалов: Ну, в Ростове Великом есть колокол, Большой Сысой. Иона Сысоевич пожертвовал на этот колокол деньги. А какой-то там есть «козел», есть «баран». Есть «зазвонные», есть «подзвонные», есть «басы», ну, уже с музыкальной точки зрения.

Павел Давыдов: А рисунок кто подбирает? Заказчик?

Николай Шувалов: Рисунок, в основном, мы сами, наш художник, наш скульптор. Вот это у нас – копия Царь-колокола. Кстати, XVIII-й век, начало XVIII-го века, вылили колокол, 202 тонны. Пока у нас в России таких успешных экспериментов нет, с того времени.

Павел Давыдов: Николай Александрович, а каким видите завтрашний день своего предприятия? Каков он, Ваш колокольный сон, а не звон?

Николай Шувалов: Сон? Ну, сон, наверное – Царь колокол. Ну, в принципе, сохранить коллектив. То есть, времена, конечно, тяжелые. Хочется сохранить коллектив, там можно сказать, каждый человек уже специалист своего дела. Не хочется терять. А потом, они уйдут, поменяют профессию, и уже их не вернешь! Я думаю, что жизнь у нас наладится, наладится. Будут заказы. Ну и, с другой стороны, я думаю, будет и государство помогать, наверное. Надо вернуть историческую справедливость. Все-тики ведь от имени государства скидывали колокола, отправляли их, продавали, в Германию, скажем. А через 10 лет мы получили их в виде снарядов, бомб, самолетов, танков.

Павел Давыдов: Николай Александрович, большое Вам спасибо! Благодаря Вашей работе вот эта вот «Колокольная симфония», о которой мы говорили, помогает людям обрести новый смысл в жизни и дает частичку свободы! Спасибо Вам большое и удачи!

Николай Шувалов: Спасибо!

Павел Давыдов: В студии «Большой страны» был владелец колоколо-литейного предприятия Николай Шувалов.

А наша программа продолжается, и сейчас расскажем вам историю еще одного увлеченного человека, жизнь которого изменилась в одночасье. Жительница Петербурга Марина Хлебникова оставила службу в полиции в звании капитана. Но полученные навыки оперативной работы помогают ей и сегодня. Дело в том, что спасает она теперь жизни черепах!

«СЮЖЕТ»

Уважаемые телезрители, если вас окружают небезразличные люди, или вы сами участвуете в интересных проектах, расскажите об этом большой стране! Напишите нам письмо или отправьте видео-обращение! Электронный адрес нашей программы - bs@ptvr.ru

Мы также доступны и в социальных сетях. Будьте с нами на связи и помните, не смотря на расстояния, мы рядом! В студии был Павел Давыдов, до встречи и удачи!