Павел Давыдов: "Народный бюджет", "Твой бюджет", "Я планирую бюджет", "Решаем вместе", "Народные инициативы". Сегодня в Большой стране действуют десятки региональных программ поддержки местных инициатив, а инициативное бюджетирование – один из важнейших инструментов влияния на работу местных властей и контроля за расходами бюджетных средств. Другими словами – возможность самим определять приоритетные региональные проекты, добиваться их реализации и следить за ходом запланированных работ. О народном бюджете и его эффективности поговорим с экспертом Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив Владимиром Вагиным. Владимир Владимирович, здравствуйте. Владимир Вагин: Здравствуйте. Павел Давыдов: В этой студии вы были полтора года назад и вместе с моей коллегой Ангелиной Грохольской обсуждали перспективы инициативного бюджетирования. И хотел, конечно же, спросить, что изменилось за эти полтора года в самом подходе к общественному кошельку? Кстати, так мы коротко сформулировали суть сегодняшней беседы. Владимир Вагин: Много произошло за это время. Когда мы оглядываемся сейчас на тот период и смотрим, сколько удалось, удивляемся сами этому. Во-первых, сегодня уже 49 регионов Российской Федерации знают про инициативное бюджетирование и пытаются его реализовывать. Увеличилось количество проектов. Мы еще пока не можем сказать про цифры 2017 года, но вот если сравнивать 2015-й и 2016-й годы, то количество проектов увеличилось более чем в три раза. Сами объемы финансирования проектов с участием граждан существенно увеличились – они подошли к 7 миллиардам рублей в 2016 году. Может быть, самое главное, что изменилось – это то, что сегодня инициативное бюджетирование перестало уже быть каким-то фактором, который вызывал такие недоуменные… Павел Давыдов: Большие глаза, да? Владимир Вагин: "Что это такое? Откуда? Как?" Уже теперь нас по-другому воспринимают, совсем по-другому воспринимаются эти практики. Павел Давыдов: Владимир Владимирович, я думаю, что все-таки нужно нашим телезрителям на конкретных примерах напомнить, что же такое инициативное бюджетирование. Давайте это сделаем – конечно, с вашей помощью. Владимир Вагин: Инициативное бюджетирование – это совокупность очень разных практик, когда граждане сами выбирают те проекты, на которые они хотели бы, чтобы были потрачены государственные средства или средства муниципальных бюджетов. Кроме этого, они обсуждают, достойны ли эти проекты, они выбирают эти проекты. Затем они участвуют в реализации этих проектов и в общественном контроле за реализацией проектов. Что здесь принципиально отличает от тех проектов, которые реализуются и так в большом количестве на местном уровне? То, что граждане являются непосредственными участниками этих проектов. Без них невозможно этот проект реализовать. Павел Давыдов: Ну, например, я хочу, чтобы в моем селе или в любом другом населенном пункте поменяли дорогу. Это ведь тоже инициативное бюджетирование? Владимир Вагин: Это может быть проектом инициативного бюджетирования в том случае, если субъект федерации, в котором располагается это поселение, принял программу развития инициативного бюджетирования, выделяет определенные средства на поддержку таких проектов. Или если муниципалитет принял решение о том, что они участвуют самостоятельно в такой программе без поддержки денег региона. Таких муниципалитетов становится все больше и больше. И после этого граждане подают заявки, что им бы хотелось изменить вот эту самую дорогу, о которой вы упомянули, говорят: "Она стоит примерно столько-то. Проходить она должна вот здесь. По нашему мнению, это стоить может вот столько. Мы готовы участвовать собственным трудом в том, чтобы эта дорога появилась". Подают заявки в тот орган, который принимает эти заявки. После этого организуется конкурс. Выбираются те проекты, которые получили наибольшее количество голосов по результатам конкурсного отбора. И этот проект получает деньги из регионального бюджета и начинает реализовываться. Павел Давыдов: А вот здесь интересно – встречали ли вы сопротивление местных властей, которые не хотят этой прозрачности в выделении бюджетных средств? Вы понимаете, о чем я сейчас говорю. Владимир Вагин: Вы знаете, когда мы начинаем работать с руководителями органов местного самоуправления, с руководителями региональных властей, когда мы объясняем, что это такое, и показываем действительно на практике те эффекты, которые приносит инициативное бюджетирование, исчезают люди, которые хотели бы противиться этому. Вот вы сказали о том, что сегодня инициативное бюджетирование – способ влиять на местное самоуправление. Это не способ влиять. Сегодня это стало инструментом развития инициативного бюджетирования… местного самоуправления, извините. Понимаете? Это существенная разница. То есть если мы действительно какое-то время назад еще влияли на местное самоуправление, то сейчас мы предлагаем ему инструмент, с помощью которого можно очень серьезным образом помочь местному самоуправлению на уровне поселения. Павел Давыдов: Но ведь для того, чтобы инициативное бюджетирование развивалось в регионах России, каждый человек, который хочет принять участие в этом процессе непростом, должен как минимум быть финансово грамотным и как максимум знать о процессах, которые происходят в его конкретном городе или селе. Вы в этом направлении работе, повышаете финансовую грамотность населения? Владимир Вагин: Безусловно. Вы очень важный вопрос затронули. До этого года инициативное бюджетирование, финансовая грамотность и бюджетная грамотность развивались совершенно самостоятельно друг от друга и, в общем-то, очень часто в разных направлениях. Особенно прискорбно то, что бюджетная грамотность развивалась отдельно от инициативного бюджетирования. В этом году мы наконец договорились о том, что нужно найти способ того, каким образом интегрировать внутрь инициативного бюджетирования элементы бюджетной грамотности, то есть научить тех людей, которые стали городскими активистами, активистами поселений, тому, как устроен бюджет. И в этом случае восприимчивость этой информации становится гораздо большей. И этому человеку нужна информация не абстрактная, цифры ради цифр, а ему нужны абсолютно конкретные данные об устройстве бюджета, с которым он работает. Павел Давыдов: Те бедные регионы, которые сейчас нас смотрят и услышат фразу "софинансирование каких-либо проектов", возьмутся за голову: "У нас не хватает денег элементарно купить хлеб, а мы будем вкладываться в дорогу?" Вот что можно сказать этим людям? Владимир Вагин: Вы знаете, я всегда начинаю отвечать с того, что называю цифру, о каких деньгах вообще идет речь. В среднем по Российской Федерации эта сумма составляет порядка 200 рублей. 200 рублей. Причем 200 рублей на что тратит человек? На то, чтобы определить, что эта проблема ему по-настоящему важна. Вопрос не в деньгах. Павел Давыдов: Ну да, мы же собираем подписи, в принципе-то. Владимир Вагин: Совершенно верно. И что здесь еще очень важно? Понимаете, мы сегодня вот этот механизм софинансирования… А это же не только софинансирование со стороны граждан. Мы очень часто как-то эту сторону выделяем и про другое забываем. Но для нас не менее важная задача заключается в том, чтобы софинансирование происходило со стороны муниципалитетов, которые тоже демонстрируют свою приверженность и готовность решать эту проблему. Второе – софинансирование со стороны бизнеса. Ведь чем уникально инициативное бюджетирование? Тем, что мы создали абсолютно легальную и удобную форму того, как бизнес может участвовать в софинансировании проектов, которые одобрены муниципалитетами и гражданами. И, может быть, самое важное в этом смысле заключается в том, что мы таким образом объединяем вот этот "букет" софинансирования, демонстрируя в регионе готовность определенной программы, которую можно было бы реализовать при поддержке федерального софинансирования. Таким образом, это целый "букет" разных мотивов. И когда он сходится воедино, качество этих проектов оказывается существенно выше. И мы действительно понимаем, что это нужные и своевременные проекты, которые необходимо финансировать. Павел Давыдов: Владимир Владимирович, а что сегодня мешает инициативному бюджетированию в регионах России развиваться? Владимир Вагин: Знаете, наверное, самая часто встречающаяся просьба в наш адрес (которая, в общем-то, наверное, и является вот тем самым препятствием) заключается в том, чтобы мы наконец продемонстрировали готовность со стороны федерального центра поддерживать эти проекты. К сожалению великому, и в 2017 году денег из федерального бюджета на эти проекты практически выделено не было. И вот эта просьба о том, чтобы наконец-то федерация обратила внимание на эти проекты, она все громче и громче звучит. В августе месяце на Совете по местному самоуправлению при президенте Российской Федерации уже инициативное бюджетирование названо было в числе тех практик, которыми государство обогатило местное самоуправление за последние годы. Мы сейчас видели поручение президента, данное по результатам этого совета. И мы совсем недавно участвовали в очень серьезной работе по обсуждению правовых основ инициативного бюджетирования. То есть это все очень важные элементы большой работы. Но денег из федерального бюджета на инициативное бюджетирование до сих пор не выделяется. И это, наверное, самая важная проблема, с которой мы сталкиваемся в регионах. И нам приходится отвечать, что это произойдет. Павел Давыдов: Владимир Владимирович, большое вам спасибо, что сегодня рассказали, как же формируется этот общественный кошелек, результат которого, конечно же, должен помочь решать социальные проблемы в конкретных городах и селах. Спасибо вам большое, желаю вам удачи. Владимир Вагин: Спасибо. Павел Давыдов: У нас в гостях был эксперта Фонда Алексея Кудрина по поддержке гражданских инициатив Владимир Вагин.