Павел Давыдов: После увиденного невольно задумаешься: а не живёт ли такой суседка, или домовой, в наших квартирах или частных домах? Нужно ли с ним дружить, а быть может лучше прогнать? А главное: всё это красивая сказка, или действительно домовые существуют? Что ж, попробуем разобраться в этом вопросе вместе с нашей гостьей: на прямой связи со студией писательница, исследователь народных традиций России и Европы, журналист Александра Арманд. Александра, здравствуйте! Александра Арманд: Здравствуйте! Павел Давыдов: Жители деревень, как мне кажется, до сих пор верят в то, что каждый дом и каждая семья имеет домашнего духа, домового – хозяина и покровителя, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей плодовитость животных. А вот с вашей помощью хотелось бы разобраться: миф это, то есть красивая легенда, или всё-таки реальность? Александра Арманд: Что ж, давайте попробуем это сделать. С точки зрения позиции журналиста я могу сказать, что я нахожусь в состоянии поисков того ответа на вопрос, который вы задали, а с точки зрения исследователя и человека, погружённого в традиции, я, безусловно, скажу да, такое явление есть, и, с одной стороны, мы имеем 2 разных периода в этой традиции, который был дохристианский, где было одно представление о том, кто это такие, и уже период с активного вхождения христианской культуры в наш народ – это уже совсем другая история, поэтому мнения разделяются на 2 части: с одной стороны, это духи наши умерших предков, который, кстати говоря, раньше хоронили в пороге дома, если вы знаете такую примету – не здороваться через порог, не переносить предметы, и второе мнение – это, конечно же, явление неких сущностей – духов, которые живут вместе с нами, духе во дворе, духи в доме, духи в лесу. Соответственно, безусловно, есть это явление, и люди испокон веков знают, как с этим быть. Павел Давыдов: Вы абсолютно верно заметили, как рассказывает нам мифология, домовой – это умерший предок, глава рода и его хозяин. Так стоит ли его тогда бояться? Александра Арманд: Конечно, нет, конечно, нет, более того, традиции наших предков строились именно на том, чтобы правильно выстраивать отношения с таким духом, потому что его первостепенная задача состоит в том, чтобы оберегать нас, оберегать очаг нашего дома и приносить благополучие и покой. Что же давать взамен? Взамен давать спокойствие в доме – отсутствие скандалов и чистоту. Павел Давыдов: В сюжете про домовых Пермского края мы слышали примеры, что эти духи, суседка, могут быть опасны для человека. Так, наверно, стоит избегать такого соседства? Александра Арманд: Опять же отвечу согласно традиции: безусловно, бывают конфликтные ситуации в том случае, когда с духом не найдены взаимоотношения, либо у людей есть некая ответственность перед тонким планом, перед тонким миром, возможно, люди не почитают своих предков, возможно, забыли кого-то помянуть и так далее, то есть нужно для себя понять, насколько важен дом, полюбить свой дом, и, соответственно, суседка обязательно ответит взаимностью. Павел Давыдов: Хорошо, Александра, а как же разобраться и понять, что мы делим наше жилище с домовым? Существуют ли какие-нибудь типичные признаки этого? Александра Арманд: Типичных признаков много: прежде всего, если мы говорим о том, что отношения не налажены, он будет обязательно проявлять себя какими-то звуками, он будет проявлять себя какими-то действиями, возможно, может что-то падать со стола, он может приходить во сне, может возникать какое-то беспокойство. Если же с домовым отношения в принципе изначально налажены, бывает такое, что люди не делают ничего специально, но они сами по себе теплоотдающие, поэтому они содержат дом в чистоте, у них всё хорошо, на столе всегда стоят каки-то печеньки, то будет такое ощущение тепла, уюта, безопасности – вот, когда есть такое ощущение, 100% суседка в порядке и дружит. Павел Давыдов: Александра, вы со знаем дела всё это рассказываете, а приведите примеры, может быть, у вас были свои особые отношения с суседкой или домовым? Александра Арманд: У меня были отношения с суседкой и с домовым, потому что детство я провела в деревне с сестрой моей бабушки. Бабушка была начальником медицинской части в ракетных войсках, а я, соответственно, у её сестры в глухой деревне находилась, где электричество только возникло в 95-м, кажется, году, и все взаимоотношения моей двоюродной бабушки и её хозяйства были построены через взаимоотношения с домовым, и я прекрасно видела, я слышала эти проявления, то есть мне что-то доказывать или рассказывать даже бесполезно, я знаю, что это есть, меня всегда волновал вопрос: что это такое и как с этим взаимодействовать? И вот уже впоследствии, занимаясь этой традицией, подняв вот эти ласты, где и взаимоотношения с нашими мёртвыми предками, а на этом строилась вся наша народная традиция, я бы сказала – народность, я бы не говорила даже – язычество, а это именно народность, то, исходя из этого, я поняла, что то, что было до нас, то, что строили наши предки и та преемственность в знаниях, в традициях – это и есть взаимоотношения с домовыми, с духами, которые нас оберегают, в этом я абсолютно уверена. Павел Давыдов: И всё-таки, когда во что-то очень сильно веришь, эта самая вера затмевает разум, особенно у людей впечатлительных, для которых любой шорох или звук может вызывать подозрение, что это какой-то дух. Вот как в такой ситуации остаться в здравом уме? Александра Арманд: Вы знаете, человечество всегда будоражили вот эти вот факты, аспекты, проявления тонкого мира, непонятного мира, вообще, даже если говорить о том, что такое магия, я не люблю на самом деле это слово, но, как его понимаю, магия – это всё то, что мы ещё не изучили, либо забыли, и рано или поздно человечество придёт к пониманию эти явлений, оно найдёт способ это всё проявить, но разум беречь надо, и я – прагматичный человек, мне нравится, когда люди всё-таки с осознанием своего здравыми что-то делают, поэтому, если вдруг что-то возникает, надо постараться философски отнестись к какому-то явлению. Да, есть и это, в этой жизни очень много непознанного, но пусть оно будет, но относиться к этому абсолютно с позитивом, потому что всё, что мы вкладываем, потом мы и получаем. Павел Давыдов: Скажите, а как меняются облик и названия домовых в зависимости от региона нашей страны? Александра Арманд: На самом деле не так уж и много меняется, но облик: кто-то видит старичка, даже женщин видят. Суседка или соседушка, домовеюшка, хозяюшка, хозяин – это всё, в общем-то, про него. Особо каких-то таких… вот есть новообраз, я бы сказала, домового, когда его представляют в образе какого-то животного лохматого, но чаще всего это старичок, чаще всего это, в общем-то, какой-то такой человеческий образ небольшого роста, который редко разговаривает, но больше проявляет себя какими-то действиями, какими-то эмоциями. Павел Давыдов: А в каких регионах нашей большой страны чаще всего можно наблюдать этого старичка? Александра Арманд: Я не смогу вам ответить по статистике. Допустим, Мордовия, та же самая северная часть – Мурманск и так далее, где я была, везде они есть. Павел Давыдов: Мне кажется, там, где больше верят в существование домового, там чаще они и проявляются. Александра Арманд: Вы знаете, я бы так не сказала, потому что статистика по Москве у меня как раз большая. Верят-не верят, всё равно что-то появляется, но люди очень по-разному у этому относятся: некоторые начинают изгонять бесов, кто-то начинает решать вопросы с иными формами подселения, в общем, вариантов огромное количество, как и людей, которые на сегодняшний день пытаются предоставлять такие услуги по изгнанию или налаживанию взаимоотношений. Павел Давыдов: В церкви скажут: «На молиться и изгонять бесов из жилья». Экстрасенсы будут настраивать человека на этих духов. Маги – проводить специальные обряды. Может, всё-таки не надо к этому так серьёзно относиться, как считаете? Александра Арманд: Вы знаете, для того, чтобы к этому серьёзно относиться, нужно, наверное, очень глубоко погружаться в различные дисциплины, в традиции и в магические традиции, их огромное количество – это и химия, это и теософия, да очень много всего, поэтому быть магом – это значит посвятить этому жизнь и тогда можно уже взаимодействовать, понимая, что тебе делать, то ли ты – экзорцист, то ли ты – медиум, то ли ты кто. Но для нас, для широкого круга людей я всё-таки считаю, что нужно просто относиться с душой, с любовью ко всей природе, к природе вещей, к природе, которая нас окружает, к нашим предкам. Я уверена, что мы сможем договориться с этими духами таким образом. Павел Давыдов: «В каждом доме должен быть свой домовой», – гласят легенды, верить в них или нет – дело каждого. Александра, спасибо вам за ваше мнение и истории, которые, как мне кажется, приоткрыли завесу тайны о домовых! Александра Арманд: Я очень рада, и я надеюсь, что традиции ещё о себе скажут, и благодарю вас за этот замечательный диалог!