Жизнь многих известных деятелей полна мистики и загадок, особенно у выдающихся людей прошлого. Взять, например, такую фигуру, как Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. С первой и до последней минуты жизнь классика являла собой цепь удивительных загадок. И это не преувеличение. Близкий друг семьи Лермонтовых - Петр Кириллович Шугаев, знавший подробности жизни Лермонтовых и собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что «акушерка принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрет своей смертью». За ответами на сложные вопросы о тайнах захоронения Лермонтова в его фамильную усадьбу отправился корреспондент ОТР Борис Куломзин. Гость студии - Ася Мальсагова журналист, член правления региональной общественной организации «Время Лермонтова» попробует приоткрыть тайны жизни и смерти поэта. Павел Давыдов: Михаил Юрьевич Лермонтов считал необходимым исповедоваться устами героев своих произведений, словно хотел раскрыть глаза читателю на самого себя, быть узнанным и понятым до конца. Русский литературный критик, публицист, философ Виссарион Белинский отметил, что Печорин – сам Лермонтов, а это, согласитесь, тоже вызывает вопросы. Попробуем их прояснить. На прямой связи со студией Ася Мальсагова – журналист, член правления Региональной общественной организации «Время Лермонтова». Ася, здравствуйте! Ася Мальсагова: Здравствуйте! Павел Давыдов: Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом Лермонтов был удивительно спокоен, словно ждал избавления от жизни, причём в какой-то мере ответ на загадку даёт и сам Лермонтов, правда устами героя – Печорина, я процитирую: «Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге». Ася, вот такие аналогии Лермонтова с его литературным героем, на ваш взгляд, уместны? Ася Мальсагова: Несложно заметить, что произведение Лермонтова – автобиографичное, мы сталкиваемся с этим явлением с самого начала творческого пути поэта, и мы наблюдаем следы автобиографии в его юношеской драме «Люди и страсти», в целом в лирике Лермонтова и, конечно, сложно не заметить с главным литературным героем Печориным, но это лишь наши наблюдения. Если мы обратимся к самом началу романа «Герой нашего времени», а именно к предисловию, мы увидим, что Лермонтов заранее нас предупреждает, что он – не Печорин, это не единое целое. Он, автор, говорит, что «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, это точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», но, а мы в «The Lermontov time», конечно, привыкли, в первую очередь, верить самому Лермонтову, а что касается вступления, я не впервые с мнением, что Лермонтов стремился покинуть мир земной, иными словами, он искал смерть. Вот если вспомнить, сослуживец поэта Боборыкин именно вспоминал, когда жил во Владикавказе, как однажды базарный подошёл к нему и сказал, что какой-то приезжий офицер хочет его видеть. Он рассказывал, как он зашёл в заезжий дом, где застал такую картину: Михаил Юрьевич Лермонтов сидел за столом в военном сюртуке, рядом с ним статский – это оказался француз-путешественник, они сидели за столом рисовали, во всё горло распевая: «A moi la vie, à moi la vie, à moi la liberté», – что в переводе с французского означает: «Да здравствует жизнь, да здравствует свобода». О какой пресыщенности к жизни может идти речь? Лермонтов был только в начале своего великого творческого пути, он строил планы, мечты, он хотел писать роман-эпопею о войне 1812 года, конечно, мы считаем, что он не искал довременный конец. Павел Давыдов: Вообще надо напомнить, что роковых случайностей в жизни Михаила Юрьевича было так много, что начинаешь верить в мистику, которой, кстати сказать, было много и в его произведениях. Ася Мальсагова: Сложно отрицать мистичность Лермонтова, начиная с даты его рождения, 1814 год – переставьте 2 последние цифры, получится 1841, и столетний юбилей этих дат совпал с роковыми событиями: 1914 – начало Первой мировой, 1941 – начало Великой Отечественной. Но более всего удивляет его пророческий дар, в 16-лтнем возрасте Лермонтов писал: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадет; забудет чернь к ним прежнюю любовь, и пища многих будет смерть и кровь», – это настоящее предсказании революции 1917 года, удивительно точно её описание, многие мыслители отмечают этот пророческий уникальный дар поэта. Может показаться мистическим тот факт, что Лермонтов, который никогда не бывал в космосе, знал, как планета наша выглядит из космоса, какой вид имеет Земля, что планета голубого цвета, если вспомнить такие строки: «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…». Павел Давыдов: Вообще любой школьник знает, что Лермонтов погиб на дуэли от руки Мартынова, однако, в 30-х годах прошлого столетия появилась теория, что поэт был убит снайпером по приказу правительства, основным доказательством служила траектория полёта смертельной пули: по мнению некоторых, Мартынов со своего места никак не мог выстрелить таким образом. Ася, насколько эта теория серьёзно рассматривается экспертами сегодня? Что вам об этом известно? Ася Мальсагова: Когда началось следствие, то не могли определить, с какого же направления был произведён выстрел, поскольку пуля, как вы сказали, прошла по сложной траектории – снизу вверх, и этот необычный раневой канал вызвал, конечно, большое количество версий убийства, и хрестоматия наиболее значимых опубликована, издана в 2004 году, и кроме литературоведов в это расследование включились врачи, журналисты, юристы, и появилась такая версия, что это умышленное убийство, а не дуэль. Впервые её высказал московский учёный Герасименко, сейчас она приобретает всё больше сторонников, но дословно мы ничего не знаем, кроме хрестоматийной версии, равно как и о его биографии, которую Блок назвал справедливо «нищенской». Здесь очень много в этой истории тёмных пятен, очень много фактов, которые всплыли уже после следствия, всплыли десятилетия спустя, и они говорят, что Лермонтов не хотел стреляться. Известны такие фразы, что Лермонтов сказал, что он не имеет обыкновения стреляться из-за пустяков, и по другой версии: «Я не буду стрелять в этого дурака». И, как мы знаем, после уже дуэли Лермонтов ещё 4 часа, п мнению современных врачей, это очень опасная травма была, и 4 часа он ещё истекал кровью и умер от потери крови. Павел Давыдов: Современная история показывает, что вероятные дети могут найтись у любого прославленного человека, нужно только хорошо поискать, вот такой поиск в отношении Лермонтова увенчался успехом у Лидии Беловой – автора книги «Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова», она уверена, что у поэта была дочь, но и здесь уж очень много вопросов. Ася Мальсагова: Члены нашей организации придерживаются единого мнения по поводу данной книги – это ничто иное, как биографическая фантазия. Лермонтов и Смирнова-Россет действительно были знакомы, Александра Осиповна высоко ценила поэтический дар Лермонтова и даже хлопотала за него, когда поэту нужно было вернуться во вторую ссылку, но все её усилия были тщетны. Автор книги рассказывает о том, что у Лермонтова и Россет родилась дочь, однако, роман у Александры был с известным дипломатом и финансистом Киселёвым. Мы привыкли доверять фактам, подкреплёнными документами, и версия Беловой представляется сомнительной и неправдоподобной. Конечно, нельзя упускать и тот факт, что Лермонтов заслужил популярность в кругу аристократок, однако, фактов, которые позволили бы нам на тему потомства, к сожалению, таких нет. Павел Давыдов: Ася, а скажите, какой факт из биографии Михаила Юрьевича лично у вас вызывает желание, что называется, докопаться до истины? Ася Мальсагова: Александр Блок в рецензии на очередную книгу о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, словно сочувствуя современным и будущим биографам, лермонтоведам, посетовал, что «почвы для исследования Лермонтова нет, биография неженская, остаётся «провидеть» Лермонтова». Соглашусь с великим поэтом Александром Блоком, считаю, что главной задачей в этом вопросе являются не новые факты, а как раз старание не исказить точные данные, как в случае с Лидией Беловой и её версией. Павел Давыдов: А вот в этой связи какие книги вы посоветуете почитать нашим зрителям, которые хотят больше узнать интересного о жизни великого писателя? Ася Мальсагова: В данный момент выходит большое количество литературы, но к ней нужно подходить с осторожностью, «The Lermontov time» точно рекомендует и советует книги Дмитрия Алексеева – всё, что есть о Лермонтове, замечательную книгу Светланы Телегиной «Он был любим небом» и книги и статьи Екатерины Сосниной о Лермонтове, а также книги из серии «Жизнь замечательных людей» Афанасьева и Михайлова. Павел Давыдов: Ася, вообще вокруг жизни Лермонтова та много тайн, что нам не хватит эфирного времени поговорить обо всех, но главная загадка на мой взгляд, заключается в том, как же успел Михаил Юрьевич за 26 лет жизни написать так много сильных стихотворений, гениальных произведений и жизненных картин? Но вот, боюсь, ответа на этот вопрос нет ни у кого или всё-таки у вас есть? Ася Мальсагова: Это, конечно, удивительная история, уникальная история одного поэта, у нас есть ещё гении, которые тоже прожили очень короткую жизнь и покинули этот мир совсем молодыми, но успели сделать то, что другие не успевают сделать и за всю свою, например, даже и столетнюю жизнь. Павел Давыдов: Ася, так давайте завершим эту беседу вашим любимым четверостишием Михаила Юрьевича Лермонтове. Ася Мальсагова: Так как Михаил Юрьевич представляется многим очень угрюмым поэтом, наверно, я всё-таки возьму стихотворение «Молитва», очень светлое стихотворение, так как многие его стихи, если обратить внимание, выглядят, как стихи в молитвах. «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть. Есть сила благодатная в созвучьи слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них. С души как бремя скатится, сомненье далеко – и верится, и плачется, и так легко, легко...». Павел Давыдов: Ася, спасибо, что напомнили эти строки, и благодарю вас за информацию, которая заставляет задуматься, спасибо вам огромное! Ася Мальсагова: Спасибо, до свидания!