Путь на Голгофу. Последние дни дома Романовых и их окружения не дают покоя историкам

Павел Давыдов: Начнём с события столетней давности, которое перевернуло ход истории и до сих пор вызывает бурю эмоций и ожесточённых споров. Речь идёт о произошедшем летом в 1918 году в Алапаевске, там в заключении жила сестра императрицы великая княгиня Елизавета Фёдоровна вместе с помощницей и родственниками семьи царя Николая II. Из Алапаевска обманом они были вывезены ночью в лес, и каждый, получив удар обухом топора по голове, живым был сброшен в шахту. Это произошло через день после того, как в Екатеринбурге большевики расстреляли царскую семью. До сих пор это одно из самых жестоких преступлений XX века не даёт покоя историкам, да и не только. Сегодня о деталях той страшной ночи в Алапаевске рассказывают туристам. Специально для этого из Екатеринбурга запустили поезд, который назвали «Императорский маршрут». О последних днях членов императорского дома и их пути на Голгофу моя коллега Юлия Ершова.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Прошло уже более 100 лет, а в жилах до сих пор стынет кровь от мысли, как закончили свои последние дни Романовы и их окружение. Жестокое страшное убийство в Алапаевске пытались скрыть, но история расставила всё по своим местам. Однако вопросов от этого меньше не стало. Поговорим об этом с нашим гостем: в студии «Большой страны» кандидат исторических наук, биограф Николая II Пётр Мультатули.

Пётр Валентинович, здравствуйте!

Пётр Мультатули: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Очень рад видеть вас в нашей студии, тем более, что о событиях как в Екатеринбурге, так и в Алапаевске, вы знаете больше, чем другие, в том числе и историки, ведь вы – потомок повара императорской кухни, который был убит в Екатеринбурге. Всё верно?

Пётр Мультатули: Да, я правнук Ивана Михайловича Харитонова, который был старшим поваром императорской кухни, а потом повар у государя, и погиб в Ипатьевском доме вместе с царской семьёй.

Павел Давыдов: А вот какие малоизвестные факты об этом страшном преступлении вам известны? Может быть, рассказывали ваши родственники вам?

Пётр Мультатули: Родственники ничего, конечно, не могли рассказывать, поскольку они оставались в Тобольске. Царскую семью в 2 этапа вывезли в Екатеринбург, сначала вывезли государя и государыню – великую княжну Марию Николаевну, доктора Евгения Сергеевича Боткина и Анну Степановну Демидову, их вывезли первой партией, потому что цесаревич был болен, а потом вывезли уже вторую часть царской семьи уже вместе с моим прадедом и его тоже разместили в Ипатьевском доме. В Ипатьевском доме он делал хлеб сам, поскольку когда им разрешили, им очень долго не разрешали ничего готовить, привозили из какой-то столовой, а когда разрешили, он сам готовил хлеб и учил великих княжон печь этот хлеб, это отмечается в дневнике государя.

Павел Давыдов: Пётр Валентинович, а сохранились ли какие-то записи, как вели себя члены царской семьи в этот жуткий период?

Пётр Мультатули: Конечно, это есть, вспоминали караульные, которые несли службу, которые были допрошены. Они, во-первых, никогда ни на что не жаловались, они постоянно пели песни, не только духовные, каждый день они читали Евангелие. Они были действительно такой сплочённой группой, причём они уже осознавали, что их убьют, причём осознавали все, и взрослые и дети. Цесаревич говорил: «Если будут убивать, только б не мучали». И вот это они пронесли, вот эти страшные дни нахождения в Ипатьевском доме, ведь там всё делали, чтоб их дух сокрушить: то окна замазывали краской, то запрещали открывать им окна, когда была чудовищная жара, то ломали специально водопровод, то каждый раз они могли войти в их комнаты посмотреть, что они делают, то есть они всё время пытались этим самым царскую семью…

Павел Давыдов: Сломить дух.

Пётр Мультатули: Сломить её дух, но ничего не произошло, наоборот, они выходили победителями из этого поединка.

Павел Давыдов: Вообще о событиях того времени очень много книг написано, очень много разных документов сохранилось, но до сих пор идут ожесточённые споры, почему российскую императорскую семью не спасли члены английской фамилии? Ведь мы все прекрасно помним, что британский монарх Георг V был родственником, кузеном, Николая II, вот что об этом известно вам?

Пётр Мультатули: Причина почему не помогли очень проста: Англия стояла за спиной Февральского переворота, она активно содействовала Февральскому перевороту, представители английского посольства встречались с заговорщиками и поэтому, собственно говоря, когда этот переворот произошёл при их самом активном участии, то, естественно, для них вообще свидетели были не нужны, а свидетели потерпевшие на уровне государя-императора и его семьи тем более были не нужны, поэтому они, собственного говоря, наоборот, всячески делали, чтобы ухудшить их положение. Вообще никто кроме испанского короля из западных политиков, короля Альфонсо, никто больше не попытался спасти царскую семью.

Павел Давыдов: Вы знаете, это чудовищно звучит на фоне того, что дом Романовых и русская армия сделала очень много для спасения самой Англии и Франции в годы Первой мировой войны.

Пётр Мультатули: Конечно, так потому это всё и произошло. Дело в том, что к 1916 году союзникам стало ясно, что Россия выиграет Первую мировую войну даже без них, и что после этого Россия станет сверхдержавой, собственно говоря, державой № 1, кроме Германии кто с нами мог тягаться? А не надо забывать, что в 1915 году император Николай II поставил очень жёсткие условия перед союзниками, и они обязались это выполнить особым договором, который должен был быть оглашён в апреле 1917 года, о передаче России после победы крупнейших геополитических территорий, это Константинополя, Босфора и Дарданеллы, Восточной Пруссии, Галиции, всей Западной Армении, и особого статуса Российской Империи на Святой Земле, поэтом, конечно, выполнять такие обязательства, взятые перед Россией, они не хотели, и это стало важнейшей причиной, почему они так поддерживали Февральский переворот. Тем более, не будем забывать, что в это время выходят на сцену впервые те силы, которые мы сегодня называем неоконами в Соединённых Штатах Америки, а вообще их надо называть глобалистами. Вот это стремление однополярного мира тогда созревало, и русский царь был первым врагом этого однополярного глобалистского мира.

Павел Давыдов: Расстрел случился, но вот до сих пор ведутся споры, кто отдал приказ? Уралсовет утверждает, что он это сделал своим личным решением и постфактум проинформировал Москву, и вроде есть документы, которые подтверждают это, но современные историки говорят, что не мог Уралсовет подобные решения принять самостоятельно, а что известно вам?

Пётр Мультатули: Нет, конечно, никаких, кстати, документов об этом нет, никакого решения Уралсовета до сих пор не найдено и не будет никогда найдено, потому что Уралсовет ничего сам не решал, это решала группа высшего большевистского руководства в Москве, главным проводником этого был Яков Свердлов и, собственно говоря, ими было организовано это убийство, и они являются главными организаторами этого убийства. Кстати говоря, опять-таки эти силы большевистские также ориентировались на определённые западные круги, потому что уничтожение царя и его семьи – это был кроме всего прочего такой ритуал убийства России. Убивая её главу, Божьего помазанника и наследника престола, они тем самым как бы демонстративно убивали Россию.

Павел Давыдов: Уничтожали, уничтожали государство.

Пётр Мультатули: Уничтожая, уничтожая под корень, ведь, кстати говоря, они уничтожили не только царскую семью, они начали с Алапаевска, они уничтожили практически всех великих князей, представителей дома Романовых, которых они смогли.

Павел Давыдов: Да, и вот здесь, конечно, я понимаю, что истории не любит сослагательного наклонения, но я обязан задать этот вопрос: скажите, пожалуйста…

Пётр Мультатули: Любит.

Павел Давыдов: Ага, всё-таки любит, интересно. Тем не менее скажите: если бы не случился расстрел царской семьи, какой бы была современная российская история?

Пётр Мультатули: Что такое царская семя и что такое император Николай II? Это отображение тысячелетней русской истории, это представители русской православной цивилизации, которая просуществовала свыше тысячи лет и которые жили десятки поколений русских людей, причём под словом «русские» я подразумеваю русские не только в плане этническом, а в духовном плане, это все нарды, которые входили в ореол Российской империи, и поэтому, естественно, сейчас наша страны была бы огромная по своим масштабам, но не только по своим масштабам, по тому духу, она сейчас является Россией и является как бы единственной страной, которая удерживает мир от падения полного нового мирового порядка, и тогда бы этот новый мировой порядок был бы сокрушён полностью, если бы России дали бы выиграть Первую мировую войну, и она была бы действительно сейчас ведущим государством мира.

Павел Давыдов: Вот ещё немножко о современности хочу поговорить. Когда готовился к этой беседе, нашёл много разных комментариев на эту тему в социальных сетях, благо сегодня каждый может высказаться, и вот хочу процитировать вам один из этих комментариев, который очень часто можно встретить: «Почему убитые члены императорской семьи – мученики? Почему не называют мучениками тех, кого царская семья уничтожила? Ведь не зря царя прозвали Кровавым», – конец цитаты. Вот чтобы вы ответили этим людям?

Пётр Мультатули: Эта демагогия уже длится в течение всего времени, как был свергнут император, причём, вы знаете, одни говорят, что он был Кровавый, другие говорят, что он тряпка, ну вы определитесь, тряпка не может быть кровавой. Дело в том, что это говорят именно те люди, которые не понимают ни подвига царской семьи, ни полного значения императора Николая II, потому что он – святой мученик, потому что он претерпел от врагов Христа, вот и всё. А кого царь убивал? Где ГУЛАГи при царе? Их не было. Где были тысячи, сотни тысяч безвинно убиенных вместе с семьями, которые были при большевиках и при сталинском режиме, где они? Ничего этого не было при царе, ни одной стройки не было платной. В Российской империи было заложено практически всё, что было сделано потом неимоверным трудом, всё уже было к 1917 году либо заложено, либо уже начато делать, либо сделано, в том числе и строительство железных дорог, в том числе и медицина, в том числе и электроэнергия, страна была практически больше, чем на половину электрифицирована, о чём мы говорим вообще? Поэтому вот эта демагогия до сих пор любо от людей незнающих, а чаще всего, людей, не желающих ничего знать и живущих вот в таком плену большевистских, я бы сказал, стереотипов. Сейчас вышла масса литературы и её можно читать, и если у человека есть хотя бы насколько извилин, можно сделать выводы, а люди не хотят делать никакие выводы, они хотят пребывать дальше, это же удобно. Понимаете, дело в том, что большевизм – это ещё ко всему прочему такая квазирелигия, и эти люди просто-напросто верят, не подходят с точки зрения исторического анализа, а просто верят в те или иные постулаты большевизма.

Павел Давыдов: Пётр Валентинович, могу я вам задать очень личный вопрос? Я понимаю, что вашу семью это коснулось, но тем не менее скажите, пожалуйста, говоря о событиях того времени, какие эмоции, какие чувства охватывают вас здесь и сейчас, зная, что 103 года назад… произошло не зверское убийство, я даже не могу подобрать слова, что произошло, это даже не перелом…

Пётр Мультатули: Злодеяние.

Павел Давыдов: Злодеяние.

Пётр Мультатули: Вы знаете, на самом деле, как христианин я всегда испытываю 2 чувства: с одной стороны, конечно, это чудовищное изуверское преступление, а, с другой стороны, когда мы приходим на Голгофу, мы испытываем кроме скорби от мук Спасителя радость того, что Он воскрес. И точно так же, когда приезжаешь в Храм на Крови в Екатеринбурге, ты понимаешь то, что они победили, они победили и их победа в веках, они претерпели. Вот посмотрите, ведь что хотели? Убили царскую семью, оклеветали её, ограбили её, снесли даже дом, где её убили, сколько распространяли всяких гадостей о ней. Что произошло? Царская семья канонизирована, на месте дома стоит храм, на Ганину Яму идут сотни тысяч людей, каждый год идут, около 100 тысяч человек идёт крестным ходом, причём, надо понимать, люди сначала приезжают со всех концов России, отстаивают 6-часовую службу, а потом идут 24 километра, поэтому они победили, поэтому мы здесь как христиане, я как христианин испытываю радость этой победы.

Павел Давыдов: Пётр Валентинович, спасибо вам большое за участие в нашей программе!

Пётр Мультатули: Вам большое спасибо!

Павел Давыдов: И отдельное спасибо, что напомнили эти страшные страницы нашей истории. Я очень надеюсь, что об этом чудовищном преступлении, жутком вообще расстреле царской семьи, будет помнить не одно поколение людей – это очень важно, нельзя забывать то, что произошло со всеми нами спустя столько лет мы должны оборачиваться назад и помнить, чтобы подобного не повторилось. Спасибо вам большое!

Пётр Мультатули: Я в этом уверен, всего доброго, до свидания!