Сундук Ковалевских. На собаках лучше. Кокованя - это кто? Очарование Диксона и загадки Таймыра

Гости
Мария Белоковыльская
журналист, блогер

- Сундук Ковалевских. Где зарыты сокровища старинного дворянского рода?

- На собаках лучше. Закрытие зимнего сезона на озере Байкал.

- Кокованя - это кто? Уральские сказы и прообразы героев произведений Бажова.

- Очарование Диксона, загадки Таймыра. Об экзотических путешествиях по России говорим с журналистом и блогером Марией Белоковыльской

Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие» и сегодня о своих уникальных маршрутах нам расскажет наша гостья Мария Белоковыльская.

Мария, здравствуйте!

Мария Белоковыльская: Здравствуйте!

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Мария Белоковыльская – журналист, редактор, блогер. В её портфолио интервью со Скарлетт Йоханссон, Умой Турман и другими звёздами. Мария работает в глянце и пишет о стиле жизни, людях и путешествиях. Она посетила 60 стран и в восторге от экзотических красот России. Самый северный посёлок России Диксон, полюс холода Оймякон, енисейская Сибирь и загадочный полуостров Таймыр в блоге Маши Белоковыльской.

Мария, даже в профайле такие названия: Диксон, Оймякон – самые, мне кажется, экстремальные места России, которые только можно назвать. Откуда вы недавно вернулись? Я знаю, что было что-то такое невероятное.

Мария Белоковыльская: Да, одна из последних поездок – это была как раз поездка на полюс холода Оймякон. Я мечтала почувствовать, что такое жить в минус 60, и вот я это всё-таки ощутила.

Ангелина Грохольская: И как оно?

Мария Белоковыльская: Вы знаете, на самом деле нормально, если готовиться таким путешествиям. Подготовка, безусловно, требуется, потому что как только ты снимаешь варежку, буквально через 10 секунд ты перестаёшь чувствовать свою руку и понимаешь, что такое настоящий холод.

Ангелина Грохольская: Мне рассказывали, когда приезжали к нам гости из Якутии, говорят: «Минус 25? Да мы мороженое на улице едим!».

Мария Белоковыльская: Да. Вы знаете, очень забавно, в Якутии есть место, которое называется «Царство вечной мерзлоты», и зимой туда ходят греться, потому что на улице минус 50-минус 60 и далее по списку, а в «Царстве вечной мерзлоты» в этот момент минус 10 максимум.

Ангелина Грохольская: А где это место находится?

Мария Белоковыльская: В городе Якутск. Это очень красивое место, это бывший промышленный холодильник, который превратили в такую туристическую локацию с ледяными скульптурами, они подсвечиваются разноцветными огнями и туда очень любят приходить фотографироваться, пить водку из ледяных стаканов – это такое популярное туристическое развлечение.

Ангелина Грохольская: Почему вы в Оймякон поехали?

Мария Белоковыльская: Потому что это экзотика, потому что я мечтала почувствовать, какого это жить в таких условиях, и потому что там живут совершенно потрясающие уникальные люди, в которых я просто влюбилась. Я познакомилась с женщиной, она – одна из легенд, скажем так, Оймякона, во-первых, она – одна людей, благодаря которым появился в принципе туризм в Оймяконе, во-вторых, она доказала, что Оймякон – полюс холода, потому что вот это соперничество Оймякона и Верхоянска, которое, в общем, известно, все знают эту историю, оно длилось и длится по сей день, в общем, когда произносишь слово «Верхоянск», то оно обычно покрывается пятнами, потому что говорят: «Не смейте даже произносить слово «Верхоянск», Оймякон – полюс холода!».

Ангелина Грохольская: «У нас холоднее», – да?

Мария Белоковыльская: Да.

Ангелина Грохольская: Как зовут её?

Мария Белоковыльская: Её зовут Тамара Егоровна, и если она меня сейчас видит, то я передаю её привет, потому что она совершенно чудесная, просто действительно – человек-легенда.

Ангелина Грохольская: О путешествиях Марии мы продолжим говорить через несколько минут, а сейчас мы отправимся с вами на Урал. «Геотуризм» – знакомо ли вам такое понятие? Между тем, это популярный вид путешествий, во всём мире создаются геопарки ЮНЕСКО, где можно познакомиться не только с местной культурой, но и с уникальными природными объектами. В России первый и пока единственный геопарк ЮНЕСКО появился на Южном Урале, называется он «Янган-Тау», любой желающий может отправиться в небольшую геологическую экспедицию за тайными сокровищами. Урал вообще – это центр притяжения геологов мира, он уникален своей историей и объектами для изучения. Наш корреспондент составила очень интересный маршрут, он связан и с геологией и будет проходить по «Бажовским местам». Поехали!

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие», сегодня в нашей студии – блогер, путешественница Мария Белоковыльская.

Мария, скажите, пожалуйста, а было в вашей жизни путешествие, которое изменило вашу жизнь?

Мария Белоковыльская: На самом деле таких было много, но, наверно, самое яркое из последних – это поездка на Диксон.

Ангелина Грохольская: Вот заносит вас куда-то – на край земли! Почему Диксон?

Мария Белоковыльская: Вы знаете, я очень давно увидела документальный фильм про Диксон и, совершенно ничего не зная об этом месте, поняла, что я обязательно должна там побывать. И в октябре прошлого года мне удалось это сделать и это действительно ода из тех поездок, которую я буду вспоминать всю жизнь, которая просто перевернула моё сознание.

Ангелина Грохольская: Почему? Как это произошло?

Мария Белоковыльская: Тут просто надо понимать, что ты оказываешься в месте, которое абсолютно отрезано от цивилизации, до ближайшего крупного населённого пункта, горда Норильск, больше 500 километров, причём это 500 километров арктической пустыни, ты оказываешься отрезан от всего мира, ты на берегу Карского моря, и, кстати, когда я сидела ещё в аэропорту Норильска, я помню, что я читала новости про Диксон, и одна из новостей была, что там объявили чрезвычайное положение из-за того, что по посёлку гуляют белые медведи. А потом объявили посадку на рейс и на борт самолёта зашли 3 человека вместе со мной, в этот момент я подумала: «Господи, куда я лечу!».

Ангелина Грохольская: А туда прямо самолёты летают всё-таки?

Мария Белоковыльская: Да, туда летает самолёт, он летает 1 раз в неделю, но это в лучшем случае, потому что погода на Диксоне очень непредсказуемая, там часто бывает так называемая «чёрная пурга», например, зимой, когда в принципе всё авиасообщение заблокировано.

Ангелина Грохольская: Что там? Там вообще кроме четверых человек, которые прилетели, ещё есть там кто-то? Жизнь там какая-то есть?

Мария Белоковыльская: Да, конечно, посёлок состоит как бы из двух частей: есть остров Диксон и есть материковая часть. Люди живут на материке, на острове находится метеостанция и на острове находится действующий аэропорт и, кстати, сейчас там стоится новый аэропорт, может быть, даже его уже построили с тех пор, как я там побывала. В посёлке на данный момент 300 человек, очень многие люди – диксончане уже во втором поколении…

Ангелина Грохольская: Диксончане…

Мария Белоковыльская: Да, прекрасное слово – «диксончане». И самое удивительное, когда у ме спрашивали: «А зачем ты туда полетела, ведь там нечего смотреть?». Самое удивительное – это слушать истории людей, потому что как раз эти истории – это то, что меняет твою жизнь, и то, что меняет твою оптику, и вообще очень люблю путешествия за вот эту смену оптики, когда ты можешь себя поместить в условия, в которых ты никогда бы н оказался, и ты настолько расширяешь свой взгляд на мир и настолько погружаешься в какую-то новую для себя реальность, – это правда меняет сознание.

Ангелина Грохольская: Про истории я хочу услышать.

Мария Белоковыльская: На самом деле в самый первый день, когда я только прилетела, я пошла на экскурсию в местную школу, и там совершено потрясающие работают учителя, преданные своему делу, они рассказывали историю про то, как у них под школой жил медведь, например, белый и его пытались оттуда всем посёлком извлечь. Мы подружились с директором школы, и её муж поймал рыбу, и потом она принесла мне эту рыбу в подарок и сказала: «Мария, это вам». То есть это люди, которые абсолютно искренние, абсолютно неиспорченные, и что вообще, как мне кажется, отличает северных людей, это то, что на севере принято друг другу помогать: если на севере на дороге где-то застревает автомобиль, то ни один водитель никогда не проедет мимо, – это правило, которое соблюдают все, это аксиома абсолютно, не обсуждается.

Ангелина Грохольская: Это действительно так.

Мария Белоковыльская: Да.

Ангелина Грохольская: Туристы кроме вас приезжают на Диксон?

Мария Белоковыльская: Вы знаете, я задавала этот вопрос, и вообще когда я говорила людям, что я прилетела туда сама по своей собственной инициативе, они говорят: «Зачем?». «Как зачем? Это же Диксон, это же легендарный Диксон! Я хотела увидеть этот посёлок». Они говорят: «А что здесь делать?». И они просто не верили, что существует такой человек, который сам за свои деньги по своему собственному желанию вот так прилетел на Диксон, чтобы посмотреть, как Диксон устроен.

Ангелина Грохольская: Я так понимаю, что у вас было спонтанно всё?

Мария Белоковыльская: У меня было спонтанно, я вообще такой спонтанный человек, я могу сидеть дома, готовить завтрак, а через 2 часа ехать в аэропорт, и это абсолютно нормальная ситуация для меня, я могу ничего не бронировать заранее, то есть я, наоборот, обожаю такие путешествия, когда ты вообще не знаешь, что будет завтра, это очень самонадеянно и особенно это самонадеянно в России, потому что очень часто бывает так, что ты приезжаешь в место и поймаешь, что это не тот случай, когда ты можешь просто открыть booking и забронировать гостиницу или заехать в соседнюю кофейню и перекусить, то есть места абсолютно дикие, места, куда сложно добраться, и зачастую это даже может быть сопряжено с риском, это очень безрассудно с моей стороны.

Ангелина Грохольская: Вы были на Байкале, кстати?

Мария Белоковыльская: Вы знаете, нет, я не была на Байкале, я обязательно доберусь до Байкала, я обязательно доберусь до Камчатки, у меня много планов, и я позже обязательно ими поделюсь, но пока мне хочется открыть для себя места, которые являются, скажем так, совсем белыми пятнами на карте.

Ангелина Грохольская: Вы для себя и для нас тоже, а мы для вас будем сейчас Байкал открывать…

Мария Белоковыльская: Прекрасно!

Ангелина Грохольская: Хотя бы вот так – с помощью наших телевизионных возможностей и с помощью, естественно, и социальных сетей. По хештегу Байкал в «Инстаграм» мы нашли более двух миллионов фотографий, в этом году Байкал – одно из самых популярных мест и для посещения, и для фотосессии, естественно, и мы отобрали самые интересные на наш субъективный взгляд фотографии, которые обнаружили в сети. Давайте мы сейчас их посмотрим, такой наш топчик небольшой. Что можно делать на Байкале? А на Байкале можно спать.

Мария Белоковыльская: Это вообще любимое моё занятие.

Ангелина Грохольская: Великолепно, мне кажется. Если у вас есть питомец, берите его с собой, мне кажется, ему там понравится, по крайней мере, вот этому псёнышу, я на самом деле сначала даже не поняла, кто это с хозяйкой.

Мария Белоковыльская: Но на самом деле собака не испортила ещё ни один кадр в «Инстаграме».

Ангелина Грохольская: Конечно, нет. Это красота! Маша, это вам, глянец – это ваша история, берите на заметку, где делать фотосессии для своего журнала.

Мария Белоковыльская: Вот кому на самом деле холодно.

Ангелина Грохольская: Да, красиво, но холодно. А вот этой девушке, как вы думаете? Какой у неё будет загар?

Мария Белоковыльская: Как говорится, искусство требует жертв.

Ангелина Грохольская: А Байкал можно попробовать на вкус и, говорят, это неопасно, это самая чистая вода, что и сделала одна из путешественниц.

Мария Белоковыльская: Кстати, по поводу льда в Оймяконе, меня эта история совершенно поразила, опять же Тамара Егоровна её рассказала: она однажды купила лёд для того, чтобы переплавить его и получить питьевую воду. Там на самом деле есть определённые проблемы с инфраструктурой, но меня просто поразило, что человек на севере может купить лёд.

Ангелина Грохольская: Пошла зимой за снегом называется, да. Ещё одна глянцевая фотография, мне кажется, очень красивая.

Мария Белоковыльская: Да, это очень популярное место, мне кажется, что только ленивый не запечатлел себя на фоне этой прекрасной скалы.

Ангелина Грохольская: Не знаю, я бы не рискнула, если честно, так раздеться.

Мария Белоковыльская: Почему?

Ангелина Грохольская: Холодно, правда холодно. Кстати, холодно ли было этой прекрасной девушке, мы сейчас у неё и спросим, Алиса Паккерт её зовут, она в Ростове-на-Дону, кстати, в южном городе, живёт и сейчас выходит с нами на связь.

Алиса, здравствуйте!

Алиса Паккерт: Здравствуйте!

Мария Белоковыльская: Здравствуйте!

Алиса Паккерт: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Мы с Марией сейчас обсуждали, что холодно вам было. Были ли вам холодно, девица, хочется сказать.

Алиса Паккерт: Не смогла устоять, я была в некотором кураже, и, видимо, адреналин не давал проникнуть, минус 30, в общем-то, перенесла стойко на самом деле, но потом да, мы больше отогревали мужа моего, он по совместительству фотограф, у которого бедные пальчики как держали фотоаппарат в руках, так и остались.

Ангелина Грохольская: Алиса, вы платье с собой возите? Мне сразу представляется, что как это: «корзинка, картонка и маленькая собачонка» – такое путешествие и Алисы.

Алиса Паккерт: На самом деле обычно мы обходимся всегда стандартным набором своих вещей, но в этот раз это был один из первых туров, когда мы поехали с группой организованно, и прекрасные организаторы взяли с собой платье, не поленились и предоставилась, собственно, такая возможность замечательная.

Ангелина Грохольская: Алиса, вот Маша хоть и путешественницы, но ни разу не была на Байкале. Маша, у вас есть сейчас возможность спросить…

Мария Белоковыльская: Пристыдила!

Ангелина Грохольская: Нет, наоборот, есть возможность сейчас спросить у Алисы что-нибудь про Байкал.

Мария Белоковыльская: Да. Алиса, расскажи, пожалуйста, про свой самый-самый любимый маршрут вокруг Байкала и на Байкале.

Алиса Паккерт: Сложно сказать про зимнее путешествие – какой любимый маршрут, потому что перемещения происходят очень быстро из точки «А» в точку «Б», потому что очень холодно, но зимой, мне кажется, мы много где были, и по миру и в нашей стране, но Байкал – что-то невероятное на самом деле, потому что нигде вот этой замёрзшей пустыни, вот этих трещинок, я сейчас даже рассказываю, у меня мурашки бегут, эти трещинки, эти пузырьки – настолько фактура просто невероятно разная, цвет, голос Байкала, как он трещит – это просто что-то невообразимое. Наверно, самое потрясающее, мне невозможно было оторвать ото льда, я валялась на нём и рассматривала, что же там под ним, потому что лёд не промерзает до дна, естественно, и можно где-то заметить проплывающую нерпочку, например, или рыбёшку, или дно, то есть какие-то интересности постоянно у тебя под ногами и это волшебство какое-то на самом деле.

Ангелина Грохольская: Алиса, спасибо вам огромное за рассказ о Байкале, за ваши впечатления, эмоции, я сейчас правда слушала вас и представляла всё это. Маша, я думаю, вы тоже.

Мария Белоковыльская: Мне кажется, это такая медитация – смотреть на озеро.

Ангелина Грохольская: Медитация действительно, визуализация и медитация, да.

Алиса Паккерт: Да.

Ангелина Грохольская: И спасибо за ваши потрясающие фотографии, мужу привет, до свидания!

Алиса Паккерт: Спасибо, пока-пока!

Мария Белоковыльская: Пока!

Ангелина Грохольская: А наше путешествие на Байкал не заканчивается, потому что мои коллеги не остались в стороне: мы все знаем Библейскую легенду, когда «Христос пошёл по воде аки по суху», так и наши журналисты прогулялись по самому глубокому озеру, не боясь ноги промочить или утонуть.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Мария Белоковыльская сегодня у нас в студии, мы уже вместе с Машей побывали, по крайней мере, в наших фантазиях и в Машиных воспоминаниях на Диксоне, в Оймяконе. Что в планах, хочу я сейчас спросить у вас, на ближайшее будущее? Какие путешествия?

Мария Белоковыльская: Про планы я могу говорить очень долго, а потом в итоге в последний момент я опять во время завтрака куплю спонтанно куда-нибудь билет и улечу совершенно в другое место. Планы: во-первых, я хочу добраться до Курильских островов, потому что у меня там живёт брат родной, и я, к своему стыду, ни разу там не была, я хочу заложить на это путешествие несколько недель и сделать такой гранд-тур, потому что там очень много красивого и интересного, и, конечно, это требует времени. Помимо прочего, я обязательно вернусь на Алтай, на Алтае я хочу попасть на плато Укок – это такое место силы, про которое очень многие, кто любит Алтай или слышал про Алтай, знают, место, где в своё время нашли мумию скифской принцессы, которой 2500 лет и которая хранится сейчас в музее в Горно-Алтайске. В планах: Республика Коми, какие-то маленькие города недалеко от Москвы, что тоже всегда прекрасно, потому что ты отправляешься, казалось бы, по соседству, на соседнюю буквально улицу, а в итоге находишь целую бездну каких-то новых мест, знаний, смыслов, и на самом деле очень много мест, которые… я могу в принципе весь эфир заполнить этим рассказом, поэтому, в общем, как-то так, а дальше как пойдёт.

Ангелина Грохольская: Это точно! И, вы знаете, я очень верю, хочу верить в то, что те телезрителями, по крайней мере, которые сейчас нас видели, слушали вас, составят такой маршрут, которого ещё никогда не было в их жизни, возможно, побывают и на Диксоне и в Оймяконе, а может быть, ещё куда-то, какое-то место такое найдут, что и мы с вами удивимся: «Оказывается, можно было поехать туда!».

Мария Белоковыльская: У меня есть пара таких мест, но не буду пока про них рассказывать, что не портить вау-эффект, когда я там окажусь.

Ангелина Грохольская: Хорошо. А прямо сейчас мы отправимся в один из самых красивых городов Ленинградской области – в Выборг. Вот я, кстати, в Ленинградской области очень часто бываю, но в Выборге ни разу не была, поэтому сейчас туда заглянем. Расположен он на северо-западе Карельского перешейка на берегу Финского залива в 130 километрах от Санкт-Петербурга, раскинулся на полуострове, изрезанным глубокими бухтами, а также на нескольких мелких островах, из Санкт-Петербурга туда добраться можно на электричке или на автобусе – 2 часа и вы в Выборге. А нам даже автобус не понадобится, смотрим прямо сейчас.

СЮЖЕТ