Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я Ангелина Грохольская. Довелось мне недавно побывать в селе Курба, что под Ярославлем: маленькое живописное, единственная достопримечательность – церковь Казанской иконы Божьей матери и то в полуразрушенном состоянии. И не запомнила бы я даже названия этого села, если бы не его история: оказывается известна Кубра с XV века, тогда она была вотчиной князей Курбских, проживал там и самый известный представитель этого рода, Андрей Михайлович – ближайший сподвижник Ивана IV, бежавший потом к польскому королю, тот самый, что писал письма Грозному. Кстати, эта переписка стала одним из самых интересных памятников русской публицистике 16-го столетия, но речь сегодня не о князе Курбском, мы поговорим о том, насколько история интересна современным путешественникам и о туризме, как о перспективной отрасли экономики. И сегодня в нашей студии Юлия Рыбакова – директор департамента туризма Ярославской области. Юлия Львовна, здравствуйте! Юлия Рыбакова: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Спасибо, что приехали. Скажите, пожалуйста, вот начала я с села Курба и назвали мы сегодня студию: «На Родине князя Курбского», но Ярославская область – это не только Родина Курбских, это огромное количество разных имен, ровно так же, как и огромное количество интересных мест, но, на мой взгляд, такие на слуху, раскрученные – это Мышкин, Углич, Ростов, конечно, Ярославль, а если ли на туристической карте региона такие же маленькие, может быть, не известные, но интересные с точки зрения истории, посещения, места, как то же село Курба? Юлия Рыбакова: У нас очень много на самом деле таких мест, есть еще известное село, самая красивая деревня – село Вятское недалеко от Ярославля. Ангелина Грохольская: Ну, Вятское сейчас… Юлия Рыбакова: Да, а из маленьких, наверно, я могу сказать, что мне лично очень нравится музей кацкарей в Мартыново, это недалеко, кстати, от Мышкино, но это удивительно: ребята играют, работают с таким наследием, как особый язык, особый диалект славянский… Ангелина Грохольская: Знаете, сейчас от Вас впервые слышу, правда. Юлия Рыбакова: Очень популярен, кстати этот маршрут, довольно-таки его знают, не очень большие объёмы групп ни принимают, но очень здорово. А из новых, наверное, село Учма, там «Музей дыр и заплат». Ангелина Грохольская: О, как! Юлия Рыбакова: Да, тоже ребята, вообще, очень много проектов с музеями делаются москвичами, которые работают н 2 города, то есть они работают в Москве и у них есть какой-нибудь дом или объект в Ярославской области – они развивают, таким образом, реализуясь в Ярославской области. Ангелина Грохольская: Юлия Львовна, ненадолго покинем Ярославскую область, обязательно вернемся, но сейчас мы с Вами отправимся в «солнечный город мечты» – так называется Кисловодск. Что заставляет тысячи туристов приезжать именно на этот курорт, расскажет Наталья Мхоян. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Покидаем Кисловодск, возвращаемся в студию, сегодня у нас в гостях Юлия Рыбакова – директор департамента туризма Ярославской области. Юлия Львовна, нашла вот какие цифры: по оценкам Сбербанка Ярославская область на 7-ом месте по доходам от внутреннего туризма и Вашу цитату я сейчас приведу в пример, Вы сказали: «Перед нами стоит амбициозная цель – к 2025 году принимать 8000000 туристов в год». Первый вопрос: сколько сейчас туристов приезжает в Ярославскую область? Юлия Рыбакова: По итогам 2018 года мы приняли чуть больше 4 млн. Ангелина Грохольская: То есть в 2 раза Вы собираетесь увеличить поток, а каким образом, за счёт чего? Юлия Рыбакова: Первое – это, собственно, переборка предложения туристического продукта и вывод на рынок предложения, которое именно сегодня интересно туристам. Второе – это развитие инфраструктуры, усиление бренда региона, потому что самое главное – это объяснить туристу, что ему предлагает территория. Таким уникальным преимуществом является 12 исторических городов, которые расположены на территории в очень плотном кольце, составляя своеобразный конгломерат, когда между городами 30, 50, 60, 80 километров – вообще, это дневном переход лошади, так они строились и это очень комфортно, на самом деле, для передвижения. Такое уникальное преимущество территории, такая страна городов русских – Ярославль это может предложить посмотреть, потому что все города исторические. Ангелина Грохольская: А инфраструктура потянет такое количество туристов? Юлия Рыбакова: В этом смысле мы посылаем запрос и активно работаем с бизнес сообществом, мы работаем с инвесторами и могу сказать, что в этом году я почувствовала большую отдачу, потому что появилось больше предпринимателей, появилось больше проектов. В туризм, вообще, в основном, как правило, инвестируют местный бизнес, есть там остатки, есть любовь, есть интерес к территории и для нас важно заслужить лояльность наших местных предпринимателей, людей, у которых есть деньги, чтобы они поверили в будущее региона и, собственно, начали здесь создавать такие объекты. Ангелина Грохольская: Я понимаю интерес предпринимателей, я понимаю интерес туристов, которые получат новые предложения, а жители региона, обычные горожане Ярославля, Мышкина, Ростова и других городов, тех 12-ти, которые расположены рядом, которые напрямую не работают в туристической области – вот им от этого что? Юлия Рыбакова: Для местных жителей – это, конечно, в первую очередь гордость: когда к тебе едут туристы и смотрят твою территорию, ты живешь в такой… ну, это всегда приятно, это то, что называется, наверно, патриотизм настоящий реальный, я считаю, что туристическая сфера очень сильно работает очень сильно именно с этим самосознанием. Второе – это… вообще, туризм имеет самый высокий мультипликативный эффект, если Вы знаете: 1 рубль, вложенный бюджетом в туризм, приносит 7 рублей в экономику территории, это где-то средняя цифра, она разная в разных регионах. Мы вот боремся за то, чтобы увеличивался средний чек: условно говоря, есть базовая цена, когда человек приезжает, у нас по последним оценкам где-то около 2800 рублей за 2,5 дня тратят туристы в среднем, это такая усредненная цена. Для нас очень важно, чтоб дополнительный чек на еду в ресторанах, на какие-то анимации, на культуру, на покупки был тоже достаточно серьезный, потому что деньги у людей есть, как правило, когда они едут на отдых, нам важно, чтобы они эти деньги могли где-то потратить. Вообще, огромная, на самом деле, роль, которая недооценена сегодня, на мой взгляд, в туризме – это то, что туристы снижают расходы на транспорт, условно говоря, система общественного транспорта лежит на региональном бюджете, туристы, которые используют региональную систему транспорта, за нее платят, они маленькие такие инвесторы, по чуть-чуть, по чуть-чуть, снижая таким образом нагрузку на бюджет – это очень важный момент. Я уже молчу про их деньги, на которые они покупают региональные продукты – вот, почему мы с гастрономией работаем местной, почему Правительство сейчас приняло отдать нам в том числе сферу ремесел и промыслов, это такое уникальное предложение региона, нам нужно свести этот продукт с туристами и предложить им возможность увезти, таким образом, мы стараемся работать на увеличение чека, на экономическую как раз отдачу для территории. Ангелина Грохольская: Сегодня многие регионы переходят от так называемого точечного туризма к кластерному: появятся ли какие-то кластеры в Ярославской области? Юлия Рыбакова: Даже посложнее, мы уже двигаемся от кластеров, мы осмысляем такие тематические кварталы в наших городах, то есть мы уже освоили кластерную политику. построили 2 курорта, 1 прекрасный курорт в Переяславском районе и такой же курорт прекрасный на берегу Рыбинского водохранилища: уникальное сочетание воды, сосен, белого песка, возможность пляжного отдыха, огромный спа-комплекс, прогулки на велосипедах – на мой взгляд, таких предложений качественных в России не очень много, это как раз был кластерный подход, мы там создавали инфраструктуру, теперь уже эти оба объекта начали развиваться, привлекая другие дополнительные бизнесы к себе. Что касается следующего шага развития: мы понимаем, что нам надо оживлять наши города исторические, они у нас были очень многие годы недофинансированы, поэтому наша задача, собственно, работать с общественными пространствами, мы заявляемся во все проекты Минстроя, в прошлом году 4 наших города получили, в этом году будем реализовывать общественные пространства. Мы там сейчас получаем по линии БРИКС, банка реконструкции и развития, на Ростов и на Тутаев тоже, на ряд проектов, работающих на туристическую инфраструктуру базовую. Для нас очень важно, чтобы каждый город выдавал свою специализацию, вот мы сейчас осмысляем, например, кластер по ростовской финифти в Ростове, то есть связанный с брендом «Ростовская финифть», с мастерскими, с самой фабрикой, с маршрутом по городу, который тематизирует этот очень интересный, на самом деле, предмет для туристического посещения. В Угличе у нас есть часовой завод, угличские часы очень интересные они выпускают, при этом в Угличе очень много маленьких музеев и прекрасная историческая среда, а есть гастрономическая тема, связанная с научным заводом молочным сырным, и мы хотим такой гастрономическо-часовой исторический тематический маршрут в виде кластера, как бы такой территории тематической, выделить в городе. В Ярославле – это, наверно, ярославская керамика и музеи, и тоже мы обсуждаем с предпринимателями создание либо улицы такой ремесленно-музейной, либо всё-таки квартала, либо особого маршрута по городу. Даже Рыбинск наш прекрасный долгое время закрытый город с богатейшим на самом деле историческим ядром последние годы вложился в свою среду, в прошлом году, кстати, они получили, в результате работы с городской средой, на 30 % увеличение турпотока, у них очень сильная тема – это ярославская икона: особый способ иконописи, такие светящиеся иконы, есть несколько художественных мастерских, и с ними мы обсуждаем такой кластер в городе или тематический квартал, который будет про это рассказывать. Ангелина Грохольская: Идей очень много, но мы сейчас с Вами еще один регион посетим, раз уж есть такая возможность: там уже начался курортный сезон, но сюжет, который мы посмотрим не о пляжном отдыхе. Что такое розовый бренд Крыма расскажет наш корреспондент Ирина Камышева. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Юлия Львовна, а где Вы проводите отпуск? Юлия Рыбакова: Знаете, вообще, очень люблю Россию, очень много путешествую, выезжаю время от времени за рубеж: езжу в Индию на оздоровительные ретриты, в этом году еще побывала в Чехии, посмотрела Прагу – мне было очень интересно, потому что Ярославль, являясь историческим центром, входит в ЮНЕСКО и Прага тоже в ЮНЕСКО и мне было интересно посмотреть, а как они работают с большим потоком туристов. Ангелина Грохольская: Как путешественника, как туриста, что Вас может не устраивать? Юлия Рыбакова: Вы знаете, мне главное, чтобы мои ожидания совпадали с тем, что предлагается, мне кажется, это, вообще, в туризме очень важный момент, когда ты рассказываешь о своем продукте или месте, куда ты приглашаешь своего туриста – тебе важно честно рассказать, то есть человек заранее принимает решение, ехать ему или не ехать, устраивает ли его, хочет ли он 5-звёздочный отдых в Турции или у бабушки в прекрасном доме загородном, рядом с козочкой, с возможностью поваляться на сене и утром сходить на речку покупаться. Ангелина Грохольская: Как Вы сейчас хорошо про козочку и речку рассказали! Юлия Львовна, завершая уже нашу беседу, есть возможность сейчас пригласить наших телезрителей в Ярославскую область, какие-то события, может быть, летом будут в ближайшее время? Юлия Рыбакова: Да, с большим удовольствием приглашу россиян посещать Ярославскую область и наших 12 прекрасных городов, у нас богатейший календарь событий: у нас прекрасный фестиваль «Пир на Волге» состоится в августе, у нас есть несколько фестивалей в Ростове, в Ярославле, связанные с ремеслами, где вы можете как раз про ту самую ростовскую финифть всё узнать, у нас отличные культурно-исторические реконструкции проводятся в регионе, например, в Гаврилов-Яме проводят ретро-матчи, и мы будем очень рады, если кто-то приедет в Гаврилов-Яму и примет участие, погрузится в ту самую атмосферу на ретро-матче. Ангелина Грохольская: Юлия Львовна, спасибо Вам огромное, я, кстати, сегодня вечером отправляюсь в Ярославскую область, так что присоединяйтесь. Сегодня в нашей студии была Юлия Рыбакова – директор департамента туризма Ярославской области. А на сегодня всё, удачи и до встречи, адрес нашей электронной почты: bs@ptvr.ru, мы доступы и в социальных сетях и помните, несмотря на расстояния – мы рядом!