Павел Давыдов: Вокзал – это место проводов и встреч, приветствий и прощаний, радости и грусти, место силы, которое многие годы накапливает эмоции людей, а ещё это богатая история, ведь некоторым зданиям не один десяток лет, а то и столетий. Кстати, у каждого из московских вокзалов есть тайные комнаты, куда нет доступа пассажирам, а в Петербурге якобы существуют подземные ходы, которые соединяют здания одного из вокзалов с другими сооружениями северной столицы. Кроме того, не все пассажиры знают, что с самарского железнодорожного вокзала можно отправиться не только в любую точку страны, он и в прошлое. О тайнах и легендах вокзалов России мы поговорим с Лилией Сумароковой – журналистом, экскурсоводом. Лилия, здравствуйте! Лилия Сумарокова: Здравствуйте, Павел! Павел Давыдов: Вокзал – это, по сути, то место, откуда начинаются наши путешествия, и когда оказываешься в старинном здании, невольно задаёшься вопросом: «Свидетелем каких событий были люди, которые там работали или которые оттуда отправлялись в путь?». А у вас, Лилия, какой российский вокзал больше всего как у журналиста, исследователя вызывает желание докопаться до истины и разгадать загадки? Лилия Сумарокова: Надо сказать, что вокзалы таять в себе такие тайны! Они могут рассказать обо всём: какой политический строй, какие люди строили, какие идеи были у государства на тот момент, и, безусловно, в каждом здании вокзала, пусть это крупный объект или отдалённая станция, есть своя атмосфера, есть своя энергетика и есть история. Я очень увлечена вокзалами и вот Казанский вокзал столицы, Казанский вокзал Москвы всегда приковывает моё внимание, я пытаюсь его разгадать и каждый раз это разные истории. Во-первых, начиная с истории жизни архитектора Алексей Щусева, который строил церкви, а потом, когда пришла советская власть, включился в работу и стал строить объекты для советской власти, и именно Казанский вокзал – это ворота, как и любой вокзал, а тут – ворота Запада и Востока и в архитектурном стиле отражено всё и столько же загадок, и ступенчатая башня Казанского вокзала находит отклик сразу в нескольких башнях, Московского Кремля и в башне Сююмбике Казанского Кремля, поэтому такое сочетание, эти линии, которые абсолютно для каждого человека открываются по-своему, и смотришь и удивляешься, как архитектор гениально сочетал всё это – разные религии, но одна большая страна, и поэтому, если есть время у пассажиров, у людей, у москвичей, у гостей, всегда останавливайтесь на несколько минут, посмотрите вокруг куда вы приехали, с каким настроением вы приехали, чтобы окунуться в этот город, чтобы этот город вам открылся и показался удивительным, уникальным, и чтобы он вам помог, если вы приезжаете, настроенные на то, что я выдыхаю, я открываю для себя новый горд, я открываю для себя что-то красивое, интересное и значимое, то нужно приезжать именно с хорошей энергетикой. Павел Давыдов: А я хочу привести другой пример: в Кировске Мурманской области постройка вокзала овеяна легендами и тайнами, он начал строиться ударными темпами в 1934 году после присвоения Кировску статуса города, в результате большое и красивое здание в стиле сталинского ампира просуществовало недолго. А что известно вам о легендах этого одного из самых старинных и ныне заброшенных зданий? Лилия Сумарокова: Павел, когда мы начинаем разгадывать легенды любого здания, в частности, вокзала Кировска Мурманской области, мы обязательно смотрим на годы стройтреста – это ключевое, мы только так можем понять, какие настроения были в стране, для чего, какие значимые вехи в истории страны на тот момент были. Почему такое здание большое? 34-й год, мы все помним, это Сталин, 37-й – это пик репрессий в стране, и в этот момент на конечной станции строится огромный вокзал. Что двигало строителями? Что двигало при приёме проекта? Несколько версий существует, и я вам хочу сказать, в нескольких, во многих источниках я искала ответ – не нашла. Павел Давыдов: Мне больше всего понравилась версия, что якобы перепутали 2 города: один расположен непосредственно в Мурманской области, а другой – в соседнем регионе. Лилия Сумарокова: Вы знаете, честно сказать, я сама к этому склоняюсь, потому что это такой грандиозный проект. Да, были замыслы, там открыли месторождение, открыли месторождение – планировали развиваться, планировали прорубить скалу, но увы, мы же с вами как журналисты понимаем, что там, где заканчивается общественная жизнь производственная, заканчивается в принципе и жизнь всех объектов, так и случилось: вокзал простоял, оказался невостребованным, не вложились туда идеи, которые должны были, и сейчас то, что с ним происходит, это уже история и нам с вами только догадываться. Павел Давыдов: И это правда. Кстати, к слову об энергетике: мы с вами говорили, что многие вокзальные комплексы обладают своей неповторимой энергетикой, и существует версия, что эта энергетика оказывает какое-то влияние на пассажиров, и те в свою очередь, засмотревшись или замечтавшись, опаздывают на свои поезда. Вы в реальности с чем-то подобным сталкивались? Лилия Сумарокова: На самом деле действительно у каждого вокзала есть своя энергетика. Павел, давайте я скажу честно: там, где люди встречаются, там, где люди расстараются, там, где ломается судьба, там, где разочарования или победы, естественно, есть атмосфера. И я общалась со своими коллегами, они мне сказали что в вокзалах нет домовых, потому что для домовых нужен дом и хозяин, но призраки забытых вещей, призраки уходящей любви, призраки истерий любовных и политических и самых разных там существуют – это есть. Павел Давыдов: И всё-таки да, существуют вокзальные домовые. Лиля, а где вы с ними сталкивались, с таким явлением необычным? Лилия Сумарокова: Вы знаете, мне кажется, на Киевском вокзале, потому что сколько раз я там бы ни была, я постоянно там теряюсь, и я дважды опаздывала там на поезд, ну невыносимо! Только приду и начинает вождение: я заглядываюсь не на тот путь, не на то табло, и вот 2 раза именно я опаздывала на поезд, хотя я приезжала заранее, поэтому я уверена, что меня какая-то энергетика заводила не туда. Павел Давыдов: Кстати, в сюжете про Симферопольский вокзал мы видели, как история и политические события сказались на облике здания, на замысле архитектора, а какие ещё можно привести подобные примеры в России? Лилия Сумарокова: Вы знаете, каждый вокзал. Если мы будем говорить о Ленинградском вокзале столицы, если мы скажем 1852 год и первый вокзал Москвы, мы на него смотрим – это русско-византийский стиль, строгое понятное для нас здание, которое с центральной частью, и вот если мы с вами тут же прочитаем или начнём читать рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий», где встреча произошла на вокзале, то мне кажется, что она была именно здесь, но на всей ветке там написано, что на Николаевской железной дороге, но мне кажется, что это было на Ленинградском, но тогда на Николаевском вокзале, то есть там есть такая атмосфера, которая именно для того времени, и именно чиновники разных уровней там столкнулись и шёл у них диалог, и сразу все человеческие качества произошли, и эта история произошла именно на этом вокзале. Павел Давыдов: В Самаре, как я уже и сказал, можно отправиться в прошлое благодаря музею Куйбышевской железной дороги, но там представлена история и это понятно, а вот куда ещё вы посоветуете поехать нашим телезрителям, чтобы прикоснуться к тайнам и легендам вокзалов России? Лилия Сумарокова: Вы знаете, удивительно, что 2020 год нам всем позволил пересмотреть свои путешествия, пересмотреть и открывать для себя свою страну, и я вас уверяю, те, с кем я разговариваю, и сама такая же – очень многие ездят по стране, открывают вокзалы, потом спрашивают у меня: «А что за железнодорожная станция такая? А почему так?». Вот, допустим, мои коллеги путешествовали, они были на вокзале Звёздный в посёлке Звездный, Усть-Кут, представьте: Иркутская область, и стоит двухэтажное неприметное такое здание из армянского туфа, то есть вот таким образом оказалось, что бамовцы, стройка шли, и это здание возводили люди, которые приехали и из Армении под шефством, и они самолётами, по тайге самосвалами везли этот туф. Павел Давыдов: Впечатляет! Лилия Сумарокова: Это настолько интересный объект, он может нам рассказать о том, что было на тот момент в стране, какие были идеи, и какие были самоотверженные люди. На самом деле, Павел, можно путешествовать и в Карелии, Кандалакши и по Нижегородской, и если мы Октябрьской дороге едем, в Нижнем Новгороде и в Челябинск, и в Новосибирск – буквально все станции, железнодорожные вокзалы обязательно открывают вам тайну какую-то, обязательно. Павел Давыдов: Главное – приглядеться. Лилия Сумарокова: Главное – приглядеться, да, это правда. Павел Давыдов: Многие путешественники в силу того, что опаздывают на свои поезда, не успевают насладиться красотой вокзального комплекса и узнать интересные факты, но я надеюсь, что наша сегодняшняя беседа заинтересовала зрителей, и они, планируя свои путешествия, выделят время, чтобы лучше узнать о вокзалах – о воротах в тот или иной город. Лилия, спасибо вам большое! Лилия Сумарокова: Спасибо!