Петр Кузнецов: Здравствуйте. Мы продолжаем прямой эфир, это программа «ОТРажение», Ольга Арсланова и Петр Кузнецов с вами. Если вы это смотрите, вы, скорее всего, дома, оставайтесь там, мы продолжаем с вами находиться, информировать, общаться и делать как-то всю обстановку спокойнее, что ли. Ольга Арсланова: Вы дома и правильно делаете. Давайте общаться и обсуждать проблемы, которые у нас от сидения дома в последнее время начали появляться, и многие наши зрители задают вопросы, как решать те или иные бытовые проблемы во время самоизоляции. Об этом и поговорим прямо сейчас. Петр Кузнецов: О самом главном сейчас, согласитесь, поговорим, поэтому мы даже в большой теме сегодня это будем делать, о совершенно разных бытовых проблемах, выясним, чего же сейчас вам не хватает. Вообще принято сидеть дома с выходом в ближайший магазин, но если без парков, кино и ресторанов еще можно как-то прожить, то что делать, если столкнулся с бытовой проблемой? Ольга Арсланова: Например, как заменить колесо, если автосервисы не могут покупать детали, а многие даже и не работают? Петр Кузнецов: А они и не могут покупать. Ольга Арсланова: Похожая ситуация с бытовой техникой. На протечку, возможно, придет мастер из ЖКХ, хотя тоже еще не факт. А вот со сломанным телевизором или холодильником дела намного хуже. К кому обратиться? Петр Кузнецов: Далее. Со стрижкой и маникюром тоже придется подождать, вы, наверное, уже поняли по этой неделе или даже больше, салоны красоты закрыты. А если, например, отклеилась подошва на любимой обуви, вот тоже куда идти? Ольга Арсланова: Да, давайте выяснять, как жить на карантине, как решать бытовые проблемы, когда все закрыто? И сколько нам придется на решение этих проблем потратить? Давайте, звоните в прямой эфир, мы будем очень рады, если вы расскажете о проблемах, с которыми вы столкнулись, и как вы их решили. Петр Кузнецов: Безусловно, постараемся вам помочь, потому что мы с экспертами из разных сфер будем общаться за этот неполный час. Давайте пока к тем, кого мы встречали на улицах различных городов. «С какими бытовыми сложностями вы уже столкнулись на карантине?» – мы этот вопрос задавали людям на улицах разных городов. Ольга Арсланова: Давай послушаем. ОПРОС Ольга Арсланова: Вот то, что рассказали жители разных городов. Проблемы накапливаются, чем дольше мы сидим, тем больше проблем, в этом я абсолютно уверена. У меня вот, кстати, на днях... Петр Кузнецов: Так. Ольга Арсланова: ...сломалась духовка, перегорела. К кому обратиться, не понимаю, официальный сервис не работает, закрыт. Частные конторы, наверное, надо обзванивать. Ну вот нескольким позвонила, сказали, что не работают, не высылают мастера. Что делать? Будем выяснять. Петр Кузнецов: Можно было позвонить мне, но... Хорошо. Давайте начнем все-таки с самого главного, это со сферы ЖКХ. Давайте поприветствуем первого эксперта – Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Наталья Юрьевна, здравствуйте, вы с нами на прямой связи, надеемся. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Наталья Чернышева: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Мы уже вас видим, надеемся, вы нас по крайней мере слышите. Ольга Арсланова: Да. Расскажите, пожалуйста, как сейчас работают ЖЭКи и управляющие компании. Если что-то происходит в квартире или в подъезде, можно ли обратиться за помощью? Наталья Чернышева: Все управляющие компании обязаны работать, потому что они относятся к системам жизнеобеспечения граждан, и они, естественно, выезжают по аварийным случаям. Сейчас, например, в Москве дежурит около 1,5 тысяч аварийных бригад, и они находятся в готовности, чтобы выезжать. Что касается, например, если кто-то хочет какие-то бытовые плановые проблемы решить, например, подтянуть подтекающий кран, который уже давно пора было починить, то по таким проблемам управляющая компания сама решает, стоит ей выезжать или не стоит. Если у нее есть более серьезные аварийные вызовы, то она не будет выезжать. Что касается дезинфекции подъездов, то несмотря на то, что управляющие компании не обязаны это делать, в общем-то, не входит в минимальный перечень, но сейчас был указ, постановление правительства Москвы, что они обязаны это делать. И было очень много жалоб, что не делается специальными средствами, делается иногда только для фотографии, жители отмечают. Вот это недопустимо, необходимо звонить сначала в управляющую компанию, а потом в жилищную инспекцию. Ольга Арсланова: А расскажите, какой должна быть эта дезинфекция, как определить, правильная она или нет. Наталья Чернышева: Она обязательно должна быть с помощью так называемых вирулицидных средств. Если, например, просто уборщица добавляет хлорку в ведро и моет, это не считается, то есть это неправильно. Должны у них быть специальные приборы, специальные антисептические спреи, которыми они убирают и в подъездах пшикают, что называется, и на какие-то лифты, на кнопки, это они обязательно должны делать. И если жители никогда с этим не сталкивались, пусть позвонят в управляющую компанию, потому что это очень важно. Петр Кузнецов: Наталья Юрьевна, да, давайте на конкретных примерах тоже разбирать. Елена нам пишет из Москвы: «Сломалась сантехника в туалете, беда. Вода перекрыта везде, магазины закрыты, сантехников нет. Что делать?» Вот почему-то нет сантехников. Наталья Чернышева: Смотрите, это действительно аварийная ситуация. Если она позвонила в управляющую компанию, то ей должны были обязательно прислать бригаду. Ей сказали, что нет сантехников прямо вот? Петр Кузнецов: Ну здесь утвердительно, да, что сантехников нет, в общем-то... Наталья Чернышева: Я так понимаю, что это, конечно, вопиющий случай, потому что я же говорю, должны быть дежурные бригады и... Если не хватает дежурных бригад в каком-то районе, то обязаны перебросить из другого района. Звоните обязательно на горячую линию в жилищную инспекцию, потому что это действительно важно, это можно затопить целый дом, тогда проблемы будут еще сильнее, еще больше. Петр Кузнецов: А вот просто непонятно, вот здесь вот вода перекрыта везде, непонятно, кто ее перекрывал, мне например. Скажите, можно ли сказать, что вот на время карантина этого пока еще недолгого аварийных ситуаций стало больше? Отмечаете вы, может быть, фиксируете по сводкам? Наталья Чернышева: Ну, я бы не сказала, что их стало больше. Но единственное, на что жители очень жалуются, что часто выбивает пробки, гаснет свет. Это понятно, потому что нагрузка возросла, конечно же. Петр Кузнецов: Ну да. Наталья Чернышева: Больше у людей заняты и компьютеры, и телевизоры. Ну вот это проблема общая, потому что очень часто в домах старая проводка, с этим обязательно надо будет разбираться, но уже после карантина. Ольга Арсланова: Расскажите, насколько выросла вообще на систему ЖКХ нагрузка. Вот, например, операторы мусорные, ну у них вообще проблема с этой мусорной реформой, банкротства одно за другим. Говорят, что сейчас мусора, например, стало больше, нужны мощности, чтобы вывозить, и это очередная нагрузка, которую опять же не все компании выдержат. Вот если пройтись по всем системам, по всем системам жизнеобеспечения ЖКХ, где сейчас сложнее всего? Наталья Чернышева: Ну вот я уже сказала по поводу электроэнергии... Ольга Арсланова: Ага, это понятно. Наталья Чернышева: Я считаю, что там сложнее всего, потому что там где-то примерно на 30% как минимум возросла нагрузка. Что касается воды, тоже, потому что люди больше моют и руки, и лицо, и упаковки. Но на этом нельзя, конечно, экономить, нужно обязательно следить, чтобы вода была обязательно в доме. Что касается мусора, да, люди, конечно, сейчас больше складируют мусор в квартире, чтобы выносить сразу много, и я думаю, что это должно все-таки помочь мусорным компаниям справиться, что мусор выносится реже, но больше, вот так. Ольга Арсланова: А скажите, не увеличились ли неплатежи? Многие люди сейчас испытали снижение доходов, многие потеряли работу, тем не менее вынуждены платить. Наталья Чернышева: Да. Петр Кузнецов: А многие, знаете, я бы добавил, многие даже вот эти меры с тем, что за время карантина нельзя брать пени, штрафы, которые натекают, кто-то даже трактует по-своему, в свою сторону и делает вывод, что на время карантина можно вообще не платить, не оплачивать услуги ЖКХ. Есть такие, правда, это не один человек. Наталья Чернышева: Я знаю, да, действительно, это так, ну потому что действительно люди боятся, что если они сейчас заплатят, даже если у них сейчас, в данный момент есть на это деньги, то потом не будет на более важные вещи, если, например, им сильно сократят зарплату. Конечно же, люди пытаются найти выход из положения и не платить, раз разрешили. Я вообще считаю и везде писала об этом, что у нас просто обязаны сократить хотя бы на 50% ЖКХ и оплачивать все-таки за счет бюджета в такой сложной ситуации, ну во многих странах все-таки так сделали. Ну вот хотя бы отменили капремонт на 3 месяца, ну ЖКХ могли бы хотя бы сократить, поскольку услуги-то возросли из-за карантина и из-за самоизоляции, можно было бы все-таки за счет бюджета оплачивать ну 50%, ну хотя бы 30%, пойти навстречу людям. Это было бы действительно очень хорошо, если бы люди увидели в платежках, сколько общая сумма и сколько скидка за самоизоляцию. Но пока этого нет, все-таки людям приходится платить поменьше, конечно же, сейчас снизились платежи за ЖКХ. Я думаю, что в любом случае из бюджета придется платить ресурсоснабжающим организациям, чтобы не остановилась их работа. И очень хорошо, что было принято решение, чтобы не отключать людям коммунальные услуги за неплатежи, ну хотя бы так. Петр Кузнецов: Еще один важный вопрос от заложников карантина приходит: срок проверки счетчиков подходит к концу, что делать в таком случае? Потому что неизвестно, скорее всего, там еще до конца месяца нужно находиться в самоизоляции. Наталья Чернышева: Да. Петр Кузнецов: Вот со счетчиками как дела? Наталья Чернышева: Ну, все плановые работы откладываются, к сожалению, до конца карантина. Петр Кузнецов: Так. Наталья Чернышева: И за это никаких санкций быть не должно. Петр Кузнецов: То есть штрафы не будут, если там уже сроки вышли проверки? Все это будет списано? Наталья Чернышева: Ну нет, конечно, потому что это плановые вещи, это не аварийное. Ольга Арсланова: А вот у нас несколько жалоб. Москва: «Дезинфекцию подъездов не проводят, тараканы, не реагируют ни на какие жалобы». Петр Кузнецов: Нам даже пишут, что не убирают даже уже недели 3, тоже из Москвы сообщение. Наталья Чернышева: С этим, конечно, мириться нельзя. Нужно обязательно сообщить на горячую линию и в жилищную инспекцию. Вот жилищная инспекция в Москве и в других городах все-таки следит за управляющими компаниями, выдает им лицензии, поэтому обращаться надо именно туда, если управляющая компания не реагирует. Ольга Арсланова: И вот еще одна жалоба, может быть, тоже что-то можете посоветовать: «В квартире не работает домофон, телефон компании не отвечает. Что делать?» За домофон отвечает отдельная компания, которая обслуживает вот эти системы? Наталья Чернышева: Нет, управляющая компания любого дома, естественно, имеет договор с этой компанией, которая обслуживает домофон, она ее знает и, естественно, может на нее воздействовать. Я считаю, что именно управляющая компания должна за этим следить. То есть обратиться надо туда, и опять же если вдруг она не среагирует, то обратиться в жилищную инспекцию, которая сейчас реагирует достаточно быстро все-таки, ну в большинстве случаев. Петр Кузнецов: Домофон неработающий как бы намекает... Ольга Арсланова: ...нечего в гости ходить. Петр Кузнецов: ...нечего в гости ходить, да. Спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо. Наталья Чернышева была у нас в эфире, эксперт в сфере ЖКХ. Вот интересуется зритель из Татарстана: «А что делать, если сломалась бытовая техника?» Петр Кузнецов: Или духовка. Ольга Арсланова: Ответим прямо сейчас. Петр Кузнецов: Если не придет мастер из ЖЭКа, из ЖКХ, ведь тоже такое может быть, то есть такая услуга, как муж на час. Давайте вот об этом поговорим, какие вызовы сейчас самые важные. Ольга Арсланова: И уложится ли в час с учетом проблем. Петр Кузнецов: Выросли ли цены. Ольга Чернявская, пресс-секретарь онлайн-сервиса услуг соответствующих «YouDo.com». Здравствуйте, Ольга. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Ольга Чернявская: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Вы работаете, да, несмотря на карантин? Ольга Чернявская: Да, наш сервис продолжает работать, и пользователи также могут создавать задания, описывать все, что им нужно, соответственно исполнители уже будут откликаться, приходить на дом, если требуется что-то починить. Петр Кузнецов: Вот по поводу «приходить на дом». Вы же, наверное, как-то теперь тщательнее проверяете каждого конкретного, должны по крайней мере, исполнителя, который собирается прийти к кому-то домой. Ольга Арсланова: Или здесь на свой страх и риск? Ольга Чернявская: Смотрите, мы все-таки являемся платформой, которая позволяет заказчикам и исполнителям находить друг друга и договариваться самостоятельно. Но, безусловно, мы рекомендуем всем нашим пользователям выбирать по возможности дистанционные услуги, и если какой-то вопрос не горящий, то, конечно, лучше его отложить до окончания карантина. Петр Кузнецов: То есть у вас даже такое всплывающее предупреждение есть где-то? Ольга Чернявская: Да, у нас есть в шапке профиля такая пометка. Также мы делали рассылку рекомендаций как для наших исполнителей, так и для заказчиков по соблюдению мер предосторожности. Если все-таки, например, ломается сантехника и ждать, конечно же, нельзя. Ольга Арсланова: То есть несмотря на запрет общаться друг с другом, несмотря на самоизоляцию, если сломалась бытовая техника, с помощью вашего сервиса можно пригласить мастера, и он несмотря на риски придет и починит? Ольга Чернявская: Ага. Ольга Арсланова: Сколько это будет стоить по сравнению с обычными днями? Эти риски же нужно оплачивать. Ольга Чернявская: В целом если говорить о тех категориях, которые касаются бытового ремонта, здесь средний чек остался таким же, это примерно 2200–2500. Но, безусловно, цена финальная зависит от того, нужны ли какие-то запчасти, какой объем работ будет, вот. Скорее у нас средний чек растет только в категориях курьерской доставки, потому что сейчас, безусловно, нагрузка на курьеров просто огромная. Петр Кузнецов: А самый дорогой специалист, это к вопросу о том, что же вот сейчас, в этот период востребовано из услуг? Ольга Чернявская: Это вот, как вы уже сказали, мастер на час... Петр Кузнецов: Курьеры? А. Ольга Чернявская: Да, мастер на час, курьеры, другой мелкий бытовой ремонт. Пожалуй, сейчас эти услуги самые востребованные. Ольга Арсланова: Да, вот нам тут пишут: «Муж на час – кому война, а кому мать родна». Вообще вы заметили больший спрос, бо́льшую активность на вашей платформе во время самоизоляции? Ольга Чернявская: В целом по основным категориям у нас снижается спрос на примерно 30%, но как раз-таки в тех экстренных категориях, например, доставки, курьерские услуги, спрос повышается, то есть это такие услуги первой необходимости, которые люди не готовы откладывать. Вот именно в этих категориях у нас все-таки увеличивается спрос: например, на прошлой неделе на курьеров спрос вырос на 30% по сравнению с обычными неделями. Петр Кузнецов: Ага. Но смотрите, вот по поводу различных услуг, мы еще с салонами будем говорить. Например, если человеку нужно постричься, возможна ли такая услуга? Есть? Ольга Чернявская: Да, у нас есть категория «Красота и здоровье», там и парикмахеры, и мастера по маникюру. Но все-таки мы рекомендуем такие услуги отложить до лучших времен, потому что, как вы понимаете, наверное, это все-таки не горящие услуги. И если, например, 28 марта на услуги маникюрщиц у нас спрос вырос примерно на 40%, то начиная с этой недели он уже падает. То есть, наверное, все-таки пользователи начинают проявлять гражданскую ответственность и отказываться от таких услуг. Петр Кузнецов: Ага. Ольга Арсланова: Ну да. Петр Кузнецов: Не успокаиваются, Ольга, наши телезрители, все-таки не понимают, нет ли в действиях вашей платформы нарушения тех самых, это даже не закон, а правил самоизоляции и карантина? Ну вот те же парикмахеры, им же нельзя работать, а они, получается, через «YouDo» идут и стригут. Ольга Чернявская: Да, конечно, мы следим за всеми новостями, которые происходят, стараемся также предупреждать наших пользователей, вот как я уже сказала, у нас в шапке профиля есть предупреждение, рекомендации все-таки отказаться от несрочных задач и выбирать дистанционно услуги. Но все-таки пока что следит за запретами, как таковых запретов, предписанных в указе, пока что не было. Поэтому все, что сейчас мы можем сделать... Петр Кузнецов: В общем, претензий сверху не поступало. Ольга Чернявская: Да, пока что мы можем только предупреждать, рекомендовать пользователям. Петр Кузнецов: Спасибо вам. Ольга Арсланова: Спасибо, спасибо вам. Пресс-секретарь онлайн-сервиса услуг «YouDo.com» Ольга Чернявская. Таких платформ на самом деле очень много, но дальше уж соблюдайте, пожалуйста, правила, берегите себя и тех мастеров, которые к вам тоже приходят, они еще всем пригодятся. Петр Кузнецов: Сергея послушаем, наш телезритель. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей. Зритель: Здравствуйте. Это Сергей из Краснодарского края. Петр Кузнецов: Дома сидите, Сергей? Зритель: Я хотел бы задать вам такой вопрос. Вы слышите меня? Ольга Арсланова: Да, слушаем. Петр Кузнецов: Да. Зритель: Да. Я хотел бы задать такой вопрос. У меня закончился срок действия водительского удостоверения. Ольга Арсланова: Ага. Зритель: Чтобы его поменять в ГАИ, нужно пройти медкомиссию. Я живу в сельской местности, медкомиссию надо проходить в райцентре. У нас Краснодарский край на карантине, выезда со станицы нет, в город заехать тоже невозможно. За один-два дня медкомиссию у нас не пройдешь, это минимум надо 3 дня проходить, плюс еще день по замене прав в ГАИ. Вот как быть в этом случае, чтобы меня где-то по дороге не остановили за нарушение, за окончание действия прав, машину на эвакуатор, с меня штраф? Или как мне быть? Ольга Арсланова: Спасибо. У автомобилистов... Петр Кузнецов: Этот вопрос, Сергей, мы зададим нашему следующему эксперту, потому что у автомобилистов... Ольга Арсланова: ...очень много вопросов. Петр Кузнецов: ...куча проблем, на самом деле это отдельная категория, именно поэтому мы ей посвящаем часть этой большой темы. Например, на днях в Тюмени таксисты пожаловались на закрытые автосервисы, которые лишают их заработка, то есть любая поломка, которую водитель не в состоянии починить самостоятельно, приводит к простою. Но на самом деле эта проблема сейчас не только тюменских таксистов и не только таксистов, но и всех российских автовладельцев. Машину нужно проверять в сервисе, менять резину, погода налаживается, кому-то ставить на учет, кому-то права менять, а кому-то даже помыть просто, жалуются на то, что на самом деле даже мойки сейчас не работают. Ольга Арсланова: У нас спрашивают: «Гарантийный ремонт автомобиля продлят для купленного перед карантином?» В общем, про любую вещь можно так, наверное, спросить. Петр Кузнецов: Смотрите, сколько вопросов. Ольга Арсланова: «Техосмотр, а с ним и страховка – что делать?» Мне кажется, у автомобилистов вопросов много. Петр Кузнецов: На самом деле самая проблемная категория, правда, получается. Давайте зададим все эти вопросы нашему следующему эксперту. У нас на связи Максим Едрышов, руководитель «Федерации автовладельцев России». Здравствуйте, Максим. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Максим Едрышов: Добрый день. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста... Сначала вам вопрос не как эксперту, автоэксперту, а как автомобилисту. Как изменилась ваша жизнь автомобильная с введением режима самоизоляции? С чем вы столкнулись? Максим Едрышов: Я перестал ездить, поэтому у меня автомобильной жизни как таковой нет, я действительно стараюсь соблюдать все-таки самоизоляцию полностью, нахожусь дома, выхожу крайне редко. Но давайте ответим Сергею на его вопрос, который перед этим звонил. Ольга Арсланова: Давайте. Максим Едрышов: Ситуация пока еще не решенная. Мы как «Федерация автовладельцев России» обратились в Правительство Российской Федерации с предложением все-таки продлить в автоматическом режиме действие прав и водительских удостоверений. Пока ответа еще никакого нет, но прошла еще всего одна неделя, может быть, к концу этой недели что-то у нас будет уже, какой-то результат, потому что действительно по стране очень часто люди сталкиваются с проблемой, что они не могут пройти даже медкомиссию, медкомиссии просто закрыты в некоторых регионах, и это действительно большая беда такая. Петр Кузнецов: Да. Максим Едрышов: Второе, о чем мы говорили, – техосмотры. Центробанк пошел навстречу автомобилистам, и с 3 апреля можно без техосмотра застраховать свою ответственность. Правда, при этом после окончания карантина придется все-таки съездить на станцию технического осмотра, получить диагностическую карту и предъявить ее в страховую компанию. Страховые компании уже подправили даже сервисы свои электронные, и на сайте можно ничего не вбивать, например, если вы электронно страхуете ОСАГО, это, наверное, сейчас самый предпочтительный способ такой, и спокойно застраховать свою ответственность. Но при этом не забыть довезти потом диагностическую карту. Петр Кузнецов: Нам пишет Тульская область: «Из-за сломанной машины нет возможности выехать из деревни, чтобы купить средства личной защиты и лекарства, а завоз запчастей отменен». Ольга Арсланова: Да, вопрос... Петр Кузнецов: Да. Я вот на самом деле сегодня записан на сервис, но эта запись была сделана еще до того, как президент продлил выходные до мая. На самом деле никакого звонка с отменой не было, насколько я понимаю, автосервисы как-то самостоятельно аккуратненько начинают, неделю просидели на выходных, выходить уже из тени, я не знаю, как назвать, и самостоятельно принимать первых посетителей. Максим Едрышов: Ну, если мы говорим про Москву, то поездка в сервис несколько незаконна теперь получается у нас, потому что она не вписывается в те обязательные требования, которые для Москвы ввели. Но в некоторых регионах, в некоторых субъектах федерации, например, со вчерашнего дня официально разрешили работать автосервисам и шиномонтажам: в Свердловской области это точно было сделано, подобные разговоры идут, по-моему, в Новосибирской области о том, что могут разрешить работать этой категории лиц. Это правда необходимость, потому что сейчас в стране вообще идет сезон смены резины, и очень многие люди хотят поменять резину, например, многие люди из-за не очень качественных дорог в регионах все-таки пробивают свои колеса, им нужны услуги шиномонтажа, да и машина, в конце концов, иногда, к сожалению, ломается, а запчасти очень часто взять негде абсолютно. Поэтому местные власти, власти субъектов иногда идут навстречу автомобилистам и разрешают все-таки работать автосервисам и шиномонтажам. Пока, правда, не очень много таких субъектов федерации, но они уже начинают появляться. Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, как работает Госавтоинспекция? Если происходит авария на дороге, приедут быстрее, чем обычно? Максим Едрышов: Ну должны да, потому что пробок нет, сейчас вот сложно будет объяснить инспектору, почему он ехал 3 часа на ДТП, например, потому что в городах на самом деле практически никого нет. Ольга Арсланова: Да. Максим Едрышов: ГАИ работает... Ольга Арсланова: Все работают? Максим Едрышов: ...зарегистрировать машину можно, поменять водительское удостоверение, если у вас есть медсправка, тоже можно. Но все это работает только по записи через госуслуги, записывайтесь и, собственно, получайте эти государственные услуги. К тому же, если через госуслуги записываться, можно получить скидку в 30% на оплату госпошлины. Петр Кузнецов: Но они же вроде, не знаю, как во всех регионах, инспекторы же перешли на такую вот дистанцированную работу все равно частично, на частичную самоизоляцию. Максим Едрышов: Ну вот поэтому только по записи, регистрационное отделение только по записи и никак иначе. То есть приходить просто так и сказать «дайте мне новое водительское удостоверение» не получится, вас просто не примут. Петр Кузнецов: Но оформление ДТП на дорогах, приедут все так же, осмотрят, опишут, померят? Максим Едрышов: В этом плане ничего не изменилось, даже, скорее всего, действительно быстрее все будет происходить, потому что нагрузка на инспекторов намного ниже сейчас идет, чем в обычные дни. Ольга Арсланова: Вопрос вам от Анатолия из Москвы. Здравствуйте. Петр Кузнецов: Он с вами на связи. Здравствуйте, Анатолий. Зритель: Здравствуйте. Я нахожусь на самоизоляции, мне 79 лет, и по совету Собянина я хотел бы уехать на дачу. Но техосмотр пройти не могу, оформить страховку не могу. Что делать? Ольга Арсланова: Максим, что делать? Максим Едрышов: Анатолий, вы нас чуть прослушали. Спокойно оформляйте страховку, сейчас до 30 апреля как минимум не требуется прохождение техосмотра, для того чтобы получить, сделать страховой полис. Ольга Арсланова: Анатолий, вы пробовали уже? Зритель: Нет, не пробовал. Ольга Арсланова: Вот давайте... Зритель: Но я на самоизоляции, я не могу выходить. Ольга Арсланова: А Интернет? Максим Едрышов: Через Интернет. Если вы пользуетесь Интернетом, заходите на сайт страховой компании, там кнопочка есть «Продлить полис» или «Новый договор страхования». Все это можно сделать, это на самом деле не так сложно. Я думаю, что у вас все получится. Зритель: Спасибо. Ольга Арсланова: Удачи вам, Анатолий. Петр Кузнецов: Спасибо. Мы очень надеемся, что мы вам помогли, Анатолий. Хабаровский край возмущается: «Что за водитель, если не может поменять резину? Тридцать лет сам меняю». Ольга Арсланова: Кстати, может быть... Максим Едрышов: Ну слушайте, это действительно практика такая была... Ольга Арсланова: ...чему-то новому автомобилисты научатся? Петр Кузнецов: Да, может, на самом деле? Ольга Арсланова: Полезное время. Петр Кузнецов: Карантин воспитает. Максим Едрышов: Ну если у человека на дисках колеса, то можно действительно поменять самому с помощью домкрата. Но тем людям, которым требуется перебортовка, я боюсь, что проблематично будет самостоятельно эту процедуру сделать. Петр Кузнецов: Если говорить о центральном регионе, Максим, все-таки о переобувке, тоже очень много вопросов – пока менять или нет? Что там у нас грядет, кто что рекомендует? Знаете, вот этот вечный вопрос. Я понимаю, что те, кто на шипах, скорее всего, уже можно, а вот те, кто на так называемых липучках ездят, без шипов... Максим Едрышов: Ну, судя по прогнозу погоды для Москвы по крайней мере, в Москве уже точно можно всем, хоть шипы, хоть липучки... Петр Кузнецов: ...хоть розы. Максим Едрышов: А в разных регионах смотрите на свои прогнозы погоды, иногда еще снегопады идут по стране. Ольга Арсланова: Максим, вы сознательный гражданин, бережете себя и других, сидите дома. А вот что слышно от ваших, может быть, коллег автомобилистов? Проверяют ли на дорогах? Какой сейчас вообще регламент, в своей машине куда-то поехать ты можешь? Какой шанс нарваться на штраф? Максим Едрышов: Ну, на дорогах, как правило, сейчас проверяют формально исключительно, то есть инспектор ДПС интересуется у автовладельца, куда же он едет, рекомендует ему соблюдать режим самоизоляции, и на этом, как правило, все заканчивается его общение. Пока каких-то серьезных таких мер по ограничению движения в большей части страны все-таки нет, вот это пока превентивный характер все носит и такой больше профилактический эффект. Но лишний раз, конечно, лучше всего никуда не выходить из дома, находиться дома все-таки и как-то себя обезопасить, окружающих в том числе. Ольга Арсланова: Послушаем Елену из Смоленской области в прямом эфире. Добрый день. Зритель: Да. Ольга Арсланова: Слушаем вас, Елена. Зритель: Здравствуйте. Я из Смоленска. Вот я по поводу страховки и техосмотра. Вот у меня вчера муж проходил страховку, техосмотр, все сделал буквально в течение часа, в общем-то, без проблем. Петр Кузнецов: А как он это сделал? Зритель: Он позвонил, где делают всегда техосмотр, ему сказали, что да, приезжайте. Потом позвонил в страховую компанию «Согласие», где тоже это делают, тоже... Но был такой вот казус, что он сперва позвонил в страховую компанию, и сказали, что нет здесь техосмотра, они не сделают ему страховку. Но попытался он объяснить, что вот есть такой указ, что вот вышло такое постановление, слушать не хотели. Тогда он позвонил в техосмотр, в общем-то, там ему сказали, что да, пожалуйста, приезжайте, они с понедельника стали работать. И, в общем-то, в течение часа все сделал без проблем. Петр Кузнецов: Ага. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Максим Едрышов: Видимо, до Смоленска еще не дошли новости о том, что техосмотр теперь необязательно предъявлять. Ольга Арсланова: Ага. Максим Едрышов: Но если такие вопросы возникают у автомобилистов, находите телефон горячей линии Центрального банка Российской Федерации, потому что это они занимаются у нас регулированием данной услуги, звоните, оставляйте свои жалобы, я думаю, ситуация быстро изменится. Ольга Арсланова: А вот смотрите, какая интересная история, Ростовская область: «У нас вновь вернулись камеры на треногах, в том году отмененные», – это Новошахтинск, Ростовская область. Многие наши зрители пишут, что дороги пустые и сейчас самое время собирать штрафы, потому что те, кто ездят, обычно скорость сейчас превышают, ну соблазн велик погонять. Максим Едрышов: Ну да. Нет, камеры на треногах не незаконны, их никто в прошлом году, как зритель пишет, не отменял, они так же остаются в рамках законодательства. Сейчас единственное, возможно, попозже будут некоторые изменения, придумают новые знаки, которые должны будут стоять перед треногами, но пока таких изменений не было. Треноги работают спокойно. Петр Кузнецов: Максим, давайте еще поговорим о ситуации на авторынке. Что сейчас с ценами? Что на «вторичке», что с новыми автомобилями? Как вся эта история и на что влияет? Максим Едрышов: Да все не очень весело. Сейчас пока еще рано какие-то итоги подводить и смотреть на все, но продажи упали практически до нулевого уровня. И если мы посмотрим на тот же Китай, который первым справился с пандемией коронавируса, то в Китае на 90% упали продажи автомобилей. Ольга Арсланова: На 90%! Максим Едрышов: На 90%. Петр Кузнецов: Вот. Так, может быть, они и ценами будут привлекать? Максим Едрышов: И сейчас, когда Китай вышел уже... Вряд ли, вряд ли. Но по крайней мере основные игроки заявили о том, что они не собираются пока поднимать цены, и так низкий спрос. Более того, кстати, интересное заявление тоже от некоторых автопроизводителей: некоторые начинают продлевать сроки гарантии, кто-то на 2 месяца, кто-то на 3 месяца, кто-то на полгода. Вот следите, узнавайте, возможно, гарантия будет продлена. Петр Кузнецов: Кстати, автосалоны не работают сейчас. Максим Едрышов: Не должны. Ольга Арсланова: Хорошее уточнение. Максим Едрышов: Не должны, но вроде как некоторые работают. Петр Кузнецов: И это тоже проблема для них. Ольга Арсланова: Максим, а люди, физические лица друг другу автомобили сейчас как продают? Максим Едрышов: Да, я думаю, точно так же, ну с помощью объявлений, наверное, дистанционно все созваниваются, но потом нужен личный контакт. Но я боюсь, что автомобиль – это сейчас не та вещь, о приобретении которой люди прямо думают и всерьез ищут себе автомобили. Автомобили будут покупать чуть-чуть позже. Ольга Арсланова: То есть все замирает. Петр Кузнецов: Нет, вы знаете, Максим, доходы падают, сокращаются, может быть, первое, от чего можно отказаться, тем более сидеть дома неизвестно сколько... Ольга Арсланова: Продать автомобиль. Петр Кузнецов: Возможно, да, как раз и... Максим Едрышов: Возможно, да. Но если будет большое количество предложений, то цены даже на вторичном рынке должны немного упасть. Пока этого не происходит, пока люди как-то не думают о продаже машин, о покупке автомобилей, пока не до этого всего. Петр Кузнецов: Да и рынок тоже так спокойно в ожидании сейчас находится. Спасибо вам огромное за ответы на вопросы. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Максим Едрышов, руководитель «Федерации автовладельцев России», был с нами на прямой связи. Ольга Арсланова: Давайте вот о чем поговорим – поговорим о том, что в Москве салоны красоты вроде как открывают. Об этом говорят уже не первый день в Интернете. Но если правительство закроет салоны красоты, мы увидим вещи пострашнее коронавируса, такая популярная шутка появилась еще до официального закрытия салонов. Прошла неделя, и по крайней мере в столичном регионе некоторым салонам вроде как разрешили открыться, но только если есть медицинская лицензия. Не очень понятно, давайте разбираться прямо сейчас. Петр Кузнецов: Натэла Гришина, врач-дерматокосметолог, владелица косметологического салона. Здравствуйте, Натэла. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Натэла Гришина: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Что за регламент? Петр Кузнецов: Да, расскажите нам об этой медицинской лицензии. Натэла Гришина: Да, действительно, есть салоны и клиники, в которых осуществляются косметологические процедуры, аппаратные процедуры, физиотерапевтические какие-то процедуры, которые, скажем так, они озвучены в этой лицензии, и эти организации имеют право осуществлять эту медицинскую деятельность. Но дело в том, что некоторые салоны красоты в том числе помимо медицинской деятельности и вышеперечисленных процедур осуществляют и некие услуги комбыта: маникюр, педикюр, парикмахерские какие-то услуги (окрашивание, стрижки). Поэтому, конечно, указ, который вышел 4 апреля, который издал Собянин, конечно, вызвал большой резонанс, потому что... Петр Кузнецов: Ну то есть, смотрите, я правильно понимаю, что если у салона есть медицинская лицензия и там, например, массажный кабинет, то это вовсе не значит, что рядом находящийся маникюрный стол может работать? Ольга Арсланова: Или это значит, что можно открыться и работать как прежде? Натэла Гришина: Ну, откровенно говоря, как только вышел этот указ, то его очень тяжело было трактовать, потому что он немножко запутанный для обывателей. И я могу вам сказать, что, например, мои чаты в соцсетях и в телефонах просто взорвались, потому что звонки были от, естественно, сотрудников, которые уже устали сидеть на карантине, деньги у них заканчиваются, им хочется выйти на работу и осуществлять свою деятельность, дабы как бы зарабатывать. Естественно, стали звонить клиенты, у которых уже отросли корни волос, которые хотят постричься, которые хотят сделать маникюр, педикюр, с вопросом: «Мы знаем, что у вас есть медлицензия, вы должны открываться, вам разрешено». Ольга Арсланова: А вы открылись, Натэла, ваш салон? Натэла Гришина: Честно вам скажу, я... Петр Кузнецов: По картинке-то вроде бы как нет, которая за вами. Натэла Гришина: Да, это комната моего сына, как вы видите. Да, конечно, мы не открылись, я как предприниматель посчитала, лично я, что я не воспользуюсь этой возможностью на сегодняшний день по нескольким причинам. Во-первых, все-таки я считаю, что если государство на уровне президента и правительства Москвы приняли решение все-таки изолировать нас и, скажем, исключить возможные контакты, передачу, таким образом, скажем так, снижение возможностей именно увеличения количества больных, инфицированных людей, то я думаю, что это, наверное, правильно. Здоровье все-таки, на мой взгляд, – это критерий, который важнее, чем все другие, я имею в виду и деньги, в том числе и красота. Поэтому я не вижу, каким образом я могу обеспечить, во-первых, безопасность тех клиентов, которые, конечно, соскучились по нашим процедурам и очень хотят к нам попасть, но обеспечить их абсолютную безопасность я не могу, потому что, во-первых, дистанционные процедуры на расстоянии 1,5 метров для меня, которые я могу осуществлять, они непонятны, что это могут быть за процедуры. Дальше: все вот эти меры предосторожности, которые, естественно, нам тут же перечислили, это и, значит, измерение температуры (начиная с сотрудников), надо обязательно собирать все катаральные явления, которые есть, то есть насморк, горло, кашель. Если такие не дай бог признаки присутствуют, то этот работник не допускается до работы. То же самое необходимо производить и с пациентами. Но дело в том, что, насколько я понимаю, продромальный период, то есть период, когда только инфицирован человек и еще пока проявления неяркие, они могут не проявляться в виде температуры, в виде вот этих вот признаков, и говорить о том, что он не заражен, что он не носитель, мы не можем гарантировать. Более того, как мы знаем, некоторые категории людей, счастливчиков, как я считаю, переносят это заболевание, эту инфекцию достаточно, скажем так, скрыто, без ярких проявлений, поэтому исключить возможность инфицирования в моей организации, я не могу это обеспечить. Петр Кузнецов: Да. Натэла Гришина: Как известно, уголовной ответственности за нанесение вреда здоровью никто не отменял, соответственно я... Петр Кузнецов: И штрафы все больше и больше на самом деле. Натэла Гришина: Поэтому я как гражданин в первую очередь, как медик в том числе считаю, что я как предприниматель не имею права подвергать опасности, во-первых, моих пациентов, во-вторых, моих работников. Потому что, будучи уже, перейдя в статус бизнесмена, человека, который работает и у которого есть подчиненные люди, я несу ответственность за этих людей. Я считаю, что ценой здоровья зарабатывание денег для меня неприемлемо, но это моя точка зрения. Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: Натэла, у нас минута остается. Скажите, пожалуйста, как в этой ситуации арендодатель себя ведет? Не получается ли так, что он говорит: «Ой, так вам вот с медицинской лицензией разрешили работать, почему я должен меньше с вас брать?» Как вы с ним договорились? Натэла Гришина: Вы знаете, это вот самая больная сторона, которая действительно у тех, которые арендуют именно у юрлиц, а не у города, это самая такая тяжелая сторона медали, самая такая не очень приятная. Потому что по-разному ведут арендодатели: кто-то действительно идет на уступки, понимает, что действительно выручка на сегодняшний момент, даже если организация примет решение выйти на работу, открыться, что на самом деле, на мой взгляд, все-таки неправильно, повторюсь... Ольга Арсланова: Ага, да. Натэла Гришина: Выручка все равно упадет, никто не отменял режим самоизоляции. Петр Кузнецов: Ага. Натэла Гришина: И мы понимаем, что люди, в общем-то... Это очень хорошо, что они наконец-то стали думать о том, как они выглядят, значит, все-таки уныние уходит и люди все-таки понимают, что мы преодолеем это, что мы вернемся к нормальной жизни, и они хотят в салоны, это хорошо. Петр Кузнецов: Спасибо вам. У нас время. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Натэла Гришина, владелица косметического салона. Мы говорили в этом часе о бытовых проблемах, видите, как их много, очень много SMS-сообщений, вопросов о бытовых проблемах на карантине. Оставайтесь с нами, скоро вернемся.