Максим Митченков: «Действительность обгоняет экран со скоростями поистине космическими, космос уже обжит международным экипажем, а мы всё еще топчемся на крохотном кинопяточке и никак не решимся подняться над своими частными кинопроблемами, а зритель ждет, нет, не ждет, требует: «Снимайте научно-фантастические фильмы!». Мария Карпова: Так писал кинорежиссёр Ричард Викторов в середине 70-х, он прославился самыми яркими советскими фильмами в жанре научной фантастики: «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам». Получил множество награда и премий, но, главное, его фильмы были невероятно популярны в СССР, их посмотрели десятки миллионов зрителей. Максим Митченков: Сегодня Ричарду Викторову исполнилась бы 90 лет, вспомнить его мы хотим вместе с дочерью мастера режиссёром кино и телевидения Анной Викторовой. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ» Мария Карпова: Анна, рады Вас видеть в нашей студии! Анна Викторова: Взаимно! Мария Карпова: Вы собрались нас фотографировать? Анна Викторова: Да. Мария Карпова: А что это за фотоаппарат? Анна Викторова: Это старый фотоаппарат, который снимался в «Москве – Кассиопеи». Максим Митченков: И вот это плёнка, да? Анна Викторова: Шпионский, вот это к нему плёнка, да, она маленькая была совсем и ее выдавали как за шпионскую. Максим Митченков: Всё здесь на столе снималось в этом фильме? Анна Викторова: Всё здесь на столе снималось или… Максим Митченков: Или принимало участие… Анна Викторова: Или принимало участие в производстве кино, необязательно «Москвы – Кассиопеи», но в основном да. Максим Митченков: Давайте мы покажем… Анна Викторова: Давайте покажем. Мария Карпова: А это же, по-моему, режиссёрский сценарий… можно? Это просто, мне кажется, такая реликвия. Анна Викторова: Берите это в руке. Мария Карпова: «Режиссёрская разработка Ричарда Викторова». Анна Викторова: Да. Мария Карпова: Мне кажется, для всех советских мальчишек это сейчас прямо музейный экспонат. Анна Викторова: Да, а если еще открыть, то для нынешних кинематографистов это будет очень хороший урок, как надо писать режиссёрский сценарий… Мария Карпова: Как надо писать. Анна Викторова: И его надо писать, это значительно удобнее, как ни странно, чем современная американская система написания сценариев. Максим Митченков: А фотография Королёва и Гагарина тоже снималась? Анна Викторова: Да, эта фотография висела в «Москве – Кассиопеи» в каюте у командира корабля Виктора Середы. ФРАГМЕНТ Х/Ф «МОСКВА – КАССИОПЕЯ» Анна Викторова: Если мы вернемся к тому, с чего вообще начинается фантастика в нашем кинематографе, то мы поймем, что если даже 74-й год за рубежом уже худо-бедно возникали компьютеры в кинематографе, и комбинаторы были вроде как более продвинутые… Мария Карпова: Да-да, ну и спецэффекты они уже делали во всю. Анна Викторова: Естественно, то у нас были потрясающие комбинаторы, это правда, их не зря называли «великие комбинаторы», но они ни коем образом не были связаны с компьютерами вообще. Максим Митченков: Всё делали вручную? Анна Викторова: Абсолютно всё делали вручную, начиная от макетов планет, заканчивая звёздами, камнями, вот здесь у вас камень «Бронзулит» называется. Мария Карпова: Бронзулит. Анна Викторова: Серьезно. Мария Карпова: Можно я пощупаю? Анна Викторова: Пожалуйста, пощупайте, потом я Вас разочарую. В продолжение того, что фантастика, снимаемая на Земле, при всем при том, что она должна быть реалистичная с точки зрения каких-то космических дел, потому что уже есть космонавты, которые могут сказать: «Это неправда». Ричард Николаевич очень серьезно относился к тому… Максим Митченков: К достоверности, да? Анна Викторова: Чтобы всё было правдой. Мария Карпова: А как тогда невесомость, например, в «Москве – Кассиопеи» снимать? Анна Викторова: Коридор был построен на Ялтинской киностудии, представлял из себя почти 20 метров, может, даже побольше, 25 метров длинной, конструкцию, которая стояла на таких полозьях, и от нее тянулись веревки, камера была на гвоздях прибита с одной стороны, первого главного командира корабля, который останавливается и поворачивается, его крепили на специальную конструкцию, и он был, по сути, тоже как прибит к декорации, самое интересное начинается дальше… Максим Митченков: Когда вбегает второй. Анна Викторова: Когда вбегает второй и начинает бежать по стенке и по потолку, в этот момент громко раздается команда «Поехали!»… Максим Митченков: И… Анна Викторова: И человек 30 снаружи тросами начинают крутить этот коридор. ФРАГМЕНТ Х/Ф «МОСКВА – КАССИОПЕЯ» Максим Митченков: Какие еще новаторские идеи применялись? Анна Викторова: Сложность была, например, придумать, как выглядят роботы, неизвестно, но из чего-то надо их сделать, им надо сделать, наверно, всё-таки волосы какие-то или что-то, и вот Таисия Алексеевн Кунич, которая была художником-гримёром, а она частично участвовала, естественно, в создании костюма как такового и образа как такового, она сидела у себя в гримерной и смотрела на стол, что-то там придумывая, думая, и вдруг она видит щётку, массажную щётку, дальше она встает, выходит, уходит в магазин спортивный, покупает спортивные шапочки для плавания, в соседнюю галантерею заходит, покупает этих щёток, приходит обратно на студию, разбирает щётки и начинает эти иголки вставлять в шапочку. Максим Митченков: Вот за Вами как раз и есть фотография с этими инопланетянами в этих шапочках со щётками как раз. Мария Карпова: Да. Анна Викторова: Да, а поскольку они вроде как биороботы, то, соответственно, кто-то даже был лысый, ну, там была проплешина у одного и у другого. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ» Мария Карпова: Вот я сижу, слушаю Вас, но мне не дает покоя этот камень, Вы обещали рассказать, из чего сделан? Анна Викторова: К сожалению, для современного поколения опять-таки в силу технического прогресса значительно проще сказать: «Окей, гугл, а куда мне ехать?». И он вам скажет, значительно сложнее… Максим Митченков: Мне кажется, это мы у гугла не можем спросить. Анна Викторова: Не спросите, даже если вы ему фотографию отдадите, он вам не ответит на это вопрос, потому что на этот вопрос вам в состоянии ответить только человек, который смотрит по сторонам и придумает, и никто не скажет, как выглядит бронзулит, из чего он состоит, а это, собственно, куски стекла, это отходы стекольного производства. Мария Карпова: Тяжелый, наверно, можно я?.. Анна Викторова: Очень тяжелый, аккуратно. Мария Карпова: Мамочки, не пугайте… тяжелый… Анна Викторова: Он правда тяжелый. Мария Карпова: Да. Максим Митченков: Бронзулит держишь в руках, между прочим. Мария Карпова: Стекло. Анна Викторова: Да, но дальше Ваша вера в предлагаемые обстоятельства. Максим Митченков: Анна, мы еще раз хотим сказать Вам спасибо огромное, что зашли к нам в гости, что помогли вспомнить этого замечательного режиссёра, новатора Ричарда Викторова, которому бы сегодня могло бы исполниться 90 лет, спасибо Вам огромное! Мария Карпова: Спасибо! Анна Викторова: Спасибо вам огромное за память, и я надеюсь, что он всегда с нами! Мария Карпова: Спасибо! Анна Викторова: Всего доброго!