Актриса Анна Дубровская: Когда есть люди, которые готовы указать что-то неправильное в тебе, через сцену, разумеется, это вызывает только благодарность
Сергей Николаевич: Здравствуйте! Это программа «Культурный обмен» на Общественном телевидении России. С вами Сергей Николаевич.
Мы продолжаем наше путешествие по театральным адресам столицы. И сегодня мы на Старом Арбате, рядом с главной достопримечательностью этой улицы – Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. В этом сезоне как раз Евгению Багратионовичу открыли памятник. Здесь он сидит такой немного грустный и задумавшийся на фоне занавеса с названиями главных вахтанговских спектаклей, включая «Чудо Святого Антония» и «Принцессу Турандот».
Собственно история этого театра и началась 13 ноября 1921 года с премьеры «Чуда Святого Антония». Тогда театр назывался иначе. Это была Третья студия Московского художественного театра, ею как раз руководил Евгений Вахтангов. Руководил недолго, уже в феврале 22-го года он умирает. Но он успел поставить свой самый знаменитый и легендарный спектакль «Принцесса Турандот». Кстати, в честь принцессы Турандот тут тоже есть памятник, точнее – фонтан, украшающий Старый Арбат.
Как известно, «Принцесса Турандот» знала три редакции в истории вахтанговской сцены. Классический знаменитый спектакль 22-го года. Очень успешный звездный спектакль 63-го года, когда Рубен Николаевич Симонов собрал все созвездие вахтанговской труппы. И спектакль 91-го года Гария Черняховского – сложный, тонкий, очень затейливый, затейливо придуманный спектакль, который не имел такого безусловного успеха у зрителей и критики, тем не менее он почти 15 лет продержался в репертуаре театра.
Главную роль в этом спектакле играла молодая, тогда начинающая актриса Анна Дубровская. По всему, это было огромное везение и удача – начать свою карьеру в Вахтанговском театре с роли принцессы Турандот. Тем не менее дальнейший ход событий показал, что это был не случайный подарок судьбы. Анна стала ведущей актрисой театра. Сейчас за ее плечами огромный репертуар классических больших ролей. А все-таки судьбу актеру делают большие роли. И я счастлив, что сегодня Анна Дубровская, заслуженная артистка России, станет героиней нашего «Культурного обмена».
Здравствуйте, Аня.

Анна Дубровская: Здравствуйте, Сергей.
Сергей Николаевич: Когда я сегодня подошел к Театру Вахтангова, первым делом увидел этот памятник. Я его не видел до этого. Мне кажется, он прелестный совершенно.
Анна Дубровская: Хороший.
Сергей Николаевич: И увидел, конечно же, это название – «Принцесса Турандот». И подумал: «Ах, как все здорово совпало! Я сегодня тоже буду говорить с принцессой Турандот, и мы будем загадывать друг другу загадки». Это же была ваша первая роль.
Анна Дубровская: Да.
Сергей Николаевич: Вот первая роль – выйти на сцену Театра Вахтангова и играть принцессу Турандот. Ну, наверное, душа замирала и было страшно?
Анна Дубровская: Не то слово.
Сергей Николаевич: Не то слово?
Анна Дубровская: Не то слово! Душа замирала. И я, конечно, была не готова. Вот я понимаю сейчас, что я была совершенно не готова к масштабу зала, к масштабу этой сцены.
Ну какой опыт у студентки? Я сыграла спектакль, еще будучи студенткой четвертого курса. Вот мы уже заканчивали, последний спектакль в сезоне сыграла я. Михаил Александрович Ульянов пришел и сказал: «Вы будете играть эту роль, но над ней надо еще, конечно, вам поработать. Но вы играть будете, все замечательно». Вот так вот. Сказал о каких-то ошибках.
Но я прекрасно понимаю, что… Я вспоминаю это как какой-то такой сумбур, когда я ничего не понимала, я ничего не видела. Я не слышала своего голоса. Я не понимала, как его надо распределить, как надо распределить пластику, движения на большой сцене. Ну, опыт студента – это год этих выпускных спектаклей на учебной сцене, на сцене учебного театра, маленькой и компактной. И тут вдруг – такое!
Конечно, это для меня было ответственно и страшно. Слов нет. Я не могу даже выразить, что это было для меня. Я не думаю, что этот дебют был удачным. Я не думаю, что это было удачно. Это было в каком-то дыму, все неосознанно.
Сергей Николаевич: Но вы же долго играли.
Анна Дубровская: А потом я играла лет двенадцать.
Сергей Николаевич: Двенадцать?
Анна Дубровская: Или тринадцать лет он шел.
Сергей Николаевич: Он долго был в репертуаре.
Анна Дубровская: Он с 90-го года, он был поставлен в 90-м году. Я ввелась его в 94-м и играла его, наверное, до…
Сергей Николаевич: Вообще это поразительная история. Я сейчас думаю о «Принцессе Турандот», которая появлялась в какие-то такие кульминационные моменты истории. Ну, если вспомнить 22-й год, вот этот военный коммунизм еще… Эти дамы в вечерних туалетах, эти мужчины в смокингах, они шутят. Звучит этот изумительный вальс, который стал таким шлягером того времени.
Анна Дубровская: А в зале сидят голодные матросы.
Сергей Николаевич: Да, голодные матросы. В общем, жестокое время. Мы читаем в воспоминаниях Цветаевой, что тут творилось, на этом самом Арбате. Потом будет 63-й год, спектакль такой блистательной плеяды новых вахтанговцев, которые…
Анна Дубровская: Созвездие, да, созвездие великих. Вообще такой золотой фонд.
Сергей Николаевич: Золотой фонд. Мы его еще застаем, но уже они, естественно, потихоньку сходят и уступают место новому поколению и новой «Принцессе Турандот» 91-го рокового года. И опять принцесса возникает на фоне…
Анна Дубровская: Да, действительно. Я не думаю, что это было специально задумано и обдумано.
Сергей Николаевич: Да-да-да.
Анна Дубровская: Вот где-то из космоса, да?
Сергей Николаевич: Какие-то сигналы подаются.
Анна Дубровская: Идет какая-то исторически закономерная, какая-то такая продуманная линия, да?
Сергей Николаевич: Линия, да. И на самом деле вся история театра выстраивается вокруг более удачных спектаклей и менее удачных спектаклей. Но «Турандоты» – они были такие ключевые, такие культовые, скажем так, спектакли, вне зависимости от того, что писала критика. Я знаю, что «Турандот», которая была поставлена в 91-м году, ну, она не имела какого-то такого единодушного успеха, скажем так, и критика была довольно такая острая на этот спектакль.
Анна Дубровская: На мой взгляд, это очень несправедливо.
Сергей Николаевич: Несправедливо, да. У меня тоже есть такое ощущение. Это был очень тонкий, сложный, тонко придуманный спектакль.
Анна Дубровская: Соответствующий времени – и в декорациях, и в костюмах. Это какое-то странное…
Сергей Николаевич: И в этой атмосфере напряжения и грусти, которая была разлита в этот момент.
Анна Дубровская: Да. Цветовая гамма – черное, белое, острое, все такое жесткое и в то же время красивое, с шармом и со стилем.
Сергей Николаевич: И это был стиль Вахтанговского театра.
Вообще я думаю о том, что начать с этой ноты, начать с «Принцессы Турандот»… Естественно, сразу вопрос: а что потом? Как часто бывает, есть какая-то такая яркая роль, яркий дебют, а после этого – время тишины. Вот что было в вашей жизни?
Анна Дубровская: У меня началось как раз время тишины, и года четыре я играла в театре все, что положено играть молодым начинающим актерам. И играла одну-единственную главную роль – принцессу Турандот. Мне казалось, что все…
Сергей Николаевич: Так и будете играть.
Анна Дубровская: …что, наверное, у меня ничего и не состоится, да. И когда через лет четыре-пять так получилось, что эту «Турандот» стали переносить в старый рисунок, в рисунок 62-го года, потому что очень много ходило споров… Еще в театре тогда был худсовет. И какие-то старики говорили: «Вот он такой мрачный, этот спектакль, а надо сделать спектакль праздничный. Вахтангов задумывал, что это будет оранжево-желто-красные цвета».
Сергей Николаевич: Лимонные, да-да-да.
Анна Дубровская: «Цвета жизни. Давайте перенесем это в тот рисунок». И мы перенесли. И он еще просуществовал какое-то количество времени.
Я не считаю, что это было удачно и правильно. Ну, он все равно существовал и пользовался успехом зрительским. И в какой-то момент, когда переносился он туда, вдруг возникла такая ситуация, что мне предложили роль Адельмы. Это такая…
Сергей Николаевич: Соперница.
Анна Дубровская: Соперница, да. Это такая роль… Ну, это немножечко такой парафраз греческой трагедии, какого-то греческого трагизма.
Сергей Николаевич: Я помню Людмилу Максакову в этой роли.
Анна Дубровская: Да. И когда я в этой роли выступила – ну, мне кажется, это было очень удачно. Это было удачнее, чем то, как я играла Турандот.
Сергей Николаевич: Ну, все-таки прошло уже пять или даже больше лет, да?
Анна Дубровская: Да. И после этого момента произошел какой-то такой слом. Ну, меня увидели как-то по-другому, разглядели как-то по-другому. И вдруг мне начали давать, предлагать большие, хорошие и интересные роли.
Сергей Николаевич: У вас еще, в общем, был достаточно удачный такой дебют в этом хоррор-фильме, в фильме ужасов «Ночной Дозор».
Анна Дубровская: Это позже уже.
Сергей Николаевич: Это все уже было позже?
Анна Дубровская: Это позже, да.
Сергей Николаевич: Потому что какая-то и киноизвестность, и удачные роли в сериалах, и в кино – они всегда как-то стимулируют и твою театральную жизнь.
А вообще скажите… Ведь Театр Вахтангова – это особый такой монастырь со своим уставом, со своими законами, со своими авторитетами, скажем так. А сложно человеку со стороны в него войти?
Анна Дубровская: Новому человеку?
Сергей Николаевич: Новому человеку.
Анна Дубровская: Это целая какая-то неописуемая огромная тема, как это все происходит и как это все переживается. И когда я сегодня вспоминаю, как это было трудно и тяжело, я не понимаю, как это все прошло.
Сергей Николаевич: И как вы все это преодолели, да?
Анна Дубровская: И как я это все это преодолела, да. Потому что я пришла в театр… Ну, труппа была гораздо меньше. Хотя считалось, что это одна из самых больших трупп Москвы. Ну, это у нас сейчас все изменилось. У нас куча, много площадок разных, у нас огромное количество актеров. Я не берусь судить, хорошо это или плохо в творческом отношении, в плане современного существования, пиара, известности, популярности, брендовости.
Я люблю маленькие театры. Ну, это я. Я люблю театр Женовача, я туда хожу и смотрю все спектакли. И мне нравится эта атмосфера вот этого…
Сергей Николаевич: Такая полустудийность?
Анна Дубровская: Полустудийность, да, и какое-то такое абсолютное отсутствие стремления на потребу и на широкого зрителя. Но мой дом – этот. И он сейчас такой. И он совсем другой, нежели тот, каким он был тогда, когда я сюда пришла. Была здесь абсолютная кастовость, вот такая кастовость. И ты приходишь на самые нижние ступеньки.
Сергей Николаевич: Самые нижние ступеньки?
Анна Дубровская: Да. Ты вообще просто пыль.
Сергей Николаевич: Несмотря на то, что играешь принцессу Турандот?
Анна Дубровская: Это ничего не означало.
Сергей Николаевич: Это не влияло абсолютно?
Анна Дубровская: Ну, тут были разные моменты. Я сыграла Турандот, и какие-то люди мне говорили: «Ой, нет. Костюм отдельно, а ты отдельно», – ну, кто-то из обслуживающего персонала. Актеры и руководители таких вещей себе не позволяли. Ну, это театральные вещи, без которых театр не театр. Это понятно.
Нужно войти в эту систему и начать в ней как-то существовать, как-то сохранять себя, свое достоинство, и терпеть, и ждать, и понимать какую-то несправедливость, на твой взгляд