Минимальную зарплату бюджетников хотят повысить

Гости
Ярослав Нилов
председатель Комитета ГД РФ по социальной политике, труду и делам ветеранов
Александр Сафонов
профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Петр Кузнецов: К первой теме нашего первого часа переходим. Минимальную зарплату бюджетников хотят повысить, она должна быть не ниже двух прожиточных минимумов. Так считают по крайней мере в парламенте Северной Осетии, именно его депутаты внесли в Госдуму соответствующий законопроект.

Ольга Арсланова: Нижнюю планку хотят ввести для педагогов и медиков, а также для работников культуры. Главное условие – работа в гос- или муниципальных организациях.

Петр Кузнецов: Вот и все. Дополнительные деньги, да, отдельный вопрос – так вот их на повышение этих зарплат предлагается брать из местных бюджетов, доходы которых «вырастут вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы».

Ольга Арсланова: Внимание, бюджетники, звоните в прямой эфир, нравится ли вам эта идея, или вы видите в ней какие-то подводные камни и возможные проблемы? Ну и небюджетников тоже просим позвонить: не обидно, что вас дискриминируют, нижняя планка для бюджетников будет, а для вас нет? Ну и присоединяйтесь к нашему эфиру, пишите SMS.

А мы приветствуем…

Петр Кузнецов: Как это сделал Ярослав Нилов, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Ярослав Нилов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Вы с коллегами уже, вероятно, получили документ, о котором мы говорим. Что вы о нем думаете?

Ярослав Нилов: Ну, я как представитель фракции ЛДПР всегда выступаю за дополнительные меры социальной поддержки и дополнительные шаги, для того чтобы труд прежде всего недооцененной бюджетной сферы был дофинансирован и был дооценен.

Я бы ставил этот вопрос шире, считаю, что надо не планку для педагогов и для медиков только поднимать, а почему мы забываем про социальных работников? Я считаю, что необходимо говорить сегодня о том, что необходим минимальный размер оплаты труда установить на достойном уровне, и при этом еще освободить от подоходного налога тех, кто получает на уровне 20 тысяч рублей. Кстати, подобный законопроект фракция ЛДПР вносила, но он не нашел поддержки в правительстве и не нашел поддержки у большинства депутатов Госдумы.

Петр Кузнецов: Ярослав, все это здорово…

Ольга Арсланова: …или не очень…

Ярослав Нилов: Эту инициативу депутатов мы из ЛДПР поддержим. Но вот посмотрите аргументацию, которая вызовет сразу же вопросы: предлагается…

Петр Кузнецов: Источники доходы.

Ярослав Нилов: …финансовое обеспечение этого решения сделать за счет тех доходов, которые появятся в результате развития экономики субъекта.

Петр Кузнецов: Да.

Ярослав Нилов: А если не появятся, тогда что они предлагают? Снижать? Это несправедливо, неправильно.

Петр Кузнецов: Ну, в Северной Осетии, видимо, считают, что точно появятся.

Ярослав Нилов: И потом, у кого-то из регионов может появиться, у другого региона не появится. Здесь речь должна идти о федеральном финансировании, о субсидиях из федерального бюджета и о росте заработной платы для наших педагогов, медиков и для других сотрудников бюджетной сферы: это и работники культуры, работники в социальной сфере, сфере занятости, это достаточно большая социальная сфера, где необходимо это предусмотреть. И действительно, давно нам пора ввести минимальную стоимость работа-часа. Сегодня работа-час наших сотрудников недооценен.

Я напомню, что 1,5 года назад подняли МРОТ до величины прожиточного минимума, который не соответствует сегодня реальному прожиточному минимуму, но хотя бы выполнили норму Трудового кодекса, и МРОТ был приведен до прожиточного минимума. Это коснулось порядка 3 миллионов наших граждан, кто работает в бюджетной сфере и получает на уровне МРОТа.

Поэтому полагаю, что данная инициатива должна дать определенный импульс, для того чтобы этот вопрос всесторонне обсудить и все-таки найти решение, для того чтобы наши педагоги, наши врачи, наши учителя, наши работники социальной сферы все-таки получали достойную заработную плату, а не на уровне минимального размера оплаты труда, и не испытывали дискомфорт, когда сегодня, выполняя майские указы, выполняя определенные параметры, искусственно занижают, используют различные механизмы, понижают в должности, для того чтобы средние зарплаты звучали красиво. На самом деле, выезжая в регионы, мы понимаем и знаем, какие реальные зарплаты у среднего медицинского персонала, у врачей…

Петр Кузнецов: Да, Ярослав, мы тоже это знаем, нам об этом рассказывают каждый день не один сотрудник.

Ярослав Нилов: Необходимо повышать заработную плату.

Петр Кузнецов: Ярослав, возвращаясь к этой инициативе, все-таки давайте закрепим: то есть первое, что здесь недоработано, – не прописаны четко источники финансирования?

Ярослав Нилов: Нет, почему? Они предложили источники финансирования, но я полагаю…

Петр Кузнецов: Хорошо, сам механизм, да?

Ярослав Нилов: …которая сложилась, сам механизм требует уточнения и корректировки, это очевидно. Полагаю, что у правительства возникнет очень много вопросов, они сошлются на нарушение бюджетного законодательства, и отрицательная позиция правительства ляжет в основу для партии большинства прежде всего. Мы в ЛДПР поддерживаем.

Ольга Арсланова: Понятно. Идея хорошая, ЛДПР поддержит, а вот насчет остальных…

Ярослав Нилов: Да.

Ольга Арсланова: …далеко не факт, судя по всему.

Ярослав Нилов: Да, время покажет.

Ольга Арсланова: Спасибо вам.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов был в эфире.

Вот ваши SMS. «В регионах учителя ведут по две ставки за 19 тысяч рублей – это нормально?» – пишут нам учителя. В Приморском крае вот что волнует: «Боюсь, как бы не понизили прожиточный минимум, чтобы подогнать под минимальную зарплату». А у нас, кстати, не исключено такое.

Петр Кузнецов: Да, на самом деле очень много опасений, сравнивают уже с исполнением как раз майских указов, о чем Ярослав тоже вспомнил, что тоже непонятен механизм реализации, и все это может действительно привести к такой аналогии исполнения майских указов, если вот эту инициативу в том виде, в котором она вынесена в Госдуму, реализовывать по регионам.

Ольга Арсланова: Давайте тогда о прогнозах поговорим прямо сейчас. К нам в эфир выходит профессор Финансового университета при Правительстве России Александр Сафонов. Александр, ждем вас в эфире.

Александр Сафонов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть противники любых планок минимальных зарплат, они говорят о том, что в рыночной экономике это будет проблемой для самих работников. Чем дороже они будут стоить базово, официально, чем планка эта будет выше, тем проще будет от них, с одной стороны, избавиться, ну не рентабельно, или загрузить их дополнительной работой. Вот очередное повышение МРОТ по большому счету для отдельных категорий не приведет ли к проблемам у вот этих сотрудников?

Александр Сафонов: Ну, вы знаете, во-первых…

Петр Кузнецов: Александр?

Ольга Арсланова: Ждем «во-первых», Александр.

Александр Сафонов: …пользователи, депутаты по одной простой причине: все-таки минимальный размер оплаты труда…

Ольга Арсланова: Вот так у нас иногда и законы некоторые…

Александр Сафонов: …о том, чтобы менять…

Петр Кузнецов: Александр, наверное, наши редакторы сейчас переключат вас на телефонную связь, чтобы мы не прерывались, чтобы мы все поняли.

Александр Сафонов: Да.

Петр Кузнецов: Мы сейчас с вами соединимся уже по телефону.

А пока по телефону у нас Роман, наш телезритель.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Мы знаем, Роман, что вы водитель «скорой».

Зритель: Да, здравствуйте. Вот у нас вот такая проблема творится, ну это повсеместно, что если даже и захотят сделать нам зарплату нормальную, ну как, повысить зарплату…

Петр Кузнецов: В 2 раза.

Зритель: В 2 раза, да. Ну вот смотрите, я получаю сейчас 20 тысяч зарплату.

Петр Кузнецов: О.

Зритель: Из них 13 тысяч зарплата, а остальное премия. Они премии, добавки, все остальное, они уберут эти премии и добавки и сделают 20 тысяч зарплату, и я буду получать то же самое, только по бумагам они сделают больше зарплату.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: А все остальные добавки и премии уберут, будет вот так. И получится, что я получал то же самое, по бумагам я получаю в 2 раза больше.

Петр Кузнецов: Ну да, к вопросу… Об этом, кстати, Ярослав Нилов, наш первый эксперт, говорил, что вот регионам дают задание, он не понимает, как это по регионам. А если не будет дополнительных доходов? Регионам дают задание повысить, регионы говорят: «У нас денег нет. Вот если вы там на оборонку сократите, что-нибудь нам дадите, тогда да, тогда мы этот законопроект как-то исполним».

Ольга Арсланова: Свои предлагают варианты наши зрители. Воронежской области уравниловка не нужна: «Зарплата должна зависеть от результатов труда, то есть чем эффективнее работник, тем выше должна быть зарплата». То есть предлагается конкуренцию эту поощрять в том числе и в бюджетных организациях. Саратовская область, судя по всему, педагог нам пишет: «Нужно вернуть в школах тарифные сетки, иначе прекратить своеволие директоров школ при распределении заработка невозможно». Ну а директор, наверное, считает, что он так эффективность оценивает, разделяет как хочет в зависимости от эффективности сотрудников.

Петр Кузнецов: Точно.

И здесь стоит напомнить еще, что с 1 октября текущего года зарплаты федеральных госслужащих и работников бюджетной сферы уже проиндексированы почти на 4,5%, на 4,3%, а год спустя, то есть 1 октября 2020 года, оклады работников бюджетной сферы, которые не вошли в майские указы, поднимут на 3,8%. Причем вот эта индексация тех самых педагогов, врачей и работников учреждений культуры не затронет.

Ольга Арсланова: Мы приветствуем в эфире профессора Финансового университета при Правительстве России Александра Сафонова. Александр, главный вопрос: как вы относитесь к минимальной планке зарплат для бюджетников и какой она в таком случае, если вам нравится идея, должна быть?

Александр Сафонов: …по одной простой причине: потому что минимальная планка должна быть одна и для всех.

Ольга Арсланова: А, вот.

Александр Сафонов: И везде в мире происходит именно так. А вот для того чтобы не выдумывать велосипед, надо заглянуть в Трудовой кодекс, и там четко, так сказать, определены, скажем так, возможности установления базовых окладов для основных профессионально-квалификационных групп любых профессий и специальностей, уже в Трудовом кодексе это заложено. Правда, это право предоставлено правительству Российской Федерации, которое может это сделать своим постановлением.

Поэтому в данном случае, если бы законодательно внесли предложение, то, которое последовало, оно бы опиралось на действующее законодательство, наверное, проще было бы реализовать. Поскольку мы сегодня пока не видим желания федерального правительства брать на себя вот эти обязательства по минимальным базовым окладам, потому что это предполагает, что вообще все группы должны быть рассмотрены, то есть это и специалисты со средним образованием, и специалисты с высшим образованием, которые встречаются и в здравоохранении, и в образовании, и в культуре, и в других бюджетных отраслях. Это более системное решение, чем вот огороды городить бесконечным количеством МРОТов.

Ольга Арсланова: Александр, у нас многие зрители пишут о том, что нужно вводить тарифную сетку. А разве у нас ее нет сейчас?

Александр Сафонов: Ну, вы знаете, как таковой тарифной сетки нет, безусловно. Она была отменена в 2008 году, и причина ее отмены была связана с тем, что пытались переходить на новые системы оплаты труда, которые должны были быть более гибкие, отражать взаимосвязь заработка не только со статусом и должностью, но в первую очередь с количеством отработанного времени и качеством работы. Но, к сожалению, как показала практика, эта система не дала такого эффекта, на который была рассчитана, поэтому в определенной степени надо, конечно, возвращаться к единой тарифной сетке, с тем чтобы не была такая ситуация, когда 70% заработной платы составляют надбавки, а 30% только оклад.

Ольга Арсланова: И, наверное, последний вопрос, Александр: какое будущее вы прогнозируете этому предложению? У нас зрители предполагают, что будет то же самое, что и с майскими указами, будут переводить сотрудников на полставки или переводить медсестер в уборщицы, – в общем, на бумаге и в реальности будут разные картины.

Петр Кузнецов: Совсем уж пессимисты прогнозируют массовое сокращение тех самых бюджетников, которым обещали увеличение вдвое зарплаты.

Ольга Арсланова: Представляешь, зарплату повысили, а ты уволился, потому что…

Петр Кузнецов: Как отпускные такие.

Александр Сафонов: Вы знаете, я все-таки исхожу из того, что любая система заработной платы может быть эффективна, когда она действительно финансируется по полной программе. Потому что будь то единая тарифная сетка, будь то новая система оплаты труда, да придумайте еще хоть что-то, хоть паровоз вставьте в эту систему оплаты труда, он не поедет, если не давать топливо, а топливо – это все-таки бюджетное финансирование. Поэтому от перемены мест слагаемых сумма там не изменится. Надо просто увеличивать объемы финансирования, закладываемые в бюджет на выполнение обязательств государства по реализации права людей получать бесплатные социальные услуги, вот это самое главное, а все остальное уже вторично.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо за комментарий.

Петр Кузнецов: Спасибо за комментарий. Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Мы переходим ко второй теме.

Кому и на сколько?