Антимигрантские митинги и погромы в Якутии как еще один признак неработающей миграционной политики

На этой неделе в Якутии проходили массовые митинги против приезжих из стран Средней Азии. Причиной стало изнасилование, которое совершил молодой человек из Киргизии. Пострадавшая - 36-летняя россиянка, жительница Якутска.

Волна негодования была такой силы, что подключились власти республики... И успокоили людей...

Анна Тарубарова расскажет подробнее.

«Вот это всё, что твои овощи никто жрать не будет. Понял? Я здесь повешу бумагу: "Сюда не заходить, здесь работает киргиз".Собирай монатки и уезжай в Киргизию», - говорит герой видео, снятого в Якутске.

После того, как в Якутске разнеслась молва о том, человек какой национальности надругался над местной жительницей – такие ролики мгновенно заполонили социальные сети и мессенджеры вместе с призывами не покупать, не постригаться, не садиться в такси – никаких дел с приезжими не иметь. Даже если у них паспорт гражданина России.

«У меня дочь , у меня внучка. Я чё, не такой, как вы что ли?» - спрашивает герой другого ролика.

Пока одни громили палатки и магазины в одиночку, другие звали недовольных мигрантами в центр Якутска. Первый митинг был без разрешения, почти двести человек на площади собрал местный бойцовско-патриотический клуб.

На следующий день власти города и республики встретились с возмущенными жителями в спорткомлексе "Триумф". Арену заполнили под завязку: пять тысяч человек из столицы республик и соседних районов. Общались на якутском.

Сардана Авксентьева, мэр Якутска: «Я сама, как женщина, восприняла произошедший случай очень тяжело. Судя по всему, мы терпели, терпели и вот наше терпение иссякло».

В прошлом году в Якутии, по данным следственного комитета, было совершено 296 преступлений против половой свободы и неприкосновенности. Иностранцами – четыре из них. В республике живут представители 120 национальностей. Большинство мигрантов – из Средней Азии. Но национальный состав республики определить невозможно из-за нелегального трудового рынка – отсюда проблемы в экономике и криминал.

«Подстрекать не надо. Построили армяне, фрукты узбеки дают, киргизы тоже чё-то работают - зачем команду фас давать? Пусть успокоится правительство и пусть тихо живут», - говорит жительница Якутска.

«Я сам узбек, живу здесь 14 лет, я уже гражданство давно получил, я знаю здесь закон, чё надо, чё не надо», - рассуждает мигрант.

«Хорошо не будет дальше, наверно», - заключает житель Якустка.

«Как там говорят? Нет плохой нации. Есть плохие люди. К нам приходят и второй день устраивают истерики, что закрывайте магазины - да долбят даже русских, потому что они работают с киргизами», - жалуется продавец.

Полиция начала массовые проверки строек, торговых центров, общежитий – искали нелегалов. Тем временем сами приезжие, последовав совету тех, кто угрожал, не вышли на работу. Три дня город был как в блокаде – маршрутки не ходили, фрукты не продавались, кафе на замке.

Шухрат Маможанов, владелец гостиницы: «Пистолетом пугали. Давайте закрывайте. Там родители беспокоятся. У меня ни минуты телефон без звонка, звонят – мой сын как? мой дочь как? Беспокоятся же. Поэтому я и не пускаю их на работу».

Во вторник в Якутск приехала делегация из Киргизии. Обещали строже следить за теми, кто отправляется на заработки в Россию - открывать центры домиграционнной подготовки.

Заместитель председателя Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики: «Учитывая глубокую философию якутского народа, которая ориентирована на созидание и проявление великодушия, просим якутский народ принять наши искренние извинения и найти силы в себе продолжить нашу многовекую дружбу, истоки которой восходят к наше древней истории».

Громивших торговые палатки полиция задержала. К концу рабочей недели рынки стали открываться, автобусы и такси вернулись на маршруты.

Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия): «Я рад что правительство Киргизии быстро отреагировало, приехали высокопоставленные чиновники. Они не только извинились перед республикой, но и провели достаточно серьезную работу перед своей диаспорой. Я надеюсь, что таких эксцессов, конечно в будущем не будет возникать».

Но город опустел. Приезжие пока боятся выходить на улицу. Сколько нелегалов выявили проверки, а сколько иностранных работников покинуло республику неизвестно.

Давайте говорить не о том, откуда взялся этот насильник. Давайте говорить о наших российских законах, которые в данном конкретном случае не работают. Почему? Это вопрос к правоохранительным органам.

Андрей Федотов, постоянный представитель республики Саха (Якутия) при президенте РФ, первый заместитель председателя правительства республики Саха: «Вот этот молодой человек, который совершил это страшное преступление, он за январь и февраль совершил больше десятка административных правонарушений. А по закону за два административных он должен быть депортирован. Это о чем говорит? О недостатках миграционного контроля. И таких случаев много. Проблему в целом с организацией работы с миграцией, ее надо решать в целом по стране и на самом высоком уровне, мне кажется».

По случайному совпадению, в эту пятницу власти России объявили о миграционной амнистии для граждан Киргизии. Те из них, кто сейчас нелегально находится на российской территории, могут до 22 апреля спокойно уехать. На границе к ним вопросов и санкций не будет. Потом на законных основаниях можно будет вернуться. В посольстве Киргизии говорят, что с событиями в Якутии эта мера никак не связана.

Понятно, что преступность – вещь интернациональная. Но есть проблема миграции. Кстати, не только наша. Это общемировая головная боль. Нередко нам рассказывают о разбоях и о насилии в странах Европы, а разбойничают и насилуют там не только местные, но и приезжие.

Такие новости, конечно, моментально подхватывают журналисты и пользователи соцсетей. И начинаются волнения. Тут хочется вспомнить слова Владимира Ильича Ленина, что лучший способ решить национальный вопрос – это не поднимать его.

Владимир Волох, профессор Государственного университета управления, почетный работник ФМС России: «Преступность не имеет никакой национальности. Один из основных факторов касается той работы, адаптационной, интергационной, которую должны проводить органы местной власти по отношению к приезжим. На первом этапе вопрос был пущен на самотёк. Стихия захлестнула эту проблему. Поэтому приняла такой негативный резонанс. Если бы вовремя начали работать и с зачинщиками, и с местным населением, такого бы не случилось».

Исходя из статистики МВД, мигранты из Киргизии у нас далеко не самая массовая группа приезжих. Куда больше граждан Узбекистана – почти 4 с половиной миллиона, Таджикистана – больше двух миллионов. Далее идёт Украина. Но эти цифры отражают лишь часть картины. Потому что есть нелегальная миграция, и вот сколько их, нелегалов, не знает никто.