Бензин кончился. Плановый топливный кризис на Дальнем Востоке. Как это так получилось?

Константин Чуриков: Между тем, жизнь подкидывает нам такие истории, что никакой Навальный и не нужен. О ситуации на местах – в нашем любимом формате «С востока на запад».

Дальний Восток. Всю неделю оттуда неслись новости, которые просто изумляли своей нелепостью. «В связи с плановой остановкой работы Хабаровского нефтезавода в трех регионах России бензин кончился». Местные СМИ писали, что на автозаправках возникали драки, а места в очередях продавались за 1–3 тысячи рублей. Ну а участники рынка, как это у нас уже бывало с масками, гречкой и туалетной бумагой, говорили, что люди сами виноваты – приехали и создали ажиотаж.

Ну, к этому стоит добавить, что в Хабаровске на этой неделе был просто собачий холод. Ну а теперь слово Антону Дадыкину.

СЮЖЕТ

– А есть ли смысл стоять?

– Есть! Пока что есть.

– Надо заказывать бензин, чтобы везли.

Антон Дадыкин: В Хабаровске на этой неделе постоять у заправки пришлось очень многим водителям.

– Я тут простоя два с половиной часа. Бензина нет. Второй закончился, сейчас пятым заправлюсь.

– Все рушится, просто все рушится. Это как кровеносная система, и она не работает. План один – добыть бензин.

Антон Дадыкин: Свой план был и у Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. 18 января предприятие закрыло установку по производству самых ходовых марок бензина на ремонт. А перед этим создало двадцатидневный запас топлива для заправок своей сети «ННК». Это более трети АЗС Хабаровска. Но неожиданно ударили морозы. В одном только Хабаровске потребление бензина взлетело в полтора раза – до 750 тонн в сутки.

Резерва хватило на неделю. 26 января в столице края остановились первые заправки. Очереди за бензином достигли максимума в этот понедельник, когда НПЗ, вопреки собственному плану, не смог запуститься на полную мощность.

– Говорят, что плановый ремонт. Какой тут может быть план? Если плановый, то он организовывается. А это анархия, да и все.

– По другим проезжались, смотрели – там нет. Либо километровые очереди стоят.

Антон Дадыкин: Автомобили выстраивались к заправкам «Роснефти» – у нее свой НПЗ в Комсомольске-на-Амуре. Компания, по официальным данным, подняла розничные цены в среднем всего на 30 копеек за литр. Но, как утверждает Приморский топливный союз, отыгралась на оптовиках – для них бензин подорожал на 20%. В ответ несетевые заправки накинули на каждый литр топлива в среднем по 2 рубля.

– Это сговор картельный против жителей города Хабаровска и Дальнего Востока.

– Бензин заканчивается. Ребенок в школу сегодня не пошел из-за этого.

Антон Дадыкин: Мэрия Хабаровска в последний момент сумела предотвратить крах пассажирских перевозок. По просьбе администрации одна из сетей АЗС согласилась заправлять автобусы по специальным картам и без очереди. С проблемами столкнулись и таксисты-частники.

– Спрос очень большой на такси. И цена, естественно, выросла из-за этого – намного, почти в два раза, если не в три даже.

– Это, конечно, абсурд, бред. Я не знаю, куда смотрят вообще наше правительство.

Антон Дадыкин: Прокуратура края в среду приступила к проверке деятельности руководства НПЗ и правительства региона. Администрация сообщила: еще с 29 января ее специалисты ежедневно инспектируют каждую заправку «ННК» в Хабаровске.

Михаил Дегтярев, временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края: Как только у нас начался ажиотажный спрос и резервы начали иссякать, мы запросили у Правительства России из Росрезерва дополнительный бензин. Сегодня ночью первый состав прибыл и выгружен, первые 400 тонн поступили в продажу уже.

– А что остается делать? Пообещали, говорят: «Вагоны идут». А где они?

Антон Дадыкин: Сбить ажиотаж в четверг не помогли ни бензиновый поезд из Росрезерва, ни объявление о том, что Хабаровский НПЗ уже сутки в полном объеме отгружает топливо, но только 92-й марки. В Интернете появились предложения о продаже мест в очереди на любой АЗС или бензина от перекупщиков – по двойной цене.

– Администрации АЗС сделали бы ограничения на отправку топлива в одни руки, просто достаточно до 40 литров. А не так, как сейчас происходит – по 150–200 литров закупаются.

– Я сегодня просто встала и разрыдалась. Я посмотрела, как людей бьют. Я посмотрела, как за бензином этим мы тут стоим и унижаемся в 48 градусов мороза. Если это и есть великая страна, то это просто стыдно.

Антон Дадыкин: Сеть «ННК» – это более 200 заправок в шести регионах Дальнего Востока. Следом за Хабаровским краем дефицит бензина ощутили Приамурье и Приморье.

– Если есть бензин, то наблюдаю очереди. Если нет бензина, то наблюдаю пустые заправки с табличками.

– Заправляюсь 98-м вместе 92-го. Лишь бы заправиться. Плевать, сколько стоит.

Антон Дадыкин: К концу недели очереди на дальневосточных заправках стали сокращаться, но не исчезли совсем, особенно в Хабаровске. Хотя регион принял новые составы с бензином из Ангарска, Ачинска, Омска и Сургута.

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза: По объему производства Дальний Восток дефицитен. Привезти объемы из субъектов, которые находятся в какой-то более или менее логистической доступности, очень дорого, потому что расстояния очень большие. Еще с апреля было разработано Министерством энергетики постановление, проект постановления о субсидировании ж/д-тарифов для отгрузок топлива на Дальний Восток. И все сроки уже просрочены. Другой вариант какой? Повышение розничных цен? Тогда будут проходные дополнительные объемы, тогда не будет дефицита.

Антон Дадыкин: В воскресенье очередей на АЗС в Хабаровске уже не было, но бензин 95-й марки в городе по-прежнему найти сложно.

Антон Дадыкин, Антон Примачев, ОТР.

Константин Чуриков: Вот так на ровном месте из ничего сами создали себе проблему. Действительно, никакой Навальный не нужен, все своими руками. А сейчас еще один комментарий участника рынка.

Павел Баженов: Не были сделаны соответствующие запасы. В принципе, здесь, конечно, большие вопросы и к менеджменту компаний, и к менеджменту субъектов федерации. Мы вошли в электоральный цикл, понимаете, и допускаете то, что сейчас в Хабаровске произошло – это как бы какая-то профнепригодность администрации региона. По-другому это назвать невозможно. Ну нельзя просто на ровном месте допускать такие волнения. И понятно, что… Людей здесь тоже можно понять. Ну нет топлива на заправках. Ну куда?

Константин Чуриков: Это слова не политика, а это слова эксперта по топливу. Это он напоминает властям, что те входят в электоральный период. Ну а бензин – во всех смыслах штука взрывоопасная.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)