Что пообещали Дальнему Востоку? И что для региона уже сделали?

Константин Чуриков: Главное событие недели – Восточный экономический форум. Он проходил с четверга по субботу в столице Приморья, ну и, как всегда, был посвящен налаживанию нормальной жизни на Дальнем Востоке.

Что важного предложили людям федеральные власти – об этом узнаем у моей коллеги Ольги Арслановой, всю неделю она была во Владивостоке. Ну и вот что об итогах форума нам рассказала.

Оля, привет! Ну что? Что самого важного было сказано на Восточном экономическом форуме? Давай выделим три главных заявления.

Ольга Арсланова: Костя, ну конечно же, центральное событие этого экономического форума – это выступление президента Владимира Путина. Одно из немногих мероприятий во время пандемии, на которое президент приехал лично, а точнее – приплыл. На остров Русский он приплыл на катере главнокомандующего Тихоокеанского флота. Это было очень эффектно. И далее провел пленарное заседание.

Основная тема – это развитие Дальнего Востока. По мнению Владимира Путина, у Дальнего Востока огромный потенциал, и регион может стать центром привлечения капитала. Но для начала самое важное – это остановить отток населения. На огромной территории живет всего 6% от всего населения России. Вот что заявил президент.

Владимир Путин, президент РФ: Если бы было так хорошо, как бы нам хотелось, чтобы люди это ощущали, что им хорошо, приезжали бы сюда, а не уезжали. Наша историческая задача заключается в том, чтобы не только сохранить людей на тех территориях, которые осваивались нашими предками на протяжении столетий, а приумножить. Нужно развивать производственные мощности, создавать рабочие места, обеспечить доходы людей. Это ключевая вещь, это совершенно очевидно. И пользоваться надо тем, что есть. Действительно, ресурсы выделяются немалые. Нужно их эффективно использовать. Это правильно абсолютно.

Константин Чуриков: Но для этого, чтобы привлечь людей, все-таки нужно им, наверное, дать работу, привлечь капитал. Вот как это сделать?

Ольга Арсланова: Да. Тут так сложилось, что вокруг региона страны не только с большим населением, но и с очень быстрыми темпами экономического развития. И вот такое выигрышное географическое положение может привлекать инвесторов, в том числе и зарубежных. Ну и для бизнеса, конечно же, нужны определенные льготы, для того чтобы этот бизнес создавал рабочие места. Так вот, Владимир Путин сообщил: те бизнесмены, кто будет работать на Курилах, получат налоговые каникулы на десять лет.

Владимир Путин: Это значит, что действующие здесь параметры налоговой нагрузки, стоимости заемного капитала, скорости и качества государственных услуг для бизнеса должны быть глобально конкурентоспособными, как я только что сказал, лучшими – не лучше, а лучшими – во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Речь идет о компаниях, которые не просто регистрируются на Курилах, а реально работают на островах, строят здания, предприятия, нанимают сотрудников.

Константин Чуриков: Ну а все-таки о прозе жизни – о реальных проблемах людей – что было сказано? И какие рецепты, решения этих проблем даны были?

Ольга Арсланова: Как раз об этом много говорилось. Честно признавали эксперты, что есть проблемы у Дальнего Востока. И в первую очередь это социальные проблемы. Вице-премьер Юрий Трутнев, говоря об инвестициях в Дальний Восток, назвал их высокорентабельными и быстро окупаемыми. Но результат в первую очередь должны ощущать сами жители, то есть уровень их доходов, уровень жизни должен вырасти. А пока что он ниже среднероссийского. Вот что Юрий Трутнев заявил о том, какие проблемы социальные нужно решать.

Юрий Трутнев, заместитель председателя Правительства РФ: В числе наиболее острых проблем, которые называют дальневосточники, неизменно числится высокая стоимость потребительской корзины. Например, на Чукотке она составляет около 30 тысяч рублей, в Камчатском крае – более 25 тысяч, при среднем значении по России в 16–17 тысяч рублей.

Константин Чуриков: Оля, а зарплаты какие? Потребительская корзина вот такая. А зарплаты?

Ольга Арсланова: Ну, общеизвестно, что есть северные надбавки, дальневосточные надбавки. Но местные жители говорят, что очень часто работодатели находят способы обойти вот эти правила. Например, устанавливают оклад пониже – и в итоге зарплата недотягивает даже до среднероссийской. Да, официальные зарплаты вроде бы считаются высокими, по Росстату, а по факту во Владивостоке 35–40 тысяч рублей – это средняя зарплата. А цены довольно высокие.

Ну, скорее всего, какие-то проблемы будут решены по итогам форума. Вообще известно, что контрактов заключили примерно на 4 триллиона рублей. И если жители увидят часть из этих денег, то будет здорово.

Константин Чуриков: Спасибо большое. Ждем тебя через неделю уже в этой студии, в Москве, в прямом эфире. Ведущая ОТР Ольга Арсланова всю неделю во Владивостоке на Восточном экономическом форуме.

И это еще не все. Перед правительством, губернаторами и бизнесом на форуме были поставлены конкретные задачи, заниматься которыми надо уже сейчас. Первая и самая главная – у Владивостока должен появиться новый город Спутник. Это не фигура речи, он так и будет называться – Спутник. Вот как раз то самое место в 30 километрах от Владивостока, его уже выбрали. На создание города потребуется 100 миллиардов. Туда планируют привлечь для начала 50 тысяч человек населения. И таким образом, как рассчитывает правительство, Владивосток, Спутник и соседний город Артем сольются в первую в регионе агломерацию с населением более миллиона человек. А это – новые рабочие места и возможности для экономики.

Второе: запланировано масштабное обновление городов и поселков с учетом интересов их жителей. Список населенных пунктов уже составлен.

Третье: льготная ипотека под 2% будет расширена. Право на ее получение будет у учителей и врачей, независимо от возраста. Раньше давали только молодым.

Четвертое (и тоже важное): запланирована серьезная модернизация социальных объектов. Тут и школы, и больницы, и ФАПы, и почты. И на все это выделят десятки миллиардов рублей.

И пятое: дешевые авиабилеты должны быть весь год доступны для всех жителей Дальневосточного округа. Президент поручил создать систему автоматического выделения субсидий на льготные авиаперевозки. Это позволит увеличить число авиарейсов между Дальним Востоком и остальной страной.

А вот что из ранее поставленных задач удалось сделать к сегодняшнему дню. Крупные проекты на Дальнем Востоке – в нашей короткой справке.

– Судостроительный комплекс «Звезда». Первая в России верфь для крупнотоннажных танкеров высокого ледового класса, они помогут увеличить грузопоток по Северному морскому пути. Сейчас идет строительство второй очереди предприятия.

– Магистральный газопровод «Сила Сибири» транспортирует топливо из Чаяндинского месторождения на амурский завод и в Китай. Он способен пропускать до 38 миллиардов кубометров газа в год. В конце августа был зафиксирован рекорд по суточной поставке топлива.

– На Чукотке действует единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция. Она не только производит электроэнергию, но и хранит отработанное ядерное топливо.

– Автомобильный мост через Амур соединил города Благовещенск и Хэйхэ. В мае прошлого года Минстрой разрешил запустить объект в эксплуатацию, но из-за коронавируса мост пока не открыт.

– Ну и наконец, «Восточный» – первый и единственный российский гражданский космодром. На его счету уже десять пусков, в том числе четыре в текущем году. В следующем году планируется завершить вторую очередь космодрома – пусковой комплекс для ракеты «Ангара».

Константин Чуриков: На каких условиях люди были бы готовы переехать на Дальний Восток? Небольшой видеоопрос в Нижнем Новгороде и Челябинске.

ОПРОС

Нижний Новгород

– При определенных условиях – да. Достойная зарплата. Съемное жилье, которое оплатил бы работодатель. Ну и, конечно же, интересная работа.

– Если бы там квартиру предоставили – возможно, да.

– Я люблю свой город, я отсюда никуда не уеду.

– Если будут условия, работа – почему бы и нет? Это хорошая зарплата, стабильность какая-то. Что еще нужно?

Челябинск

– Если кто-нибудь так возьмет, даст, подарит еще и «подъемные», то тогда можно будет переехать.

– Нет, не готова. Почему? Ну, наверное, территориально далеко. И больше устраивает, наверное, природа нашей полосы.

– Я особо не знаю, какие там условия. Я не владею информацией о Дальнем Востоке.

Константин Чуриков: Для тех, кто не владеет информацией, репортаж Ольги Арслановой о том, как сегодня выглядит Владивосток и какие там возможности.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: В мир больших финансов, на экономический форум ведет этот мост с простым названием – Русский. Именно он изображен на двухтысячной купюре. Это самый длинный в России вантовый мост – почти 2 тысячи метров. И, пожалуй, самый красивый. Именно его можно назвать символом современного Владивостока.

Раньше на остров Русский добирались на пароме – романтично, но неудобно. Теперь здесь хорошие дороги, по которым в кампус дальневосточного университета приехали 4 тысячи гостей экономического форума из 60 стран. От деловых сессий их отвлекал панорамный вид на Японское море. Он привычен доценту ДВФУ, экономисту Максиму Кривелевичу.

Максим, наверняка вы с вашей профессией где угодно могли работать.

Максим Кривелевич, экономист, доцент Дальневосточного федерального университета: Так и есть.

Ольга Арсланова: Почему Владивосток? Почему вы здесь живете и работаете?

Максим Кривелевич: Уникальное место, центр мира. Нужно в Токио? Один час. Нужно в Сеул? Один час. Нужно в Индонезию? Без пересадок. Нужно в Штаты? До Штатов тоже близко. И при этом есть какое-то ощущение города постоянного движения, постоянного развития.

Ольга Арсланова: Я выглядываю из окна и вижу, что здесь очень красиво. Еще один аргумент.

Максим Кривелевич: Здесь действительно очень красиво. При полном отсутствии общего архитектурного стиля – сопки, море, какой-то уникальный климат, дружелюбный к человеку. Здесь хочется жить. И мы можем здесь сделать новый Сингапур.

Ольга Арсланова: Пока Владивосток на Сингапур не похож. Небоскребы строить нельзя из-за сопок. Большие пробки. Автомобиль тут есть почти у каждой семьи. Самые популярные – что очевидно – японские. Правда, дороги хороши не везде. Некоторые спешно отремонтировали в ночь перед форумом. Цены на жилье – на уровне ведущих столиц мира. Продукты дороже, чем в Москве, причем даже морепродукты, поставщикам их оказалось выгоднее продавать за рубеж. Жители города рассказывают и о других минусах Владивостока. Правда, и о плюсах тоже.

– Холодно. Добираться тяжело, конечно. Главная проблема – это авиация.

– Климат трудный. А люди хорошие.

– Я коренной приморец. Нравится? Конечно. Все доступно, все рядом.

– И люди, конечно, богатство Приморья. Как Путин называл, что первопроходцы мы все.

Ольга Арсланова: Владивосток – город молодой и быстро меняется. Еще в начале прошлого века здесь в злачных кварталах Миллионки жили 20 тысяч китайцев. Это был город в городе, с десятками магазинов, ресторанчиков, со своими банями и даже театрами. Сегодня Миллионка – богемный район. Здесь престижно иметь офис, а вечерами в барах и кафе много молодежи.

Это Приморский океанариум, один из самых больших в мире, точно самый большой в России. Еще один рекорд: один из самых длинных и богатых на виды рыб глубоководных тоннелей, здесь 68 видов.

Прогулка по всему океанариуму займет часа четыре. А дети проводят здесь целые дни. Для них есть уроки палеонтологии, которые проходят прямо в залах. Многие современные обитатели океанариума идентичны плавающим поблизости – в Японском море.

Елена Поддубная, начальник отдела связи с общественностью Приморского океанариума: Знаменитая рыба – желтоперая рыба-собака. Чем она знаменита? Тем, что из нее готовят то самое легендарное блюдо, которое называется «фугу». На самом деле это не рыбы, а это технология приготовления очень ядовитых рыб.

Ольга Арсланова: А совсем рядом – дикий пляж. У берега можно набрать устриц, но только по закону – не больше семи штук в одни руки. Вода здесь прозрачная, воздух чистый, вокруг сопки, с трех сторон города заливы, рядом темно-зеленые острова. Местные жители говорят, что этим летом была особенно теплая погода и много туристов. И когда смотришь на дальневосточный закат, то понимаешь – почему. Наверное, это и есть, как говорят экономисты, та самая инвестиционная привлекательность.

Ольга Арсланова, Анна Дубовенко, Ирина Трофимова, Андрей Терехов, Вячеслав Воробьев, Владивосток, ОТР.