Деньги из вируса. Кто на чём заработал? Кому вирус - кому бонус

Константин Чуриков: В четверг Владимир Путин сообщил, что Россия не планирует вводить тотальных ограничений и останавливать экономику. «Несмотря на все трудности, властям, – сказал президент, – удалось сохранить макроэкономическую стабильность. Да, ВВП по итогам упадет на 4%, – кстати, это меньше, чем во многих других странах, в том числе и в развитых, – зато через год у нас будет быстрый рост».

Владимир Путин, президент РФ: Мы четко понимаем, как нужно действовать, и поэтому не планируем вводить тотальные ограничительные меры, запускать так называемый общенациональный локдаун, когда экономика, работа бизнеса фактически полностью останавливается.

Спад экономики у нас будет, конечно, но он будет значительно меньше, чем в других странах. Это будет где-то в пределах примерно 4% в этом году. В следующем году мы планируем минус 4,2%. Ну, не планируем, а ориентиры такие. А через год уже будет явный рост, в том числе будет и рост профицита. В целом я скорее настроен оптимистично, чем пессимистично, и рассчитываю, что наши потенциальные партнеры это оценят.

Константин Чуриков: На заявление о том, что тотального карантина не будет, многие наши граждане отреагировали как обычно – побежали в магазины запасаться продуктами.

В пятницу крупный сервис объявлений опубликовал результаты своего опроса. По нему, 21% сейчас активно закупаются продуктами питания про запас, на всякий случай. Еще 12% покупают и другие товары, потому что боятся, как бы не прикрыли непродовольственные магазины.

Правда, в тот же день зам. министра торговли Виктор Евтухов назвал это исследование нерепрезентативным и сказал: «Никакого ажиотажа в супермаркетах нет. Более того, спрос даже немного упал, потому что доходы потребителей снизились».

Зато они выросли у целого ряда отраслей экономики. Не этой неделе мы попытались посчитать, кто в каком плюсе от коронавируса. Как говорится – кому пандемия, а кому мать родная. Ну и даже при падающих доходах потребителей некоторые участники рынка чувствуют себя превосходно. Вот смотрите, во сколько раз и что растет.

Продажи медицинских масок в этом году продемонстрируют рост в 85 раз! Это прогноз Минпромторга. А может статься и больше, потому что, например, с этой недели Роспотребнадзор объявил по всей стране всеобщий масочный режим в местах большого скопления людей.

Идем дальше. Производители антисептиков почти в пять раз нарастили спрос на продукцию. Оборот интернет-доставки вырос в три раза (ну и вообще все, что с Интернетом связано). Как-то скромно на этом фоне выглядят фарминдустрия и аптеки: рост продаж лекарств только на 11%. Ну, возможно, нам чего-то недоговаривают.

Мереке Ульманов – о том, как делают деньги из вируса.

СЮЖЕТ

Москва

– Я за заказом.

– Продиктуйте номер заказа, пожалуйста.

– Сейчас скажу.

Мереке Ульманов: В магазин Ксения теперь ходит только за продуктами, все остальное покупает в Интернете.

Ксения Орлова, жительница Орлова: Сейчас я покупаю там практически все, начиная от техники – я не знаю, электрические зубные щетки, пылесос, робот-пылесос очень-очень хотелось – и заканчивая кофе.

Мереке Ульманов: Продажи в этом интернет-магазине в пандемию выросли почти втрое. В сутки поступало по 160 тысяч заказов. В марте, когда компании начали уходить на удаленку, россияне, кроме гречки, заказывали наушники, мышки для компьютеров и офисные стулья. А в апреле, видимо, устав сидеть дома, принялись за ремонт.

Мария Заикина, заместитель генерального директора по связям с индустрией компании OZON: Это были дрели, отвертки, какие-то аксессуары для декорирования дома и так далее. Весь апрель и весь май, конечно, пользовались повышенным спросом все товары повседневные, то есть это бытовая химия, я не знаю, подгузники, детское питание, и, конечно, все, что связано с досугом, прежде всего с детским и с семейным, то есть это какие-то настольные игры.

Мереке Ульманов: Это три самых популярных товара в своих категориях, которые люди в пандемию чаще всего заказывают на OZON. Из свежих продуктов это бананы. В категории «продукты питания» – вода, а еще кофе. И среди товаров повседневного спроса лидирует туалетная бумага.

Новосибирская область, Новосибирск

Мереке Ульманов: Раскупают и очистители воздуха. Спрос на них по сравнению с прошлым годом вырос почти в три раза и не падает до сих пор.

Дмитрий Трубицын, директор по развитию группы компаний по производству и продаже очистителей воздуха: Компактное устройство. Его производительность – в районе 120 кубометров в час. Забирает воздух с улицы, от всего очищает и подает в помещение.

Мереке Ульманов: Чтобы выполнить все заказы, этой новосибирской компании даже пришлось открыть новый цех и нанять еще 100 работников.

Дмитрий Трубицын: У нас есть и профессиональные системы очистки и обеззараживания воздуха, и спрос на них возрос максимально. В какие-то периоды это был многократный – десятикратный, практически двадцатикратный – рост количества запросов на наше оборудование.

Липецкая область, Липецк.

Мереке Ульманов: В июне, когда самоизоляция почти закончилась, россияне заинтересовались новыми средствами передвижения. Например, в Липецке сразу разобрали все электросамокаты. При этом стоят они недешево – в среднем 16 тысяч рублей.

Дмитрий Мазалов, руководитель велосалона: В этом году сезон сам по себе сдвинулся. И спрос, конечно, был выше. Электросамокаты, возможно, могут заменять сейчас общественный транспорт. И добираться до работы, например, на них – это, может быть, более безопасный способ.

Мереке Ульманов: Андрей на электросамокате ездит на работу. По времени то же, что и на общественном транспорте, зато не надо толкаться в тесном автобусе.

Андрей Навражных, владелец электросамоката: В плане отдаленности от людей это намного лучше в нашей сложившейся ситуации. Это в любом случае лучше и для здоровья, потому что больше на свежем воздухе находишься.

Республика Татарстан, Казань

Мереке Ульманов: В этом казанском ателье на пандемии тоже заработали. Раньше здесь шили вечерние платья, ну а весной они стали никому не нужны, и взамен дорогим нарядам в мастерской начали шить именную домашнюю одежду: халаты, тапочки, полотенца с вышивкой «Лучшему мужу» или «Любимому сыну». Цены – до 5 тысяч рублей. И дела идут в гору. Месячная выручка – 300 тысяч рублей. Это в два раза больше, чем год назад.

Гульнара Загрутдинова, руководитель студии персональной вышивки: Когда уже открыли торговые центры, мы почувствовали небольшой спад заказов. А сейчас, именно с октября, когда уже повысилось число заболеваемых, люди начали больше волноваться за свое здоровье – и у нас опять небольшой подъем в заказах.

Мереке Ульманов: Именные халаты и тапочки покупают по всей стране, были заказы даже из Мексики и США. Так что в ателье пришлось взять на работу еще одного сотрудника.

Мереке Ульманов, Леонид Куликов и Борис Репин, ОТР.

Константин Чуриков: Кстати, кроме нужного, люди еще покупали много всякой ерунды, как всегда, в момент ажиотажа. Маркетологи это называют спонтанными покупками.

Николас Коро, член совета Гильдии маркетологов: Не нужны нам яйцеварки с мультисистемой и 50 способами варки яиц. Не нужны нам термометры, которые одновременно и погоду за окном меряют, и у нас, и у наших домашних питомцев, и в квартире. Ну не нужно нам это! Но мы покупали, потому что это хоть как-то разнообразило жизнь.

Константин Чуриков: Ну, это мы, можно сказать, про мелочи рассказывали. Но есть у нас в стране люди, которые очень хорошо заработали на пандемии. И масштабы прибыли там совсем другие.

Евгений Коган, президент инвестиционной группы «Московские партнеры», профессор НИУ ВШЭ: Первые, кто заработал на этом деле, – это прежде всего банки и брокеры. Дело в том, что мощное снижение процентных ставок, которое привело к тому, что собственно депозиты в банках стали практически приносить отрицательную доходность, привело миллионы людей на биржу. Соответственно, брокерские компании получили миллионы активных счетов.

Тема номер два – это наши девелоперы. У них сегодня очень много заказов, очень много покупок недвижимости. Так что, ребята… Я не скажу, что они гребут лопатой, но, по крайней мере, зарабатывают сегодня неплохо.

Константин Чуриков: А вот кто сегодня гребет лопатой – только не у нас, а в мире.

Один из главных выгодоприобретателей – американская корпорация Amazon. Она продает товары и услуги через Интернет – а это едва ли не лучший способ во время самоизоляции. На этой неделе Amazon выпустила отчет за третий квартал: выручка увеличилась более чем на треть – до 96 миллиардов долларов. Компания стремительно расширяется, с начала года она набрала более 400 тысяч новых сотрудников. А ее владелец Джефф Безос стал на треть богаче, чем в начале пандемии.

Американская биотехнологическая компания Moderna, один из лидеров мировой гонки за вакцины от COVID, нарастила выручку в два раза – гораздо больше, чем ожидали эксперты.

Ну а одной из самых успешных компаний мира в этом году, вероятно, станет американская Zoom Video Communications – разработчик популярного приложения для видеоконференций. В этом году с ним поневоле познакомились практически все российские школьники и студенты во время дистанционки. Только за первое полугодие выручка Zoom выросла в четыре раза – до 1 миллиарда долларов США.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)