Дирижёр Владимир Федосеев получил специальную премию «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства

На этой неделе в Большом театре наградили лауреатов специальной премии «Золотая маска». Её вручают за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Почетную награду получили не только актёры и режиссёры, но и дирижёр Владимир Федосеев. Он руководил постановками опер Чайковского в миланском театре «Ла Скала», а в Вене ставил «Кармен» и «Бориса Годунова». Почти полвека Владимир Федосеев возглавляет Большой симфонический оркестр имени Чайковского. На репетиции легендарного коллектива побывала корреспондент ОТР Маргарита Твердова.

Музыканты без галстука - скрипачи в джинсах, флейтисты в свитерах. Большой симфонический оркестр репетирует в домашней обстановке. Немецкую классику - симфонии Иоганнеса Брамса - играют под руководством классика российского. За дирижёрским пультом Владимир Федосеев. Любовь к музыке у него с самого детства. В блокадном Ленинграде, когда было страшно выйти из дома, в семье маленького Володи весь день работал приёмник. Сам он учился играть на отцовском баяне - сначала на слух.

И карьеру дирижера начинал в оркестре народных инструментов.

Владимир Федосеев, дирижёр, народный артист СССР: «Я счастлив, что я начал с народной музыки. Вся музыка классическая, она строится на народной музыке. Возьмите Мусоргского, возьмите Бородина. Возьмите Чайковского».

Через полтора десятка лет дирижёр оставил народный оркестр, чтобы играть классику. Без малого 10 лет он жил на 2 страны и на 2 симфонических оркестра - Венский и российский, имени Чайковского.

Этот старейший симфонический коллектив России Владимир Федосеев возглавляет уже 45 лет. объехал с ним лучшие мировые сцены. Маэстро знает - концерт удался, когда в зале тихо и кажется, что он пустой. А лучший помощник дирижёра - вовсе не палочка, а собственные руки.

Владимир Федосеев, дирижёр, народный артист СССР: «Мне надо было дирижировать двухтысячным хором в Стокгольме, Реквием Верди с Паваротти, с великими певцами, я стал палочкой дирижировать, и меня хор не видел и не понимал, большие, длинные расстояния визуально. После этого я думаю: зачем я дирижирую палочкой. А руки, любой хор, любой музыкант понимает движение руки».

Сейчас Владимир Федосеев не только музыкант, но и преподаватель. В академии имени Гнесиных учит юных дирижёров, в оркестре помогает музыкантам.

Сергей Булгадарян, музыкант Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского: «Владимир Иванович нас вдохновляет своей любовью к делу и к нам, старается донести до нас, что нельзя быть безразличным … чем бы ты ни занимался в жизни, ты должен гореть этим».

Каждый выход на сцену для дирижёра - момент творчества. Одно и то же произведение всегда звучит по-новому.

Владимир Федосеев, дирижёр, народный артист СССР: «Я иногда даже не узнаю себя по радио. Идёт запись, играю я, но я не знаю, что это я, а когда кончается сочинение, фамилию называют, вот тебе на, как же так. Это загадочная профессия, понимаете».


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты