Для чего в регионах в день выборов президента назначают референдумы?

Уже вторую неделю в СМИ мы слышим о планах городов и муниципальных образований провести референдумы в день выборов президента. То есть 18-го марта - параллельно с основным голосованием. Инициируют это разные местные общественники и депутаты.

В большинстве регионов россиян хотят спросить о школе: пятидневка или шестидневка нужна. Должны ли ученики носить форму. В Татарстане намерены узнать отношение жителей к преподаванию татарского языка в качестве обязательного. Во многих регионах анонсировали референдумы о планах благоустройства.

Ну, и свежая новость от мунициальных депутатов московского района Якиманка. Они предложили референдум по переносу памятника Ленину с Калужской площади в парк искусств "Музеон".

Что за активность такая? И почему референдумы понадобились именно 18-го марта?

Юлий Нисневич, доктор политических наук, профессор департамента политической науки Высшей школы экономики: "Это классическая советская система мобилизовать граждан. Мы вам подачки сделаем, вы приходите, вам будет весело, хорошо, а выборы - это само собой. Одна из таких примочек - это попытаться провести референдумы в регионах. Чтобы люди как бы пришли на референдумы и одновременно - на голосование. Я думаю, все равно это не поможет. Более того, здесь произойдет еще одна вещь. Мало того, что люди к выборам интерес потеряли, так еще и к референдумам отношение еще ухудшится".

В среду - по поводу этих общественных инициатив высказалась глава Центризбиркома Элла Памфилова. По её словам, 18 марта никаких референдумов на избирательных участках быть не может... Это незаконно. В других помещениях - пожалуйста, а вот на избирательных участках - нет.

Ну, и вернёмся к школьному вопросу, который так хотят задать общественники. Пятидневка или шестидневка? Как удобнее детям и их родителям? И где эта проблема стоит особенно остро? Елена Тимонова - о выборах выходного дня.

Младшие классы спешат домой после уроков. Когда выйдут старшеклассники - на улице будет уже темно. В условиях полярной ночи солнца нет круглые сутки или оно появляется на пару часов. Называя детей маленькими рабами, родители написали петицию об отмене учебы по субботам.

Анна Ковалевская, житель Мурманска: "Уже долгое время наблюдаю за своим ребенком, за режимом дня, который складывается у него. Мне просто по-родительски жалко здоровье и жалко то, что ребенок в принципе в течение всей недели не имеет времени для отдыха".

Нет времени на отдых, на прогулки с семьей, помимо уроков дополнительные кружки и репетиторство - с Анной согласились многие родители. Их поддерживают и врачи.

Александр Квиринг, психиатр-невропатолог Мурманска: "Ученики, которые живут за полярным кругом, имеют особенности - люди испытывают ту или иную депрессию. Снижено настроение, повышена утомляемость. Появляется раздражительность, нервозность".

Областные чиновники о проблеме знают. Но этим вопросом не занимаются. Как пояснила губернатор Марина Ковтун - в законодательстве не прописано единых стандартов.

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: "Каждая школа имеет право и возможность установить тот режим работы, за который выступают или большинство учащихся этой школы или родители. Но это не вопрос субъекта федерации и не вопрос муниципалитета".

Впрочем, родители в Мурманске уверены - школы не будут брать на себя ответственность что-то менять. Поэтому решать вопрос намерены на федеральном уровне. Петицию уже направили президенту, главе Рособрнауки и в Госдуму. Тем более, что против шестидневки выступают не только на Крайнем Севере.

В Иркутске всего одна школа из 73, где есть пятидневка. И то - только для начальных классов.

Настя Геронская, ученица 4-го класса: "Я уже третий год учусь по субботам и не могу привыкнуть. Пять дней в неделю я учусь со второй смены, а в субботу мне приходится вставать в семь и идти к восьми в школу на три урока. И мне это очень трудно".

Перейти на пятидневку школы, даже если захотят, не смогут: не хватает места. В классах сегодня - минимум по 30 человек. И каждый год учеников в Иркутске становится больше на три-четыре тысячи.

Александр Костин, начальник департамента образования администрации Иркутска: "В прошлом году на 1 сентября было 73 тысячи, то в этом году - 76 тысяч".

Специалисты подсчитали: чтобы все школы Иркутска смогли перейти на пятидневку и работать только в одну смену, нужно построить 60т новых учебных заведений. А получается строить не больше двух школ в год. Такими темпами в Иркутске перейдут на пятидневку только через 30 лет.

А в Татарстане еще в начале учебного года родители выступали за то, чтобы дать детям два полноценных выходных. Петицию подписали 20 тысяч человек.

Евгений Каневских, отец ученицы начальных классов: "Закономерный просто вопрос: зачем мы учимся 11 лет? Мы учились 10 лет, мы учились и в субботу тоже. Третий класс был последним, теперь у нас четыре класса начального образования, так зачем в субботу-то учиться?"

Учителя объясняют - все дело в школьной программе. Им нужно успеть ее выполнить. А в Татарстане еще обязательно изучение национальных предметов.

Ирина Гаврилова, учитель начальных классов: "Нагрузка у нас 26 часов в неделю для детей, большая для детей. И уроки у нас расписаны таким образом, чтобы дети у нас не перенагружались. Я за то, чтобы дети учились шесть дней в неделю".

Тем не менее, многие лучшие школы России работают по пять дней в неделю. Среди них и школа в Александровске - единственная в Мурманской области, где не учатся по субботам.

В принципе уже и так понятно, что дети хотят учиться пять дней. И родителям это удобнее. И зачем тогда референдум? На этой неделе мы беседовали с учителями. И многие сказали, что это просто попытка заболтать вопрос. А реальная проблема - в другом.

Ольга Ярославская, директор общеобразовательной школы Москвы №1298: "Проблема - не в пятидневке и не в шестидневке. Это то, что лежит на поверхности потребителя. Извините, что я так родителей называю, но они - потребители. Это то, что им понятно. Проблема вообще - глубже лежит. Можно и на четырехдневку уйти. Можно. Повысив эффективность преподавания, не снижая качество обучения и используя новые образовательные стандарты. Так вот в новых стандартах на первом месте - личные результаты ребенка. Так о чем мы говорим?"


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты